Просмотр содержимого документа
««В гости к каргопольским мастерам – игрушечникам»»
МБОУ Зазерская СОШ»
Презентация:
«В гости к каргопольским мастерам – игрушечникам»
Учитель: Самсонова Надежда Алексеевна
В гости к каргопольским мастерам – игрушечникам.
Каргополь – древний город Архангельской области. Край, где родилась и прожила Ульяна Ивановна Бабкина долгую жизнь, удивителен!
Кругом деревень дремучие леса, непроходимые болота, быстрые реки и хлеборобные нивы. В пору ее молодости он еще хранил яркие черты старины . Городские и деревенские мастера издавна здесь узорили рукописные книги, чеканили серебро, ковали чугунное кружево, ткали, шили золотом и жемчугом, гончарили.
Ульяна Ивановна родилась в потомственной семье гончаров. Предки её растили хлеб, а в свободное от полевых работ время садились делать на продажу глиняную посуду и игрушки. Бабушка Ульяна переняла ремесло от родителей, получив в наследство чуткое ощущение пластики малых форм.
- В её руках рождались из глины почти живые существа, с которыми она в работе разговаривала, пересмеивалась, шутила. Деревенская мастерица создала свой мир глиняной сказки, где живут добрый, крепкий люд (кузнецы, охотники, пастухи, задорные гармонисты, няньки, кормилицы с младенцами и др.)
- За работой Ульяна Ивановна приговаривала: «Мужичка надо сделать: телом сильного, нравом удалого, характером веселого.»
- Краски она брала самые простые, но их сочетание делало игрушки нарядными и жизнерадостными. Красным бабушка Ульяна расписывала коня, конь-огонь связан с представлением о солнце и дне, синим – птицу-свистульку, которая напоминает о весне, зеленым – медведя – настоящего хозяина леса. Но самые яркие и любимые образы У. И. Бабкиной являются Конь-Полкан и Полканиха- поляница. Собираясь лепить Полкана, она приговаривала : «Полкана-богатыря сделаю. В старину жил такой. Хлеб помогал людям растить, землю от врагов оберегать. Руки у Полкана будут сильные, грудь могучая. А на груди солнышко. Ноги, что у коня – быстрые. А на них золотые копыта.» Элементы узора : круги, кольца и круги с крестом внутри – это древние знаки солнца, а смыкающиеся скобки и дуги символизируют зерна и пашню – знаки плодородия земли.
- Предания и былины о богатырских женщин, сила которых не уступала мужской, облаченные в кольчугу и панцирь поляницы выезжали « в чистое поле искать супротивника».
- Среди игрушек мастерицы встретим и санные повозки с поезжанами. Вспомни, на них мы уже прокатились. Это лихие кони, убранные нарядной сбруей, сани с играющими на звонкоголосых гармошках поезжанами.
В xx веке промысел почти угас и только благодаря усилиям потомственного гончара Ивана Васильевича Дружинина он возродился.
Больше всего любил Иван Васильевич лепить величавых, словно застывших в молчании глиняных «баб» : большеголовых, коренастых, с сильными руками. Этот сюжет хорошо известен по старинной северорусской вышивке, где в центре сложной композиции на тему «встреча весны» находится изображение богини урожая и благополучия обязательно с двумя птицами в руках.
- Элементы росписи на передниках у одних «баб» мотивы веточек, колосьев, зерен; у других – один или три в ряд буро-красных круга с крестами внутри, символизирующих солнце или по подолу идут линии – словно распаханное поле, засеянное семенами. Легко узнаваемы игрушки Дружинина : корова, конь, лось и олень. Один из наиболее интересных персонажей у Ивана Васильевича – медведь. Он стоит на задних лапах, а в передних держит птицу либо какой-нибудь предмет. На брюхе медведя любил мастер писать все те же символы солнца и плодородия. Есть среди многочисленных фигурок и изображения простых крестьян, одетых в свои праздничные наряды. Женщины – в пышные сарафаны с узорными передниками, мужчины – в длиннополые кафтаны с большими пуговицами. Одни нянчат детей, греют самовар, играют на гармошке, охотятся…
Произведения У. И. Бабкиной и И. В. Дружинина хранятся в музеях Москвы, Архангельска, Петербурга, Каргополя. Познакомившись с творчеством двух замечательных каргопольских мастеров, понимаешь, что глиняные фигурки рождены не одной лишь богатой фантазией игрушечников. Прежде всего за ними стоит народная жизнь с яркими чертами национальной самобытности : со своим мировоззрением, укладом быта, древними традициями.
Как лепят каргопольские игрушки
Лепка каргопольской игрушки отличается от лепки дымковской и филимоновской. Главное отличие состоит в том, что фигурки выполняются из одного целого куска глины. Конечно, если глины не хватает, то можно примазать небольшие кусочки, но лучше этим не злоупотреблять.
Попробуем слепить каргопольского коня.
1. Изготовляем цилиндрик шириной с ладонь.
4. Более длинную горизонтальную часть изгибаем дугой – это будущее туловище нашей фигурки.
7. На заключительном этапе вытягиваем голову и гриву. Последними формируем ушки.
2. Затем начинаем постепенно изгибать заготовку под прямым углом.
5. Стекой делаем глубокие надрезы с двух сторон горизонтальной дуги
8. Готовую фигурку сушат несколько дней при комнатной температуре. Затем помещают в муфельную печь и только после этого расписывают красками.
3. Короткая вертикальная часть в дальнейшем превратится в шею и голову коня.
6. Из надрезов формируем передние, задние ноги коня и хвост.