Подготовка к ГИА на основе текстов художественных произведений
Дериглазова Марина Александровна,
учитель русского языка и литературы МКОУ «Большежировская СОШ» Фатежского района Курской области
Задачи при подготовке к ГИА на основе текстов художественных произведений:
- создание прочной базы языковой грамотности учащихся, развитие речевой культуры;
- освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
- освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;
- обучение анализу текста, его интерпретации;
- совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении части С экзаменационной работы.
Работа с текстом осуществляется на
- интегрированных уроках (русский язык + литература),
- на занятиях элективного курса «Текст как основа изучения языка».
Интеграция уроков литературы и русского языка способствует
- формированию системности знаний,
- активизации самостоятельной деятельности у учащихся,
- формированию у них коммуникативных, творческих умений, способствующих самореализации личности,
- развитию навыка лингвистического анализа художественного текста.
Виды заданий на интегрированных уроках:
- лингвистический анализ художественного текста (синтаксис, лексика, пунктуация),
- проблемный анализ текста,
- составление словарного диктанта,
- написание фрагментов сочинения.
Текст из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»:
1. Степь чем далее, тем становилась прекраснее. 2 Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. 3. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. 4. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. 5. Ничего в природе не могло быть лучше. 6. Вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. 7. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. 8. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи.
9. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. 10. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. 11. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. 12. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. 13. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. 14. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем… 15. Черт вас возьми, степи, как вы хороши!.
Вопросы и задания для учащихся 11 кл к данному тексту для анализа:
1. Поясните постановку автором всех знаков препинания;
2. Найдите в тексте средства художественной выразительности;
3. В чем особенность синтаксической конструкции последнего предложения?
4. Каковы лексические особенности текста (стиль, тип речи, тема текста)?
5. Составление словарного диктанта (слова из текста) на тему «Правописание гласных и согласных в корне слова»;
6. Что символизирует образ степи в повести?
7. Напишите фрагмент сочинения-рассуждения на тему «Какова роль природы в жизни человека».
Вопросы и задания для учащихся 9 кл к данному тексту для анализа:
1. Найдите в тексте словосочетания с разными видами связи.
2. Выпишите из текста осложненные предложения (ОЧП, вводные конструкции, обороты).
3. В предложениях 6 и 7 найдите два сравнения в творит. падеже.
4. Укажите номер предложения БСП.
5. Напишите сочинение-рассуждение на тему «С какой целью в свою повесть автор добавляет красочное и подробное описание природы?»
Лирические художественные произведения русских поэтов
широко использую на уроках русского языка и литературы для разностороннего лингвистического анализа текста
Элективный курс по русскому языку в 11 кл «Текст как основа изучения языка» способствует:
- обобщению и повторению полученных знаний по основным разделам русского языка курса средней школы;
- закреплению орфографических и пунктуационных навыков;
- развитию владения нормами русского языка и языковой культуры;
- развитию умения составлять алгоритм к задаче;
- формированию умения использовать разные виды чтения;
Элективный курс по русскому языку в 11 кл «Текст как основа изучения языка» способствует:
- развитию умения анализировать текст;
- формированию умения формулировать тезис и адекватно его аргументировать;
- формированию навыка составления собственного текста;
- формированию умения искать и обрабатывать информацию;
- практической и психологической подготовке обучающихся к ГИА.
Результат деятельности педагога в успехах его учеников
Результат деятельности педагога в успехах его учеников
Результат деятельности педагога в успехах его учеников
Результаты ГИА:
у выпускников 11 кл.
в 2022г - средние показатели - 50 бб,
в 2023г - 84 бб,
в 2024г - средняя итоговая отметка - «4»;
у выпускников 9 кл. в 2021 - 2023г
средняя итоговая отметка «4».
Источники информации:
1. ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменнационные варианты. 36 вариантов/под ред. И.П.Цыбулько, Р.А. Дощинского. - Москва: Издательство «Национальное образование», 2024.
2. ЕГЭ-2025 Русский язык: типовые экзаменационные варианты.36 вариантов/ под редакцией Р. А. Дощинского.Москва: Издательство «Национальное образование», 2024.
3. Гоголь Н.В. Избранные сочинения: в 2 ч. Моргород. Повести.- М.: Литература, Мир книги, 2004г. (Золотая серия. Русская литература).
4. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки/Н. А. Сенина, А.Г. Нарушевич; под ред Н.А. Сениной. - 14 изд. - Ростов н/Д: Легион, 2022.