СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Устный журнал "Мама..Как много значит это слово!" (Мамы в жизни известных писателей)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Страницы журнала повествуют о мамах известных писателей и о том, какую  роль они сыграли  в их жизни 

Просмотр содержимого документа
«Устный журнал "Мама..Как много значит это слово!" (Мамы в жизни известных писателей)»

«Мама... Как много значит это слово!»

(Мамы в жизни известных писателей)

  1. А.М. Горький

  2. Л.Н. Толстой

  3. Н.А. Некрасов

  4. А.П. Чехов

  5. С.А. Есенин

  6. Р. Гамзатов

  7. А.И. Куприн

  8. И.С. Тургенев

  9. М.И. Цветаева

  10. М. Джалиль

  11. А.С. Пушкин

  12. К.И. Чуковский

  13. Ч.Т. Айтматов

  14. Г.Р. Державин

  15. М.А. Булгаков

  16. Н.В. Гоголь

  17. А.А. Блок

  18. И.А. Гончаров

  19. Ф.М. Достоевский

  20. А.Т. Твардовский

  21. Удивительный человек и замечательная мама

(Александра Андреевна Бекетова)





Страница 1.

В.В. Каширина Максим Горький



Максим Горький (настоящее имя Алексей Максимович Пешков) родился 16 (28) марта 1868 года в Нижнем Новгороде.
Мать — Варвара Васильевна, урождённая Каширина (1842—1879) — из мещанской семьи; рано овдовев, вторично вышла замуж, умерла от чахотки. Мать Горького, Варвара Васильевна Каширина, была самая обыкновенная, заурядная женщина и не без сильной примеси психопатических черт. В молодости она была веселой, жизнерадостной, потом, после замужества ее характер резко изменился и после смерти первого своего мужа, отца Горького, она сделалась совершенно замкнутой, печальной, молчаливой и наводила на всех уныние.












Страница 2.


М.Н. Толстая Л.Н. Толстой

Толстой Лев Николаевич (28 августа 1828, усадьба Ясная Поляна Тульской губернии — 7 ноября 1910, станция Астапово (ныне станция Лев Толстой) Рязано - Уральской ж. д.) — граф, русский писатель.

Мария Николаевна Толстая (урожденная Волконская, 1790-1830) — мать Л.Н. Толстого Мария Николаевна уделяла много времени занятиям музыкой, много читала. Ее дневники свидетельствуют о несомненном литературном таланте, что подтверждают и другие ее сочинения: стихи, повести, литературные переводы. В 19 лет Мария Николаевна была представлена высшему свету Петербурга. Ко времени вступления в свет она стала девушкой рассудительной, живой и самостоятельной. Она не была красавицей, говорили, что самым замечательным в ее облике были выразительные, лучистые глаза. Портреты ее не сохранились, до нас дошло лишь одно ее изображение — силуэт в детском возрасте. «...В моем представлении о ней есть только ее духовный облик, и все, что я знаю о ней, все прекрасно...»,- писал Толстой Л.Н. 9 июля 1822 г. Мария Николаевна вышла замуж за Н. И. Толстого. За 8 лет супружества в их семье родилось пятеро детей: Николай, Сергей, Дмитрий, Лев и Мария. Спустя шесть месяцев после рождения дочери Мария Николаевна скончалась от «родовой горячки», как тогда говорили. «Она представлялась мне таким высоким, чистым, духовным существом, что часто в средний период моей жизни, во время борьбы с одолевавшими меня искушениями, я молился ее душе, прося ее помочь мне, и эта молитва всегда помогала мне»



Страница 3.

Н.А. Некрасов А.А. Некрасова



Некрасов Николай Алексеевич – великий русский поэт, писатель, публицист, признанный классик мировой литературы. Родился 28 ноября (10 октября) 1821 года в семье мелкопоместного дворянина в местечке Немиров Подольской губернии.
Мать Некрасова, Александра Андреевна Закревская, стала его первой учительницей. Она была образованна, и всем своим детям (которых было 14) тоже старалась привить любовь к русскому языку и литературе.
Своей матери писатель посвятил целый ряд стихотворений — «Последние песни», поэму «Мать», «Рыцарь на час», в которых он нарисовал светлый образ той, которая своим благородством скрасила непривлекательную обстановку его детства. Тёплые воспоминания о матери сказались в творчестве Некрасова, проявившись в его произведениях о женской доле. Сама идея материнства проявится позже в его хрестоматийных произведениях — глава «Крестьянка» в поэме «Кому на Руси жить хорошо», стихотворение «Орина, мать солдатская». Образ матери — главный положительный герой некрасовского поэтического мира.


Страница 4.


