Типы и структура уроков.
Урок – клеточка педагогического процесса.
В нем, как солнце в капле воды, отражаются
все его стороны. Если не вся, то значительная
часть педагогики концентрируется в уроке.
Скаткин М.
Структура урока – совокупность элементов урока, обеспечивающая его целостность и сохранность основных характеристик урока при различных вариантах.
Структурные элементы урока.
Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.
Проверка домашнего задания (3 минуты). Определённый уровень усвоенного материала предыдущей темы и подготовка школьников к восприятию новой информации.
Основная часть. Изучение нового материала (20 минут). Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением учащихся.
Первичное закрепление знаний (5 минут). Можно использовать специальные задания после объяснения нового материала. Провести беседу с целью выработки умений и применения знаний.
Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.
Информация о домашнем задании (3 минуты). Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения.
Традиционные типы уроков
Наиболее распространенную и используемую на практике классификацию ввёл
Б. П. Есипов и выделил следующие типы уроков:
1.Изучение нового материала.
2.Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.
3.Урок обобщения и систематизации знаний.
4.Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.
5.Комбинированный или смешанный урок.
1 тип: Изучение нового материала.
Вид урока:
- лекция,
- урок с элементами беседы,
- лекция с элементами презентации,
- урок конференция,
- экскурсия,
- исследовательская работа.
Цель урока: изучение новых знаний и первичное их закрепление.
Структура урока:
Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.
Проверка домашнего задания (3 минуты). Определённый уровень усвоенного материала предыдущей темы и подготовка школьников к восприятию новой информации.
Основная часть. Изучение нового материала (20 минут). Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением учащихся.
Первичное закрепление знаний (5 минут). Можно использовать специальные задания после объяснения нового материала. Провести беседу с целью выработки умений и применения знаний.
Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся
Информация о домашнем задании (3 минуты). Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения.
2 тип: Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.
Вид урока: - практикум,
- экскурсия,
- лабораторная работа,
- деловая игра,
- урок дискуссия.
Цель урока: Вторичное закрепление усвоенных знаний, выработка умений и навыков по их применению.
Структура урока:
Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.
Проверка домашнего задания (3 минуты). Определённый уровень усвоенного материала предыдущей темы и подготовка школьников к восприятию новой информации.
Эта часть меняется.
Контроль и самопроверка знаний учащихся.
Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.
Информация о домашнем задании (3 минуты). Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения.3 тип: Урок обобщения и систематизации знаний.
Вид урока:
- семинары,
- конференция,
- обобщённый урок,
- урок собеседование,
- урок дискуссия, диспут.
Цель урока: Обобщение знаний учащихся в систему. Проверка и оценка знаний учащихся.
Этот тип урока используется при повторении крупных разделов изученного материала.
Структура урока:
Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.
Основная часть. Изучение нового материала (20 минут). Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением учащихся.
Контроль и самопроверка знаний учащихся.
Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.
Информация о домашнем задании (3 минуты). Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения. (По выбору)
4 тип: Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.
Вид урока:
- зачёт,
- экзамен,
- контрольная работа,
Цель урока: Определить уровень знаний, умений и навыков учащихся и выявить качество знаний учащихся, рефлексия собственной деятельности.
Структура урока:
Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.
Основная часть. Изучение нового материала (20 минут). Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением учащихся.
Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.
Рефлексия.
5 тип: Комбинированный или смешанный урок.
Вид урока:
- практикум,
- конференция,
- семинар,
- контрольная работа,
- лекция,
Цель урока: Выработка умений самостоятельного применения знаний в комплексе и перенос их в новые условия.
Структура урока.
Организация начала урока (2 минуты). Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.
Проверка домашнего задания (3 минуты). Определённый уровень усвоенного материала предыдущей темы и подготовка школьников к восприятию новой информации (в зависимости от формы обучения может и не присутствовать).
Основная часть. Изучение нового материала (20 минут). Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением учащихся.
Первичное закрепление знаний (5 минут). Можно использовать специальные задания после объяснения нового материала. Провести беседу с целью выработки умений и применения знаний.
Подведение итогов урока (2 минуты). Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.
Информация о домашнем задании (3 минуты). Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения.
Исходя из типа урока, формулируете цель. Когда урок предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний, ее можно сформулировать следующим образом:
- обеспечить усвоение учащимися закона, признаков, свойств, особенностей ...;
- обобщить и систематизировать знания о ...;
- отработать навыки (указать какие);
- устранить пробелы в знаниях;
- добиться усвоения учащимися понятий (каких?).
При формулировке целей можно использовать глаголы: «ознакомиться», «изучить», «закрепить», «применить», «написать», «зарисовать», «научить», «закрепить», «обеспечить», «сформулировать», «проконтролировать», «подготовить», «сообщить» и т.д. На уроке-обобщении используйте слова «выделить», «обобщить», «актуализировать». На практических уроках - «применить знания», «сделать», «способствовать формированию навыка, умению обращаться с…» и т.д... Целесообразно при планировании образовательной цели урока указать, какого уровня качества знаний, умений и навыков учащимся предлагается достигнуть на данном уроке: репродуктивного, конструктивного или творческого
рассмотреть понятие …
ввести понятие …
закрепить знания при решении задач, практических упражнений
закрепить знания о…
разобрать свойства, …теорему и т.д.
