СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уроки 2–3. Образ главного героя в романе «Обломов». Понятие «обломовщина»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: помочь обучающимся осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной и общечеловеческой, нравственной; развивать навыки работы с критической литературой.

Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями, видеофильм «Несколько дней из жизни Обломова».

 

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Общая характеристика романа; проверка знания текста; беседа по анкете «Первое впечатление о романе».

 

II. Запись темы урока, эпиграфа

…капитальная вещь, какой равных давно не было. Скажите Гончарову, что я в восторге от Обломова, перечитываю его еще раз. Но что приятнее ему будет — это то, что Обломов имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и не временной в настоящей публике.

Л. Толстой

Просмотр содержимого документа
«Уроки 2–3. Образ главного героя в романе «Обломов». Понятие «обломовщина»»

Уроки 2–3. Образ главного героя в романе «Обломов».

Понятие «обломовщина»


Цели урока: помочь обучающимся осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной и общечеловеческой, нравственной; развивать навыки работы с критической литературой.

Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями, видеофильм «Несколько дней из жизни Обломова».


Ход урока


I. Проверка домашнего задания

Общая характеристика романа; проверка знания текста; беседа по анкете «Первое впечатление о романе».


II. Запись темы урока, эпиграфа

…капитальная вещь, какой равных давно не было. Скажите Гончарову, что я в восторге от Обломова, перечитываю его еще раз. Но что приятнее ему будет — это то, что Обломов имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и не временной в настоящей публике.

Л. Толстой


Пока останется хоть один русский, — до тех пор будут помнить «Обломова».

И.С. Тургенев


III. Слово преподавателя

«Едва мимоходом напьюсь чаю, как беру сигару — и к ней: сижу в ее комнате, иду в парк, забираюсь в уединенные аллеи, не надышусь, не нагляжусь. У меня есть соперник: он хотя и моложе меня, но неповоротливее, и я надеюсь их скоро развести. Тогда уеду с ней во Франкфурт, потом в Швейцарию, или прямо в Париж...»

Такое необычайное письмо получил от Гончарова его друг Лоховский летом 1857 г. из Мариенбада. Вы заинтригованы. Заинтригован был и Лоховский. А оказалось, что речь идет о главной героине нового романа Ольге Ильинской. Это и был знаменитый «Обломов». Летом 1857 г. в Мариенбаде Гончаров читал его И. С. Тургеневу и А. Фету. И грянул успех, который Л. Н. Толстой уверенно назовет «капитальным».

Чем же интересен для нас образ главного героя романа? Жизнь и судьба Ильи Ильича Обломова заставляет размышлять о сложнейших вопросах свободы воли и необходимости жить «как нужно» или «как хочу»?; о том, в какой мере пагубно насилие над человеческой личностью (даже с установкой «во благо»). Как же должна быть устроена жизнь, чтобы не погибал в ней человек, не прятался от нее, не съеживался от ее прикосновений? В чем залог полноценного, деятельного бытия? Или жизнь и угасание Обломова — это допустимый, возможный, законный ее вариант? Роман не дает прямых ответов на эти вопросы. Но подробный и неторопливый рассказ о жизни человеческой будит сознание, тревожит чувства. Можно вспомнить по этому поводу замечательную лермонтовскую фразу: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее истории целого народа...» Давайте пристально всмотримся, не отвлекаясь на событийный ряд, в Обломова, в Штольца, Ольгу, Захара, Пшеницыну.


IV. Работа с текстом романа

Обсуждение в группах и выступление по вопросам домашнего задания по I части с зачитыванием и комментированием необходимого текста. (Вопросы № 1-6).


V. Обсуждение главы 9

Итак, все более полно предстает пред нами главный герой. И вдруг среди всего этого повествования автор нас переносит в «райский уголок». Роман «Обломов» — роман, родившийся из сна. Мы сталкиваемся с интересным явлением: перед нами не само сновидение, а произведение, написанное по мотивам сна.


I часть сна.

— Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудесный край?

— Что же снится Илье Ильичу?

(Краткий пересказ 9 гл.).

— Зачитайте описание утра, приснившегося Обломову. Каков полдень, вечер? Как вы думаете, почему так подробны пейзажные зарисовки?

— С какой целью автор использует пейзаж?


II часть сна. Чудесная страна.

— Каков переход от первой части сна ко второй?

(Он очень простой, на первый взгляд: «Потом Обломову приснилась другая пора…».)

— Каким предстает перед нами мальчик Илюша?


III часть сна. Обломову 13-14 лет.

— Каков здесь механизм связки частей?

(И снова мастерство Гончарова (внешняя простота перехода к следующей части): «Далее Илья Ильич вдруг увидел себя мальчиком лет 13- 14».)

— Что происходит далее?

(Знакомство с новыми героями, событиями из жизни героя (Захарка, Штольц, учение, бесенок).

— Обломовка — родовое имение героя. Какими предстают пред нами Обломовка и ее жители?

(Зачитать).

— В чем корни «обломовщины»?


Просмотр фрагмента фильма «Несколько дней из жизни Обломова»

— Каким увидел маленького Илюшу режиссер Н. Михалков, снявший по мотивам романа Гончарова в 1980 г. фильм.

— Сравните ваш образ Илюши и образ, созданный Михалковым. В чем сходство и в чем принципиальные отличия?


Запись выводов по образу главного героя.

— Какую роль играет глава «Сон Обломова» во всем романе?


VI. Итог урока

Итак, в конце I части автор ставит вопрос: что же победит в Обломове — жизненные, деятельные начала или сонная «Обломовщина»?


VII. Домашнее задание

1. II-III части. Задание по группам (анализ глав).

1) Рассказ о Штольце (1-2 главы II ч.).

2) Взаимоотношения Обломова и Штольца. Обломов о светском обществе, его мечты и идеал жизни, план молодости, самокритичность (3-4 главы).

3) Обломов и Ольга. Рассказ об Ольге Ильинской (5 глава).

4) Развитие отношений Обломова и Ольги (6-12 главы).

5) III часть. Новая квартира на Выборгской стороне у Пшеницыной. Образ Пшеницыной. Развитие отношений Обломова и Ольги.

2. Индивидуальные задания: общая характеристика Ольги Ильинской и Штольца.

3. Творческие задания на выбор:

1) Сочинение-миниатюра «Столкновение мечты и действительности в жизни Обломова».

2) Составить развернутый план «День Обломова».

3) Найдите в тексте романа персонажей, которые обладают обломовскими чертами. О чем это говорит?







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!