Е.Я. Морозова А.П. Чехов



Антон Павлович родился 29 января (17 января по старому стилю) 1860 года в Екатеринославской губернии, город Таганрог.
Мать, Евгения Яковлевна (урождённая Морозова, 1835 — 1919), прекрасная хозяйка, очень заботливая и любящая, жила исключительно жизнью детей и мужа. Но, при этом, страстно любила театр, хотя и посещала его нечасто. В ранней молодости она была отдана в таганрогский частный пансион благородных девиц, где обучалась манерам, танцам и хорошим манерам. Евгения Яковлевна оказывала огромное влияние на формирование характеров своих детей, воспитывая в них отзывчивость, уважение и сострадание к слабым, угнетённым, любовь к природе и миру. Антон Павлович Чехов впоследствии говорил, что «талант в нас со стороны отца, а душа — со стороны матери».

Страница 5.


С.А. Есенин Татьяна Титова



Сергей Александрович Есенин (1895-1925) — русский поэт. С первых сборников («Радуница», 1916; «Сельский часослов», 1918) выступил как тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души. Мать будущего поэта, Татьяна Титова, была выдана замуж помимо своей воли, и вскоре вместе с трехлетним сыном ушла к родителям. Затем она отправилась на заработки в Рязань, а Есенин остался на попечении бабушки и дедушки, знатока церковных книг.


Страница 6.


Расул Гамзатов с мамой .

Расул Гамзатов - родился 8 сентября 1923 года в селении Цада Хунзахского района Дагестана.
Мать – Гамзатова Хандулай Гайдарбекгаджиевна (1888–1965). Поэма «Берегите матерей» - гимн Родине, матери, женщине. Поэма это многозначна и поднимается до высоких гражданских обобщений, дробится на лирические отрывки или бытовые сцены и концентрирует внимание на образе. Идея поэмы, рожденный потребностью заполнить пустоту, которая образовалась после смерти матери, утолить жажду памяти и выразить чувство безнадежно неоплаченного долга перед ней, не сводится к одному конкретному образу - в поэме глубокое и взволнованное раздумье о жизни всех матерей и сыновей, их отношениях, о своем прощании с матерью, прощание всех матерей и сыновей. Идейно-нравственное содержание поэмы обогащает введение в ее художественную систему фольклорных национальных традиций, фольклорной образности. Духовный и психологический портрет матери, проживший жизнь полную труда, забот, горя, но и радостей и счастья тоже, портрет человека, сумевшего выстоять.


Страница 7.

А.И. Куприн Л.А. Кулунчакова

Александр Иванович Куприн — русский писатель-реалист, одно из самых громких имен первой четверти 20 века, автор вошедших в золотой фонд русской литературы произведений «Молох», «Поединок», «Гранатовый браслет», «Гамбринус» и других.
Мать, Любовь Алексеевна (1838—1910), урождённая Кулунчакова, происходила из рода татарских князей (дворянка, княжеского титула не имела. Мать будущего писателя Любовь Алексеевна, урожденная княжна Кулунчакова, происходила из татарских князей, и Куприн любил вспоминать о своей татарской крови, даже, было время, носил тюбетейку. В романе «Юнкера» он писал о своем автобиографичном герое «...бешеная кровь татарских князей, неудержимых и неукротимых его предков с материнской стороны, толкавшая его на резкие и необдуманные поступки, выделяла его среди дюжинных юнкеров». В 1874 году Любовь Алексеевна, женщина, по воспоминаниям, «с сильным, непреклонным характером и высоким благородством», принимает решение переехать в Москву. Там они поселяются в общей палате Вдовьего дома (описан Куприным в рассказе «Святая ложь») . Через два года, из-за крайней бедности, она отдает сына в Александровское малолетнее сиротское училище. Для шестилетнего Саши начинается период существования на казарменном положении - длиной в семнадцать лет.

Страница 8.

И.С. Тургенев В.П. Тургенева (Лутовинова)



ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич (1818 - 1883), русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1860). В цикле рассказов «Записки охотника» (1847- 1852) показал высокие духовные качества и одаренность русского крестьянина, поэзию природы. Мать будущего писателя, Варвара Петровна, происходила из богатой дворянской семьи. Её брак с Сергеем Николаевичем не был счастливым. Отец умер в 1834 году, оставив троих сыновей — Николая, Ивана и рано умершего от эпилепсии Сергея. Мать была властной и деспотичной женщиной. Она сама рано лишилась отца, страдала от жестокого отношения своей матери (которую внук позднее изобразил в образе старухи в очерке «Смерть»), и от буйного, пьющего отчима, который нередко её бил. Из-за постоянных побоев и унижений она позже сбежала к своему дяде, после смерти которого стала владелицей великолепного имения и 5000 душ. Варвара Петровна была непростой женщиной. Крепостнические привычки уживались в ней с начитанностью и образованностью, заботу о воспитании детей она сочетала с семейным деспотизмом. Подвергался материнским побоям и Иван, несмотря на то что считался любимым её сыном. Грамоте мальчика обучали часто сменявшиеся французские и немецкие гувернёры. В семье Варвары Петровны все говорили между собой исключительно по-французски, даже молитвы в доме произносились по-французски. Она много путешествовала и была просвещённой женщиной, много читала, но также преимущественно на французском. Но и родной язык и литература были ей не чужды: она и сама обладала прекрасной образной русской речью, а Сергей Николаевич требовал от детей, чтобы во время отцовских отлучек они писали ему письма по-русски.
«Поведение сыновей глубоко огорчало Варвару Петровну. Старший — Николай — ушёл в отставку, увлекся простушкой, жил как попало; младший — Иван — проводил время за сочинением, путешествовал за границей, волочился за певичкой. Оба ускользнули от её власти, в то время как она хотела бы держать в своих руках не только их самих, но и их жен, их детей. Одержимая властолюбием, Варвара Петровна приказала повесить у входа в усадьбу табличку с надписью: „Они вернутся“.

