СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное занятие по теме «Протянем птицам добрые руки», 5класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие по теме «Протянем птицам добрые руки», 5класс»



Тема: «Значение птиц в природе и жизни человека»

Цели урока: показать значение птиц в природе и их практическое значение для человека, необходимость охраны и заботы о птицах

Прогнозируемый результат: ученики должны уметь

  • называть значение птиц в природе и жизни человека, мероприятия по охране птиц;

  • приводить примеры видов птиц, играющих определенную роль в природе;

  • характеризовать причины сокращения численности отдельных видов птиц;

  • обосновать необходимость охраны птиц.

Задачи урока:

1) изучить разнообразное значение птиц в природе и их практическое значение для человека; обосновать необходимость охраны птиц.

2) воспитывать бережное отношения к природе, экологическое, эстетическое воспитание.
3) развивать самостоятельную деятельность и критическое мышления учащихся на основе работы с различным информационным материалом: учебником, дополнительной литературой, мультимедийной презентацией, видеосюжетами.

Оборудование:

Демонстрационный материал: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, электронный конспект урока, авторские видеофильмы, выставка книг и дисков о птицах.

Раздаточный материал: информационные листы, рабочие листы для учащихся.

Тип занятия: комбинированный

Педагогические технологии, используемые на уроке: 

Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, групповой деятельности, развивающего обучения, развития критического мышления, информационно-коммуникационные технологии.

Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной и письменной формах; аргументировать свою точку зрения; р. — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач; предвидеть конечные результаты работы; выбирать средства достижения цели; п. — устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать и делать выводы на основе сравнений; передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи; работать с натуральными объектами; л. - формировать и развивать познавательный интерес к изучению биологии, элементы экологической культуры; осознавать значимость птиц в жизни человека.

Планируемые результаты: характеризовать роль птиц в природных сообществах; осознавать важность знаний о птицах для хозяйственной деятельности человека; охрана птиц.

Оборудование: учебник, проектор, экран, магнитная или интерактивная доска, таблицы и иллюстрации по теме урока, карточки с заданиями.

Этапы занятия:

  1. Вызов – 5 мин.

  2. Осмысление.

  1. Работа с информационным листом №1. – 7 мин.

  2. Значение птиц в природе и жизни человека. – 10 мин.

  3. Причины сокращения отдельных видов птиц. Работа с информационным листом № 2. – 5 мин.

  4. Охрана птиц.

  1. Рефлексия. – 3 мин.


Ход урока: Здравствуйте, ребята! Сегодня проводим внеклассное занятие. Чтобы назвать тему нашего занятия задам несколько подсказок.

  • Эти животные населяют все материки и большую часть островов земного шара. Они живут везде, где есть растения и животные, пригодные им для пищи: в лесах, горах, на лугах и болотах, в степях, тундрах и пустынях. Есть виды, которые большую часть жизни проводят в открытом море. В настоящее время в мировой фауне известно свыше 9000 видов. Они наиболее разнообразны в тропических лесах, а в суровых условиях Арктики и Антарктики видов немного, но они представлены большим числом особей. Без них природа мертва. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Мы привыкли к соседству с ними, привыкли видеть и слышать их.

  • Эти животные летают (+), плавают (+), издают звуки (+), бегают (+), зимуют с нами (+), улетают зимой в теплые края (+)

  • Раздел зоологии , который изучает этих животных называется орнитология

  • Тело покрыто перьями (+)

  • Есть клюв (+)

  • Отыскивают птицу с помощью клюва и ног (+)

  • Перья на хвосте отличаются особой длиной (+)

Включить ребус

Как вы догадались по ответам, речь на занятие пойдет о птицах.

I. Вызов.

На Земле примерно обитает 9000 видов птиц, в нашей стране более 700

В настоящее время на территории республики зарегистрированы 417 видов. которые по характеру пребывания распределены следующим образом: оседлые - 72, перелетно-гнездящиеся - 215, пролетные - 37, зимующие - 6, залетные - 86. Больше всего в Бурятии гнездящихся видов (две первые группы) и они составляют 68,8 %.

Через Байкальский регион пролетает не менее 70 % северных видов птиц. Во время весенних и осенних их миграций можно увидеть более половины арктических, тундряных и северотаежных видов Евразии.

За 20 веков исчезло 70 видов птиц. За 21 век может исчезнуть 1200 видов!!!



