МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВАДЕТЕИМОЛОДЁЖИ «ГАРМОНИЯ»МУНИЦИПАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БРАТСКА
УРОК РИТМИКИ
«Утиная история»
( итоговое занятие для дошкольников)
Составитель:
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
О.М.Дубровина
Братск, 2016
КОНСПЕКТ УРОКА
Заход в класс.
Музыкальный размер – 4/4.
Дети заходят по одному с правой ноги через каждые полтакта. Идут друг за другом по кругу, сохраняя интервалы. Руки на поясе. После того, как все зашли, проходят еще один круг, и ведущий ребенок заводит всех на полукруг. Остановились. Проверили расстояние между друг другом. Развернулись в точку 1. Готовы к поклону.
Поклон.
Музыкальный размер – 4/4.
Исходное положение: 6 позиция ног, руки на поясе.
1 такт – девочки садятся в plie, опуская немного голову; мальчики, стоя прямо, опускают голову.
2 такт – девочки вырастают из plie, поднимая голову; мальчики поднимают голову.
Повторить 2 раза.
Разминка по кругу.
Педагог: За болотом, за холмом
Был красивый водоем
Жили-были там утята,
Очень смелые ребята.
С мамой Уткой по утрам
Плавали утята там.
Но однажды, очередным солнечным утром, проснувшись, потянувшись, утята не пошли, как обычно на водоем. Мама Утка их пересчитала, и они отправились гулять на озеро.
Дети исполняют марш по кругу.
Педагог: Путь им предстоял долгий.… Через поля, реки, луга, но самое главное, через дремучий лес. И вот успели они отойти от своего водоема совсем недалеко, как им навстречу попался цыпленок.
Дети идут на полупальцах.
Педагог: Он поздоровался с утятами и их мамой и сказал, что он живет недалеко. И скорее всего по пути они повстречают его родителей. И вправду, навстречу семейству попался папа цыпленка – петушок.
Дети идут, высоко поднимая колени.
Педагог: Они поздоровались и отправились дальше. Впереди они повстречали еще одно семейство уток.
Дети идут на пятках.
Педагог: Старая утка сказала им, чтобы они были внимательны, так как впереди лес, а в нем живет много зверей, как добрых, так и злых. И точно не успели они войти в лес, как повстречали лису.
Дети идут на полупальцах, доставая пятками до копчика.
Педагог: Утята испугались, но лисичка их не тронула, а спряталась в норку. И они отправились дальше. Вдруг слышат шум, треск! Из кустов появился медведь.
Дети идут на внешнем ребре стопы – «косолапо».
Педагог: Тут даже мама-утка испугалась. Но мишка лишь посмотрел на них и отправился дальше собирать малину. Семейство тоже отправилось дальше. Вышли они на поляну, а там гуляли гуси.
Дети идут «гуськом».
Педагог: За поляной был большой пруд с чистой голубой водичкой. Утята очень обрадовались и побежали к нему.
Дети бегут, доставая пятками до копчика.
Педагог: Около пруда гуляла лошадка.
Дети бегут, высоко поднимая колени.
Педагог: Увидев утят, она очень обрадовалась, и поскакала к ним навстречу.
Дети исполняют галоп вперед.
Педагог: На улице было очень жарко, и утята решили охладиться. Забрались в воду, попускали вокруг себя круги.
Дети, имитируя круги на воде, водят руками, заодно проверяя интервалы.
Педагог: Мама-утка разрешила им поплавать, но при условии, что когда она скомандует, они вернутся на свои места. Утята согласились и поплыли. Немного поплавав, утка скомандовала, и утята собрались около нее.
Дети передвигаются в пространстве и по команде возвращаются на свои места.
Педагог: В пруду, где плавали утята, было очень много кувшинок. На каждой из них сидело по лягушке. Они увидели, как утята веселятся и решили тоже немного порезвиться.
Дети исполняют боковой галоп вправо-влево.
