СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В.В.Голявкин Никакой горчицы я не ел

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«В.В.Голявкин Никакой горчицы я не ел»

Делу время- потехе час. Виктор Владимирович Голявкин «Никакой горчицы я не ел»

Делу время- потехе час.

Виктор Владимирович Голявкин

«Никакой горчицы я не ел»

Прочитайте стихотворение. Петя драться любит очень, С ним играть никто не хочет. На друзей не дуйся, брат, - Сам ты в этом виноват! Драчунов и нытиков Пусть исправит КРИТИКА! Прочитайте стихотворение выразительно. О чём оно? Скажите своё мнение. Вспомните пословицы о дружбе. Без друга в жизни туго. Без хорошего друга не узнаешь своих ошибок.

Прочитайте стихотворение.

Петя драться любит очень,

С ним играть никто не хочет.

На друзей не дуйся, брат, -

Сам ты в этом виноват!

Драчунов и нытиков

Пусть исправит КРИТИКА!

  • Прочитайте стихотворение выразительно.
  • О чём оно?
  • Скажите своё мнение.
  • Вспомните пословицы о дружбе.
  • Без друга в жизни туго.
  • Без хорошего друга не узнаешь своих ошибок.
Виктор Владимирович Голявкин (1929-2001)   русский советский писатель, художник. Отец Владимир Сергеевич работал преподавателем  музыки , поэтому в доме всегда звучала музыка, и сыновей (у Виктора было два младших брата) учили музыке. Но однажды Виктор нарисовал карикатуры на гостей, которые приходили к ним музицировать. Тогда отец подарил сыну книгу о живописи и художниках. Виктор прочитывал все книги об изобразительном искусстве, которые ему только удавалось найти и сам постоянно рисовал.

Виктор Владимирович Голявкин (1929-2001)

  •   русский советский писатель, художник.
  • Отец Владимир Сергеевич работал преподавателем  музыки , поэтому в доме всегда звучала музыка, и сыновей (у Виктора было два младших брата) учили музыке. Но однажды Виктор нарисовал карикатуры на гостей, которые приходили к ним музицировать. Тогда отец подарил сыну книгу о живописи и художниках. Виктор прочитывал все книги об изобразительном искусстве, которые ему только удавалось найти и сам постоянно рисовал.
Виктору было всего 12 лет, когда началась  Великая Отечественная война . Его отец сразу ушёл на фронт и Виктор стал старшим мужчиной в семье. Позже Виктор уехал в  Самарканд ( город в Узбекистане)  и поступил в художественное училище, которое позже было переведено в   Ташкент .  Будущий художник узнаёт жизнь и искусство Востока, это его очень обогащает. После солнечных ярких городов  Азии  он переезжает в  Ленинград , где поступает в   Академию художеств .  Одновременно с живописными работами Голявкин создаёт короткие рассказы.  Сначала стали печатать рассказы для детей в журналах «Костёр» и «Мурзилка» .
  • Виктору было всего 12 лет, когда началась  Великая Отечественная война . Его отец сразу ушёл на фронт и Виктор стал старшим мужчиной в семье.
  • Позже Виктор уехал в  Самарканд ( город в Узбекистане)  и поступил в художественное училище, которое позже было переведено в   Ташкент .  Будущий художник узнаёт жизнь и искусство Востока, это его очень обогащает. После солнечных ярких городов  Азии  он переезжает в  Ленинград , где поступает в   Академию художеств
  • Одновременно с живописными работами Голявкин создаёт короткие рассказы.
  • Сначала стали печатать рассказы для детей в журналах «Костёр» и «Мурзилка» .
Особенностью рассказов писателя является их краткость вместе с  остроумным  доброжелательным  юмором .    Герои его рассказов всегда хоть и смешные, но деятельные и обаятельные.   Длинные рассказы встречаются редко. Одними из самых коротких являются такие рассказы, как «Рисунок». Алёша нарисовал цветными карандашами деревья, цветы, траву, грибы, небо, солнце и даже зайца.  — Чего здесь не хватает? — спросил он папу. — Всего здесь достаточно, — ответил папа. — Чего здесь недостаточно? — спросил он брата. — Всего хватает, — сказал брат. Тогда Алёша перевернул рисунок и написал на обороте вот такими большими буквами: И ЕЩЁ ПЕЛИ ПТИЦЫ — Вот теперь, — сказал он, — там всего хватает! Такие короткие рассказы часто встречаются у писателя. Что же можно сказать таким коротким рассказом? Как вы его поняли?

Особенностью рассказов писателя является их краткость вместе с  остроумным  доброжелательным  юмором

  •   Герои его рассказов всегда хоть и смешные, но деятельные и обаятельные.   Длинные рассказы встречаются редко. Одними из самых коротких являются такие рассказы, как «Рисунок».
  • Алёша нарисовал цветными карандашами деревья, цветы, траву, грибы, небо, солнце и даже зайца.
  •  — Чего здесь не хватает? — спросил он папу. — Всего здесь достаточно, — ответил папа. — Чего здесь недостаточно? — спросил он брата. — Всего хватает, — сказал брат. Тогда Алёша перевернул рисунок и написал на обороте вот такими большими буквами:
  • И ЕЩЁ ПЕЛИ ПТИЦЫ — Вот теперь, — сказал он, — там всего хватает!
  • Такие короткие рассказы часто встречаются у писателя.
  • Что же можно сказать таким коротким рассказом? Как вы его поняли?
В  1959 году , когда В.Голявкину было уже тридцать лет, вышла первая книжка детских рассказов «Тетрадки под дождём» Писатель сам оформлял большинство своих детских книжек. Как вы думаете, почему?