Этот День посвящен птицам и празднуется в мире уже более 100 лет?

По некоторым данным День Птиц впервые был проведен как массовый детский праздник в США в 1894 году.

В России День Птиц стал проводиться с 1927 года, и в первом празднике приняло участие 65 тысяч человек.

Этот праздник ежегодно отмечается весной. Назовите дату этого праздника

1 апреля весь мир отмечает Международный день птиц. В этот день мы вспоминаем о наших друзьях и помощниках.

Как вы думаете, почему ежегодно отмечают день птиц?

Сегодня мы поговорим о птицах знакомых и незнакомых, далеких и близких соседей по планете. Каждый вид птиц по-своему чудесен, удивителен и ПОЛЕЗЕН? Вы согласны с этим?

О чем же пойдет речь сегодня на уроке, сформулируйте его тему. Говоря о значении птиц нельзя не затронуть вопрос об их охране. Следовательно, какова будет полная формулировка темы нашего урока?


А теперь постарайтесь дать полное название нашего занятия. Птицы их роль в природе и жизни человека. Охрана птиц.

Протянем птицам добрые руки

2 страница интерактивного конспекта. Шторка!

Какова же цель нашего занятия?


II. Осмысление..

3 страница интерактивного конспекта.

В начале нашей совместной работы по достижению поставленных целей вам предстоит познакомиться с текстами в информационных листах № 1. На листе 2 текста, определитесь в паре, кто какой будет читать. Прочитав внимательно информацию, подумайте, каково значение описанных в нем птиц в природе или в жизни человека, запишите сформулированные выводы одним предложением. На работу – 3 минут. Всем понятно задание? Вы можете общаться друг с другом в паре, можете позвать меня на помощь.

Время самостоятельной работы истекло. Кто желает поделиться с нами полученной информацией. (Заслушиваются высказывания отдельных учеников).

Значение птиц в природе:

1.     Ограничивают рост растений

2.    Содействуют опылению растений.

3.    Способствуют распространению плодов и семян.

4.     Ограничивают численность других животных (беспозвоночных, грызунов и т. д.)

5.   Служат кормом для других животных (птиц, пресмыкающихся, млекопитающих.)


2. Значение птиц в природе и жизни человека.


1. Промысловые и домашние птицы поставляют мясо, яйца, пух.

2.    Насекомоядные и хищные птицы уничтожают вредителей сельского хозяйства.

3.  Птицы сталкиваются с самолетами, приводя к авиакатастрофам.

4.   Эстетическое и научное значение.


3. Причины сокращения отдельных видов птиц.

Человек давно и достаточно широко использует пернатых, зачастую не думая о последствиях. Не потому ли численность отдельных птиц резко сокращается. А какие причины приводят к этому? Давайте познакомимся с информацией в листах №2. Информация развернутая, вы должны найти в ней ключевые слова и сформулировать выводы о причинах сокращения численности птиц. На выполнение его 3 минут.

Итак, давайте подведем итог этого этапа нашей совместной работы. Каковы же причины сокращения численности птиц в природе. (Заслушиваются ответы учеников).

Причины сокращения численности отдельных видов птиц:

  • изменение естественных мест обитания птиц;

  • истребление птиц ради мяса, пуха, перьев;

  • уничтожение птиц домашними животными;

  • распространение инфекций;

  • загрязнение окружающей среды.

Ребята, обратите внимание: во всех случаях люди являются прямой или косвенной причиной гибели птиц.

4. Охрана птиц. Презентация

Регламентация охотничьего промысла птиц. Охота разрешается только в определенные сроки, обеспечивающие нормальное размножение птиц.

Что может сделать каждый человек, в том числе и школьник для охраны птиц? Подумайте и запишите в рабочие листы ваши предложения по охране птиц. Понятно задание? На работу 3 мин

«Птичья столовая».

  • Разложите корм, соответствующий птицам. 

    Воробьи→пшено
    Снегири→ягоды рябины

Голуби→семена подсолнечника
Клесты→семена шишек
Синицы→кусочек сала


Подсолнечник. Его предпочитают синицы, снегири, поползни и другие птицы. Это самый универсальный вид корма!

Хлебные крошки (белый хлеб). Придётся по вкусу синицам, воробьям, и многим другим птицам. Важно: нельзя класть в кормушку чёрный хлеб! Из-за него у птиц могут возникнуть проблемы с пищеварением!