проверить знания учащихся
систематизировать знания учащихся по теме …
обобщить изученный материал …
формировать умения применять … при …
показать применение …
познакомить учащихся с …, ознакомить с …
повторить … вспомнить …
способствовать выработке навыков …
научить…
выработать умения …
повторить и систематизировать изученный материал …
сформулировать …
показать способы, приемы, применение …
рассмотреть способы …
сформировать представление, понимание, знание
тренировать; упражнять в …
продолжить …
изучить, научить …
дополнить знания, обобщить представления…
расширить сведения, углубить знания
добиться усвоения …
ознакомить с приемами, методами …
обеспечить овладение …
раскрыть содержание понятий …
продолжить формирование навыков …
объяснить, разъяснить …
сформировать представление …
научить распознавать…
учить обосновывать выбор…
продолжить работу по…
систематизировать представления, знания о …
вовлечь учащихся в деятельность по…
обсудить работу по …, знакомство с …
повторить ранее изученный материал…
ознакомить со свойствами..
обеспечить усвоение…
Развивающий компонент цели. Здесь частой ошибкой является стремление приписать к каждому уроку новую развивающую функцию. Но проблема в том, что развитие не идет так быстро, как обучение, и темпы развития у каждого свои. Поэтому развивающий компонент может повторяться от урока к уроку, и даже быть одним на всю тему. Вряд ли хоть один педагог сможет по истечении урока проверить, насколько развилась память или аналитические способности у ребенка/класса. Поэтому формулировка подпункта цели начинается со слов «создать условия для развития …», «способствовать развитию …» (логического мышления, памяти, наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать, умение составлять план и пользоваться им, и т.д.)4
Развитие речи: Обогащение и усложнение ее словарного запаса; усложнение ее смысловой функции (новые знания приносят новые аспекты понимания); усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность); овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ -показатель интеллектуального и общего развития ученика
Развитие мышления. Очень часто в качестве развивающего аспекта ТЦУ ставится задача учить учащихся мыслить. Это, конечно, прогрессивная тенденция: знания можно забыть, а умение мыслить навсегда остается с человеком. Однако в таком виде цель не будет достигнута, ибо она слишком общая, ее необходимо планировать более конкретно.
Развитие сенсорной сферы. Здесь речь идет о развитии глазомера, ориентировки в пространстве и во времени, точности и тонкости различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи.
Развитие двигательной сферы. Оно предусматривает: овладение моторикой мелких мышц, умением управлять своими двигательными действиями, развивать двигательную сноровку, соразмеримость движения и т.п.
Развитие интеллектуальной, волевой, эмоциональной, мотивационной сфер личности;
Развитие умений учебно-познавательной деятельности ( в том числе умений организации учебного труда, работы с книгой и другими источниками информации, развитие культуры устной и письменной речи и т.д.)
Развивающие цели урока направлены на общее развитие учащихся, предполагающее, в частности, не только развитие их интересов, но и способностей. Для учителя большую значимость имеют наиболее эффективные пути осуществления развивающей функции обучения:
развивать пространственное воображение учащихся …
способствовать развитию воображения…
способствовать развитию логического мышления при решении задач…
способствовать выработке навыков … (решение задач)
ознакомить учащихся с широким спектром применения …
способствовать развитию навыков самостоятельного применения знаний, работы с …
создать содержательную базу для изучения смежных дисциплин…
сформировать умения применять алгебраический аппарат к изучению реальной действительности…
развивать культуру устной, диалогической, письменной речи
сформировать умения наблюдать, подмечать закономерности
сформировать умение обобщать, проводить рассуждения по аналогии…
совершенствовать навыки…
развивать психические процессы: внимание, память, речь, воображение
образное, логическое мышление
развивать орфографическую зоркость, наблюдательность, смекалку
развивать познавательный интерес
развивать математическую, графическую культуру
развивать творческие способности
развивать эстетический вкус
развивать умения работы с книгой, другими источниками информации
вести дискуссию
выделять главное
обобщать изученное
анализировать информацию
работать в заданном темпе
развивать навыки контроля и самоконтроля
развивать навыки работы в парах, группах
развитие умений преодолевать трудности
Воспитательный компонент цели. На каждом уроке педагог должен оказывать и воспитательное воздействие, а воспитание, также как и развитие, не проходит за один урок. Невозможно проверить, как к концу урока будут сформированы те или иные личностные качества. Поэтому педагог также может создать только условия для воспитания, например, чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, отзывчивости, отрицательного отношения к вредным привычкам, ценности физического здоровья и т.д. Опять же формулировка «создать (или обеспечить) условия для …». Тогда, при подведении итогов, можно проверить достигнута цель или нет, были ли применены приемы, создающие условия для формирования некоторых качеств характера и черт личности
Воспитательные цели урока осуществляются в рамках целостного подхода к процессу становления личности и охватывает все основные стороны воспитания учащихся: умственное, нравственное, трудовое, экономическое, экологическое, правовое, эстетическое и физическое.
