СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Устный экзамен по русскому языку в 5 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическая часть в 5 классе устного экзамена по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Устный экзамен по русскому языку в 5 классе»

Практическое задание к БИЛЕТУ №1



  1. Укажите вид предложения по цели высказывания:
    Кот со спинки кресла вниз посматривает. (Чарушин Е.)
    1) повествовательное
    2) побудительное
    3) вопросительное

    2. Укажите вид предложения по цели высказывания:
    Что же там по лестнице катится? (Чарушин Е.)
    1) повествовательное
    2) побудительное
    3) вопросительное

    3. Укажите вид предложения по цели высказывания:
    Зверёк приходил и всю морковку съел! (Чарушин Е.)
    1) повествовательное
    2) побудительное
    3) вопросительное

    4. Укажите вид предложения по цели высказывания:
    Дай мне зелёный карандаш! (Осеева В.)
    1) повествовательное
    2) побудительное
    3) вопросительное

    5. Укажите вид предложения по цели высказывания:
    Откуда же это в лесу взялся хлеб? (Пришвин М.)
    1) повествовательное
    2) побудительное
    3) вопросительное

    6. Укажите вид предложения по цели высказывания:
    Я ходил по зоосаду, устал и сел отдохнуть на лавочку. (Чарушин Е.)
    1) повествовательное
    2) побудительное
    3) вопросительное

    7. Укажите вид предложения по цели высказывания:
    Просыпайтесь, просыпайтесь, вставайте все! (Бианки В.)
    1) повествовательное
    2) побудительное
    3) вопросительное

    8. Укажите вид предложения по цели высказывания:
    Какой умишко может быть у маленького хромого утенка? (Пришвин М.)
    1) повествовательное
    2) побудительное
    3) вопросительное

    9. Укажите вид предложения по цели высказывания:
    Хорошо и привольно на Волге-реке! (Чарушин Е.)
    1) повествовательное
    2) побудительное
    3) вопросительное

    10. Укажите вид предложения по цели высказывания:
    Слышишь, какая музыка гремит в лесу? (Бианки В.)
    1) повествовательное
    2) побудительное
    3) вопросительное


Практическое задание к БИЛЕТУ №3


  1. Подчеркни главные члены предложения и определения:

1.Сухие листья тихо шуршат под ногами.

  1. Луч солнца осветил вершины могучих дубов.

  2. Рожок пастуха нарушил покой уснувшей реки.

  1. Подчеркни дополнения, укажи, на какой вопрос они отвечают.

  1. К утру мороз высушил дорогу и тонким ледком затянул лужи.

  2. Ранняя весна одела город в нежную зелень каштанов.

  3. Наш отряд будет украшать зал, наряжать елку, вручать малышам подарки, следить за порядком.

  1. Подчеркни обстоятельства места и времени.

  1. В октябре за туманами где-то затерялось прошедшее лето.

  2. Некоторое время Аркадий продолжал говорить.

  3. С утра было шумно на городских улицах.

  4. Внизу шумел бурный поток.

  5. Вода падала с огромной высоты.






















Практическое задание к БИЛЕТУ №4


Образуйте словосочетания, запишите их; определите вид словосочетания по главному слову.


Теплая, ветер; привязать, дерево; скакать, трава; звонкое, смех; свежая, линь; лежать, песок; заглянуть, щелка; встретить, друг; встретиться, друг.








Практическое задание к БИЛЕТУ №4


Образуйте словосочетания, запишите их; определите вид словосочетания по главному слову.


Теплая, ветер; привязать, дерево; скакать, трава; звонкое, смех; свежая, линь; лежать, песок; заглянуть, щелка; встретить, друг; встретиться, друг.



























Практическое задание к БИЛЕТУ №5



Определите, какие члены предложения являются однородными.

1.​ Несем мы гордо и бережно знамя.

2.​ Мы с вами великий и трудный путь прошли.

3.​ Подарила нам Родина школы, стадионы, дворцы, лагеря.

4.​ По улице любой идут ребята парами, цепочкой, гурьбой.

