СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вариативная часть программы по аккомпанементу в классе гитары для учащихся 6(9) классов ДМШ

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вариативная часть программы по аккомпанементу  в классе гитары для учащихся 6(9) классов ДМШ

Просмотр содержимого документа
«вариативная часть программы по аккомпанементу в классе гитары для учащихся 6(9) классов ДМШ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА ПО КЛАССУ ГИТАРЫ










Предметная область ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ

ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО












программа по учебному предмету ПО.01.УП.03. классу «аккомпанемента»

вариативная часть













Иркутск 2015г.




Структура программы учебного предмета


I. Пояснительная записка

  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

  • Срок реализации учебного предмета;

  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

  • Форма проведения учебных аудиторных занятий;

  • Цели и задачи учебного предмета;

  • Обоснование структуры программы учебного предмета;

  • Методы обучения;

  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;


II. Содержание учебного предмета

  • Сведения о затратах учебного времени;

  • Годовые требования ;


III. Требования к уровню подготовки обучающихся



I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «аккомпанемент» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «игры на шестиструнной гитаре».

Учебный предмет «аккомпанемент» направлен на воспитание разносторонне развитой личности с большим творческим потенциалом путем приобщения учащихся к ценностям мировой музыкальной культуры на примерах лучших образцов вокальной и инструментальной музыки, а также на приобретение навыков аккомпанирования, чтения с листа и транспонирования; на развитие самостоятельности в данных видах деятельности.

Наряду с практической подготовкой в задачи предмета входит: формирование художественного вкуса, чувства стиля, творческой самостоятельности, стремления к самосовершенствованию, знакомство с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки.

Формирование концертмейстерских навыков тесно связано с освоением особенностей ансамблевой игры. Поэтому в структуре программы "игры на шестиструнной гитаре" федеральными государственными требованиями предусмотрены 3 учебных предмета, имеющих общие цели и задачи: "Специальность и чтение с листа", "Ансамбль" и " Аккомпанемент", которые в совокупности системно и наиболее полно дают предпрофессиональное образование, позволяющее наиболее эффективно сформировать исполнительские знания, умения и навыки, а также подготовить ученика к дальнейшему профессиональному обучению.

Концертмейстерская деятельность является наиболее распространенной формой исполнительства для гитаристов.

Данная программа отражает комплексное развитие и индивидуальный подход к ученику, академическую направленность и разнообразие вокального и инструментального репертуара, используемого в обучении. Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.

2. Срок реализации учебного предмета «аккомпанемент»
Срок реализации учебного предмета «аккомпанемент» по 5(8)-

летнему учебному плану может составлять 1 год дополнительного обучения, т.е. 6(9) класс.

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию предмета «аккомпанемент»

Виды учебной нагрузки

6(9) класс



Количество часов на 1 год

Максимальная нагрузка

33

Количество часов на аудиторную нагрузку

33 часа (из расчета 1 час в неделю)

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу

33 часа (из расчета 1час в неделю)

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий:

индивидуальная, предлагаемая продолжительность урока - 45 минут.

Реализация учебного предмета «аккомпанемент» предполагает привлечение иллюстраторов (вокалистов, инструменталистов). В качестве иллюстраторов могут выступать обучающиеся образовательного учреждения или, в случае их недостаточности, работники образовательного учреждения.

В случае привлечения в качестве иллюстратора работника образовательного учреждения планируются концертмейстерские часы в объеме до 80% времени, отведенного на аудиторные занятия по данному учебному предмету.


5. Цели и задачи учебного предмета Цели:

  • развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области музыкального исполнительства;

  • стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле.

  • Поступление в средние и высшие учебные заведения.

