ЭТАП «ПОГРУЖЕНИЕ В ТЕКСТ».
1. Тот первый мужик, который триста с лишним лeт назад надумал поселиться на острове, был человек зоркий и выгадливый, верно рассудивший, что лучше этой земли ему не сыскать. Остров растянулся на пять с лишним верст и не узенькой лентой, а утюгом, – было где разместиться и пашне, и лесу, и болотцу с лягушкой, а с нижней стороны за мелкой кривой протокой к Матёрe близко подчаливал другой остров, который называли то Подмогой, то Подногой. Подмога – понятно: чего нe хватало на своей земле, брали здесь, а почему Поднога – ни одна душа бы не объяснила, а теперь не объяснит и подавно.
2. Деревня на своем веку повидала всякое. Мимо нее поднимались в древности вверх по Ангаре бородатые казаки ставить Иркутский ост рог; подворачивали к ней на ночевку торговые люди, снующие в ту и другую стороны; везли по воде арестантов и, завидев прямо по носу обжитой берег, тоже подгребали к нему: разжигали костры, варили уху из выловленной тут же рыбы; два полных дня грохотал здесь бой между колчаковцами, занявшими остров, и партизанами, которые шли в лодках на приступ с обоих берегов. Знала деревня наводнения, когда полострова уходило под воду, а над Подмогой – она была положе и ровней – и вовсе крутило жуткие воронки, знала пожары, голод, разбой.
3. Была в деревне своя церквушка, как и положено, на высоком чистом месте, хорошо видная издали с той и другой протоки; церквушку эту в колхозную пору приспособили под склад. Правда, службу за неимением батюшки она потеряла еще раньше, но крест на возглавии оставался, и старухи по утрам слали ему поклоны. Потом и крест сбили. Была мельница на верхней носовой проточке, специально будто для нее и прорытой, с помолом хоть и некорыстным, да нeзаемным, на свой хлебушко хватало. В последние годы дважды на неделе садился на старой поскотине самолет, и в город ли, в район народ приучился летать по воздуху. Вывод: церковь – духовное начало, духовный центр, связь с Богом, с мирозданием. Хотя церковь давно закрыта, она сохраняет свое значение для жителей Матёры. В то же время именно с нее начинается разрушение.
РАБОТА С ТЕКСТОМ
(1) И опять наступила весна, своя в своем нескончаемом ряду, но последняя для Матёры, для острова и деревни, носящих одно название. (2) Опять с грохотом и страстью пронесло лед, нагромоздив на берега торосы, и Ангара освобожденнo открылась, вытянувшись в могучую сверкающую течь. (3) Опять на верхнем мысу бойко зашумела вода, скатываясь по релке на две стороны; опять запылала по земле и деревьям зелень, пролились первые дожди, прилетели стрижи и ласточки и любовно к жизни заквакали по вечерам в болотце проснувшиеся лягушки. (4) Все это бывало много раз, и много раз Матёра была внутри происходящих в природе перемен, не отставая и не забегая вперед каждого дня. (5) Вот и теперь посадили огороды – да не все: три семьи снялись еще с осени, разъехались по разным городам, а еще три семьи вышли из деревни и того раньше, в первые же годы, когда стало ясно, что слухи верные. (6) Как всегда, посеяли хлеба – да не на всех полях: за рекой пашню не трогали, а только здесь, на острову, где поближе. (7) И картошку, моркошку в огородах тыкали нынче не в одни сроки, а как пришлось, кто когда смог: многие жили теперь на два дома, между которыми добрых пятнадцать километров водой и горой, и разрывались пополам. (8) Та Матёра и не та: постройки стоят на месте, только одну избенку да баню разобрали на дрова, все пока в жизни, в действии, попрежнему голосят петухи, ревут коровы, трезвонят собаки, а уж повяла деревня, видно, что повяла, как подрубленное дерево, откоренилась, сошла с привычного хода. (9) Все на месте, да не все так: гуще и нахальней полезла крапива, мертво застыли окна в опустевших избах и растворились ворота во дворы – их для порядка закрывали, но какая-то нечистая сила снова и снова открывала, чтоб сильнее сквозило, скрипело да хлопало; покосились заборы и прясла, почернели и похилились стайки, амбары, навесы, без пользы валялись жерди и доски – поправляющая, подлаживающая для долгой службы хозяйская рука больше не прикасалась к ним. (10) Во многих избах было не белено, не прибрано и ополовинено, что-то уже увезено в новое жилье, обнажив угрюмые пошарпанные углы, и что-то оставлено для нужды, потому что и сюда еще наезжать, и здесь колупаться. (11) А постоянно оставались теперь в Матёре только старики и старухи, они смотрели за огородом и домом, ходили за скотиной, возились с ребятишками, сохраняя во всем жилой дух и оберегая деревню от излишнего запустения. (12) По вечерам они сходились вместе, негромко разговаривали – и все об одном, о том, что будет, час то и тяжело вздыхали, опасливо поглядывая в сторону правого берега за Ангару, где строился большой новый поселок. (13) Слухи оттуда доходили разные.
1. Какой художественный прием использован в предложении 1? Что же противопоставляется?
2. Сохраняется ли намеченное противопоставление в последующем тексте? Обратим внимание на предложения 2, 3. Что можно отметить?
3. Почему повесть начинается с весеннего пейзажа? Относится ли это к Матёре?
4. Нарушен привычный сложившийся ход жизни, весна становится началом конца, смерти. Как показывает это автор? Обратим внимание на предложения 5–9. Какие перемены произошли в жизни деревни? О чем они свидетельствуют?
5. В предложении 8 использовано интересное сравнение. Найдите его. Какой смысл вкладывает Распутин в это сравнение?
6. Какие детали в последующих предложениях подчеркивают «увядание», умирание деревни?
ЭТАП «ПОСЛЕ ЧТЕНИЯ»
Выполнение задания в формате задания В8.
Невозможно не заметить использование автором _____ («скатываясь по релке на две стороны» (пр. 2), «три семьи снялись еще с осени» (пр. 5), «и картошку, моркошку в огородах тыкали нынче не в одни сроки» (пр. 7), «почернели и похилились стайки» (пр. 9) и др.) Наблюдательный взгляд писателя замечает многочисленные перемены в жизни и облике Матёры. Для их передачи широко применяется такой синтаксический прием, как _____ (пр. 10, 11, 12). _____ использованы автором не столько для яркой характеристики предметов, сколько для характеристики действий, происходящих изменений («нахальней полезла крапива», «мертво застыли окна» (пр. 9), «угрюмые углы» (пр. 10). Экспрессивность текста создается также за счет ______ («опять….., опять….. (пр. 3) и ______ (например, пр. 13).
Список терминов:
1) лексический повтор;
2) книжная лексика;
3) градация;
4) эпитет;
5) диалектная и разговорная лексика;
6) метафора;
7) ряды однородных членов;
8) антитеза;
9) инверсия;
10) гипербола.
VI. Самопроверка и самооценка
выполненного задания.
Ключ: 5, 7, 4, 1, 9.
Оценивание: «5» – 5 б.; «4» – 4 б.; «3» – 3 б.