СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уровень мотивации к изучению предметов русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отслеживание результата исследования мотивации, определение её уровня в 6-9 классах.

Просмотр содержимого документа
«Уровень мотивации к изучению предметов русского языка и литературы»

Уровень мотивации к изучению предметов русского языка и литературы



В условиях работы малокомплектной школы мотивация к изучению основных дисциплин, в число которых входит русский язык и литература, является важной составляющей образовательного процесса.

Современные педагогические и образовательные технологии, основой которых является системно-деятельностный подход, ставит мотив источником деятельности и выполняет функцию побуждения к личностному росту. В работе школы с малым количеством обучающихся возможно быстрое установление психологического контакта со всеми детьми. Взаимодействие педагогов и обучающихся носят доверительный характер, и вся работа по взаимодействию прозрачна. Отслеживание результата исследования мотивации, как и определение её уровня при помощи небольшого исследования является процессом прозрачным. Первое позволяет не перегружать обучающихся учебной нагрузкой, второе – гибко и своевременной планировать индивидуальную работу по предмету. При малом количестве детей в классе именно индивидуальный подход, по-моему, играет определяющую роль в обучении и получении стабильных и хороших результатов обучения и воспитания духовно-нравственной личности.


Цель моего исследования: формирование учебных мотивов у школьников.


Ближняя: установить исходный уровень учебной мотивации у школьников среднего звена на уроках русского языка и литературы.


Дальняя: разработать анкеты и проверить предлагаемый вариант методики формирования учебной мотивации школьников при изучении русского языка и литературы в среднем звене, а также рассмотреть роль влияния личности учителя на мотивацию к предмету.




Используемые методики


  1. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.  - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. - 490 с

  2. Н.Т. Лусканова: «Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации»



Для решения намеченных задач были использованы методы исследования:


  • наблюдение за поведением учеников во время урока и вне его, характером общения школьников;

  • анкетирование учащихся;

  • индивидуальная беседа с учеником, предполагающая прямые и косвенные вопросы о мотивах, смысле, целях учения для данного ученика;

  • анализ итоговых работ обучащихся;

  • статистический и качественный анализ результатов экспериментального исследования.

  • Анкетирование родителей по теме:


«Степень удовлетворенности уровнем преподавания русского языка и литературы родителями обучающихся при проведении учителем исследования «Формирование положительной мотивации», 2018-19 уч. г.




Приложение №1.



Структуры учебной мотивации школьника (Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп).  



Анкета №1

Инструкция. Оцени, насколько значимы для тебя причины, по которым ты учишься в школе.

Для этого обведи кружком нужный балл:

0  баллов - почти не имеет значения;

1  балл - частично значимо;

2  балла - заметно значимо;

3  балла - очень значимо.

1

Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравиться учитель.

0     1 2   3

2

Мне очень нравится учиться, расширять свои знания о мире.

0     1 2   3

3

Общаться с друзьями, с компанией в школе гораздо интереснее, чем сидеть на уроках, учиться.

0     1 2   3

4

Для меня совсем немаловажно получить хорошую оценку.

0     1 2   3

5

Все. что я делаю, я делаю хорошо - это моя позиция.

0     1 2   3

6

Знания помогают развить ум, сообразительность , смекалку.

0     1 2   3

7

Если ты школьник, то обязан учиться хорошо.

0     1 2   3

8

Если на уроке царит обстановка недоброжелательности, излишней строгости, у меня пропадает всякое желание учиться.

0     1 2   3

9

Я испытываю интерес только к отдельным предметам.

0     1 2   3

10

Считаю,   что   успех в учебе - немаловажная основа для   уважения   и признания   среди одноклассников.

0     1 2   3

11

Приходится   учиться,     чтобы   избежать   надоевших     нравоучений   и   разносов     со   стороны родителей и учителей.

0     1 2   3

12

Я испытываю чувство удовлетворения, подъема, когда сам решу трудную задачу, хорошо выучу правило и т.д.

0     1 2   3

13

Хочу знать как можно больше, чтобы стать интересным, культурным человеком.

0     1 2   3

14

Хорошо учиться, не пропускать уроки - моя гражданская обязанность на данном этапе моей жизни.

0     1 2   3

15

На уроке не люблю болтать и отвлекаться,   потому что для меня   очень важно понять объяснение учителя, правильно ответить на его вопросы.

0     1 2   3

16

Мне очень нравится, если на уроке организуют совместную с ребятами работу (в паре, бригаде, команде).

0     1 2   3

17

Я очень чувствителен к похвале учителя, родителей за мои школьные успехи.