Задачи:

  • формирование навыков совместного творчества обучающихся в области музыкального исполнительства, умения общаться в процессе совместного музицирования;

  • развитие интереса к совместному музыкальному творчеству;

  • умение слышать все произведение в целом, чувствовать солиста и поддерживать все его творческие замыслы;

  • умение следить не только за партией фортепиано, но и за партией солиста;

  • приобретение знаний об особенностях вокального (искусство дыхания, фразировка и др.) и скрипичного (строение инструмента, настройка, тембровая окраска каждой струны, принципы звукоизвлечения и др.) исполнительства;

  • навыки работы над звуковым балансом в работе с солистом;

  • приобретение навыков самостоятельной работы и чтения с листа нетрудного текста с солистом;

  • приобретение опыта совместной творческой деятельности и опыта публичных выступлений;

  • формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы в области музыкального исполнительства.

  • Самостоятельный подбор на слух и гармонизация любых мелодий.

  • Самостоятельный подбор фактуры аккомпанемента, а также проигрыша и вступления к произведению.

6. Обоснование структуры учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • требования к уровню подготовки обучающихся;

  • формы и методы контроля, система оценок;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

7. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, рассказ, беседа);

  • наглядный (показ, демонстрация, наблюдение);

  • практический (упражнения воспроизводящие и творческие). Индивидуальная форма обучения позволяет найти более точный и

психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на гитаре.

8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «аккомпанемент»

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории для занятий по учебному предмету «аккомпанемент» должны иметь площадь не менее 6кв.м. В образовательном учреждении должны создаваться условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.



II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «аккомпанемент» на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:





Таблица 2


Срок обучения -1 год




Распределение часов обучения

Классы

6(9)

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

33

Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)

1

Общее количество часов на аудиторные занятия (на все время обучения)

33

Количество часов на внеаудиторную

(самостоятельную) работу (часов в неделю)

1

Общее количество часов на внеаудиторную работу (на все время обучения)

33

Общее максимальное количество часов на весь период обучения

33



Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.

Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

Виды внеаудиторной работы:

  • выполнение домашнего задания;

  • подготовка к концертным выступлениям;

  • посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);

  • участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и

др.

Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.



2. Годовые требования

В полугодии следует подробно пройти в классе не менее 3-х романсов, народных или бардовских песен и регулярно читать с листа в классе и дома.

В конце года ученик должен сыграть 1-2 романса, что-то из бардовского, эстрадного или народного репертуара на зачете, классном вечере или концерте.



Примерный рекомендуемый репертуарный список для учащихся


Русская народная песня "Ой мороз"

Русская народная песня "Ах вы, сени мои, сени"

Агабабов С. "Колыбельная", "Лесной бал"

Алябьев А. "Соловей", "Два ворона", "И я выйду ль на крылечко"

Александров Ан. "Ты со мной", "Люблю тебя"

Аракишвили Д. "На холмах Грузии", " Догорела заря"



Примерный список произведений для зачета в конце года:

Митяев О. "Как здорово"

Визбор Ю. "Милая моя"

Русская народная песня " Во поле береза стояла"

Русская народная песня "То не ветер ветку клонит"
Булахов Г. "Не пробуждай воспоминаний"

Варламов А. "На заре ты ее не буди", "Напоминание"

Глинка М. "Признание", "Как сладко с тобою мне быть"

Гурилев А. "Матушка-голубушка", "И скучно, и грустно"

Даргомыжский А. "Мне грустно", "Я вас любил", "Привет", "Старина",

"Не скажу никому", "Как часто слушаю", "Русая головка"
Чайковский П. "Мой садик", "Детская песенка"

Шуберт Ф. "Полевая розочка", "Блаженство"

Окуджава " Давайте восклицать" , " Пожелания"
Варламов А. "Горные вершины", "Красный сарафан",

" Белеет парус одинокий"
Глинка М. "Как сладко с тобою мне быть",

Гурилев А. "Домик-крошечка", "Сарафанчик",

" Однозвучно гремит колокольчик" Даргомыжский А. "Поцелуй", "Каюсь, дядя, черт попутал",

"Я умер от счастья", "Как пришел мужик из-под горок"
Дюбюк А. "Не брани меня, родная", "Не обмани"



Глюк К. В.

Веселый танец

Данкля Ш.