Педагог: На берегу мама-утка пересчитала утят, все были на месте. Они попрощались с лошадкой и отправились дальше. По дороге они наткнулись на огромное дерево, на котором собирала орешки белочка.
Дети исполняют прыжки на месте.
Педагог: Вокруг этого дерева росло очень много грибов, утята увидели девочку, которая их собирала. Девочка нашла огромный белый гриб и, обрадовавшись, побежала к родителям, чтобы показать находку. Утята отправились за ней.
Дети исполняют подскоки.
Педагог: Но вдруг пошел дождик, они побежали прятаться, и заблудились.
Дети исполняют бег «дождик» (часто перебирают ногами на полупальцах).
Педагог: Когда дождик закончился, они стали искать дорогу, которая выведет их из дремучего леса.
Перестроения (ориентация детей в пространстве).
Педагог: Утята увидели тропинку и пошли по ней. | Дети двигаются друг за другом по диагонали из т. 6 в т.2 |
Педагог: Потом тропинка повернула направо, и они, не сходя с пути, отправились дальше. | Дети двигаются друг за другом по диагонали из т. 4 в т.8 |
Педагог: Они очутились на крутой горке. Чтобы спуститься с нее надо идти по узенькой тропиночке. И утята друг за другом стали спускаться. | Дети двигаются друг за другом из т.5 в т. 1 (дойдя до центра класса спускаются вниз – колонна) |
Педагог: Но вдруг дорожка стала расходиться на две. Утята решили разделиться. | Из колонны через одного расходятся направо и налево и поднимаются наверх |
Педагог: Но очень скоро они встретились. Эти дорожки привели их на берег небольшого пруда. | Соединяются в большой круг |
Педагог: Они обошли его. Но ничего интересного не нашли. | Двигаются по кругу друг за другом против часовой стрелки |
Педагог: На улице после дождя было очень душно, и несколько утят решили искупаться. | Круг сохраняется. Дети делятся на «1х» и «2х». «Первые» сходятся к центру круга и образуют свой кружочек. Внешний круг движется по часовой стрелке, внутренний против часовой стрелки |
Педагог: Затем к ним присоединились другие. | «Вторые» подходят к «первым» и образуют круг. Начинают двигаться против часовой стрелки |
Педагог: Потом разделились на два кружочка. | Делятся на два круга, продолжая двигаться против часовой стрелки |
Педагог: Затем на четыре. | Аналогично делятся на 4 круга |
Педагог: Потом они снова соединились. | Вновь образуют один большой круг |
Педагог: Вдруг в центре пруда утята увидели рыбку, решили спросить у нее дорогу. Поплыли к ней. | Дети все вместе двигаются к центру круга |
Педагог: Но рыбка вильнула хвостом и исчезла под водой. И утята ни с чем отплыли к берегу. | Из центра возвращаются на свои места |
Педагог: Неожиданно их стало закручивать – начался круговорот. И их стало затягивать в воронку. | Рисунок танца – «улиточка» |
Педагог: Но вскоре все стихло. | Разошлись на круг |
Педагог: И утята друг за другом вышли на берег. | Друг за другом «змейкой» дети спускаются сверху вниз и вдоль стенки поднимаются наверх |
Педагог: И отправились дальше. Дорога бала широкая и они пошли по парам. | Образуя две колонны спускаются сверху вниз |
Педагог: Эта дорожка тоже разошлась на две. И утята пошли по двум дорожкам. | Расходятся на две стороны и поднимаются наверх |
Педагог: А потом дорога соединилась в одну широкую. | Наверху выстраиваются в линии по 4 человека и спускаются вниз |
Педагог: И шли они так долго-долго. И вышли к огромной реке. | Рисунок – линии в шахматном порядке |
Разминка на середине зала.
Педагог: И вышли они к огромной широкой реке. Посмотрели направо – не видать начала. Повернули голову налево – тоже самое. Посмотрели еще раз – не видно ни начала ни конца.
Повороты головы вправо-влево.
