5 класс
Конспект урока
Тема: В.А.Жуковский. Сказка «Спящая царевна»
Цели:
Познакомить с началом жизненной и творческой биографии В. А. Жуковского; рассказать об истории создания сказки «Спящая царевна».
Планируемые образовательные результаты:
Знание основных сведений о жизни и творчестве В. А. Жуковского, истории создания, содержания и героев сказки; понимание роли творчества В. А. Жуковского в русской литературе; умение описывать произведения живописи.
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.
-Мы, как всегда, я надеюсь, рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе.
Хочу убедиться, что это действительно так. Что у нас сегодня на уроке? Тёмные, непроглядные тучи или яркое солнышко? Молодцы! Я рада за вас.
-Сегодня у нас немного необычный урок. У нас гости. А гости – это радость. Порадуем друг друга хорошей работой.
3. Определение темы урока.
-Наш урок я хочу начать словами одного текста.
Жил-был добрый царь Матвей;
Жил с царицею своей
Он с согласье много лет;
А детей всё нет как нет.
- Если вы узнали, что это за текст и кто автор, то откройте тетради и запишите автора и название произведения.
4. Работа с портретом
. - Первое впечатление о человеке мы получаем, глядя на его внешность. Перед вами портрет поэта, о котором А.С. Пушкин сказал:
Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль.
- Вглядитесь в портрет писателя внимательно. Что вы можете сказать об этом человеке? Какие можно выделить черты характера? (Добрый, мудрый, серьезный, спокойный, задумчивый).
— Этот портрет был написан в 1816 году Орестом Кипренским. Всё в нём подчинено раскрытию внутреннего облика поэта: его задумчивый, самоуглублённый взгляд.
Всмотритесь в это лицо «в нём не было ни лжи, ни раздвоенья»… Поистине как голубь чист и цел он духом был…» (Ф.И. Тютчев). Это — Василий Андреевич Жуковский времени его наибольшей популярности. Перед нами автор сказки «Спящая царевна».
5. Работа над биографией поэта
Саша готовил сообщение о жизни и творчестве поэта. ОЦЕНКА!!!
(Родился в 1783г. в Тульской губернии. Отец - тульский помещик Афанасий Иванович Бунин не мог жениться на матери поэта турчанке Сальхи. Чтобы Василий Андреевич не был незаконнорожденным, его усыновил Андрей Григорьевич Жуковский, обедневший помещик, который жил у Бунина. Он является крёстным отцом поэта, от него он получил фамилию и отчество Андреевич)
- Где обучался В.А. Жуковский? (пансион — закрытое среднее учебное заведение с общежитием в Российском государстве до 1917 г.)
— Назовите первое произведение В.А. Жуковского? (1802г. В журнале «Вестник Европы»)
– О ком В.А. Жуковский сказал: «Вот у нас настоящий поэт!»
6. История создания сказки В.А. Жуковского.
-Ребята, а что такое состязание?
-А вы знаете, что В.А. Жуковский участвовал в необычном литературном состязании, причём с самим А.С. Пушкиным.
Случилось это в Царском Селе в 1831 году. Именно там они вступили в «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. В.А. Жуковский тогда написал «Сказку о царе Берендее» и сказку «Спящая царевна». А.С. Пушкин – «Сказку о царе Салтане», а в 1833 году – «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».
- Кто же выиграл это состязание?
Дома вы прочитали сказку В.А. Жуковского «Спящая царевна». Сегодня мы поговорим именно об этой сказке.
7. Физкультурная минутка
- А теперь все тихо встали, Дружно руки вверх подняли, в стороны, вперёд, назад, Повернулись вправо, влево Тихо сели, вновь за дело.
8. Актуализация имеющихся знаний.
- Давайте вспомним всё, что мы знаем о сказке
-Какие роды литературы вы знаете? (эпос, лирика, драма)
К какому роду принадлежит сказка? (эпос)
Какие виды сказок вы знаете? (волшебные, бытовые и сказки о животных)
-Что такое литературная сказка? (Русская литературная сказка (русская авторская сказка) — литературный эпический жанр в прозе или стихах, опирающийся на традицию русской фольклорной сказки, и соединяющий авторскую самобытность и русские народные традиции).
9. Анализ содержания сказки.
Итак, ребята, вы прочитали сказку. Давайте подумаем, похожа ли эта сказка на те, которые вы изучали раньше?
- вступление, зачин - стихотворный текст
- концовка - необычные герои
- положительные и отрицательные герои - необычные имена
- эпитеты - автор
Скажите, есть ли у русских народных сказок автор? ( Нет)
А у этой сказки есть автор. Скажите, как называются сказки, у которых есть автор?