Несоленое сало, сырое мясо. Его предпочитают насекомоядные птицы, остающиеся зимовать – синицы, поползни, дятлы

Просо, пшено. Привлечет на кормушку овсянку. Если нет другого корма, пшено едят и другие птицы.

Рябина, шиповник. Подойдут таким зимним гостям, как снегири, свиристели

Семечки арбуза, дыни, тыквы очень любят синицы. Важно: семечки нужно раздавливать, иначе синички затрачивают слишком много сил, и даже ломают клювы!


Конечно, люди уже много делают для спасения птиц, и все-таки это лишь первые шаги. Но за ними – большая дорога, по которой, я думаю, должен пройти каждый из нас, спасая своих пернатых соседей по планете.

III. Рефлексия.

Достигли ли мы целей поставленных в начале урока? Давайте вернемся к ним. Все ли нам удалось? Как изменились вы в течение урока? Что нового узнали?


5. Вывод


Можем ли мы представить мир без птиц? Нет. Нам без них не обойтись. Птицы – друзья нашего детства. Птицы - вестники радости. Каждый год они приносят нам на крыльях весну. Птицы - верные наши помощники, защитники лесов и полей, садов и огородов. Птицы- это красота и тайна .

Подарите птицам свою любовь и заботу. Пришла весна, ожила вся природа. И птицы, зимующие и перелетные, начинают жить новой жизнью, наполняют веселым шумом леса, парки, водоемы, образуют пары, возможно, какая-нибудь птичья парочка совьет себе уютное гнездышко в скворечнике, сделанном учениками нашей школы. Помните, охрана птиц – дело каждого человека!



В тексте, который вы сейчас прочитаете, затаилось восемь птиц. Отыщите их названия.

Восемь птиц

Девочка устроила столовые для птиц. Во двор она вошла, убрала в углу мусор. Оказалось тут удобное, вообще голое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей. Другая столовая - высоко. лучше для мелких птичек, а над ней - ветки дерева. Только надо прибегать к лестнице, иначе чёткая подкормка не получится, кормушку не достать.

Ответ: ворона, сорока, щегол, сойка, сокол, чекан, клёст, чечётка.



На доске выкладывают кластеры после прочтения информационных листов

:если полностью уничтожить водоплавающих , то может начаться гибель рыбы от глистных заболеваний; ведь они в первую очередь ловят ослабленную рыбу, зараженную червями-паразитами, потому они приносят рыбному хозяйству больше пользы, чем вреда.

2. Птицы оказывают существенное влияние на жизнь природных сообществ. В сообществах они играют роль организмов:

  1. производителей органических веществ;

  2. потребителей органических веществ;

  3. разрушителей органических веществ.

3. Положительная роль птиц в жизни растений состоит в том, что они:

  1. поедают листья;

  2. распространяют плоды и семена;

  3. разрушают кору;

  4. поедают почки.

4. Птиц нужно охранять, так как они:

  1. поедают ягоды и семена;

  2. участвуют в почвообразовании;

  3. обитают на деревьях;

  4. регулируют численность насекомых.

5. Хищных птиц нельзя уничтожать, так как они:

  1. уничтожают грызунов и больных животных;

  2. служат основной пищей крупным хищникам;

  3. плохо размножаются;

  4. питаются главным образом растениями.

6. Для охраны лесных птиц нужно:

  1. сооружать гнезда;

  2. выкармливать птенцов;

  3. отстреливать всех хищников;

  4. подкармливать птиц зимой.



Приложение:

Информационный лист №1

Значение птиц


Используя приведенный ниже информационный материал, подумайте, каково значение этих птиц в природе или в жизни человека. Запишите сформулированные выводы одним предложением в рабочие листы.





По данным зоолога Порша, около 2 тысяч видов птиц способны питаться нектаром цветов и опылять их. Основными опылителями являются колибри и нектарницы. Колибри – самые маленькие птицы на земле, весят они всего лишь 1,6-2 грамма. Питаясь нектаром, они высасывают его с помощью трубкообразного языка.








Бо льшой пестрый дятел без особых усилий выдалбливает дупла, вскрывает ходы короедов. В желудке дятлов находили до 150 вершинных короедов. Дятел упорен и педантичен, он любит все доводить до конца. Если уж взялся лечить дерево, не успокоится, пока не освободит его от врагов. Вот как описывает писатель М. Пришвин работу дятла. «Дятел, очевидно, выслушал осину, как доктор, понял пустоту, оставляемую червем, и приступил к операции извлечения червя. Пока он долбил свою дырку, червяк прошел выше: дятел ошибся. И в третий раз и в четвертый. Нетолстый слой осины походил на свирель с клапанами. Семь дырок сделал хирург-дятел и только на восьмой захватил червяка, вытащил и спас осину».