Вариации на тему Вейгля

Данкля Ш.

Вариации на тему Паччини

Зейтц Ф.

Концерт Соль мажор, 1-я часть

Майкапар С.

" Вечерняя песнь"

Моцарт В. А.

Вальс, Менуэт

Перголези Дж.

Ария (обр. В.Бурмейстера)

Перголези Дж.

Сицилиана

Рамо Ж. Ф.

Ригодон

Рамо Ж. Ф.

" Тамбурин" (переложение Г.Дулова)

Тартини Дж.

Сарабанда

Телеман Г. Ф.

Бурре

Чайковский П.

Вальс, Мазурка


III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Результатом освоения учебного предмета «аккомпанемент» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

  • знание основного концертмейстерского репертуара (вокального и инструментального);

  • знание основных принципов аккомпанирования солисту;



  • навыки по воспитанию слухового контроля, умение слышать произведение целиком (включая партии других инструментов или голоса), умение управлять процессом исполнения музыкального произведения;

  • умение аккомпанировать солистам несложные музыкальные произведения, в том числе с транспонированием;

  • умение создавать условия, необходимые для раскрытия исполнительских возможностей солиста;

  • умение разбираться в тематическом материале исполняемого произведения с учетом характера каждой партии;

  • навыки по разучиванию с солистом его репертуара;

  • наличие первичного практического опыта репетиционно-концертной деятельности в качестве концертмейстера.

  • Умение переносить мелодическую линию в любую позицию в зависимости от художественного замысла и удобства игры.

  • Умение усложнять простую гармонию

  • Умение подбирать на слух и гармонизация мелодии во всех тональностях кварто-квинтового круга

  • Умение самостоятельно подбирать подходящюю фактуру аккомпанемента в зависимости от стиля произведения



IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества занятий по учебному предмету включает в себя текущий контроль и промежуточную аттестацию.

В качестве форм текущего контроля успеваемости могут использоваться контрольные уроки, прослушивания, классные вечера.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. В конце каждой четверти выставляется оценка.

Промежуточная аттестация по учебному предмету «аккомпанемент» предполагает проведение зачетов. Формами зачетов являются: академические концерты, участие в творческих мероприятиях школы. Зачеты могут проходить в конце полугодий за счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

По завершении изучения учебного предмета «аккомпанемент» проводится промежуточная аттестация с оценкой, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения. Содержание промежуточной аттестации и условия ее проведения разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно.

2. Критерии оценок

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

Критерии оценки качества исполнения

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Таблица 3

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном)

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

2 («неудовлетворительно»)

комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия домашних занятий, а также плохой посещаемости аудиторных занятий

«зачет» (без отметки)

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения


V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 1. Методические рекомендации педагогическим работникам

Условием успешной реализации программы по учебному предмету «аккомпанемент» является наличие в школе квалифицированных специалистов, имеющих практический концертмейстерский опыт, работающих с различными инструментами, голосами, знающих репертуар, владеющих методикой преподавания данного предмета, а также наличие иллюстраторов.

В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала.

Весь процесс обучения должен быть построен по принципу - от простого к сложному. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности ученика, его физические данные, уровень развития музыкальных способностей и подготовку, полученную в классе специальной гитары.

Важной задачей предмета является развитие навыков самостоятельной работы над произведением. Ученик должен обязательно проиграть и внимательно изучить партию солиста; определить характер произведения и наметить те приемы и выразительные средства, которые потребуются для создания этого замысла.

В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. При составлении плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки обучающегося.

В репертуар необходимо включать произведения, доступные ученику по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанрам, форме и фактуре.

Основное место в репертуаре должна занимать академическая, народная, эстрадная, а также бардовская музыка как отечественных, так и зарубежных композиторов.

1.1. Методические рекомендации при работе с учащимися в классе

вокального аккомпанемента

Ученику-концертмейстеру необходим предварительный этап работы над вокальным сочинением. А именно: знание вокальной строчки, осмысление поэтического текста, определение жанра произведения (колыбельная, баркарола, полька, мазурка, вальс, марш и т. д.). Необходимо научить ученика петь вокальную строчку под собственный аккомпанемент.