А) подлежащие

Б) сказуемые

В) определения

Г) дополнения

Д) обстоятельства


Каким членом предложения является обобщающее слово?

1.​ Из Алешина целым гуртом прибежали: Федька, Колька, Алешка.

2.​ Кругом по деревьям поют птицы: зяблики, овсянки, скворцы.

3.​ Мы заготавливаем на зиму калину, малину, ежевику – разные лесные ягоды.

4.​ Для юннатов работа найдется всегда: зимой, весной, летом, осенью.

А) подлежащее

Б) сказуемое

В) определение

Г) дополнение

Д) обстоятельство




Практическое задание к БИЛЕТУ №6



Найдите обращения, расставьте знаки препинания и выделите обращения графически.

1) Не шуми ты рожь спелым колосом. Ты не пой косарь про широку степь.  2) Куда ты светлый ручеёк стремишься?  3) Спой светик не стыдись!  4) Друзья к чему весь этот шум?5)Как милый петушок поёшь ты громко важно! 










Практическое задание к БИЛЕТУ №6



Найдите обращения, расставьте знаки препинания и выделите обращения графически.

1) Не шуми ты рожь спелым колосом. Ты не пой косарь про широку степь.  2) Куда ты светлый ручеёк стремишься?  3) Спой светик не стыдись!  4) Друзья к чему весь этот шум?5)Как милый петушок поёшь ты громко важно! 



















Практическое задание к БИЛЕТУ №7



Выдели грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

1. Григорий Афанасьевич обошёл вокруг избушки зачем-то потрогал рукой углы и полез на чердак подправил съехавшие в сторону пластишины корья на крыше. (Пластишины корья, пласты корья – слои или пласты содранной с деревьев коры, которыми покрыта крыша избушки)

2. Васютка чувствовал, как стынет взмокшая от пота одежда.

3. Мальчик напряжённо вглядывается и начинает различать вздетые к небу не то руки не то лапы.

4. Солнце пошло на закат когда Васютка заметил среди однообразного мха тощие стебли травы.

5. Медленно спустился Васютка с дерева задумался да так и просидел с полчаса.






Практическое задание к БИЛЕТУ №7



Выдели грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

1. Григорий Афанасьевич обошёл вокруг избушки зачем-то потрогал рукой углы и полез на чердак подправил съехавшие в сторону пластишины корья на крыше. (Пластишины корья, пласты корья – слои или пласты содранной с деревьев коры, которыми покрыта крыша избушки)

2. Васютка чувствовал, как стынет взмокшая от пота одежда.

3. Мальчик напряжённо вглядывается и начинает различать вздетые к небу не то руки не то лапы.

4. Солнце пошло на закат когда Васютка заметил среди однообразного мха тощие стебли травы.

5. Медленно спустился Васютка с дерева задумался да так и просидел с полчаса.









Практическое задание к БИЛЕТУ №8


Расставь знаки препинания  и составь схемы предложений.


1) Смотрю ему вслед и думаю зачем живут такие люди?
2) Я хотел бы купить масла проговорил крестьянин.
3) Мне кажется нет ничего вкуснее! заметил полковник
4) Не стоит мне уже лучше перебил Иван.
5) Александр спрашивает можно я ещё приду.
6) Что такое десант раздался чей-то голос.
7) Только ты не шуми сказал отец.









Практическое задание к БИЛЕТУ №8


Расставь знаки препинания  и составь схемы предложений.


    1. Смотрю ему вслед и думаю зачем живут такие люди?
      2) Я хотел бы купить масла проговорил крестьянин.
      3) Мне кажется нет ничего вкуснее! заметил полковник
      4) Не стоит мне уже лучше перебил Иван.
      5) Александр спрашивает можно я ещё приду.
      6) Что такое десант раздался чей-то голос.
      7) Только ты не шуми сказал отец.
















Практическое задание к БИЛЕТУ №9



Подчеркни безударные гласные, проверяемые ударением.


Раздаваться в тишине, прославлять героя, соединить провода, увязать в трясине, исчезать в ночи, удаляться от берега, проливать воду, световая камера, грозовая туча, часовая цепочка, видно издалека, цветочный аромат, потемнеть от сырости, наслаждаться картиной, выкопать яму.



