Тема урока: Условное наклонение глагола. И.А. Крылов «Волк и Ягнёнок»
Цель урока: выявить знания учащихся по пройденному материалу
научить детей использовать в речи крылатые выражения
развить навык выразительного чтения
привить любовь к чтению
развить критическое мышление детей.
Тип урока: интегрированный, сообщение новых знаний
Наглядные пособия: портрет И.А. Крылова, слайды с иллюстрациями из басен, карточки, таблица.
Методы: мини—лекция, работа в малых группах, презентация.
План урока.
Оргмомент: Приветствие, знакомство с детьми.- 5 мин.
Опрос домашнего задания: - 10 мин.
Объяснение новой темы и её закрепление: мультимедия-презентация ( работа с компьютером)- 25 мин
Подведение итогов: обратная связь, оценивание учеников-5 мин.
Ход урока:
Оргмомент: Приветствие, знакомство с детьми.
Поприветствовать учеников, отметить отсутствующих.
Прочитать слова Президента Туркменистана «Güçli döwletde ylym esasy orny eýeleýär!» и перевести их на русский язык.
Опрос домашнего задания:
Какие части речи вы изучаете?
Дайте определение каждой части речи.
Приведите примеры.
Сделайте синтаксический разбор предложений (в 3 группах) Каждой группе раздаются карточки с предложениями.
Белолобый пошёл за волчицей.
Солдаты стойко сражались за Родину.
Мы изучаем русский язык.
5. Расскажите о глаголе по таблице.
ГЛАГОЛ
Часть речи
Действие предмета
Что делать?
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ГЛАГОЛА
ВРЕМЯ ЧИСЛО РОД НАКЛОНЕНИЕ ЛИЦО
настоящее единственное мужской изъявительное 1-ое Я—МЫ
прошедшее множественное женский повелительное 2-ое ТЫ—ВЫ
будущее средний условное 3- е ОН, ОНА,
ОНО—ОНИ
Писать – неопределённая форма глагола.
Пишу – пишешь—пишет --писал(а, о ) – писали—пиши( те)— писал
писала- писало- писали бы
Закрепление пройденного материала.
Чтение примеров глагола в условном наклонении из стихотворения М. Лермонтова «Бородино».
Объяснение новой темы. Записывается число и тема урока на доске и в тетрадях.
Чтение и комментарий к басне «Волк и Ягнёнок».
Словарная работа:
Тьма — köp manysynda
Рыскал— sermelenip
Сильный— güçli
Бессильный— güçsiz
Если б (бы)—egerde
Учитель даёт мини—лекцию:
В каждой стране есть свои баснописцы. Лучшим баснописцем России считается И.А.Крылов.
Показывается слайд – портрет И.А. Крылова. Даётся краткая биографическая справка о нём.

( 1760—1844 )
Крылов много читал, знал главные европейские языки, а 50 лет выучил древний греческий. Он прекрасно знал русскую народную речь во всём её разнообразии. Крылов занимался разной деятельностью: он издавал журналы, писал стати, стихи, пьесы для театра. Но больше его знают как баснописца.
Учитель: А что такое басня?
Ученик: Басня—это насмешливое стихотворение.
Учитель: А кто может быть героем басни?
Ученик: Обычно изображаются животные, а имеются в виду люди.
Учитель: Приём, который используют баснописцы, когда изображают животных, а имеют в виду людей, называется ИНОСКАЗАНИЕМ.
Иносказание придумал Эзоп, который жил около трёх тысяч лет назад в Древней Греции. Эзоп был рабом и не мог открыто смеяться над людьми, обладающими властью. Он рассказывал истории, которые, якобы, случались с животными. И хотя все понимали, что речь идёт о людях, никто не мог обвинить его в том, что он высмеивает определённого человека. До сих пор иносказание называют эзоповым языком. Читая басни, мы учимся понимать эзопов язык.
А лучшим туркменским баснописцем считается—Ата Салых.
Вспомним его басни .
Вернёмся к чтению басни «Волк и Ягнёнок», читаем по ролям.
Показ слайда.

Ответим на вопросы к басне
Беседа .
Учитель:
--Крылов был великим насмешником, Он высмеивал глупость, лень, хвастливость, хитрость, злость, упрямство…
Показ слайдов (ЖИВОТНЫЕ).
Учитель:
-- Какие черты характера человека отображает это животное:
Лиса, медведь, волк, ягнёнок, лев, осёл…



Ученики называют соответствующие черты характера человека и записывают их на доске.
Учитель:
-- Крылов обладал поразительной остроумностью. Один богач увидел на локте у Крылова, когда тот шёл по улице, дырку и сразу сказал:« Бедность проглядывает», на что Крылов нашёл ответ: «Глупость заглядывает».
Инсценирование басни «Волк и Ягнёнок». На доске вывешивается картинка ручья, читается текст басни и, по ходу чтения выполняются действия, расставляются по местам картинки—макеты с персонажами.
Записывается несколько крылатых выражений из басни.
Найти глаголы и поставить их в условном наклонении.
У сильного всегда бессильный виноват.
Но, делу дать хотя законный вид и толк.
Поэтому я лгу!
Но я с тобой за их разведаюсь грехи.
Поведение итогов урока:
Учитель:
--Что вам понравилось на уроке? Что запомнилось?
Оценка учащихся.