Страница 9.

М.А.Мейн

Марина Ивановна Цветаева (26 сентября (8 октября) 1892, Москва — 31 августа 1941, Елабуга) — русская поэтесса, прозаик, переводчица, одна из крупнейших поэтов XX века. Мама — Мария Александровна Мейн (умерла в 1906) из обрусевшей польско-немецкой семьи, одарённая пианистка, ученица Антона Григорьевича Рубинштейна. Она занимает в творчестве Марины Цветавой особое место. В автобиографических очерках и письмах Цветаевой можно найти много упоминаний о Марии Александровне. Её памяти посвящено стихотворение "Маме". Всем самым лучшим в себе, как признавала Марина, она обязана матери. Боль ранней потери, тоска сиротства сопровождали её всю жизнь. Во многом благодаря матери в душе жила память о детстве, как о "лазурном острове"

Из памяти М. Цветаевой : "Я знаю о ней удивительно мало". Всего несколько ярких эпизодов их воспоминаний Марины Цветаевой (очерки "Мать и музыка", "Сказка матери") и смутная расплывчатость глав из толстой книги мемуаров Анастасии Ивановны, сестры Марины... Эта книга читана в легком незапамятном детстве.


Страница 10.

М. Джалиль Р. З. СайфуллинаМуса Джалиль (Муса Мустафович Залилов) родился в татарской деревне Мустафино бывшей Оренбургской губернии (ныне Шарлыкский район Оренбургской области) 2(15) февраля 1906 года в крестьянской семье. Шести лет он пошел учиться в сельский мектеб, где за год овладел азами грамоты и вызубрил несколько сур из Корана. Вскоре семья в поисках лучшей доли переехала в Оренбург. Отцу удалось устроить сына в медресе «Хусаиния» . Оно считалось «новометодным», то есть прогрессивным по тем временам медресе. Наряду с обязательной зубрежкой Корана и всякого рода религиозной схоластикой, здесь изучались и светские дисциплины, велись уроки родной литературы, рисования и пения.
Мать — Рахима Залилова (урождённая Сайфуллина).


Страница 11.

А.С. Пушкин Н.О. Пушкина



Александр Сергеевич Пушкин (26 мая (6 июня) 1799, Москва — 29 января (10 февраля) 1837, Санкт-Петербург) — русский поэт, драматург и прозаик. Ещё при жизни Пушкина сложилась его репутация величайшего национального русского поэта. Пушкин рассматривается как создатель современного русского литературного языка.
Мать Пушкина — Надежда Осиповна (1775—1836), внучка Ганнибала. вышла замуж за С.Л. Пушкина, в 1814г. вместе с детьми, Ольгой и Львом, переезжает из Москвы в Петербург, постоянно навещает сына Александра в Лицее. Принимает участие в судьбе ссыльного поэта, с одобрения В.А. Жуковского и Н.М. Карамзина, но без ведома сына. Отношения между Пушкиным и его матерью всегда были прохладными. С детских лет Надежда Осиповна была строга с детьми, любимцем старших Пушкиных был сын Лев. Тем не менее и мать, и отец гордились талантом старшего сына. Во время последней болезни матери Пушкин сблизился с ней, а после её смерти тяжело переживал утрату. Пушкин единственный из всей семьи сопровождал тело матери для погребения в Святогорский монастырь. Тогда же он купил участок земли рядом с её могилой для себя.


Страница 12.

К.И. Чуковский Е.О. Корнейчукова


Корней Иванович Чуковский (наст. имя — Николай Васильевич Корнейчуков, 19 [31] марта 1882, Санкт-Петербург, — 28 октября 1969, Москва) — русский советский поэт, публицист, литературный критик, переводчик и литературовед, детский писатель, журналист.
Матерью Николая была крестьянка из Полтавской губернии Екатерина Осиповна Корнейчукова, работавшая горничной в Санкт-Петербурге в семействе Левенсонов. Она проживала в гражданском браке с сыном семейства, студентом Эммануилом Соломоновичем Левенсоном. Екатерина Осиповна Корнейчукова – мать Корнея Чуковского, полтавская крестьянка, так биографы представляют эту необыкновенную женщину.

Какой, восхитительно нежной, мудрой и мужественной была мама у Корнея Чуковского можно узнать из его автобиографической повести «Серебряный герб»: «Мама была из тех русских женщин, которые останавливают скачущих коней и входят в горящие избы. Её жизнь была повседневным материнским подвигом, непрестанным усилием воли».

