СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урокпо теме: « Правописание корней родственных слов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме " Правописание корней родственных слов. Научить детей, как распознавать однокоренные слова по двум признакам.

Просмотр содержимого документа
«Урокпо теме: « Правописание корней родственных слов»»

Урок русского языка во 2-м классе

по теме: « Правописание корней родственных слов»

 

Цель: развитие умения распознавать однокоренные слова по двум признакам, находить в слове корень.

Задачи:

наблюдение за единым написанием корней при сопоставлении звучания и написания корней в родственных словах;

сочетание орфографической и речевой подготовки;

обогащение словарного запаса детей;

активизация познавательной деятельности учащихся, испытывающих трудности в обучении.

Оборудование:

 классная доска, на которой таблички тема урока “Секрет корней” и правило “Корни родственных слов пишутся одинаково” прикрыта листами бумаги, украшенными снежинками;

  карточки с заданиями и тестами;

 табличка с пословицами, загадками, поговорками о зиме, которые дети собирают самостоятельно по предварительному заданию.

мультимедийный проектор, экран, компьютер .

Ход урока.

 

  1. Организационный момент.

Прозвенел опять звонок.

Начинается урок.

Должно на парте все лежать:

Дневник, учебник и тетрадь,

Карандаш, линейка, ручка.

Вижу – класс готов.

А девиз у нас каков?

Дети: – Больше дела,

Меньше слов!

В. Калачева

2.      Словарная работа.

Учитель. Кто, угадай-ка, седая хозяйка, тряхнет перинки – по миру пушинки? (Зима).

Учитель загадывает загадки , а дети пишут только ответы. ( у детей кроссворд)

 Морозы и вьюга,

 И снег на дворе,

 К нам в гости

 Приходит зима в … (Декабре)  

    По дорогам идет дед, он несет в руках букет:
Не из листьев и цветов, из сосулек и снежков.
(ответ - холод)

 Все его зимой боятся —

 Больно может он кусаться.

 Прячьте уши, щёки, нос,

 Ведь на улице … Ответ (Мороз) 

Светит, а не греет. (Месяц)

«Году конец и начало зиме!»

 Начинает календарь

 Месяц с именем … (Январь)  

 Снег мешками валит с неба,

 С дом стоят сугробы снега.

 То бураны и метели

 На деревню налетели.

 По ночам мороз силен,

 Днём капели слышен звон.

 День прибавился заметно,

 Ну, так что за месяц это? (Февраль) 

 3.Сообщение темы урока.

Учитель. В гости к нам пришла красавица Зима.

- На уроке мы будем собирать родственников зимы и верных её слуг.

— Какие слова в русском языке называют родственными?Родственными называются слова, которые имеют общую часть и общее значение.

. Мы вспомнили о том, что уже знали. А гостья Зима пришла не случайно. Я надеюсь, она поможет нам разгадать один важный секрет корней родственных слов.

   На доске убирается лист со снежинками и открывается тема урока.

- Как в народе ласково называют зиму? ( Зимушка)

— О каком способе избежать ошибок вы должны помнить? Будьте внимательны ко всем встречающимся орфограммам

У. День во время зимы – … (какой?)   Зимний.

У. Всё, что происходит во время зимы, – …(когда?)  Зимой.

У. Проводить где-то зиму, жить зимой – … Зимовать.

На доске получилась запись: Зимушка, зимний, з.мой, з.м.вать.  

У. Какие из этих слов называют предметы, а какие – признаки, действия?

— В каких словах в корне есть орфограммы, а в каких – нет? Почему?

В словах зимушка и зимний буква гласного в корне ударная, значит в корне этих слов нет орфограммы. В словах зимой, зимовать, зимовье в корне буквы гласных находятся в безударной “слабой” позиции, в корнях этих слов орфограммы есть.)

У. Узнаем секрет корней.

— Читаем правило: “Корни родственных слов пишутся одинаково”.  

Физминутка

 Поднимаем ручки выше,

Опускаем ручки вниз.

Ты достань сначала крышу,

Пола ты потом коснись. (Потянуть руки вверх, потом при-

сесть и коснуться руками пола.)

Выполняем три наклона,

Наклоняемся до пола, (Наклоны вперед.)

А потом прогнемся сразу

Глубоко назад три раза. (Наклоны назад.)

Выполним рывки руками –

Раз, два, три, четыре, пять. (Рывки руками.)

А теперь мы приседаем,

Чтоб сильней и крепче стать.

Е. Чудиловская



5. Закрепление  знаний.

 Учитель. Зима не приходит одна. С ней ее верные слуги.

Составим ряд родственных слов с корнем – снеж

 Мороз трещит – большому холоду быть.

 На доске картинки  Мороза и Холода.

 — Мороз и Холод. Эти два господина считают себя близкими родственниками. Так ли это? Почему?

 Дети. Слова близкие по значению, но не родственные. У этих слов разные корни.

Корень слова – главная,

Значимая часть.

Родственные связи

Дарят корню власть.

Выясни умело линию родства –

Однокоренные смело подбери слова.

 

-Некоторым ребятам наши гости прислали на льдинках слова. Выйдите и закрепите их на доске. Вставьте пропущенные орфограммы, выделите корень.

 Дети крепят слова м.розный, заморо.ки, морозец, морози, х.лодный, холодильник, хол.дает, группируя их по признаку родства со словами Мороз и Холод, объясняя выбор буквы правилом “Секрета корней”.

 

Тренировочные упражнения.

Учитель. А какие осадки выпадают зимой?

 — Запишите в два столбика родственные слова по секрету корней, но с “окошками” в других частях слов.

 Куропатка на ночлег

 В голубой нырнула … (снег).

 Чист и ясен, как алмаз, а дорог не бывает. (Лёд)

 Что за звездочки такие

 на пальто и на платке?

 Все сквозные, вырезные,

 а возьмешь – вода в руке? (снежинки)

 В свежем воздухе сверкнет

 белый чистенький … (снежок).

 Что за семейка собралась? Обратимся к справке: “Корень считают одним и тем же, а слова родственными, если е и ё, г и ж заменяют друг друга.

Дети. Выделяем корни снег- – снеж-, лед- – лёд.

Учитель. В какие семейки можно поселить слова сосулька, каток и сугроб.

Дети. Слова сосулька, каток можно “породнить” со словом лёд, а сугроб со словом снег.

Учитель. Эти слова не “родственники”, они близки по смыслу, но не имеют общего корня.

Продолжим работу над подбором родственных слов. Перед вами тексты, которые помогут в выборе и записи “родственников” слов снег, лёд. Выделите в них корень.

 Речевая подготовка. Работа с пословицами и приметами.

 Вспомните пословицы, поговорки, приметы, в которых встречаются родственники слов зима, мороз, снег.

 Зима без снега – лето без хлеба.

 Много снега – много хлеба.

 Мороз невелик, а стоять не велит.

 Мороз и старого молодит.

 Два друга: мороз да вьюга.

 

— Какой зимний праздник самый любимый нами? (Новый год)

 

Про него говорят: Новый год – к весне поворот.

 

9. Подведение итогов. Рефлексия.

 — А пока до весны ещё далеко. Давайте подведем итоги сегодняшнего урока. Чем занимались? Что понравилось? Как вы думаете, все ли секреты мы с вами сегодня раскрыли?