Осенью и зимой дятла привлекают семена хвойных деревьев, которые он выклевывает из шишек. Птицы предпочитают сами отрывать их и приносить к дереву, где есть удобная расщелина или вилка между двумя ветвями. Засунув туда шишку, дятел выбирает из-под чешуек крепким клювом семена.

Дятел истинный благодетель для многих мелких птиц: скворцов, синиц, поползней – словом, для тех, кто устраивает гнезда в дупле. В условиях острого жилищного кризиса дятел бескорыстно предоставляет им квартиры.



Несомненно, полезны для человека и хищные птицы, во множестве уничтожающие мелких грызунов -- вредителей полевых культур и распространителей многих инфекционных заболеваний (чумы, желтухи и др.).












Информационный лист №1

Значение птиц


Используя приведенный ниже информационный материал, подумайте, каково значение этих птиц в природе или в жизни человека. 



Из птиц, связанных с древесной растительностью очень полезны синицы. Наиболее распространенная большая синица добывает пищу, не только осматривая листья, ветки, стволы и пни, но и долбя кору, гнилые сучья. Везде выискивает она насекомых и их яйца и личинки. Ловит синица насекомых и на лету, а нередко собирает корм и на земле. Десятки видов различных насекомых поедают эти резвые подвижные птички.







Ле том серая куропатка истребляет большое количество вредителей: улиток, слизней, клопа-черепашку и почти недоступных для других птиц куколок лесной пяденицы. Расправляясь с вредителями из животного царства, куропатка не менее активно ведет борьбу на втором фронте – против сорняков. Представители этого племени более многочисленны и, увы, более живучи, чем культурные растения. Куропатки – часть нашего богатства. Истребляя вредных насекомых и семена сорняков, они являются надежными помощниками человека в борьбе за урожай. И, кроме того, в период осеннего отстрела части птиц люди получают вкусное и питательное мясо.





На многих диких птиц существует промысловая и спортивная охота. Промышляют в основном куриных птиц (куропаток, рябчиков, тетеревов, фазанов), а из водоплавающих -- уток и гусей. Гага -- крупная морская утка -- гнездится на побережьях северных морей. Она выстилает свое гнездо толстым слоем пуха. Гагачий пух отличается большой мягкостью, упругостью и очень малой теплопроводностью.

Птичий помет, содержащий большое количество солей азота и фосфора, служит прекрасным удобрением. В местах гнездования большого количества птиц иногда скапливается настолько много помета (гуано), что его разрабатывают промышленными методами.
















Информационный лист №1

Значение птиц


Используя приведенный ниже информационный материал, подумайте, каково значение этих птиц в природе или в жизни человека. Запишите сформулированные выводы одним предложением в рабочие листы.



Со ловьи начинают петь тотчас же по прилете из теплых стран. Поют только самцы. Вначале это песня бодрости и весеннего возбуждения пред встречей с подругой, которая, прилетев позже, легко находит своего друга по голосу. Песней соловьи приманивают новую подругу, если старой нет. Кроме того, песня служит сигналом, что участок занят: соловьи никогда не гнездятся близко друг от друга, группами, а всегда только попарно.

Известный ученый, профессор Д.Н. Кайгородов так отзывался о соловье: «Маленькая серенькая птичка с большими черными глазами. Великолепный, не имеющий себе равных певец. Любимец майской ночи, очаровывающий своими бесподобными песнями даже самые жестокие сердца и очерствелые души. Художник-музыкант, вдохновитель поэтов всех времен и народов»

В период выкармливания птенцов соловьи уничтожают много вредных бабочек, слепней, мух и их личинок. Мухи составляют до 35% корма птенцов.






На  сороку люди издавна в обиде. Она и пустомеля и сплетница, приносящая самые невероятные известия на своем хвосте. Она и воровка, наделенная страстью к блестящим вещам. Длиннохвостые стрекотуньи – птицы всеядные. Но основным кормом им служат насекомые-вредители: хрущи, долгоносики, щелкуны, проволочники, пилильщики, клопы-черепашки. Истребляют сороки еще и грызунов – мышей и полевок.





