Уровень мотивации к изучению предметов русского языка и литературы
В условиях работы малокомплектной школы мотивация к изучению основных дисциплин, в число которых входит русский язык и литература, является важной составляющей образовательного процесса.
Современные педагогические и образовательные технологии, основой которых является системно-деятельностный подход, ставит мотив источником деятельности и выполняет функцию побуждения к личностному росту. В работе школы с малым количеством обучающихся возможно быстрое установление психологического контакта со всеми детьми. Взаимодействие педагогов и обучающихся носят доверительный характер, и вся работа по взаимодействию прозрачна. Отслеживание результата исследования мотивации, как и определение её уровня при помощи небольшого исследования является процессом прозрачным. Первое позволяет не перегружать обучающихся учебной нагрузкой, второе – гибко и своевременной планировать индивидуальную работу по предмету. При малом количестве детей в классе именно индивидуальный подход, по-моему, играет определяющую роль в обучении и получении стабильных и хороших результатов обучения и воспитания духовно-нравственной личности.
Цель моего исследования: формирование учебных мотивов у школьников.
Ближняя: установить исходный уровень учебной мотивации у школьников среднего звена на уроках русского языка и литературы.
Дальняя: разработать анкеты и проверить предлагаемый вариант методики формирования учебной мотивации школьников при изучении русского языка и литературы в среднем звене, а также рассмотреть роль влияния личности учителя на мотивацию к предмету.
Используемые методики
Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. - 490 с
Н.Т. Лусканова: «Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации»
Для решения намеченных задач были использованы методы исследования:
наблюдение за поведением учеников во время урока и вне его, характером общения школьников;
анкетирование учащихся;
индивидуальная беседа с учеником, предполагающая прямые и косвенные вопросы о мотивах, смысле, целях учения для данного ученика;
анализ итоговых работ обучащихся;
статистический и качественный анализ результатов экспериментального исследования.
Анкетирование родителей по теме:
«Степень удовлетворенности уровнем преподавания русского языка и литературы родителями обучающихся при проведении учителем исследования «Формирование положительной мотивации», 2018-19 уч. г.
Приложение №1.
Структуры учебной мотивации школьника (Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп).
Анкета №1
Инструкция. Оцени, насколько значимы для тебя причины, по которым ты учишься в школе.
Для этого обведи кружком нужный балл:
0 баллов - почти не имеет значения;
1 балл - частично значимо;
2 балла - заметно значимо;
3 балла - очень значимо.
1 | Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравиться учитель. | 0 1 2 3 |
2 | Мне очень нравится учиться, расширять свои знания о мире. | 0 1 2 3 |
3 | Общаться с друзьями, с компанией в школе гораздо интереснее, чем сидеть на уроках, учиться. | 0 1 2 3 |
4 | Для меня совсем немаловажно получить хорошую оценку. | 0 1 2 3 |
5 | Все. что я делаю, я делаю хорошо - это моя позиция. | 0 1 2 3 |
6 | Знания помогают развить ум, сообразительность , смекалку. | 0 1 2 3 |
7 | Если ты школьник, то обязан учиться хорошо. | 0 1 2 3 |
8 | Если на уроке царит обстановка недоброжелательности, излишней строгости, у меня пропадает всякое желание учиться. | 0 1 2 3 |
9 | Я испытываю интерес только к отдельным предметам. | 0 1 2 3 |
10 | Считаю, что успех в учебе - немаловажная основа для уважения и признания среди одноклассников. | 0 1 2 3 |
11 | Приходится учиться, чтобы избежать надоевших нравоучений и разносов со стороны родителей и учителей. | 0 1 2 3 |
12 | Я испытываю чувство удовлетворения, подъема, когда сам решу трудную задачу, хорошо выучу правило и т.д. | 0 1 2 3 |
13 | Хочу знать как можно больше, чтобы стать интересным, культурным человеком. | 0 1 2 3 |
14 | Хорошо учиться, не пропускать уроки - моя гражданская обязанность на данном этапе моей жизни. | 0 1 2 3 |
15 | На уроке не люблю болтать и отвлекаться, потому что для меня очень важно понять объяснение учителя, правильно ответить на его вопросы. | 0 1 2 3 |
16 | Мне очень нравится, если на уроке организуют совместную с ребятами работу (в паре, бригаде, команде). | 0 1 2 3 |
17 | Я очень чувствителен к похвале учителя, родителей за мои школьные успехи. | 0 1 2 3 |
18 | Учусь хорошо, так как всегда стремлюсь быть в числе лучших. | 0 1 2 3 |
19 | Я много читаю книг, кроме учебников (по истории, спорту, природе и т.д.). | 0 1 2 3 |
20 | Учеба в моем возрасте - самое главное дело. | 0 1 2 3 |
21 | В школе весело, интереснее, чем дома, во дворе. | 0 1 2 3 |
Ключ
Мотивы | Номера ответов |
Познавательные | 2 9 15 |
Коммуникативные | 3 10 16 |
Эмоциональные | 1 8 21 |
Саморазвития | 6 13 19 |
Позиция школьника | 7 14 20 |
Достижения | 5 12 18 |
Внешние (поощрения, наказания) | 4 11 17 |
Результат в таблице:
Мотивы | 6 кл./баллы | 8 кл./баллы | 9 кл./баллы | |
Познавательные | 6 | 9 | 6 | высокий |
Коммуникативные | 5 | 5 | 8 | высокий |
Эмоциональные | 3 | 5 | 5 | |
Саморазвития | 8 | 8 | 8 | высокий |
Позиция школьника | 8 | 8 | 9 | высокий |
Достижения | 7 | 6 | 8 | высокий |
Внешние (поощрения, наказания) | 7 | 4 | 4 | |
Выводы учителя: в среднем звене наиболее значимы для обучающихся саморазвитие и позиция школьника, а в 8 классе и познавательный мотив, на последнем по важности месте находятся эмоциональные и внешние мотивы. Дети психологически устойчивы, не имеют страха перед учёбой, работают спокойно и успешно и их не беспокоят внешние мотивы.