Они жили во флигеле дома Макри, одесского домовладельца. Бедная комната, в которую вели три ступеньки, с погребом под полом стараниями мамы превратилась в уютную обитель. «Комната была небольшая, но очень нарядная, в ней было много занавесок, цветов, полотенец, расшитых узорами. И всё это сверкало чистотой, так как чистоту мама любила до страсти» . Она не опускала рук, когда их опустил бы любой другой, и под осуждающими соседскими взглядами (незамужняя, с детьми) сохраняла спокойное достоинство. Сама зарабатывала деньги и поднимала детей.

Из дневника К. Чуковского: «Быт она установила крепкий, никто не увидел бы в этой сильно нуждающейся семье признаков бедности – грязи, лохмотьев. Мама воспитывала нас демократически – нуждою». Образ жизни и распорядок дня семьи определялся необходимостью работать. Мама днём гладила, стирала ночью, «тайно от всех». Для работы ей надо было большое количество воды, и дети изо дня в день наполняли ненасытную бочку.

Сохранились в дневниках и воспоминания о ритуале мытья и вытирания посуды, о подготовки подарков для мамы к празднику и о всякий раз «случайно» находящихся для этого случая трехрублевках.

В дневниках, воспоминаниях и художественной прозе складывается портрет «мамочки» – набожной, строгой, величавой, всегда занятой делом, сосредоточенной молчуньи, чьи руки всё умеют – и делать дивные вареники, и творить искусную вышивку, и белить, и скоблить, красить, стирать, крахмалить; мамы, которая всё понимает, без дела не отругает, и когда надо, пожалеет.

Мамы, которая спит два-три часа в сутки, а может и вовсе не спать, зато вся медная посуда сверкает, погреб выбелен, крыльцо вымыто. Чуковский с нежностью писал о мамином неподражаемом юморе, бесстрашии, доверчивости, редкой деликатности и стройности души. Екатерина Осиповна была статной красавицей, как писал о ней сын. По выходным она носила шляпку, кружевные перчатки и умела казаться барыней. «Я никогда не слышал, чтобы кто-нибудь назвал мою маму прачкой». Чуковский очень жалел мать.

Она чувствовала себя самой плохой, самой низкой, бесконечно виноватой перед детьми за то, что у них не было отца. В «Секрете» рассказывается, что она пела детям печальную песню, которая оказалась стихами Шевченко: «Мене, прокляту, я твоя мати, мене клени».Уже взрослый Чуковский писал, что никогда не мог без слёз читать эти стихи. В том же «Секрете» есть душераздирающая сцена: мальчик рассказывает маме, что его исключили из гимназии, а мама, вместо того, чтобы ругаться, кидается обнимать сына со словами: «Прости меня... Прости меня... Прости меня...» И добавляет: «Это я, а не ты... Это я... Это я виновата во всём..."
Она стирала, не разгибая спины, чужое бельё, чтобы дать нам образование».

Страница 13.

Ч.Т. Айтматов Н. Х. Абдувалиева



АЙТМАТОВ ЧИНГИЗ ТОРЕКУЛОВИЧ , киргизский прозаик. Родился 12 декабря 1928 в кишлаке Шекер в Киргизии в семье партийного работника. В 1937 отец был репрессирован, будущий писатель воспитывался у бабушки, его первые жизненные впечатления связаны с национальным киргизским образом жизни. В семье говорили и на киргизском, и на русском языках, и это определило двуязычный характер творчества Айтматова.

Мать, Нагима Хамзиевна Абдувалиева (1904—1971), татарка по национальности, была армейским политработником, впоследствии общественным деятелем. Чингиз, его братья и сёстры выросли в Шекере, куда прибыли незадолго до ареста отца по его настоянию. В 1928 году родился их первенец, будущий великий писатель Чингиз Айтматов. Всего в семье Айтматовых родилось пятеро детей: в 1931 — второй сын Ильгиз, в 1934 — двойня, названная в честь Революции: сын Рева (вскоре умер) и дочь Люция, в 1937 — дочь Розетта. Первоначальным образованием детей занималась мать. В шесть лет все они умели читать. Нагима Абдувалиева была выдающейся женщиной и талантливым организатором. В конце 1920-х годов она возглавила движение по раскрепощению женщин-мусульманок. Смело выступала против калыма, многожёнства, ранних браков, продажи детей, девушек и женщин, против преследования женщин, снявших паранджу. В то же время Торекул Айтматов занимал важные партийные посты в Киргизии.«Чтобы я бросила своих детей!? Пока я жива — этому не бывать!», — воскликнула, Нагима и выскочила из кабинета начальника. Внутри у неё все клокотало, голова кружилась, к горлу подкатил комок… Чтобы не упасть, она обхватила дерево, росшее перед районным административным зданием и горько плакала», — рассказывала о своей матери Розетта Айтматова. Любовь к детям помогла Нагиме стойко перенести все испытания и беды. По воспоминаниям её внука Санджара, даже «в критических ситуациях она сохраняла человеческое достоинство, не падала духом, была принципиальной, честной, не перешагивала через человеческие нормы». Нагима Айтматова до конца своей жизни оставалась примером и нравственным авторитетом для своих детей и внуков.
Когда в 1962 году здоровье Нагимы резко ухудшилось, и она попала в больницу, Чингиз, тогда уже известный писатель, пригласил к ней самых лучших врачей и достал сильные препараты, которых в Киргизии тогда еще не было. Благодаря этому Нагима пошла на поправку и прожила еще десять лет. Чингиз посвятил ей свою повесть «Материнское поле», в которой он, по его словам «выразил всё, что хотел сказать о своей матери». «Поклон Матери нашей! Каким мужеством, мудростью и преданностью своему родительскому долгу обладала она! Все лучшее в нашей жизни и судьбах наших, включая наше образование, было достигнуто благодаря её труду и мужеству»,- так сказал о своей маме Чингиз Айтматов.

