«В удивительном городе Не слове»
Цели: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих занятиях, обобщить материал как систему знаний; воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности; развитие мышления, коммуникативных навыков при работе в группах, развитие познавательного интереса.
Ход занятия
1.Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Так же, как ручей журчит
Наша речь всегда звучит.
Как прекрасна! Как жива!
Слышим мы её слова!
Хорошая книга, мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг.
Мы время отлично проводим вдвоём
И наш разговор потихоньку ведём.
- Поднимите, ребята, руки, кто из вас любит сказки? Сейчас проверим. Отгадайте, о каких сказках идёт речь.
А дорога далека,
А корзинка нелегка,
Сесть бы на пенёк,
Съесть бы пирожок. (Маша и медведь)
Красна - девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнышке тяжко,
Слёзы льёт бедняжка! (Снегурочка)
Возле леса на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
Он известен, знаменит.
Добрый доктор …(Айболит)
Нет ни речки, ни пруда,
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
Появилась девочка в чашечке цветка.
А была та девочка не больше ноготка.
Кто читал такую книжку,
Знает девочку малышку. (Дюймовочка)
Послушайте рассказ. Определи основную мысль.
Незнакомое слово Ю. Ермолаева Наташа, ученица второго класса, сидит за столом и читает книгу. А ее сестра, пятиклассница Вера, лежит на диване, о чем-то мечтает. Но вот Наташа, держа палец на строчке, поворачивается к сестре и спрашивает: - Вера, что такое "байбак"? Вера не знает. Она тоже слышит это слово впервые. Надо бы посмотреть в словаре. Но для этого нужно встать, подойти к шкафу, листать толстый словарь ... пока найдешь то, что нужно. "Может, слово станет понятным из всей фразы," - думает Вера и просит сестру: - Прочитай все предложение. Наташа читает: - "Он был байбаком". "Нет, из фразы ничего не ясно," - вздыхает Вера. А вставать с дивана, на котором так удобно и тепло, не хочется. Помолчав, она говорит: - Это старое слово ... ну, когда еще были помещики, то некоторые крепостные крестьяне, укладывая спать барских детей, баюкали их. Вот этих крестьян и называли байбаками. - Спасибо, - благодарит Наташа. Кончив читать, Наташа берет книгу и уходит в библиотеку. Возвращается она хмурая. Вера все еще лежит на диване. Сердито сдвинув брови, Наташа говорит ей: - Вот что, байбак, мама велела тебе сходить в магазин! - А при чем здесь "байбак"? - смеется Вера. "Надо все-таки посмотреть, что означает это слово, - думает Вера, - почему она так назвала меня?" Вера достает словарь. И вот нужное слово найдено. "Байбак" - небольшой грызун из семейства беличьих" - читает Вера, но вот еще одно значение этого слова: "Байбаком называют неповоротливых, ленивых людей." Старшая сестра закрывает словарь и чувствует, как лицо ее заливает румянец стыда. |
Подумай, подходят ли к этому рассказу пословицы:
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Тяжко тому жить, кто от работы бежит. Лень хуже болезни.
3. Обобщение и систематизация знаний.
« Уменье грамотно писать
Наука очень старая,
Она трудна, но без неё
Плохое было бы житьё!
Не составить телеграмму,
И открытку не отправить,
Даже собственную маму
С днём рожденья не поздравить!
Давайте, ребята, проверим наши знания и покажем, чему мы научились на занятиях по русскому языку. Объявляется конкурс:
«Знатоки русского языка»
- Крошки птички сели в ряд и словечки говорят. (буквы)
- Сколько букв в русском языке? (33).
- Предложения состоят из…(слов).
- Слова делятся на …(слоги).
- Мы слышим и произносим звуки или буквы? (звуки).
- Наша речь состоит из …(предложений).
- Буквы делятся на 2 группы? (гласные и согласные)
- Какие буквы не обозначают звуков (ь, ъ).
- Пятая буква в алфавите (д).
- Разные вопросы задаю я всем: Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем? (Вопросительный знак.)
- Друзья! В произведениях стою я для того, чтоб выразить волнение, тревогу, восхищение, победу, торжество. (Восклицательный знак)
4. Применение знаний и умений в новой ситуации
А теперь поиграем в игру «Угадай словечко»
Знаем твёрдо жи и ши
Пишем только с буквой (и)
В сочетаниях ча, ща
Пишем только букву (а)
В сочетаниях чу, щу
Пишем только букву (у)
Знаешь ты наверняка,
Где чн, а где чк:
Речка, ночка, строчка, точка,
Кочка, корочка и почка.
Срочный, гречневый, мучной,
Точный, встречный и речной.
Никогда в таких словах
Не пишите (ь)
Игра «Преврати буквы в слова » (Дети вставляют в слова буквы) МАШ__НА ДАЧ__ РОЩ__ СВЕЧ__ МОРЖ__ Ж__РАФЫ СМЕШ__Т Щ__КА УХВАЧ__ ПРУЖ__НА Ч__ДО ЛУЖ__ СМЕШ__Т
5. Физкультминутка. Хлопают все присутствующие. Топают только те, кто любит вкусно поесть. Прыгают только те, кто ни разу не опаздывал на уроки. Приседают только те, кто любит каникулы. Поднимают руки только те, кто не любит каникулы. Трясут ручками только те, у кого отличное настроение. Кивают только те, кто ни разу в течение года на уроках не получал замечаний.
Игра «Один-много».
- Я называю слова в единственном числе, а вы во множественном. Будьте внимательны.
плот- житель- окно-
крот - любитель- звезда-
рука- человек- учитель-
гнездо- ухо- стул -
- Но еще одно заданье вам я приготовила
Кто букву отгадает, тот на сцену выбегает!
Утром на траве росою Эта буква заблестит, А под вечер на крылечке Рядом громко зарычит . ("Р").
Эта буква на морозе, Как оса, ужалить может. Ну а в мае на березе Жук ее узнать поможет. ("Ж").
С этой буквой – добрым другом – Долгою дорогой в дом День за днем назло недугам Даже под дождем идем .("Д").
Эту букву паровоз На свой трубе привез, Губы вытяни в трубу И получишь ...("У").
Буква эта знаменита – Стоит в начале алфавита .("А").
Эта буква бодрым шагом В бой идет под барабан, И бодает буква букву, Будто баловник баран .("Б").
Вот все буквы перед нами – Каждый может их назвать. А теперь нам надо с вами В слово буквы все собрать.
- Ребята, составьте слово из ваших букв!
Получилось слово "дружба". С ней дорога не беда, С ней любое испытанье Будет по плечу всегда.
6. Рефлексия.