Каждому проверяемому слову подберите проверочное, графически обозначьте орфограмму:

Сп… ши предложение, сп… ши на поезд, сл… зать с лестницы, пос… деть на стуле петь, пол…скать кошку, зап…вать песню, сл…зать с ложки, пол…скать бельё, зап…вать лекарство.







Практическое задание к БИЛЕТУ №9



Подчеркни безударные гласные, проверяемые ударением.


Раздаваться в тишине, прославлять героя, соединить провода, увязать в трясине, исчезать в ночи, удаляться от берега, проливать воду, световая камера, грозовая туча, часовая цепочка, видно издалека, цветочный аромат, потемнеть от сырости, наслаждаться картиной, выкопать яму.



Каждому проверяемому слову подберите проверочное, графически обозначьте орфограмму:

Сп… ши предложение, сп… ши на поезд, сл… зать с лестницы, пос… деть на стуле петь, пол…скать кошку, зап…вать песню, сл…зать с ложки, пол…скать бельё, зап…вать лекарство.










Практическое задание к БИЛЕТУ №10



Подберите проверочное слово и вставьте пропущенную согласную.

Ре..кий –      

Ли..кий –

Ги..кий –

Ме..кий –

Гла..кий –

Га..кий –

Жи..кий –

У..кий –

Мя..кий –

Ни..кий –

Ло..ка –

Сосе..ка –



Практическое задание к БИЛЕТУ №10



Подберите проверочное слово и вставьте пропущенную согласную.

Ре..кий –      

Ли..кий –

Ги..кий –

Ме..кий –

Гла..кий –

Га..кий –

Жи..кий –

У..кий –

Мя..кий –

Ни..кий –

Ло..ка –

Сосе..ка –














Практическое задание к БИЛЕТУ №11




Обозначь в глаголах приставку, в существительных корни, в прилагательных окончания.

Здесь было много интересных растений. Все они уже отцвели, но ещё не утратили своего летнего наряда, хотя листва их уже стала блекнуть и разукрашиваться в яркие осенние тона.

Лесной тополь-великан стоял на берегу реки. Двести лет он охранял порядок в лесу.








Практическое задание к БИЛЕТУ №11




Обозначь в глаголах приставку, в существительных корни, в прилагательных окончания.

Здесь было много интересных растений. Все они уже отцвели, но ещё не утратили своего летнего наряда, хотя листва их уже стала блекнуть и разукрашиваться в яркие осенние тона.

Лесной тополь-великан стоял на берегу реки. Двести лет он охранял порядок в лесу.



















Практическое задание к БИЛЕТУ №12


Списать. Обозначить в глаголах приставку, в существительных корни, в прилагательных окончания.

Здесь было много интересных растений. Все они уже отцвели, но ещё не утратили своего летнего наряда, хотя листва их уже стала блекнуть и разукрашиваться в яркие осенние тона.

Лесной тополь-великан стоял на берегу реки. Двести лет он охранял порядок в лесу.






Практическое задание к БИЛЕТУ №12


Списать. Обозначить в глаголах приставку, в существительных корни, в прилагательных окончания.

Здесь было много интересных растений. Все они уже отцвели, но ещё не утратили своего летнего наряда, хотя листва их уже стала блекнуть и разукрашиваться в яркие осенние тона.

Лесной тополь-великан стоял на берегу реки. Двести лет он охранял порядок в лесу.



