Страница 14.


Г.И.Державин


Гавриил (Гаврила) Романович Державин (3 [14] июля 1743, село Сокуры, Казанская губерния — 8 [20] июля 1816, имение Званка, Новгородская губерния) — русский поэт эпохи Просвещения, государственный деятель Российской империи, сенатор, действительный тайный советник.
Мать ‒ Фекла Андреевна (урожденная Козлова)
Фёкла Андреевна Козлова, мать поэта Г. Р. Державина, происходила из обедневшего дворянского рода. После смерти мужа она осталась в глубокой нужде. На её руках было трое детей. Целью жизни Фёклы Андреевны было дать сыновьям образование. С ранних лет она прививала Гаврилу любовь к чтению. Как известно из биографии Державина, написанной Я. К. Гротом, «Гаврила выучился читать уже на пятом году. Этим он обязан был матери, которая потом приохочивала его к чтению, особенно духовных книг, награждая его за внимание игрушками и сластями».

Жизнь вдовы из-за несправедливости судей и нечестности соседей состояла из череды бед и унижений.

Тем не менее, несмотря на тяжелое материальное положение, Фекла Андреевна накопила денег и привезла сыновей в Петербург, чтобы дать им самое лучшее образование. К сожалению, ее план не удался, так как не хватило документов, доказывающих дворянство ее покойного мужа. Семья вернулась домой. В те времена хорошее образование было практически недоступно детям обедневших провинциальных дворян. Только упорство Гениальных Матерей в достижении поставленных целей помогло многим выдающимся людям России получить настоящее образование и добиться успеха в жизни. В 1758 году по указу Сената была открыта Первая гимназия в Казани, которая долгое время оставалась единственной, после Петербурга и Москвы. В 1759 году в Казанскую гимназию приняли 14 учеников, и среди них, благодаря стараниям Фёклы Андреевны, было два брата Державиных. А была ли грамотной или полуграмотной Фёкла Андреевна, не имеет никакого значения. Она обладала высшим интеллектом, тем, что находится ни в голове, а в груди (как считали древние греки), в мудром любящем материнском сердце.



Страница 15.

М.А. Булгаков В.М. Булгакова


Михаил Афанасьевич Булгаков (3 мая [15 мая] 1891, Киев, Российская империя — 10 марта 1940, Москва, СССР) — русский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр. Автор повестей и рассказов, множества фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев, оперных либретто.
Бесспорны влияние на будущего писателя сыграла и роль семьи: твердая рука матери Варвары Михайловны, не склонной к сомнениям по поводу того, что есть добро, а что — зло (праздность, уныние, эгоизм), образованность и трудолюбие отца («Моя любовь — зеленая лампа и книги в моем кабинете», — напишет позже Михаил Булгаков, вспоминая допоздна засиживающегося за работой отца). В семье царит безусловный авторитет знания и презрение к невежеству, не отдающему себе в этом отчета.
БУЛГАКОВА Варвара Михайловна (1869-1922), мать М. Булгакова (урожденная Покровская, во втором браке — Воскресенская). Родилась 5/17 сентября 1869 г. в г. Карачеве Орловской губернии в семье соборного протоиерея. Эта женщина сумела сплотить семью, вырастить детей и дать им всем образование. Это была ее основная идея. Она говорила потом, когда они уже стали взрослыми: «Я хочу вам всем дать настоящее образование. Я не могу вам дать приданое или капитал. Но я могу вам дать единственный капитал, который у вас будет, — это образование». И действительно. Она дала им всем образование. А вторая ее идея, превосходная идея, была: нельзя допустить, чтобы дети бездельничали. И мама давала работу. Они сами работали, даже летом. Например, Михаил должен был заниматься до обеда с младшими братьями. А обязанность братьев была сначала помогать отцу в расчистке дорожек, а затем убирать мусор с участка. Братья собирали песок, дерн, листья. И вот Михаил в 15-м году... пишет стихотворение:

Утро. Мама в спальне дремлет.

Солнце красное взойдет,

Мама встанет и тотчас же

Всем работу раздает:

«Ты иди песок сыпь в ямы,

Ты ж из ям песок таскай».
Страница 16.