Педагог: Вот какая была большая речка. И мостика-то никакого нет. А утятам надо перебраться на другой берег. Посмотрели вниз на водичку – видно, что она холодная, даже мурашки побежали по спинкам у утят, посмотрели наверх – там солнышко греет своими лучиками. Еще раз посмотрели вниз – водичка прозрачная, глубоко, потом подняли голову и увидели на небе яркую красивую радугу.
Наклоны головы вниз-наверх.
Педагог: Долго любовались утята красочной радугой, и от этого у них закружилась голова.
Круги головой.
Педагог: «Ай-я-яй!» - испугалась мама Утка.
Наклоны головы вправо-влево.
Педагог: Но все быстро прошло, утята чувствовали себя отлично. И стали думать, как им перебраться через речку. Не знали…
Работа плеч вверх-вниз.
Педагог: Водичка холодная, глубоко, плыть далеко, а они еще маленькие. Но была, не была – решили переплыть! Вода оказалась ледяной и, чтобы быстрее добраться до берега, стали помогать себе крылышками.
Большие круги руками. Поочередно вперед.
Педагог: Но крылышки стали замерзать, и они стали плыть быстрее.
Движение рук в локтевом суставе.
Педагог: Ну а чтоб окончательно не замерзнуть и быстрее доплыть, они стали часто-часто и мелко-мелко перебирать крылышками.
Движения в кистях.
Педагог: И вот они доплыли до берега и вылезли на сушу. Перышки их все промокли и замерзли. И утята решили их согреть, просушить.
Дети трясут кистями, «играют» пальчиками.
Педагог: Отряхнувшись, стали смотреть по сторонам – куда же им идти.
Повороты корпуса вправо-влево.
Педагог: Как вдруг увидели в небе ласточек, которые опускались к земле, кушали червячков и букашек.
Движение «ласточка».
Педагог: Утята проголодались и тоже решили перекусить. Они стали искать и кушать червячков.
Наклоны вниз – по три, на «четыре» - прямо.
Педагог: Перекусили и решили отправиться дальше. Но у них сильно замерзли ножки, и утята решили их согреть.
Дети трясут поочередно ногами, полупальцы поочередно, затем вместе, мелкие прыжки.
Педагог: Согревшиеся и сытые они отправились дальше.
Дети шагают на месте, высоко поднимая колени.
Педагог: Проходя небольшую полянку, утята увидели, как мать-зайчиха делала зарядку со своим зайчонком.
Логоритмическое упражнение.
Дети вместе с педагогом проговаривают текст и выполняют движения.
Попрыгунчик, зайчик мой, «Раз-два» -2 плие, р. на поясе.
«Три» - руки - ушки около головы, наклон
головы направо.
«Четыре» - то же самое налево.
Вырос ты уже большой, «Раз-два» - поднимаемся на п/п, руки наверх .
«Три-четыре» - постепенно опускаем пяточки
на пол, а руки вниз.
Заправляешь сам кроватку… « Раз-два» - кладем правую руку на пояс.
«Три-четыре» - кладем левую руку на пояс.
Сделаем теперь зарядку! «Раз-два» - руки согнуты в локтях около
груди, рывки руками.
«Три-четыре» - руки выпрямить в стороны,
рывки руками.
Лапки к верху - раз и два, «Раз-два» - поднять руки наверх.
«Три» - круг правой вытянутой рукой.
«Четыре» - левой.
Будет светлой голова. «Раз-два» - работа рук в локтевом суставе
вперед.
«Три-четыре» - назад.
Спинку мы слегка растянем – «Раз» - наклон корпуса вправо, пр.рука на
поясе, левая на верху.
«Два» - прямо, обе руки на поясе.
«Три-четыре» - то же в др. сторону.
Лапки лапками достанем. «Раз» - руки раскрыть в стороны.
«Два» - сцепить руки сзади в «замок», пр.
сверху.
«Три-четыре» - повторить, только сверху
левая рука.
Наклонимся мы вперед, «Раз-два-три-четыре» - наклон корпуса
вперед, р. на поясе, голова вперед.