0     1 2   3

18

Учусь хорошо, так как всегда стремлюсь быть в числе лучших.

0     1 2   3

19

Я много читаю книг, кроме учебников (по истории, спорту, природе и т.д.).

0     1 2   3

20

Учеба в моем возрасте - самое главное дело.

0     1 2   3

21

В школе весело, интереснее, чем дома, во дворе.

0     1 2   3

Ключ

Мотивы

Номера ответов

Познавательные

2     9   15

Коммуникативные

3     10   16

Эмоциональные

1     8   21

Саморазвития

6     13   19

Позиция школьника

7     14   20

Достижения

5     12   18

Внешние (поощрения, наказания)

4     11   17



Результат в таблице:

Мотивы

6 кл./баллы

8 кл./баллы

9 кл./баллы


Познавательные

6

9

6

высокий

Коммуникативные

5

5

8

высокий

Эмоциональные

3

5

5


Саморазвития

8

8

8

высокий

Позиция школьника

8

8

9

высокий

Достижения

7

6

8

высокий

Внешние (поощрения, наказания)

7

4

4


Выводы учителя: в среднем звене наиболее значимы для обучающихся саморазвитие и позиция школьника, а в 8 классе и познавательный мотив, на последнем по важности месте находятся эмоциональные и внешние мотивы. Дети психологически устойчивы, не имеют страха перед учёбой, работают спокойно и успешно и их не беспокоят внешние мотивы.

В 9 классе уже сформирована позиция школьника как активного члена социума, высоки коммуникативный мотив, а также саморазвития и достижений.

В целом складывается высокая социальная активность обучающихся.



Приложение №2.



Оценка школьной мотивации (по Лускановой Н.Г.)


Цель: выявить отношение учащихся к школе, учебному предмету русский язык, литература, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.


Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам и учитель просит их отметить все подходящие ответы.


Инструкция для ребёнка: на листе в пустых клетках отмечай подходящие тебе ответы.


Вопросы анкеты:


  1. Тебе нравится на уроках русского языка или не очень?

-не очень ; - нравится; - не нравится;


  1. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

- чаще хочется остаться дома; - бывает по-разному; - иду с радостью?


  1. Если бы учитель сказал, что завтра необязательно приходить всем ученикам на урок русского языка, желающим можно пойти погулять, ты пошёл (пошла) бы на урок или пошёл бы (пошла бы) погулять?

-не знаю; - остался (осталась) погулять; - пошёл (пошла) на урок;


  1. Тебе нравится, когда у вас отменяют уроки по русскому языку?

- не нравится; - бывает по-разному; - нравится;


  1. Ты хотел (а) бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий по русскому языку и литературе?

- хотел (а) бы; - не хотел (а) бы; - не знаю;


  1. Ты хотел (а) бы, чтобы у тебя был другой учитель по русскому языку?

- не знаю; - не хотел (а) бы; - хотел (а) бы;


  1. Ты часто рассказываешь о уроке родителям?

- часто; - редко; - не рассказываю;


  1. Ты хотел (а) бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

- точно не знаю; - хотел (а) бы; - не хотел (а) бы;


  1. У тебя появляется интерес к изучению русского языка?

- мало; - появляется; - нет ;


  1. Тебе нравятся твои одноклассники?

- нравятся; - не очень; - не нравятся.


Обработка результатов:

Подсчитайте количество баллов по следующему ключу и определите уровень развития мотивации.

№ вопроса

Оценка

За первый ответ

За второй ответ

За третий ответ

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

0

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0


Уровни школьной мотивации:

  1. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки ли замечания педагога.

  1. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.

Наиболее типичный уровень для младших школьников, успешно справляющихся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм.

  1. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.

Такие учащиеся достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

  1. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.

Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе.

  1. ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьёзные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываясь выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам.

Результаты учащихся могут быть представлены по уровням:

1

2

3

4

5

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

1


100

высокий

2

100

хороший

-

-

-

-

-

-


Вывод учителя: в 6 классе мотивация высокая, курс языка не требует усилий, учение даётся легко; в 8, 9 классах мотивация хорошая: материал уже достаточно сложный для восприятия, но на все вопросы о языке дети дали самые позитивные ответы. Я довольна результатом, ведь все мои дети учатся без троек, показывая 100% качество.



Приложение 3.

Комментарий учителя: все родители довольны обучением своих детей и их оценками по предмету. Все они являются моими учениками и, понимая уровень требований к предмету, позитивно реагируют на обучение.