В помощь наставнику
Техники установления контакта
1. Приветствие:
-улыбка
-обращение по имени или по имени-отчеству
-рукопожатие или легкий поклон
2. установление контакта глаз
3. изменение дистанции – социальной, психологической и физической
-встать, приветствуя собеседника, проводить к месту, где вы продолжите разговор
-целесообразно сесть не прямо лицом друг к другу, а под некоторым углом
Техники выравнивания напряжения
1. предоставление партнеру возможности выговориться
2. вербализация своего эмоционального состояния или состояния партнера
3. подчеркивание общности с партнером – сходство интересов , мнений, оценок, возраста и т.д.
4. проявление интереса к проблемам партнера
5. акцентирование значимости партнера, его мнения в ваших глазах
6. в случае вашей неправоты – немедленное признание
7. предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации
8. обращение к фактам
Факторы, повышающие напряжение
1. прерывание речи партнера
2. принижение, негативная оценка личности партнера
3. подчеркивание разницы между собой и партнером
4. приуменьшение вклада партнера и преувеличение своей роли
5. резкое ускорение темпа речи, повышение голоса, его интонации
6. избежание пространственной близости и контакта глаз с партнером
Способы и техники ведения беседы
а) техники, не способствующие пониманию партнера:
-негативная оценка – в беседе допускаются высказывания, принижающие личность партнера типа «глупости ты говоришь» и т.д.
-игнорирование – собеседник не принимает во внимание того, что говорит партнер, пренебрегает его высказываниями и т.д.
-эгоцентризм – попытка найти у партнера понимание только тех проблем, которые волнуют его самого
б) промежуточные техники:
-расспрашивание собеседника
-замечание о ходе беседы типа «мы ушли от темы»
-поддакивание
в) техники, способствующие пониманию партнера
-вербализация
-проговаривание, повторение высказываний партнера,
-перефразирование, повторение ключевых фраз и слов партнера в сокращенной форме в виде «Итак, …», « Как я понял, …»
-развитие идеи: попытка вывести логическое следствие из высказывания «Исходя из вашего высказывания можно сделать вывод, что…», «Вы так считаете, видимо, потому, что…».
Наставник узнает, что подопечный совершил правонарушение, но еще никто об этом не знает. Что делать?
узнать мотивы поведения;
определить характер деликта, степени криминальности, групповой или индивидуальный, его суть и последствия;
выяснить отношение подростка к деликту, причем в динамике: до него, в момент действия и после него, а также как он оценивает его в данный момент;
замечали ли другие люди его проступки и как они реагировали на них;
как подросток воспринимал реакцию окружающих и почему?
проговорить с подростком дальнейшие возможные варианты развития ситуации и способы выхода их них, в случае необходимости применить психолого-педагогическую поддержку и сопровождение.
Какие индивидуальные формы работы наставника с подопечным можно использовать?
личная беседа и личное воздействие;
анкеты и тесты;
прогулки вдвоем;
организация общего полезного дела для кого-то, например волонтерство;
экскурсии (выставки, музей, предприятия, учреждения);
индивидуальная помощь;
профориентационные беседы;
Какие формы работы с группой, членом которой является подопечный можно применить?
игры на сплоченность;
поход;
общие мероприятия с активным участием в подготовке подопечного;
КВН;
Клуб участников проекта;
Новогодний праздник (и др.);
Как выстраивать работу с родителями на этапе знакомства с подопечным?
информировать их о проекте, его целях, содержании и т.д.
использовать возможности родительских собраний;
выбирать удобное место для встречи, если по каким-то причинам родители не хотят встречаться и вести разговор дома;
учитывать статус родителей.