В 9 классе уже сформирована позиция школьника как активного члена социума, высоки коммуникативный мотив, а также саморазвития и достижений.
В целом складывается высокая социальная активность обучающихся.
Приложение №2.
Оценка школьной мотивации (по Лускановой Н.Г.)
Цель: выявить отношение учащихся к школе, учебному предмету русский язык, литература, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.
Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам и учитель просит их отметить все подходящие ответы.
Инструкция для ребёнка: на листе в пустых клетках отмечай подходящие тебе ответы.
Вопросы анкеты:
Тебе нравится на уроках русского языка или не очень?
-не очень ; - нравится; - не нравится;
Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
- чаще хочется остаться дома; - бывает по-разному; - иду с радостью?
Если бы учитель сказал, что завтра необязательно приходить всем ученикам на урок русского языка, желающим можно пойти погулять, ты пошёл (пошла) бы на урок или пошёл бы (пошла бы) погулять?
-не знаю; - остался (осталась) погулять; - пошёл (пошла) на урок;
Тебе нравится, когда у вас отменяют уроки по русскому языку?
- не нравится; - бывает по-разному; - нравится;
Ты хотел (а) бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий по русскому языку и литературе?
- хотел (а) бы; - не хотел (а) бы; - не знаю;
Ты хотел (а) бы, чтобы у тебя был другой учитель по русскому языку?
- не знаю; - не хотел (а) бы; - хотел (а) бы;
Ты часто рассказываешь о уроке родителям?
- часто; - редко; - не рассказываю;
Ты хотел (а) бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
- точно не знаю; - хотел (а) бы; - не хотел (а) бы;
У тебя появляется интерес к изучению русского языка?
- мало; - появляется; - нет ;
Тебе нравятся твои одноклассники?
- нравятся; - не очень; - не нравятся.
Обработка результатов:
Подсчитайте количество баллов по следующему ключу и определите уровень развития мотивации.
№ вопроса | Оценка |
За первый ответ | За второй ответ | За третий ответ |
1 | 1 | 3 | 0 |
2 | 0 | 1 | 3 |
3 | 1 | 0 | 3 |
4 | 3 | 1 | 0 |
5 | 0 | 3 | 1 |
6 | 1 | 3 | 0 |
7 | 3 | 1 | 0 |
8 | 1 | 0 | 3 |
9 | 1 | 3 | 0 |
10 | 3 | 1 | 0 |
Уровни школьной мотивации:
25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки ли замечания педагога.
20-24 балла – хорошая школьная мотивация.
Наиболее типичный уровень для младших школьников, успешно справляющихся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм.
15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.
Такие учащиеся достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
10-14 баллов – низкая школьная мотивация.
Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе.
ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьёзные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываясь выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам.
Результаты учащихся могут быть представлены по уровням:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % | Чел. | % |
1 | 100 высокий | 2 | 100 хороший | - | - | - | - | - | - |
Вывод учителя: в 6 классе мотивация высокая, курс языка не требует усилий, учение даётся легко; в 8, 9 классах мотивация хорошая: материал уже достаточно сложный для восприятия, но на все вопросы о языке дети дали самые позитивные ответы. Я довольна результатом, ведь все мои дети учатся без троек, показывая 100% качество.
Приложение 3.
Комментарий учителя: все родители довольны обучением своих детей и их оценками по предмету. Все они являются моими учениками и, понимая уровень требований к предмету, позитивно реагируют на обучение.