( авторские, литературные)
Да. Сказки, у которых есть автор, называются литературными. Давайте посмотрим, действительно ли произведение « Спящая царевна» - литературная сказка? (доказываем)
Обратимся к композиции, сюжету, героям.
Сказочный зачин (зачитываем)
Концовка (зачитываем)
Герои положительные и отрицательные (называем)
Развитие сюжета (месть, нарушение запрета, действие магии злой колдуньи, чудесное пробуждение)
Итак, ребята, как заканчивается любая сказка? (добро побеждает зло)
А теперь поговорим о сказочных героях.
Кто герои сказки? Наделены ли они именами? (ответы)
Кто выступает в качестве предсказателя, пророка? ( рак)
Обычен ли герой? ( нет)
И имена, и герои не совсем обычны. Прочитайте пророчество рака ( зачитываем)
Пророчество сбылось. Найдите описание портрета юной царевны. ( чтение)
Вспомните, какое существует постоянное выражение в народных сказках, описывающее красоту? ( ни в сказке сказать, ни пером описать)
Как видим, поэт берёт из народной сказки это выражение.
Скажите, отчего царь Матвей не пригласил на пир 12 чародейку? (украдено 12 блюдо)
А может, есть другая причина? (Она хромоногая, старая, злая).
Как вы думаете, что здесь повод, а что причина, отчего не пришла 12 чародейка? ( причина – хромоногая, старая, злая, повод – украдено блюдо)
Итак, 11 чародеек « стали дочь его дарить». Зачитайте выразительно отрывок, в котором говорится о подарках добрых чародеек и о мести злой старухи. ( чтение)
Чем отвратителен поступок злой чародейки? ( ненависть, злоба, обида переходят на ребёнка, который ещё в колыбели)
Кто и как смягчает это жестокое пожелание? ( 11 чародейка смягчает пророчество злой старухи, заменяя смерть 300 летним сном)
Как царь Матвей пытается отвести беду от любимой дочери? ( указ, запрещающий прясть)
Но можно ли уйти от судьбы? ( нет)
Кем на самом деле была старушонка пряха? ( злой ведьмой)
Докажите это.( Песня старухи – заклинание, она обращается к предметам и знает, что царевна придёт)
Как сбывается предсказание злой колдуньи? (принцесса заснула)
Прочитайте описание дворца, объятого сном ( чтение)
Какие приёмы ( сказочные) используются в этом описании? ( примеры эпитетов)
Появляется новый герой. Кто он? ( принц)
Каким вы представляете себе принца? ( чтение) ( удалой, смелый, отважный)
Зачитайте, каким он увидел тёмный бор. ( чтение)
И ничто не страшно в нём. Почему изменилось описание бора при появлении царского сына? ( он спаситель)
Найдите описание спящей царевны. ( чтение)
Словарь: Ланиты –щёки (устар.)
- Какой же была царевна?
- Для того чтобы показать красоту царевны автор использует эпитеты и сравнения. Найдите их в тексте.
Постоянные эпитеты: губки алые, руки белые
Авторские эпитеты: пламя сонное очей, на воздушный тонкий стан
Что же разрушает силу сна? ( поцелуй принца)
Каков финал сказки?
Какой счастливой сказочной формулой завершается сказка? ( чтение)
Вспомните концовку народных сказок: я там был, мёд- пиво пил, по усам текло, в рот не попало. Схожи.
Итак, в этой сказке, как и в другой, добро побеждает зло. Скажите, если бы это была не литературная сказка, к какому типу народных сказок мы бы её отнесли? ( к волшебным)
Почему? (волшебство, волшебные вещи)
Итак, ребята, сегодня, прочитав сказку Жуковского « Спящая царевна», мы смогли найти некоторые черты, которые роднят эту сказку с народными ( зачин, концовка, постоянные эпитеты, сюжет волшебной сказки, чудесные предметы, положительные и отрицательные герои, победа добра над злом в финале) В качестве примет литературной сказки мы назвали:
Черты народной сказки | Черты литературной сказки |
Зачин | авторство |
Концовка | необычные имена |
Постоянные эпитеты | необычные герои |
Сюжет волшебной сказки | стихотворная форма |
Победа добра над злом | |
| |
| |
Давайте запишем в тетрадь (запись в тетрадь)
Домашнее задание
стр.65, вопрос 6 , наизусть отрывок.( подарки чародеек)
Итог урока. Рефлексия.