Большое значение у вокалистов имеет правильное дыхание. Начинающий концертмейстер должен научиться предчувствовать смену дыхания у певца; понимать закономерности дыхания, зависящие от профессиональной подготовки вокалиста, состояния его голоса и от правильно выбранного темпа.

Важно обратить внимание учащегося на степень динамики и артикуляции в партии гитары в зависимости от тесситуры, силы и тембра голоса вокалиста.

Одна из первостепенных задач преподавателя - научить будущего концертмейстера понимать вокальную природу музыкального интонирования, научить слышать наполненность интервалов, грамотно и выразительно фразировать музыкальный текст.

Обучающиеся должны получить первоначальные знания о вокальной технологии и понимать:

как вокалист берет и как держит дыхание;

что такое пение "на опоре" и "бездыханное" пение;

различие между чистой и фальшивой интонацией,

а также иметь представление о "филировке" звука, пении " portamento" и т.д. Преподаватель должен четко проанализировать совместно с учеником структуру произведения, обозначив такие понятия, как вступление, заключение, сольные эпизоды. В сольных эпизодах важно сохранить общий эмоциональный настрой, не теряя формы произведения. Вступление,

заключение и проигрыши должны быть частью целого и подчиняться единому художественному замыслу.

Необходимо сразу определить основной темп произведения, а также обратить внимание на темповые отклонения, ферматы, цезуры и т.д. Подобные отступления диктуются стилистическими требованиями и особенностями индивидуальной интерпретации произведения у каждого солиста.

Гитарист должен чутко поддерживать солиста, добиваться единого движения, избегая отставания или опережения его партии, добиваться свободы исполнения за счет слышания всей фактуры.

Концертмейстер должен выполнять не только функцию аккомпаниатора, но и функцию дирижера, иметь навык целостного восприятия 2-строчной или многострочной фактуры.



1.2. Методические рекомендации преподавателям при работе с учащимися

в классе скрипичного,домрового аккомпанемента

Необходимо познакомить ученика с инструментом, с его строением, названием частей (корпус, дека, гриф, подгрифник, струны, подставка, колки), спецификой строя.,.

Скрипка,домра - это инструменты, звучащие, в основном, в высоком регистре, поэтому гитаристу необходимо уделять больше внимания среднему и низкому регистру, чтобы общее звучание было выстроенным и гармоничным. Нельзя форсировать звучание в верхнем регистре, так как это помешает восприятию партии солиста.

Гитаристу-концертмейстеру следует стремиться в своем исполнении к тембровой красочности звука, особенно это важно в произведениях, где гитарист исполняет партию оркестра.

Природа струнных инструментов - певучая, напоминает человеческий голос, и поэтому многое из того, что было отмечено у вокалистов, подходит и для аккомпанемента скрипичной(домровой) партии. После взятия звука скрипач может его усиливать или убирать, а особый прием – вибрация(тремоло) - придает звуку особую выразительность.

Концертмейстеру необходимо познакомиться со скрипичными(домровыми) штрихами, очень чутко прислушиваться к ним, уметь подражать им на гитаре для достижения качественной ансамблевой игры.

Важным моментом для учащегося-концертмейстера является соблюдение звукового баланса в произведении, умении играть mf, p, pp, сохраняя тембральное звучание инструмента и не обесцвечивая партию аккомпанемента на тихих нюансах. При этом очень большое значение в аккомпанементе принадлежит линии баса. Бас всегда поддерживает партию солиста.

Следует обратить внимание на точность фразировки, на совпадения с солистом в длительностях, в паузах, на заполнение выдержанных звуков, а также очень важному умению совпадать в началах и окончаниях фраз.

Особая задача у концертмейстера в кантиленной музыке - не дробить сильными долями гитарной партии длинные фразы солиста, а также владеть приемом особого «бережного» звучания гитары во время исполнения скрипачом(домристом) флажолетов, которые имеют специфическую краску.