Птичьи перья имели очень большое значение в истории культуры, так как ими пользовались для письма со времен Римской империй до середины прошлого века. До сих пор мы называем ножи «перочинными» и пишем изделиями из стали, которые по традиции называются перьями.













Информационный лист №1

Значение птиц


Используя приведенный ниже информационный материал, подумайте, каково значение этих птиц в природе или в жизни человека. Запишите сформулированные выводы одним предложением в рабочие листы.



Ра нняя весна, на грядках зеленеет лук, и сразу же в огороде появляется воробей. Сядет на грядку и начинает щипать перья молодого лука, иной раз и луковицу вытащит из земли. В конце лета стая бродяг-воробьев налетает на поле подсолнухов, усаживается на шляпки и давай клевать семечки. А то залезают в сад и набрасываются на поспевшие ягоды. Их устраивает и малина, и клубника, и смородина. Все ясно, категорически утверждают многие. Воробей – разбойник и тунеядец, живущий за чужой счет. Но, позвольте, возражают другие. В период вскармливания птенцов воробьи – полезные птицы. В общей добыче воробьев почти 84% насекомых - вредители садов, полей, огородов и лесов. Удалось подсчитать, что пара полевых воробьев, выкармливая двух птенцов в течение одного дня (8-15 раз в час), приносит им около 500 насекомых.




С

Лебедь-шипун


птицами роднит людей давнишняя дружба. Человек всегда любовался красотой птичьего полета, восторгался предельным совершенством крыла, восхищался лебединой верностью, бесстрашием сокола, наслаждался пением соловья. Нас удивляют чудесные навигационные способности голубей, их загадочные инстинкты и более сложное, нежели у зверей, поведение. О любви народа к птицам свидетельствуют памятники, воздвигнутые пернатым, это видно по поэзии, музыке, по народным пословицам,

поговоркам:

  • «Птица видна по полету»,

  • «Лучше синица в руке, чем журавль в небе»,

  • «Красна птица пением, а человек умением»,

  • «Грач на горе – весна на дворе»,

  • «Слово не воробей вылетит - не поймаешь».














Информационный лист №1

Значение птиц


Используя приведенный ниже информационный материал, подумайте, каково значение этих птиц в природе или в жизни человека. Запишите сформулированные выводы одним предложением в рабочие листы.



Сколько летает человек, столько длится конфликт самолетов и птиц. Начало его зарегистрировано в 1910 году. Аэроплан пролетал над заливом Лонг-Бич в Калифорнии. Он столкнулся с чайкой. Повреждения были столь серьезные, что самолет стал неуправляем и упал на берег. Пилот погиб.

Как показывает опыт, птица размером с утку прошибает пуленепробиваемое ветровое стекло кабины толщиной в три сантиметра. Это эквивалентно давлению в 300 тысяч атмосфер.





Де нь-деньской без устали, трудятся в осеннем лесу кедровка. Выбирает из шишек самые хорошие семена и заботливо прячет их впрок. Кладовые из кедровых семян она устраивает на земле под мхом, лишайниками, в каменистых россыпях, под корой и в дуплах деревьев. При запасании корма кедровка собирает орехи в горловой мешок. В нем находили до 120 орешков кедра! Птицы запоминают места своих кладовых и зимой находят, раскапывают их, проделывая в снегу ходы до 60 см. Часть запасов кедровки не используют, семена в них прорастают. Тем самым ореховка играет большую роль в расселении кедровой сосны. Возобновление кедровой сосны на гарях происходит исключительно с помощью этой птицы.






Информационный лист №1

Значение птиц


Используя приведенный ниже информационный материал, подумайте, каково значение этих птиц в природе или в жизни человека. Запишите сформулированные выводы одним предложением в рабочие листы.



Св ою добычу ласточки, как правило, ловят в воздухе. Обычно они, как и стрижи, не гоняются за отдельными летающими насекомыми, а проносятся сквозь скопления толкущихся в воздухе мелких насекомых и поглощают всех, кто попадется на пути. Подсчитали, что одна ласточка за лето вылавливает до миллиона различных насекомых, преимущественно вредных. Большая польза от них людям. Наблюдая за ласточками и их повадками, люди составили себе примету: «Ласточки низко летают над землей – к дождю и ветру». И это действительно так. Изменение атмосферного давления очень тонко улавливается животными. Многочисленные насекомые, чувствуя непогоду, затаились в траве, а если и летают, то очень низко. Вот ласточка и ловит их над самой землей или прямо с травинок подхватывает.