Н.В. Гоголь М.И. Гоголь



Николай Васильевич Гоголь (фамилия при рождении Яновский, с 1821 года — Гоголь-Яновский; 20 марта [1 апреля] 1809 года, Сорочинцы, Полтавская губерния — 21 февраля [4 марта] 1852 года, Москва) — русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист, признанный одним из классиков русской литературы. Происходил из старинного дворянского рода Гоголь-Яновских.
Мать Гоголя, Мария Ивановна (1791—1868), рождённая Косяровская, была выдана замуж в возрасте четырнадцати лет в 1805 году. По отзывам современников, она была исключительно хороша собой. Жених был вдвое старше неё.
Мария Ивановна Гоголь была крайне впечатлительна и подозрительна: бывали дни, недели, целые месяцы, когда впечатлительность доходила до крайних пределов, достигала почти болезненного состояния. Иногда она покупала совершенно ненужные вещи (даже в кредит), которые приходилось отдавать обратно. Шенрок, биограф Гоголя, говорит о ее "болезненной мечтательности" и о странной задумчивости, продолжавшейся часами, причем выражение лица резко изменялось.

Известно также, что мать Гоголя приписывала сыну весь технический прогресс, изобретение телеграфа, железных дорог и прочее. Не было никакой возможности разубедить ее в этом.
Страница 17.

А.А. Блок А.А. Бекетова


Александр Александрович Блок (16 (28) ноября 1880, Санкт-Петербург, Российская империя — 7 августа 1921, Петроград, РСФСР) — русский поэт, писатель, публицист, драматург, переводчик, литературный критик. Классик русской литературы XX столетия, один из величайших поэтов России.
Мать — Александра Андреевна, урождённая Бекетова, (1860—1923) — дочь ректора Санкт-Петербургского университета А. Н. Бекетова. Замужество, начавшееся, когда Александре было восемнадцать лет, оказалось недолгим: после рождения сына она разорвала отношения с мужем и впоследствии их более не возобновляла. В 1889 году она добилась указа Синода о расторжении брака с первым супругом и вышла замуж за гвардейского офицера Ф. Ф. Кублицкого - Пиоттуха, оставив при этом сыну фамилию первого мужа.
Сын занимал центральное место в жизни Александры Андреевны. В ранние годы Блока мать оказывала на него огромное, несопоставимое с каким-либо иным, влияние. Александра Андреевна открыла сыну таких поэтов как Полонский и Фет, Ш. Бодлер и П. Верлен, указала на Аполлона Григорьева и Владимира Соловьева. Они вместе постигали новые веяния в поэзии и философии, обсуждали политические новости и споры.

Сын в свою очередь ощущал прочную духовную связь с матерью и относился к ней с глубоким доверием. Именно ей первой он читал свои стихи, доверял сердечные порывы, находя у неё понимание и поддержку. В общении матери и сына возрастной барьер между ними практически не ощущался. Ни с кем иным у него не было такой духовной близости и внутреннего сходства. «Мы с мамой — почти одно и то же…», — говорил Блок.

Страница 18.

А.М. Шахторина И.А. Гончаров


Иван Александрович Гончаров (6 (18) июня 1812, Симбирск, Российская империя — 15 (27) сентября 1891, Санкт-Петербург) — русский писатель; член-корреспондент Петербургской академии наук по разряду русского языка и словесности, действительный статский советник.

Авдотья Михайловна Шахторина (1785–1851), мать Ивана Гончарова, осталась вдовой в 34 года. На её руках было четверо детей. «Можно сказать, что прочную основу нравственного воспитания, – писал Гончаров, – заложила в нас эта умная, заботливая, любящая мать, перед которой мы склонялась не нарушенным ни разу уважением, любовью и благодарностью». «Мать любила нас, – отмечает Гончаров. – Она умно любила, следя неослабно за каждым нашим шагом, которая и со строгою справедливостью распределяла поровну свою симпатию между нами, четырьмя детьми. Она была взыскательна и не пропускала без наказания или замечания ни одной шалости, особенно если в шалости крылось зерно будущего порока. Она была неумолима». «Всю нашу жизнь она была для нас нравственным авторитетом». После смерти матери Гончаров написал: «Ни о чём и ни о ком у меня мысль не так светла, воспоминания не свято, как о ней»


Страница 19.

Ф.М. Достоевский М.Ф. Нечаева


Фёдор Михайлович Достоевский ( 30 октября (11 ноября) 1821, Москва, Российская империя — 28 января (9 февраля) 1881, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский писатель, мыслитель, философ и публицист. Член-корреспондент Петербургской АН с 1877 года. Мать писателя, Мария Фёдоровна Нечаева (1800—1837), была дочерью московского купца III гильдии Фёдора Тимофеевича Нечаева , происходившего из города Боровска Калужской губернии. М. Ф. Достоевская умерла от чахотки. По мнению исследователей творчества великого писателя, отдельные черты Марии Фёдоровны нашли отражение в образах Софьи Андреевны Долгорукой («Подросток») и Софьи Ивановны Карамазовой («Братья Карамазовы»).
Мягкая, добрая и нежная, Мария Федоровна в то же время отличалась практичностью и сметливостью, в ведении хозяйства Михаил Андреевич Достоевский мог всегда на нее положиться. По воспоминаниям современников и детей, была кроткой и доброй и создавала хороший моральный климат в семье. В «Дневнике писателя» за 1873 г. Достоевский писал: «Я происходил из семейства русского и благочестивого. С тех пор как я себя помню, я помню любовь ко мне родителей. Мы в семействе нашем знали Евангелие чуть не с первого детства . Каждый раз посещение Кремля и соборов московских было для меня чем-то торжественным».

