Успешное взаимодействие в сфере наставничества молодого учителя
В последние годы все более актуальным становится вопрос о наставничестве молодых учителей в образовательной среде. Успешное взаимодействие между наставником и наставляемым играет ключевую роль в адаптации молодого специалиста, его профессиональном росте и формировании уверенности в себе. Важным аспектом этого взаимодействия является создание доверительной атмосферы, где молодые учителя могут открыто делиться своими переживаниями и задавать вопросы, не опасаясь осуждения.
Наставникам следует обращать внимание на индивидуальные особенности молодого учителя и использовать разнообразные методы и подходы, чтобы наиболее эффективно поддерживать их. Это может включать регулярные встречи, совместные уроки, а также практическое руководство в реальных условиях работы.
Кроме того, важно передавать не только теоретические знания, но и практический опыт, который поможет молодым учителям быстрее справляться с возникающими трудностями.
В результате такого взаимодействия формируется не только профессиональная, но и эмоциональная поддержка, что, в свою очередь, способствует созданию более устойчивой образовательной среды и повышению качества преподавания.
Сегодня я хотела бы поделиться с вами своим опытом работы с молодыми учителями.
В своей работе я стараюсь создать условия для успешного взаимодействия с молодыми коллегами. Это включает в себя не только передачу знаний и опыта, но и поддержку, мотивацию и развитие профессиональных навыков.
Основные принципы моей работы:
Индивидуальный подход. Я учитываю индивидуальные особенности каждого молодого учителя, его сильные и слабые стороны, интересы и потребности. Это позволяет мне разработать наиболее эффективную программу наставничества.
Поддержка и мотивация. Я стараюсь поддерживать молодых учителей, помогать им преодолевать трудности и мотивировать их на достижение успеха.
Развитие профессиональных навыков. Я уделяю внимание развитию профессиональных навыков молодых учителей, таких как планирование уроков, использование современных технологий, работа с родителями и т.д.
Обмен опытом. Я открыта для обмена опытом с другими наставниками и молодыми учителями. Мы обсуждаем наши успехи и неудачи, делимся идеями и методами работы.
Обратная связь. Я предоставляю молодым учителям регулярную обратную связь о их работе, помогая им улучшить свои навыки и достичь лучших результатов.
Я считаю, что успешное взаимодействие в сфере наставничества молодого учителя — это важный шаг к развитию образования и повышению качества обучения. Наставничество помогает молодым учителям адаптироваться к новым условиям, получить необходимые знания и навыки, а также стать более уверенными в себе и своих способностях.
План работы наставничества с молодым специалистом
Цель работы: развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста. Задачи:
- оказание методической помощи молодому специалисту в повышении уровня организации воспитательно-образовательной деятельности;
- изучение нормативно-правовой документации;
- помощь в ведении документации педагога
- применение форм и методов в работе с детьми на занятиях
- механизм использования дидактического и наглядного материала;
- углубленное изучение инновационных технологий;
- общие вопросы организации работы с родителями.
Ожидаемые результаты:
- адаптация начинающегося педагога в ОУ;
- активизации практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;
- повышение профессиональной компетентности молодого педагога в вопросах педагогики и психологии;
- обеспечению непрерывного совершенствования качества преподавания;
- совершенствованию методов работы по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся;
- использование в работе начинающих педагогов новых педагогических технологий;
- динамика роста успеваемости в классах, где работает молодой педагог;
- владение эффективными методами и приемами, технологиями при организации урока.