А теперь – наоборот. «Раз-два-три-четыре» - то же назад.
Делаем прыжки на месте: «Раз-два» - 2 прыжка на пр. ноге.
«Три-четыре» - на левой.
Лапки врозь и лапки вместе «Раз» - прыжок на II прямую позицию.
«Два» - прыжок по VI позиции.
«Три-четыре» - повторить еще раз.
А теперь передохнем, «Раз-два» - пауза, слушаем.
«Три-четыре» - сбросили корпус и руки
вниз. Поболтали.
Грудью глубоко вздохнем, «Раз-два-три-четыре» - вдох, руки плавно
поднимаются наверх.
Выше лапки поднимаем, «Раз-два-три» - тянемся наверх,
поднимаемся на п/п.
«Четыре» - опускаемся, руки на пояс.
И по травке мы шагаем. «Раз-два-три-четыре» - шагаем, высоко
поднимая колени.
Раз и два, раз и два, «Раз-и-два» - 3 раза поднимаем ноги
поочередно.
«Три-и-четыре» - повторяем с др. ноги.
Будет светлой голова. «Раз-два-три-четыре» - шагаем.
Педагог: Посмотрели и отправились дальше. Шли они долго-долго и осталось им совсем чуть-чуть, всего-то перейти холмик и будет виден их водоем. Но утята очень устали и решили немножко передохнуть. А мама утка стала рассказывать им сказку.
Партерная гимнастика.
Дети берут коврики и садятся в позу ученика (на колени, спина ровная, руки на коленях).
Педагог: И мама Утка начала рассказывать:
Пела ночью мышка в норке:
Спи, мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.
Отвечает ей мышонок:
Голосок твой слишком тонок.
Лучше, мама, не пищи,
Ты мне няньку поищи!
Пошла мышка-мать искать нянечку.
Дети вытягиваю ноги вперед и работают стопами поочередно.
Педагог: Чтобы быстрее найти няню, мышка побежала.
Дети быстро работают стопами. По окончанию движения садятся в позу ученика.
Педагог: Прибежала она к бабочке и спросила: «Уважаемая, бабочка! Не могли бы вы мне помочь уложить спать маю малютку?» Бабочка согласилась. Прибежали домой, и бабочка стала петь колыбельную.
Дети выполняют упражнение «Бабочка». Затем поза ученика.
Педагог: Но мышонку не понравилось, и он вообще отказался спать. Тогда мышка побежала к лошадке. Она обычно гуляла около высокой, красивой березки.
Дети выполняют упражнение «Березка». Затем садятся в позу ученика.
Педагог: Но около березы никого не было. Только одна улиточка сидела на зеленом листочке.
Дети исполняют движение «Улиточка». Затем – поза ученика.
Педагог: Мышка спросила у улитки не видела ли она лошадку. Но не успела улитка ответить, как прискакала лошадка.
Дети выполняют упражнение «Лошадка».
Педагог: Мышка сказала, зачем искала лошадку. Она согласилась помочь бедной мышке. Но мышонок расплакался и сказал, что она поет слишком страшно.
Дети садятся в позу ученика.
Педагог: И снова мышка побежала искать няню. По пути ей повстречалась птичка. И она попросила птичку помочь ей уложить непослушного мышонка. Птичка согласилась.
Дети выполняют упражнение «Птичка». Затем – поза ученика.
Педагог: Но и колыбельная птички мышонку не понравилась. И мышка опять отправилась на поиски няни. Побежала на болото просить лягушку.
Дети выполняют упражнение «Лягушка». Затем – поза ученика.
Педагог: Но мышонок сказал, что она поет очень скучно. Опять ему не угодили. И мышка побежала к рыбке.
Дети выполняют упражнение «Рыбка». Затем – поза ученика.
Педагог: Но и после этой колыбельной мышонок не уснул. Сказал, что ничего не слышно, что поет рыбка. И тогда мышка-мать побежала к медвежонку.
Дети выполняют упражнение «Медвежонок».
