В гостях у МАСЛЕНИНЫ
Классный час для внеклассных мероприятий
Подготовила: Луговкина Галина Михайловна завуч по УВР
МКОУ Елховская ООШ, Тейковского района, Ивановской области
Данный классный час предполагает участие всех детей класса и требует достаточной подготовки.
Самое главное - обеспечить всех участников текстом сценария и объяснить им общий ход мероприятия. Это необходимо сделать за 2-3 недели до классного часа.
После того как дети получат свои слова, работа продолжается в группах. Дети должны сами организовать репетиции, продумать костюмы, оформление. Учитель лишь задает общее направление работы.
Желательно, чтобы за каждой группой детей был кто-то закреплен из родителей. Их помощь потребуется в приготовление блинов, в подготовке реквизита, костюмов.
Генеральной репетиции проводить не следует. Но за неделю до классного часа желательно выслушать каждую группу, дать советы по исполнению, оформлению.
Цели: возродить интерес детей к обрядовым русским праздникам; способствовать пробуждению национального чувства; развивать воображение; творческие способности детей; формировать у детей положительное отношение к традициям своего народа; побуждать детей к участию в праздниках, к изучению обычаев и традиций предков.
Форма: путешествие по масленичной неделе.
Подготовительная работа с детьми
Объединить детей в семь групп (по дням недели); каждая группа готовит представление (презентацию) своего дня недели (по материалам сценария).
Названия групп, реквизит:
Понедельник. «Встреча» - 4 ученика. Делают чучело масленицы, разучивают и исполняют песенку «А мы Масленицу повстречали».
Вторник. «Заигрыш» - 5 учеников, среди них Петрушка, Цыган – готовят сценку (или можно использовать кукол).
Среда. «Лакомка» - 4 ученика. Готовят блины (по количеству учеников).
Четверг. «Разгул» - 4 ученика. Готовят большой блин и калач.
Пятница. «Тещины вечерки» - 4 ученика. Готовят блины (по количеству учеников).
Суббота. «Заловкины посиделки» - 4 ученика. Разучивают песню «Блины».
Воскресенье. «Прощённое воскресенье» - 5 учеников. Делают из картона медаль в виде слона и орден в виде солнца, могут принести в класс санки для катания Масленицы.
Оборудование:
Изготовить таблички с названиями дней недели. Эти таблички будут стоять на столах;
Вырезать из желтой бумаги солнце и прикрепить его над дверью класса;
в одежде детей по возможности использовать элементы русского национального костюма: платки, сарафаны, длинные юбки, косоворотки, сапоги и т.п.;
подготовить колокольчики или бубенцы для звуковых перебивок.
I.Путешествие в гостях у
Масленицы
Учитель. Каждый день Масленицы имел свое название. Посмотрите на классную доску. Там записаны все дни масленичной недели. А теперь мы отправляемся в праздничное путешествие, в гости к Масленице. А вот и первая остановка – понедельник.
Звуковая перебивка (звон колокольчиков, бубенцов).
Понедельник. «Встреча».
Ученик 1. Понедельник на масленичной неделе назывался «Встреча». В этот день дети старались от души наиграться с последним снежком. Они лепили снеговиков, строили снежные крепости и играли в снежки. Так они прощались с зимой, готовились встретить весну.
Ученик 2. И все пели веселые песни, приветствуя Масленицу. Мы будем петь песню, а вы подпевайте!
Все ученики группы (поют).
А мы Масленицу повстречали,
Повстречали, душа, повстречали. (Подпевает весь класс)
И на горушке мы побывали,
Побывали, душа, побывали. (Подпевает весь класс)
Мы блинами весь гор выстилали,
Выстилали, душа, выстилали. (Подпевает весь класс)
Сыром горку-то мы набивали,
Набивали, душа, набивали. (Подпевает весь класс)
Маслом горку-то мы поливали,
Поливали, душа, поливали. (Подпевает весь класс)
Ученик 3. В это день из соломы делали чучело Масленицы и с песней возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, и начиналось катание на санях.
Ученик 4. Мы тоже сделали Масленицу. Вот она какая красивая у нас получилась (показывает куклу, наряженную Масленицей).
Ученик 1. Здравствуй, дорогая наша гостья масленица,
Дуня белая, Дуня румяная.
Ученик 2. Лента алая двухрублевая,
Платок беленький, ново-модненький.
Ученик 3. Бровки черные, наведенные,
Шубка синяя, губки красные.
Ученик 4.Лапти частые, головастые,
Блузка белая, набеленная.
Учитель. Вот и закончился понедельник, первый день Масленицы. А наше праздничное путешествие продолжается. Вот и второй день Масленицы – вторник.
Звуковая перебивка (звон колокольчика, бубенца).
Вторник. «Заигрыш».
Ученик 1. Второй день Масленицы называется «Заигрыш». В этот день все играли и забавлялись от души.
Ученик 2. На площадях выступали скоморохи и Петрушка. По улицам разъезжали на санях ряженые, причем мужчины наряжались в женское платье, а женщины – в мужское.
Ученик 3. Звери, пугала, и пираты – кого только не встретишь на масленичном маскараде!
Ученик 1. Катались на качелях, каруселях, съезжали с горки на санях. А если санок не было, шли в ход рогожки; катались также на лошадях.
Ученик 2. Кстати, во время масленичных гуляний парни невест себе выбирали. Смех, музыка, звон бубенцов, песни и хороводы – до глубокой ночи на улицах продолжалось веселье.
Ученик 3. К нам на Масленицу тоже заглянул Петрушка. Будет всех он веселить, и смеяться, и шутить!
На середину класса выходят Петрушка и Цыган. Можно сделать кукол (петрушку и цыгана) и разыграть кукольное представление.
ИТОГ: Закончить классный час можно чаепитием, а так же благодарностью ученикам в виде грамот за активное участие в школьном мероприятии. Как завуч по УВР обязательно участникам даю сладкие призы.