Совместное исполнение аккордов также требует особых навыков. Если скрипач(домрист) раскладывает аккорд, то гитарист играет свой аккорд одновременно с верхним звуком аккорда скрипки(домры).

На протяжении всей работы над музыкальным произведением преподавателю необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами исполнения.

2. Рекомендации по организации самостоятельной работы

обучающегося

Преподавателю следует распределить время домашнего занятия с учетом всех предметов, связанных с игрой на инструменте. Необходимо учить партию аккомпанемента в произведениях, соблюдая все авторские ремарки в нотах -темп, штрихи, динамику, паузы и т.д. Наизусть партию выучивать нет необходимости. Партию солиста следует для ознакомления поиграть на гитаре, вникая во все подробности фразировки и динамики.

Ученик всегда должен работать по рекомендациям преподавателя, которые он получает на каждом уроке. Очень полезно слушать записи исполняемых произведений и посещать концерты инструментальной музыки.



VI. СПИСКИ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



Список рекомендуемых нотных сборников Сборники вокального репертуара

«От костра к микрофону» сост. А.М. Левитаны, С-петербург «Респект»-1996г.

Юрий Визбор.Песни, сост. С. Никитин Москва «Советский композитор»-1989г.

«Золотая коллекция русского романса «,сост. В.В. Кулев ,издательство «Современная музыка», Москва 2000г.

С. Никитин «Времена не выбирают»,сост. В.Романова, Москва «Аргус» 1994г.

«The best of holliwood» нотное издание в трех книгах сост. Ю.Верменич издательство «Мега-Сервис»

Бетховен Л. Песни. М., Музыка, 1977

Булахов П. Романсы и песни: / сост. Г. Гослова, М., Музыка,1969

Варламов А. Романсы и песни. Полное собрание, том 4. М., Музыка, 1976

Глинка М. Романсы и песни. М., Музыка, 1978

Григ Э. Романсы и песни. М., Музыка, 1968

Гурилев А. Избранные романсы и песни. М., Музыка,1980

Римский-Корсаков Н. Романсы. М., Музыка, 1969
Рубинштейн А. Романсы. М., Музыка, 1972
Свиридов Г. Романсы и песни.М., Музыка, 1970
Чайковский П. Романсы. М., Музыка, 1978
Шопен Ф. Песни. М., Музыка, 1974

Шуберт Ф. Песни на стихи Гете. М., Музыка, 1961

Шуман Р. Песни. М., Музыка, 1969

Сборники скрипичного репертуара.

  1. Хрестоматия для скрипки. 1-2 классы ДМШ в 2 тетр./ под общей ред. С.Шальмана. СПб, Композитор,1997

  2. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 2-3 классы. Составители: М.Гарлицкий, А.Родионов, Ю.Уткин, К.Фортунатов. М.,

Музыка,1989

  1. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 3-4 класс. Составитель Ю. Уткин. М., Музыка,1987

  2. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 4-5 класс. Составитель Ю.Уткин. М., Музыка,1987

  3. Хрестоматия для скрипки. Пьесы и произведения крупной формы. 5-6 классы. Составитель: В.Мурзин. М., Музыка,1990


Список рекомендуемой методической литературы.

Манилов В. «Учись аккомпанировать на гитаре»,Киев «Музична Украина» 1986г.

Сборник авторских программ дополнительного образования детей, Москва , « Народное образование»2002г.

1. Брыкина Г. Особенности работы пианиста-концертмейстера с

виолончельным репертуаром / " Фортепиано ",1999, N 2

  1. Визная И., Геталова О. Аккомпанемент /изд. Композитор, СПб, 2009

  2. Живов Л. Подготовка концертмейстеров-аккомпаниаторов в

музыкальном училище/ Методические записки по вопросам музыкального образования. М.,1966

4. Живов Л. Работа в концертмейстерском классе над пушкинскими романсами М.Глинки / О работе концертмейстера. М., Музыка,1974