В  1959 году , когда В.Голявкину было уже тридцать лет, вышла первая книжка детских рассказов «Тетрадки под дождём»

  • Писатель сам оформлял большинство своих детских книжек. Как вы думаете, почему?
  Выставочный зал Санкт-Петербугского Союза Художников (работы В.В.Голявкина)

  Выставочный зал Санкт-Петербугского Союза Художников (работы В.В.Голявкина)

Прочитайте названия рассказов В.Голявкина . Что вы можете сказать о них?

Прочитайте названия рассказов В.Голявкина . Что вы можете сказать о них?

«Писать я начал случайно. Совсем неожиданно. А потом решил продолжить это дело. Раз уж начал. Тем более, что получаться стало. А дело любое бросать не стоит . Нужно его до конца доводить. Произведения Виктора Голявкина постоянно переиздаются и находят всё новых и новых читателей. Разве можно соскучиться, когда перед тобой лежит уморительная книжка с забавными картинками, которые нарисовал сам автор!
  • «Писать я начал случайно. Совсем неожиданно. А потом решил продолжить это дело. Раз уж начал. Тем более, что получаться стало. А дело любое бросать не стоит . Нужно его до конца доводить.
  • Произведения Виктора Голявкина постоянно переиздаются и находят всё новых и новых читателей. Разве можно соскучиться, когда перед тобой лежит уморительная книжка с забавными картинками, которые нарисовал сам автор!
Прочитайте название рассказа. Не показалось ли оно вам странным?  Как вы думаете, о чём рассказ? Почему? В.В.Голявкин «Никакой горчицы я не ел»  Посмотрите, какое слово требует объяснения? Подберите синонимы к словам: Помочь  поддержать, содействовать, выручить… Скучно  тоскливо, неинтересно… … антонимы к слову: скучно  весело, интересно, увлекательно… При чтении обращайте внимание на сравнения, образные выражения.

Прочитайте название рассказа. Не показалось ли оно вам странным? Как вы думаете, о чём рассказ? Почему?

  • В.В.Голявкин
  • «Никакой горчицы я не ел»

  • Посмотрите, какое слово требует объяснения?
  • Подберите синонимы к словам:
  • Помочь
  • поддержать, содействовать, выручить…
  • Скучно
  • тоскливо, неинтересно…
  • антонимы к слову:
  • скучно
  • весело, интересно, увлекательно…
  • При чтении обращайте внимание на сравнения, образные выражения.
Чтение рассказа. От чьего имени ведётся рассказ? Почему автор использует такой приём? С чего всё началось? Почему? С кем встречался мальчик? Прочитайте? Почему герой рассказа попадает в нелепые ситуации? Что значит «нелепые»? Найдите в тексте слова, как отвечают мальчику те, с кем он разговаривал? Что думают о нём окружающие? Почему? Как характеризуют мальчика его поступки? Как к герою относится автор? Почему автор не дал имя своему герою?

Чтение рассказа.

  • От чьего имени ведётся рассказ?
  • Почему автор использует такой приём?
  • С чего всё началось? Почему?
  • С кем встречался мальчик? Прочитайте?
  • Почему герой рассказа попадает в нелепые ситуации? Что значит «нелепые»?
  • Найдите в тексте слова, как отвечают мальчику те, с кем он разговаривал?
  • Что думают о нём окружающие? Почему?
  • Как характеризуют мальчика его поступки?
  • Как к герою относится автор?
  • Почему автор не дал имя своему герою?
Как можно прочитать рассказ? Почему? Прочитаем по ролям отрывок к иллюстрации на стр.32 Как заканчивается рассказ? Прочитайте. Можно ли ответить на вопрос мальчика? Как бы вы ему ответили, что бы сказали, что бы посоветовали? Вспомним пословицу: Долог день…  до вечера, коли делать нечего. Вопрос №1 (стр.34) В чём основная мысль рассказа?

Как можно прочитать рассказ? Почему?

  • Прочитаем по ролям отрывок к иллюстрации на стр.32
  • Как заканчивается рассказ? Прочитайте.
  • Можно ли ответить на вопрос мальчика?
  • Как бы вы ему ответили, что бы сказали, что бы посоветовали?
  • Вспомним пословицу:
  • Долог день…
  • до вечера, коли делать нечего.
  • Вопрос №1 (стр.34)
  • В чём основная мысль рассказа?
Итог урока. С каким произведением познакомились? Что узнали об авторе? Мне понравилось… Я думаю… Я бы хотел(а)…  Прочитайте и другие рассказы В.В.Голявкина!

Итог урока.

  • С каким произведением познакомились?
  • Что узнали об авторе?
  • Мне понравилось…
  • Я думаю…
  • Я бы хотел(а)…

  • Прочитайте
  • и другие
  • рассказы
  • В.В.Голявкина!