Педагог: Мышонок сказал, что голос мишки не хорош, потому что он слишком громко поет и невозможно уснуть. И тогда мышке ничего больше не оставалось, как пойти к кошке, попросить ее.
Стала петь мышонку кошка:
- Мяу-мяу, спи, мой крошка!
Мяу-мяу, ляжем спать,
Мяу-мяу, на кровать.
Дети выполняют упражнение «Кошечка». Затем – поза ученика.
Педагог: Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
Голосок твой так хорош!
Очень сладко ты поешь.
Прибежала мышка-мать,
Поглядела на кровать,
Ищет глупого мышонка,
А мышонка не видать…
Села и заплакала – не уследила за своей кровиночкой, слопала глупого мышонка кошка. Но вдруг под кроватью что-то зашевелилось,… и оттуда вылез мышонок. Мышка очень обрадовалась, обняла, поцеловала непослушного сыночка, но наказывать не стала.
Педагог: Мама Утка закончила рассказывать сказку, утята отдохнули, и счастливое семейство отправилось домой.
Музыкально-ритмическая игра.
Слова (педагог) | Движение |
Поиграй, дружок немножко, Со мной весело в ладошки. | |
Встанем дружно друг за другом Вместе мы пойдем по кругу. | Дети выстраиваются в круг. |
Дружно мы вперед шагаем, Хлопаем и повторяем: Хлоп-хлоп-хлоп Хлоп-хлоп-хлоп Так шагаем мы вперед | Дети идут по кругу и хлопают. |
Повернулись в круг ладошки, Так похлопаем немножко. Раз, два, три, четыре, пять, Будем хлопать и считать. | Поворачиваются лицом в круг, хлопают под счет. |
Делаем над головой Вот такой хлопок большой! | Хлопают над головой (локти согнуты) |
И еще повыше, Пусть нас все услышат! | Вытягивают ручки, встают на полупальцы и хлопают. |
А теперь как погремушка Хлопаем мы возле ушка. | Руки опущены, стоят и слушают. |
Раз-два-три Раз-два-три Нас, ладошка, весели! | Хлопают поочередно у каждого уха с поочередным наклоном головы. |
Раз-два-три, и так, и так Нас ладошки веселят! | Хлопки по коленям, ручки - «фонарики». |
А теперь вместо ладошек, Поработают пусть ножки. Все, ладошки, отдохните, И на ножки посмотрите. | Ставят ручки на пояс, поворачиваются друг за другом и идут по кругу. |
Топ-топ-топ, топ-топ-топ, Дружно мы идем вперед. | Идут по кругу. |
Левой-правой, левой-правой, Держим головы мы прямо. | Продолжают. |
Повернулись в круг скорей, Топнем ножкой веселей. | Перестраиваются лицом в круг. |
Каблучок у правой ножки, Топай-топай по дорожке. | Поставили правую ногу на каблук, топнули 2 раза правой ногой. |
Каблучок у левой ножки, Топай-топай по дорожке. | Поставили левую ногу на каблук, топнули 2 раза левой ногой. |
А теперь двумя ногами Быстро топаем мы с вами. | Быстро-быстро топают двумя ногами. |
Можем даже покрутиться, Ну-ка, ножки, не лениться! | Кружатся вокруг себя, останавливаются. |
Пригласим свои ладошки Нам помочь и нашим ножкам. | «Фонарики» |
Правой ножкой топаем И в ладошки хлопаем. | Топают правой ногой и хлопают в ладоши. |
Левой ножкой топаем И в ладошки хлопаем. | Топают левой ногой и хлопают в ладоши. |
Молодцы у нас ладошки | Показывают ладошки. |
Молодцы и наши ножки | Руки на поясе, выставляют правую, потом левую ногу на пятку. |
Молодцы у нас ребята Им похлопать тоже надо! | Все аплодируют. |
Завершение урока.
Поклон: такой же, как в начале урока.
Уход из класса: музыкальный размер 4/4 с правой ноги друг за другом.
11