№ | содержание работы | форма проведения | сроки |
| Проведение инструктажа по оформлению электронного журнала | памятка по заполнению электронного журнала | август |
| Изучение молодым специалистом совместно с наставником федерального закона «Об образовании», санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, локальных актов. | консультации и ответы на интересующие вопросы. | сентябрь |
| «Особенности организации образовательного процесса по учебному предмету «Математика» в соответствии с требованиями: 1. Нормы оценок. Методические рекомендации по формированию культуры устной и письменной речи, которые реализуют образовательные программы общего среднего образования. Учебные программы по предмету «Математика» 2. Выполнение единых требований к ведению тетрадей. 3.Календарно-тематическое планирование, поурочное планирование. Планирование воспитательной работы. 4.Оказание помощи в выборе темы по самообразованию. | консультация, оказание помощи. | сентябрь |
| Выявление трудностей в работе молодого специалиста. | анкетирование молодого специалиста | сентябрь |
| Оказание помощи в организации качественной работы с документацией составление календарно-тематического плана, плана по самообразованию. | консультация, оказание помощи. | октябрь |
| Углубленное изучение инновационных технологий | посещение молодым специалистом семинара | ноябрь |
| 1.Изучение положения о текущем и итоговом контроле знаний учащихся. 2.Участие в работе МО. Знакомство с опытом работы учителей. | практикум | ноябрь, январь, март, май |
| Изучение методики эффективного использования дидактического материала в работе. | посещение молодым специалистом занятий наставника | ноябрь |
| Занятие наставника по программе | посещение и анализ занятия наставника молодым специалистом | ноябрь |
| Методика проведения промежуточной диагностики учащихся по программе | консультация, оказание помощи | декабрь |
| 1.Подготовка учащихся к конкурсам, олимпиадам по предмету. 2.Оганизация индивидуальных занятий с различными категориями учащихся. Индивидуальный подход в организации учебной деятельности. | консультация | декабрь |
| 1. Изучение методики проведения занятий, совместная разработка конспектов. 2. Организация самостоятельной работы учащихся. Виды самостоятельной работы. 3. Разработка дидактического материала. Разработка разноуровневых заданий. 4. Домашнее задание: как, сколько, когда. | консультация, оказание помощи | январь |
| Просмотр конспекта и занятия по программе Проведение самоанализа занятия. | посещения занятия молодого педагога, обсуждение. | февраль |
| Тренинг «Как избежать конфликтной ситуации на уроке» Анализ педагогических ситуаций. Профессиональная компетентность учителя. | тренинг | февраль |
| Изучение методики проведения мероприятий для детей и родителей. | оказание помощи при проведении мероприятий. | март |
| Знакомство с мониторингом, изучение методик проведения итоговой диагностики учащихся по программе | консультация, помощь при проведении самостоятельной работы. | май |
| Подведение итогов работы молодого специалиста. Самоанализ. | Анкетирование, помощь при написании самоанализа по итогам работы. | май |
| Посещение молодым специалистом занятий наставника | консультация наставника. | в течении года |
| 1.Посещение уроков, анализ проведения современного урока. 2.Способы создания положительного психологического климата на уроках. 3.Выявление затруднений. Оказание методической помощи. 4. Анализ и самоанализ современного урока | консультация наставника. | в течении года |
Использованная литература
Белых С.Л. Управление исследовательской активностью ученика:
Методическое пособие для педагогов средних школ, гимназий, лицеев. 2-е,
испр. доп. изд. / Под ред. А.С, Обухова. – Ижевск, 2007. – 64с.
Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В.
Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-
психол. основы теории В. В. Давыдова).
Постоева Е.С., Шевердин И.В. Презентация «Технология проектной
деятельности». Курск: издательство «Учитель», 2006.
Белых С.Л. Управление исследовательской активностью ученика:
Методическое пособие для педагогов средних школ, гимназий, лицеев. 2-е,
испр. доп. изд. / Под ред. А.С, Обухова. – Ижевск, 2007. – 64с.
Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В.
Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-
психол. основы теории В. В. Давыдова).
Постоева Е.С., Шевердин И.В. Презентация «Технология проектной
деятельности». Курск: издательство «Учитель», 2006.
Гузеев В.В. "Метод проектов" как частный случай интегральной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995. — с. 39 – 47.
Гузеев В.В. Образовательная технология: от приёма до философии. — М., 1996.
Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000. — с. 151-157.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Полат Е.С. и др. Под ред Е.С. Полат. - М.,: Издательский центр "Академия", 1999.
Газета «Начальная школа» № 10 2006 год,
Вихорева О.А. Программно-методическое обеспечение исследовательской деятельности учащихся в дополнительном образовании детей / О.А.Вихорева// Дополнительное образование. 2004. - №5.
Голованов В.П. Дополнительное образование детей: сущность, функции, тенденции развития / В.П.Голованов // Дополнительное образование. -2004. №5.
Голованова И.Ф. Дополнительное образование как условие формирования социальной активности учащихся: дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / И.Ф.Голованова. С-Пб., 2005.
Белых С.Л. Управление исследовательской активностью ученика:
Методическое пособие для педагогов средних школ, гимназий, лицеев. 2-е,
испр. доп. изд. / Под ред. А.С, Обухова. – Ижевск, 2007. – 64с.
Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В.
Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-
психол. основы теории В. В. Давыдова).
Постоева Е.С., Шевердин И.В. Презентация «Технология проектной
деятельности». Курск: издательство «Учитель», 2006.
А также сайты:
[email protected]
http://www.school.edu.ru/catalog.aspКонец формы