Реализуются составные элементы различных сторон воспитания при обучении предмета комплексно и непрерывно на каждом уроке.
содействовать формированию мировоззренческих понятий
сформировать обще трудовые умения
сформировать нравственные понятия
показать связь предмета с реальной действительностью
воспитывать трудолюбие, целеустремленность, честность, порядочность, любовь к Родине
бережное отношение к …
гордость за …
интерес к предмету
любовь к природе
патриотизм
взаимопомощь
доброту
чуткость
уважение к людям
самостоятельность
гигиенические навыки
аккуратность
смелость
активную жизненную позицию
культуру общения
осознанное отношение к учебе
любовь к прекрасному
настойчивость
стремление к самореализации
ответственность за принятое решение
твердость характера
любознательность
необходимость соблюдения правил личной безопасности
этику поведения
умение выслушать
умение сопереживать
чувство добра, милосердия, гуманизма, сострадания, чувство самосохранения
коммуникабельность
находчивость
усидчивость
вежливость
сформировать обще трудовые умения
воспитать бережное отношение к школьному имуществу
воспитать целеустремленность,
учить анализировать
учить выделять главное
учить сравнивать,
учить строить аналогии обобщать и систематизировать,
доказывать и опровергать,
определять и объяснять понятия,
ставить и разрешать проблемы.
умений искать ответы на возникшие вопросы с помощью учебника
совершенствовать навыки написания…
вовлечь учащихся в процесс сотрудничества…
учить анализировать, сравнивать, выделять главное, делать выводы, рецензировать
расширять кругозор учащихся
формировать, развивать навыки контроля, самоконтроля, взаимоконтроля
Методическая цель - указывается только при проведении открытых уроков. (методическая цель зависит от цели приглашения коллег на данный урок.)
Нетрадиционные типы уроков:
урок-соревнование (марафон, КВН и т.д.);
урок-экскурсия;
урок-праздник (Рождество, Масленица и т.п.);
урок-диалог;
урок-игра;
урок-викторина;
киноурок;
урок-путешествие;
урок-спектакль;
урок-проект;
интегрированный урок;
урок-диспут, урок-лекция, урок-обсуждение, урок-конференция и т.п.
Методы и формы, применяемые на уроках
Группа методов | Разновидность методов | Приёмы |
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся | а) Методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации | Беседа |
Рассказ |
Лекция |
Дискуссия |
Доклад ученика |
Инструктаж |
б) методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации | Иллюстрация |
Демонстрация опыта |
Видеофильм |
Наблюдение |
в) методы передачи информации с помощью практической деятельности и тактильного кинестетического её восприятия | Практические упражнения |
Работа с книгой |
Реферирование |
Составление плана |
Конспектирование |
Анализ таблиц, схем |
Лабораторный опыт |
Дидактическая игра |
Трудовая деятельность |
2. Методы стимулирования и мотивации | а) эмоциональные | Поощрения |
Порицания |
Создание ситуации успеха |
Свободный выбор заданий |
б) познавательные | Создание проблемной ситуации |
Побуждение к поиску альтернативных решений |
Выполнение творческих заданий |
Выполнение заданий на смекалку |
в) волевые | Предъявление учебных требований |
Информация об обязательных результатах обучения |
Прогнозирование будущей деятельности |
г) социальные | Создание ситуации взаимопомощи |
Заинтересованность в результатах своей работы |
3. Методы контроля и самоконтроля | а) устные | Индивидуальный опрос |
Взаимоопрос |
Фронтальный опрос |
Тихий опрос(беседа с 1-3 учениками при другой работе класса) |
б ) письменные | Контрольная работа |
Тест |
сочинение |
изложение |
диктант |
Программированный опрос |
в) самоконтроль и взаимоконтроль | Самоконтроль |
взаимоконтроль |
4. Формы организации работы на уроке | | Индивидуальная |
Фронтальная |
Парная |
Групповая |
разновозрастная |
Памятка для учителя по самоанализу урока
1. Каково место данного урока в системе уроков по теме? В чем специфика урока? Тип урока?
2. Какие задачи решались на уроке: образовательные, воспитательные, развивающие? Была ли обеспечена их комплексность, взаимосвязь?
3. Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли было выделено время для опроса, изучения нового, закрепления? Логичны ли связи между этапами урока? рационально ли было распределено время на уроке?
4. На каком содержании делается главный акцент на уроке и почему? Выделено ли было главное?
5. Какое сочетание методов обучения было выбрано для раскрытия нового материала? Дайте обоснование выбора методов обучения.
6. Как осуществлялся дифференцированный подход на уроке?
7. Как был организован контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами проводился? Почему?
8. Как использовался на уроке учебный кабинет? Использование средств обучения.
9. За счет чего обеспечивалась работоспособность учащихся?
10. Были ли использованы воспитательные и стимулирующие функции отметки?
11. Проводилась ли рефлексия?
12. Удалось ли полностью реализовать поставленные цели, если нет, то почему? Как планируется выполнить нереализованное?
21