Пр иручение птиц произошло в глубокой древности. Предком всех современных пород домашних кур был один вид – банкивкая, или кустарниковая, курица, распространенная в лесах Юго-Восточной Азии. Одомашнивание произошло в Индии за несколько тысячелетий до нашей эры. В Европу куры завезены в античное время. Кур разводят для получения мяса, яиц, перьев. Есть бойцовые петухи и декоративные куры. Если дикие банкивские куры откладывают 12-15 яиц в год, то современные яйценосные породы – 200-300 яиц и при этом несутся почти ежедневно. Человек одомашнил около 10 видов птиц, кроме кур, это – утки, гуси, индейки и др.






Птичий помет, содержащий большое количество солей азота и фосфора, служит прекрасным удобрением. В местах гнездования большого количества птиц иногда скапливается настолько много помета (гуано), что его разрабатывают промышленными методами.













Информационный лист №1

Значение птиц


Используя приведенный ниже информационный материал, подумайте, каково значение этих птиц в природе или в жизни человека. Запишите сформулированные выводы одним предложением в рабочие листы.



В баснях, сказках и пословицах кукушке явно не повезло. На первый взгляд для этого есть достаточные основания. В самом деле, что же это за мать, которая подкладывает яйца в гнезда других птиц, возлагая на них хлопотливую обязанность высиживать и выкармливать приемышей. Отложив на земле яйцо, кукушка берет его в клюв и, подлетев незаметно к гнезду какой-либо птички, подкладывает туда. И все же кукушка очень полезная для леса птица. Она никогда не портит ни семян, ни ягод, а вредных насекомых истребляет тысячами. Особенно важно, что она уничтожает волосатых гусениц шелкопрядов (насекомые из отряда бабочек), от которых отказывается большинство других птиц. Бедствия от шелкопрядов неисчислимы. Они губят сады и леса на огромных территориях, объедая листья. За длинный июньский день кукушка съедает больше тысячи гусениц, спасая леса, парки и сады.






Совы – ночные хищники. Они нападают на птиц и зайцев. Но главный объект их промысла – грызуны. Сипуха, например, за год съела 1407 мышей, 143 крысы, 7 летучих мышей, 5 крольчат, 375 воробьев, 23 скворца, 24 другие птицы, 4 маленькие ящерицы, 174 лягушки, 25 крупных ночных бабочек, 52 сверчка и немного других насекомых, главным образом жуков. В среднем каждая сипуха за год поедает около 1200 грызунов.








Птичьи перья имели очень большое значение в истории культуры, так как ими пользовались для письма со времен Римской империи до середины прошлого века. До сих пор мы называем ножи перочинными и пишем изделиями из металла, которые по традиции называем перьями.












Информационный лист №1

Значение птиц


Используя приведенный ниже информационный материал, подумайте, каково значение этих птиц в природе или в жизни человека. Запишите сформулированные выводы одним предложением в рабочие листы.




Хи щных птиц обычно обвиняют во всех грехах, причем больше всего достается коршуну. Его имя стало синонимом всего хищного и злого. Но так ли он виновен? Да, коршун нападает на птиц, поедает лягушек, ящериц, рыбу. Виновен! И все-таки другая чаша весов все-таки перевешивает. Оказывается главная его пища совсем иная! На первом месте в его рационе стоят суслики, полевки, мыши, крысы, тушканчики, хомяки. Если же мышевидных грызунов не хватает, коршуны переключаются на крупных насекомых, слизней, прудовых моллюсков. В желудке одного коршуна обнаружили как-то 426 жуков-кузек. Сколько хлеба он сохранил! Не следует забывать и о санитарных заслугах коршунов: они поедают падаль, способствуя оздоровлению местности.




Пе репела – промысловые птицы, издавна являются предметом охоты, так как имеют ценное питательное мясо. Диетическим продуктом являются и перепелиные яйца. Мясо и яйца этой птицы подавались как успокаивающее средство Ивану Грозному.

Объектами промысловой охоты являются и другие куриные: рябчики, тетерева, куропатки, глухари.




Бердвотчеры

Орнитологические туры являются одним из самых распространенных видов экологического туризма в мире. Они охватывают тысячи людей самых разных возрастов, специальностей и профессий.