В биографию старца Зосимы в своем последнем романе «Братья Карамазовы» Достоевский вкладывает одно свое драгоценное воспоминание, вынесенное им «из дома родительского»: «Но и до того еще как читать научился, помню, как в первый раз посетило меня некоторое проникновение духовное, еще восьми лет от роду. Повела меня матушка меня одного (не помню, где был тогда брат) во храм Господень, в Страстную неделю в понедельник к обедне. День был ясный, и я, вспоминая теперь, точно вижу вновь, как возносился из кадила фимиам и тихо восходил вверх, а сверху в куполе, в узенькое окошечко, так и льются на нас в церковь Божьи лучи, и, восходя к ним волнами, как бы таял в них фимиам. Смотрел я умиленно и в первый раз от роду принял я тогда в душу первое семя слова Божия осмысленно. Вышел на средину храма отрок с большою книгой, такою большою, что, показалось мне тогда, с трудом даже и нес ее, и возложил на налой, отверз и начал читать, и вдруг я тогда в первый раз нечто понял, в первый раз в жизни понял, что во храме Божием читают...».


Страница 20.

А.Т. Твардовский М.М. Твардовская


Александр Трифонович Твардовский (1910—1971) — русский советский писатель, поэт, журналист. Главный редактор журнала «Новый мир» (1950—1954; 1958—1970).

Трифон Гордеевич, отец писателя, был человеком начитанным — и по вечерам в их доме часто читали вслух Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Некрасова, Толстого, Никитина, Ершова

Мать Твардовского, Мария Митрофановна, крестьянка из обедневшей семьи так называемых дворян - однодворцев родилась 1888 году, умерла в 1965. Она сыграла большую роль в детские годы поэта. Своеобразная и поэтическая русская крестьянка, отличавшаяся от простой деревенской женщины. Образ матери проходит от самых ранних до самых поздних стихов Твардовского.
Стихотворение «Матери» 1927 года – это воспоминание-обращение к матери. Образ ее, начиная с этого стихотворения и до конца, соединен с образом его малой родины, природы.

Стихотворение «Песня» 1936 года тоже строится на образах памяти, воспоминания, напоминания. Взрослый сын ставит пластинку с песней, которую он сам не помнит, но эта песня пробуждает память матери. Как только она вспоминает эту песню, перед ней возникают картины прошлого, ее молодости. Поочередно возникают здесь песня, труд и материнство – главные образы в стихах о матери.

В 1937 году вновь появляется стихотворение с заглавием «Матери». Образ матери и здесь дан через память, напоминания – поэт называет конкретные вещи, несущие в себе память о матери для него. Надо отметить, что и в этом очень коротком и простом стихотворении есть все, что составляет тему матери для Твардовского. Не случайно память о матери приходит через такие образы, как природа, труд и песня. Это стихотворение – редкий пример в творчестве Твардовского «бессюжетного» стиха. Это также редчайший пример белого стиха у Твардовского. Твардовский, ненавидевший «красивости», фокусы в поэзии, в стихотворении о матери избегает даже рифм, как и громких слов.

Реальную судьбу своей матери Твардовский описал в стихотворении 1935 года: «С одной красой пришла ты в мужний дом…» История одной судьбы проходит на фоне истории вообще, сюжет частной жизни на фоне общей жизни страны. Твардовский не зря называл себя прозаиком: в этом стихотворении он последовательно рассказывает историю жизни своей матери, обходясь без сравнений, метафор, ярких рифм. От прозаика в нем и то, что образ женщины, жены и матери, верно угадан в его стихах как психологический тип, она состоялась как персонаж.

Страница 21.

Удивительный человек и замечательная мама
Александра Андреевна Бекетова - удивительный человек и замечательная мама. О ней можно рассказывать бесконечно. На мой взгляд, она значительно повлияла на творчество своего ребенка. В ранние годы Блока мать оказывала на него огромное, несопоставимое с каким-либо иным, влияние. Сын в свою очередь ощущал прочную духовную связь с матерью и относился к ней с глубоким доверием. Именно ей первой он читал свои стихи, доверял сердечные порывы, находя у неё понимание и поддержку. С младенчества Саша относился к своей «капельке» , «крошечке» , «маме - мамисельке», как он любил её называть, с трогательной ласковостью. Но и позднее, когда он превратился в подростка, в юношу, привязанность его к матери не только не уменьшилась, но стала глубже, сознательнее. В творчестве взрослого Блока очень заметны следы влияния личности, вкусов, убеждений Александры Андреевны. Отношения ее и Блока — возвышенный пример нежной привязанности, доверия и глубочайшей внутренней связи между матерью и сыном.