Практическое задание к БИЛЕТУ №13


Сг..реть

Заг..р

Изл..гают

Разл..жение

Сл..гаемое

Предл..гайте

Пол..гаю

Разг..реться

Г..рение

Подг..реть

Предпол..гать

Распол..гали

Возг..рится

Ра..тение

Р..сли

Г..релки

Изг..рь

Р..стислав

Р..сточек

З..рево

Заг..релый

Выр..стали

Пол..жение

Сл..гаемое

Распол..гать

Предл..жить

Р..стки

Практическое задание к БИЛЕТУ №13


Сг..реть

Заг..р

Изл..гают

Разл..жение

Сл..гаемое

Предл..гайте

Пол..гаю

Разг..реться

Г..рение

Подг..реть

Предпол..гать

Распол..гали

Возг..рится

Ра..тение

Р..сли

Г..релки

Изг..рь

Р..стислав

Р..сточек

З..рево

Практическое задание к БИЛЕТУ №14


соб_ру

пост_лить

раст_реть

нат_раю

сд_ру

бл_стеть

забл_стать

уб_ру

выт_раю

нат_реть

выт_реть

зап_раю

зад_раю

разб_раю

расст_лаю

выд_ру

изб_рать

приб_рет

заб_раю

заб_ру

подб_раю

бл_стящий

бл_стающий

ум_рать

зам_реть

соб_ратель

выт_рать






Практическое задание к БИЛЕТУ №14


соб_ру

пост_лить

раст_реть

нат_раю

сд_ру

бл_стеть

забл_стать

уб_ру

выт_раю

нат_реть

выт_реть

зап_раю

зад_раю

разб_раю

расст_лаю

выд_ру

изб_рать

приб_рет

заб_раю

заб_ру

подб_раю

бл_стящий

бл_стающий

ум_рать

зам_реть

соб_ратель

выт_рать









Практическое задание к БИЛЕТУ №15


Вставь пропущенные буквы


Бе…брежный, бе…вестный, бе…сменный, бе…вкусный, бе…смертный, бе…смысленный, бе…снежный, бе…грамотный, бе…граничный, бе…связный, бе…сердечный, бе…предельный, бе…доказательный, бе…жалостный, бе…сильный, бе…славный, бе…заботный, бе…заветный, бе…конечный, бе…звучный, бе…злобный. Во…вышать, во…действовать, и…портить, и…стрелять, во…хвалить, во…ходить, во…звание, во…соединиться, во…становить, и…сохнуть, и…бегать, и…следовать, и…сушить, и…вестие, и…виваться, и…таять, и…толковать, во…стание, и…лечиться, ра…дать, ни…падать.





Практическое задание к БИЛЕТУ №15


Вставь пропущенные буквы


Бе…брежный, бе…вестный, бе…сменный, бе…вкусный, бе…смертный, бе…смысленный, бе…снежный, бе…грамотный, бе…граничный, бе…связный, бе…сердечный, бе…предельный, бе…доказательный, бе…жалостный, бе…сильный, бе…славный, бе…заботный, бе…заветный, бе…конечный, бе…звучный, бе…злобный. Во…вышать, во…действовать, и…портить, и…стрелять, во…хвалить, во…ходить, во…звание, во…соединиться, во…становить, и…сохнуть, и…бегать, и…следовать, и…сушить, и…вестие, и…виваться, и…таять, и…толковать, во…стание, и…лечиться, ра…дать, ни…падать.

















Практическое задание к БИЛЕТУ №16



Составьте и запишите предложения с прилагательным чистый, употребив его в значениях: 1) незагрязнённый (об одежде, посуде, комнате и т. д.); 2) правильный (о языке); 3) честный; 4) не бывший в употреблении.


















Практическое задание к БИЛЕТУ №16



Составьте и запишите предложения с прилагательным чистый, употребив его в значениях: 1) незагрязнённый (об одежде, посуде, комнате и т. д.); 2) правильный (о языке); 3) честный; 4) не бывший в употреблении.

















Практическое задание к БИЛЕТУ №17



Определите, какие слова являются общеупотребительными? Почему?

Весна, тубус, весенний, митоз, гай, веселиться, коммуникация, весело, рука,

нога, бирюк, резекция.

Вода, карбюратор, зимовать, гаструла, зеленый, зубило, холодно, эстамп,

морской, штифт, бурак, восемнадцать.










Практическое задание к БИЛЕТУ №17



Определите, какие слова являются общеупотребительными? Почему?

Весна, тубус, весенний, митоз, гай, веселиться, коммуникация, весело, рука,

нога, бирюк, резекция.