Сотни бердвотчеров (путешествующих любителей птиц) странствуют по всему свету. Орнитологический тур особенно развит в западноевропейских странах, странах Северной Америки, из азиатских стран — в Японии.

Россию с ее несметными природными богатствами туристы экологи посещают еще мало, несмотря на то, что в разных уголках страны есть удивительно загадочные районы, достойные их внимания. К их числу относится Байкал.


















Информационный лист №1

Значение птиц


Используя приведенный ниже информационный материал, подумайте, каково значение этих птиц в природе или в жизни человека. Запишите сформулированные выводы одним предложением в рабочие листы.




Грачи – непременные спутники земледельцев. При сохе и плуге – ходили за ними, а сейчас столь же уверенно стайками движутся за трактором. Что же ищут они? Червей, а больше всего – жуков и других насекомых и их личинки. Когда однажды обследовали желудки 66 молодых грачей, там нашли 2033 различных насекомых и среди них 76% вредных.

Грачи приносят и вред. Кое-где портят посевы – выкапывают зерно и молодые всходы.







Начинай серенаду, скворец!

Сквозь литавры и бубны истории

Ты – наш первый весенний певец

Из березовой консерватории.

Н. Заболоцкий


Разумеется, пение не единственная заслуга скворца. Целый день он трудится, истребляет вредных насекомых. В течение дня скворцы десятки раз посетят выгоны, сады, лес, огороды, поле и везде найдут корм, пролетая по 75 км в день. За месяц семья скворцов может истребить 24 тысячи насекомых и их личинок. Не преминет скворец полакомиться и полевыми слизнями. Нелегок труд скворца. Летом можно увидеть, как утомленный полетами, он нередко лежит в траве, отдыхая и набираясь сил.

Скворцы большие мастера вокального искусства. Но они освоили еще один жанр – музыкальную пародию. И способны так ловко копировать чужие голоса и песни, что нередко вводят в заблуждение людей. Зоолог В.В. Строков рассказывал о скворце, высвистывавшем позывные московского радио «Широка страна моя родная», так как вырос в скворечнике возле репродуктора. Во Франции известны скворцы, которые могут высвистывать «Марсельезу».















Информационный лист №1

Значение птиц


Используя приведенный ниже информационный материал, подумайте, каково значение этих птиц в природе или в жизни человека. Запишите сформулированные выводы одним предложением в рабочие листы.





Готовясь к зиме, сойка целыми днями запасает желуди, пряча их в мох, под опавшую листву и в корни деревьев. Но не все запасы использует она – часть забытых желудей растаскивают грызуны, а часть весной прорастает. Тем самым сойка играет большую роль в расселении дуба.






В природных сообществах, являясь частью цепей питания, птицы играют роль потребителей органического вещества. Кормом для растительноядных птиц (утки, куропатки, клесты, кедровки, сойки) могут служить различные части растений: листья, плоды, семена, почки. Большую группу составляют насекомоядные птицы: ласточки, стрижи, соловьи, кукушки и др., для которых кормом служат различные виды насекомых. Хищные птицы питаются маленькими зверьками, рыбой, земноводными, их жертвами в первую очередь становятся больные и ослабленные животные, грифы питаются падалью. Поэтому хищные птицы являются своеобразными санитарами природы.


Аист Б


Информационный лист № 2.


Причины сокращения численности отдельных видов птиц


Прочитайте приведенную ниже информацию и сделайте выводы о причинах сокращения численности птиц


  • Изменение естественных мест обитания: вырубка лесов, распашка степей, осушение болот, пожары лесные и степные – одна из основных причин резкого сокращения численности птиц. Дрофа в 50-е годы прошлого века в большом количестве обитала в степях республики, в дальнейшем при распашке земель под пашни, эти птицы перестали гнездиться. Тем самым сократили резко свою численность, и дрофа была занесена в Красную книгу Бурятии. В настоящее время на нашей территории количество дрофы увеличилось, так как территория естественных ландшафтов увеличилось. Многие поля человек не использует, не распахивает.


  • Полярная утка-гага, имеющая самый теплый пух, весной устилает им гнездо и накрывает яйца. Люди собирают этот пух для своих целей, убивают взрослых птиц. Сейчас гаги занесены в Красную Книгу, находятся под охраной государства в Кандалакшском заповеднике.



