Конспект урока литературы в 8 классе
Тема: в мире русской народной песни
Организационный момент
Актуализация знаний
- Давайте еще раз с вами вспомним: что такое фольклор?
- Каковы характерные особенности устного народного творчества? (устная форма существования, коллективный автор – народ, вариативность, исполнение различными сказителями.) (сверяемся по слайду)
- Назовите жанры устного народного творчества.
Поиграем 3 человека
1) Сказка - Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера.,
2) былина - древнерусская, позже русская народная эпическая песня о героических событиях или примечательных эпизодах национальной истории XI—XVI веков.
3) пословица - изречение в виде грамматически законченного предложения, в котором выражена народная мудрость в поучительной форме.,
4) поговорка - краткое высказывание, имеющее буквальное (коса — девичья краса) или образное значение (из-за чего сыр-бор разгорелся). Фольклористика относит поговорки к фразеологизмам.,
5) предание - жанр фольклорной несказочной прозы, разрабатывающий историческую тематику в её народной трактовке. Его передают из поколения в поколение
6) частушка - жанр русского песенного фольклора, сложившийся к 1870-м годам.
7) Народная песня — музыкально-поэтический жанр фольклора, наиболее распространённый вид народной музыки, продукт коллективного устного творчества.
1 – 6/2 - 3 /3 – 1/4 – 2/5 – 4/6 – 7 /7 – 5
Открытие нового знания
Давайте прочитаем статью «Русские народные песни», а потом ответим на вопросы:
- О каких видах русских народных песен вы узнали из статьи учебника?
- Какие песни пели в определенные дни года, по народным праздникам? Какие виды календарных песен упоминаются в статье учебника?
- Назовите виды лирических песен.
- В чем специфика частушек как особого вида песен? (Малый песенный жанр, разнообразие тематики, шуточный характер, лирические попевки).
Групповая работа
Группа 1. Хороводные и лирические песни.
Подгруппа 1 | «В темном лесе…» |
Подгруппа 2 | «Уж ты, ночка, ты ноченька темная…» |
Подгруппа 3 | «Вдоль по улице метелица метет…» |
Подгруппа 4 | «Зацветала у лози лоза…» |
Подгруппа 5 | «И туда – гора, и сюда –гора» |
Задание
Прочитайте выразительно текст народной песни.
К какому виду народных песен относится песня? Обоснуйте ваш ответ
С какими особенностями жизни наших предков связана песня? Грустная она или веселая? Почему вы так думаете?
Какие изобразительно-выразительные средства использованы в песне? (Повтор, анафора, постоянные эпитеты, звукопись – неречевые звуки, параллелизм, обращение). Приведите примеры. Какова эстетическая роль этих средств?
Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Обогащаем свою речь». (В словах: зелененьку, конопельку, ноченька, звёздочка, миленький используются уменьшительно-ласкательные суффиксы -еньк-, -к-, -очк-. Слова с этими суффиксами привносят в народные песни чувства душевной теплоты и нежности.)
Группа 2. Исторические песни.
Подгруппа 1 | «Там татары шли» |
Подгруппа 2 | «Пугачев в темнице» |
Подгруппа 3 | «Пугачев казнен» |
Подгруппа 4 | «Про Пугача» |
Задание
Прочитайте выразительно текст народной песни.
К какому виду народных песен относится песня? Обоснуйте ваш ответ.
С какими событиями истории и историческими личностями связана песня? Что вы знаете об этих событиях и героях? Какие черты песен-плачей, солдатских песен, песен-баллад есть в исторических песнях?
Какие изобразительно-выразительные средства использованы в исторической песне? (Параллелизм, повтор, обращение, анафора, постоянные эпитеты, риторические вопросы и др.) приведите примеры. Какова эстетическая роль этих средств?
Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».
(В народной исторической песне словами добрый молодец подчёркивалась молодость и сила героя. Под выражением походы удалые подразумевались быстрые и успешные походы против врагов, полные проявлений лихой доблести и славных подвигов. Житьё свободное — воля и простор, на которых живёт человек: под выражением народный заступник имелось в виду обращение качеств героя к пользе всего народа)
Группа 3. Частушка.
План работы группы
Прочитайте статью учебника о частушках.
Каковы особенности жанра частушек?
Прочитайте выразительно тексты частушек из учебника и из практикума «Читаем, думаем, спорим…».
Какие изобразительно-выразительные средства использованы в частушках? (Параллелизм, сравнение, эпитет, антитеза, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, обращения, повторы, рифмы.) приведите примеры. Какова эстетическая роль этих средств?
Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Обогащаем свою речь».
Домашнее задание.
Подготовить развернутый ответ по теме урока, по следующему плану:
Какие существуют группы народных песен? Что что такое обрядовый фольклор и для чего он нужен? Какие народные песни вы знаете?
Перечислите особенности лирических, исторических песен? Какие настроения передает каждая из них и какие чувства демонстрируют?
Расскажите о жанре - частушка. Как они исполняются? Какие музыкальные инструменты сопровождают народные песни и частушки.