Вода, карбюратор, зимовать, гаструла, зеленый, зубило, холодно, эстамп,

морской, штифт, бурак, восемнадцать.



















Практическое задание к БИЛЕТУ №18

Определите вид омонимии в приведённых ниже примерах:

1. компания – кампания__________________________________

2. расплачусь – расплачусь_________________________________

3. мой (полы) – мой (портфель)_____________________________

4.лук (растение) – лук (орудие)_______________________________

5. ты мне дорога – дорога длинная_____________________________

К словам из группы а) подберите синоним , используя слова из группы б):

а )Артист, безгр…ничный, бесп…койство, вежл…вый, в…ликан, заб…леть, загл…деться, изд…вна, об…зательно, подч…няться, тор…пливо, проказн…чать, Род…на;

б) Актёр, г…гант, бескрайний, любезный, п…спешно, зан…мочь, пов…новаться, Отеч…ство, тр…вога, засм…треться, исст…ри, непр…менно, озорн…чать




Практическое задание к БИЛЕТУ №18

Определите вид омонимии в приведённых ниже примерах:

1. компания – кампания__________________________________

2. расплачусь – расплачусь_________________________________

3. мой (полы) – мой (портфель)_____________________________

4.лук (растение) – лук (орудие)_______________________________

5. ты мне дорога – дорога длинная_____________________________

К словам из группы а) подберите синоним , используя слова из группы б):


а )Артист, безгр…ничный, бесп…койство, вежл…вый, в…ликан, заб…леть, загл…деться, изд…вна, об…зательно, подч…няться, тор…пливо, проказн…чать, Род…на

б) Актёр, г…гант, бескрайний, любезный, п…спешно, зан…мочь, пов…новаться, Отеч…ство, тр…вога, засм…треться, исст…ри, непр…менно, озорн…чать;







Практическое задание к БИЛЕТУ №19


  1. Выпишите слова в два столбика

«историзмы»,      «архаизмы»:

Треуголка, веретено, чело,

глас, кафтан, рыбарь, кольчуга,

ветрило, царица, крепостной.

  1. Распределите устаревшие слова по тематическим группам, пользуясь толковым сло­вариком.

Еда:

 

 

 

Посуда:

 

 

 

Одежда:

 

 

 

Женские головные уборы:

 

 

 

Кокошник,  кулебяка,  кафтан,  коврига,  лохань,  ступа,  ботвинья,  душегрейка, зипун, армяк, кваш­ня, корчага, ушат, повойник.




Практическое задание к БИЛЕТУ №19


  1. Выпишите слова в два столбика

«историзмы»,      «архаизмы»:

Треуголка, веретено, чело,

глас, кафтан, рыбарь, кольчуга,

ветрило, царица, крепостной.

  1. Распределите устаревшие слова по тематическим группам, пользуясь толковым сло­вариком.

Еда:

 

 

 

Посуда:

 

 

 

Одежда:

 

 

 

Женские головные уборы:

 

 

 

Кокошник,  кулебяка,  кафтан,  коврига,  лохань,  ступа,  ботвинья,  душегрейка, зипун, армяк, кваш­ня, корчага, ушат, повойник.



Практическое задание к БИЛЕТУ №20


1. Из 4 фразеологизмов выделить “лишний”, т. е. тот, который не соответствует общему значению остальных фразеологизмов. Объясните

1)Хоть пруд пруди. Кот наплакал. Тьма-тьмущая. Яблоку негде упасть.

2) Во все лопатки. Сломя голову. Черепашьим шагом. В мгновенье ока.

3) Слово в слово. Тютелька в тютельку. Вилами по воде писано. Комар носа не подточит.


2.Составь 3-4 предложения с фразеологическими оборотами.








Практическое задание к БИЛЕТУ №20


1. Из 4 фразеологизмов выделить “лишний”, т. е. тот, который не соответствует общему значению остальных фразеологизмов. Объясните

1)Хоть пруд пруди. Кот наплакал. Тьма-тьмущая. Яблоку негде упасть.

2) Во все лопатки. Сломя голову. Черепашьим шагом. В мгновенье ока.