  • В эпоху географических открытий люди переселялись на другие материки, острова, завозя вместе с собой своих домашних питомцев: кроликов, собак, кошек, свиней. Эти животные в поисках пищи, а иногда и жилья, разрушали гнезда, норы птиц, поедали яйца, птенцов, да и взрослых птиц. Так на островах и в Австралии обитало множество нелетающих птиц. Кошки явились причиной исчезновения 20% видов птиц этих мест. Вместе с людьми и их питомцами на вновь открытые земли переселялось множество инфекций, подавляющее большинство из которых оказалось губительным для животных этих земель.


  • В настоящее время из-за загрязнения окружающей среды в цепи питания животных, в том числе и птиц, вошло множество ядовитых веществ: ДДТ (дуст), тяжелые металлы (ртуть, свинец и т. д.), повышенное содержание радиоактивных нуклидов и т.д. Все вещества, постепенно накапливаясь в организмах животных, вызывают у них хронические заболевания, мутации и уродства у потомства. Так, например, ДДТ уже обнаружен в яйцах пингвинов; ртуть, накапливаясь в организме водоплавающих птиц (гуси, утки), вызывает слепоту и другие увечья. Загрязнение морей и океанов нефтью и продуктами ее переработки приводит к гибели большого количества птиц, так как маховые перья теряет летательные свойства, птица не может взлететь. Перья и пух слипаются, вода легко проникает к коже, и птицы гибнут от охлаждения.















































 


  1. Самая большая птица в мире? (Страус).

  2. Птицы, размножающиеся зимой? (Клёст.)

  3. Эту птицу называют болтушкой? (Сорока).

  4. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – 15 см.)

  5. Когда температура тела воробья ниже – зимой или летом? (Одинакова.)

  6. Эту птицу называют пернатой кошкой? (Сова).

  7. Какой город носит название хищной птицы? (г. Орел). 8. Назовите птицу, которая умеет летать хвостом вперед, задним ходом и боком. (Колибри) 9. Какие птицы не высиживают яиц? (Кукушки.) 10. Какие птицы могут преследовать автомобиль? (Страусы)

1. Самая тяжелая и крупная птица степей. Занесена в Красную книгу? (Дрофа). 2.У кого самый удивительный нос? (У клёста - крестом, у фламинго - бумерангом.) 3. У какой птицы крылья покрыты не перьями, а чешуей? (Пингвин). 4. Эта птица самая маленькая в мире, может опылять растения? (Колибри). 5. Птица с абсолютно чёрным оперением? (Ворон.) 6. Самая маленькая птица нашей страны. (Королек) 7. Какую птицу называют лесным доктором? (Дятел) 8. Какая птица не боится лютых морозов и выводит птенцов при температуре – 60-70 градусов? (Императорский пингвин). 9. Ползающие птицы? (Поползень.) 10. Какая птица не садится ни на землю, ни на воду, ни на дерево? (Стриж.)

1. Какая птица может летать хвостом вперёд? (Колибри.)

2. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла - 15 см.)

3. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуёй? (У пингвина.)

4. Когда температура тела воробья ниже - зимой или летом? (Одинакова.)

5. Какая ночная птичка не вьёт гнезда? (Козодой.)

6. Птица, истребляющая грызунов? (Сова.)

7. Птица с абсолютно чёрным оперением? (Ворон.)

8. Какая птица не умеет летать? (Страус.)

9. Сколько всего видов птиц на земле? (8500.)

10. Самые быстрые птицы? (Соколы- 300 км/ч; стрижи 170 км/ч.)

11. Птица-рыболов? (Баклан, пеликан, чайка, крохаль, кайра, орлан, гагара, цапля, зимородок.)

12. Какие птицы не высиживают яиц? (Кукушки.)

13. Какие птицы высиживают яйцо, держа его на лапах? (Пингвины.)

14. Чем сорочье гнездо отличается от вороньего? (Сорочье плоское, воронье - круглое с крышкой.)

15. Каких птиц больше всего на свете? (Домашних кур, воробьёв.)

16. Какая птица откладывает самые большие яйца? (Страус - длина яйца 15-17см, а диаметр - 13-15см.)

17. Какова температура тела большинства птиц? (Около 41 градуса.)

18. Как называется наука, изучающая птиц? (Орнитология.)

19. Назовите любимое лакомство аистов. (Лягушки.)

17. Где синицы вьют гнёзда? (В дуплах деревьев.)

18. Какая птичка может летать хвостом вперёд? (Колибри.




Скачать

© 2019 756 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!