Она была невысокого роста, худенькая. Казалась слабенькой и хрупкой. Но сколько в ней было доброты и нежности ко всем, кто её окружал! Она любила всех, кого любил её Саша, к кому был дружески расположен. Эта женщина обладала редкой способностью задавать вопросы и выслушивать гостя с такой дружеской и искренней заинтересованностью, которая вызывала в ответ в собеседнике самые откровенные излияния. В её кабинете на стенах висели фотографии Саши, снятые в разные годы его жизни, на столе в рамочках - последние снимки поэта. Гостям она любила рассказывать разные истории о жизни сына, о жизни в Шахматове. Это были воспоминания о его детских и юношеских годах, о его радостях, огорчениях, увлечениях. Трогательны её рассказы о том, что едва научившись писать буквы и складывать из них слова, Сашенька увлекается изданием своего журнала "Малышам". Через некоторое время переименовывает его в "Кораблик", а ещё позднее - в "Вестник". В журнале, кроме будущего поэта, участвуют его двоюродные братья Кублицкие - Пиоттух и другие родственники. Но постепенно журнал всё больше наполняется произведениями Саши Блока в стихах и прозе. Появляются рисунки поэта. Любовь к рифмованным словосочетаниям и к шуточным стишкам у ребёнка зародилась очень рано. Благодаря интересу и поддержке мамы, эта любовь шаг за шагом перерастает в настоящее творчество. В любых начинаниях она его поддерживала. В гимназические годы, помимо влечения к стихотворству, к сочинению разных шуток и редактированию журнала "Вестник", им вдруг овладевает увлечение переплётным делом. Занятия с кустарём - переплётчиком помогли ему освоить это дело. Александра Андреевна же с гордостью демонстрировала переплетённые Сашенькой книги. Поддерживала она и его самое страстное и длительное увлечение театром. Блок мечтал стать актёром, участвовал во многих домашних любительских спектаклях: исполнял сцены из "Гамлета", "Бориса Годунова", "Скупого рыцаря", "Горе от ума" и др. Фотографии, на которых Александр Александрович Блок снят в разных ролях, мать собирала в альбом. При всяком удобном случае демонстрировала гостям. Александра Андреевна открыла сыну таких поэтов как Я. Полонский и А. Фет, Ш. Бодлер и П. Верлен, указала на Аполлона Григорьева и Владимира Соловьева. Они вместе постигали новые веяния в поэзии и философии, обсуждали политические новости и споры.

Отношения Александры Андреевны и Блока — возвышенный пример нежной привязанности, доверия и глубочайшей внутренней связи между матерью и сыном. Менялась жизнь поэта, его вкусы, его убеждения. Но духовная основа оставалась почти неизменной: слишком велика была ее сила и стойкость. Все эти человеческие свойства Блока «родом из детства», во многом от мамы.

Литература

  1. Литература. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы, М. Дрофа, 1998.

  2. Джалиль М. Избранное /пер. с татар. ; сост. и подгот. текста Ч. Залиловой и Р. Мустафина ; вступ. статья и примеч. Р. Мустафина. - М. : Худож. лит. , 1990 .

  3. Расул Гамзатов - Избранное в 2 томах. – М.: Художественная литература, 1964

  4. Андрей Турков. Александр Твардовский. – М.: Молодая гвардия, 2010.– 408 с. (Жизнь замечательных людей: Малая серия: сер. биогр.; вып. 6)

  5. Лукьянова И. В. Корней Чуковский. — М.: Молодая гвардия, 2006.  («Жизнь замечательных людей»).

  6. Чудакова М. О. Жизнеописание Михаила Булгакова. — 2-е изд., доп. — М.: Книга, 1988.  (Писатели о писателях). 

  7. Айтматов, Чингиз Торекулович // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: «Қазақ энциклопедиясы», 2004. — Т. I. 

  8. Олег Михайлов. Куприн. — М.: Молодая гвардия1981. (Жизнь замечательных людей).

  9. Селезнёв Ю. И. Достоевский. М.: Молодая гвардия. Серия: Жизнь замечательных людей; Вып. 16, 1981.

  10. Лосская В. К. Марина Цветаева в жизни: Воспоминания современников. М.: Прозик, 2011.

  11. Русская литература. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы, М. Дрофа, 1998.

  12. Энциклопедия для детей. Том 4. Литература. Часть 1/Под ред. В. А. Володина. – АВАНТА+ - М., 2001

  13. В.В.Быкова, Н.Г.Быкова, Г. П. Шалаева, В.В.Славкин, Е.В.Агеева. 100 великих имён в литературе: научно-популярное издание. Филологическое общество «Слово», 1998.



Интернет-ресурсы
1.http://nashol.com/

2.http://www.alleng.ru/edu/liter.htm

3.http://litra.lik-bez.com/

4. www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия "Кругосвет"

5.www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия "Википедия"