3) Слово в слово. Тютелька в тютельку. Вилами по воде писано. Комар носа не подточит.


2.Составь 3-4 предложения с фразеологическими оборотами.






















Практическое задание к БИЛЕТУ №21



Вставь пропущенные буквы.

Раз…езд, под…езд, от…езд, об…ём, под…ём, с…ёмка, от…ехали, под…ехал, с…ехал, в…ехал, с…ели, с…едобные (грибы), с…естные (припасы), об…явил, об…яснил.

Составь и напиши три предложения с выделенными словами.







Практическое задание к БИЛЕТУ №21


Вставь пропущенные буквы.

Раз…езд, под…езд, от…езд, об…ём, под…ём, с…ёмка, от…ехали, под…ехал, с…ехал, в…ехал, с…ели, с…едобные (грибы), с…естные (припасы), об…явил, об…яснил.

Составь и напиши три предложения с выделенными словами.





















Практическое задание к БИЛЕТУ №22


Вставь пропущенные буквы, объясните выбор о-ё после шипящих в корне.


Ж..лтый (____________) капюш..н, модная ч..лочка (_________), спелый ж..лудь (___________), подч..ркивать (____________) слова, тихий ш..пот(____________) румяная щ..чка(____________), ч..рствый хлеб(____________), пш..нная каша(____________), сладкий крыж..вник(____________), ш..лковое платье (____________)
















Практическое задание к БИЛЕТУ №22


Вставь пропущенные буквы, объясните выбор о-ё после шипящих в корне.


Ж..лтый (____________) капюш..н, модная ч..лочка (_________), спелый ж..лудь (___________), подч..ркивать (____________) слова, тихий ш..пот(____________) румяная щ..чка(____________), ч..рствый хлеб(____________), пш..нная каша(____________), сладкий крыж..вник(____________), ш..лковое платье (____________)













Практическое задание к БИЛЕТУ №23


Вставь нужную букву:

1) медиц..нская служба

2) мука из пшениц..

3) в определённой пропорц..и

4) идти по лестниц..

5) бледнолиц..й мальчуган

6) у бурой медведиц..

7) пришить к рукавиц..

8) пение ц..кад

9) ц..клевать пол

10) сестриц..н платок

11) весёлые танц..

12) гордимся тружениц..й

13) ц..рковой трюк

14) распахать ц..лину

15) ц..лесообразное решение

16) в лесном болотц..

17) подарок для племянниц..

18) зац..питься за сучок

19) добрая традиц..я

20) отражение в лужиц..



Практическое задание к БИЛЕТУ №23


Вставь нужную букву:

1) медиц..нская служба

2) мука из пшениц..

3) в определённой пропорц..и

4) идти по лестниц..

5) бледнолиц..й мальчуган

6) у бурой медведиц..

7) пришить к рукавиц..

8) пение ц..кад

9) ц..клевать пол

10) сестриц..н платок

11) весёлые танц..

12) гордимся тружениц..й

13) ц..рковой трюк

14) распахать ц..лину

15) ц..лесообразное решение

16) в лесном болотц..

17) подарок для племянниц..

18) зац..питься за сучок

19) добрая традиц..я

20) отражение в лужиц..







Практическое задание к БИЛЕТУ №24


  1. Определить морфологические признаки выделенных глаголов.


Один раз ребята играли на улице, на большой куче песка. Мальчики строили крепость, а Валя варила обед для кукол











Практическое задание к БИЛЕТУ №24


1. Определить морфологические признаки выделенных глаголов.


Один раз ребята играли на улице, на большой куче песка. Мальчики строили крепость, а Валя варила обед для кукол

























Практическое задание к БИЛЕТУ №25


1. Определить морфологические признаки выделенных существительных


Один раз ребята играли на улице, на большой куче песка. Мальчики строили крепость, а Валя варила обед для кукол













Практическое задание к БИЛЕТУ №25


1. Определить морфологические признаки выделенных существительных


Один раз ребята играли на улице, на большой куче песка. Мальчики строили крепость, а Валя варила обед для кукол





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!