Урок истории: Советский Союз в Великой Отечественной войне.
Тема: «Дорогами войны».
Цели урока:
Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «СССР в Великой Отечественной войне», используя групповую и индивидуальную работу учащихся, определить итоги, источники победы Советского Союза в Великой Отечественной войне.
Развивать умения учащихся работать в малых группах, делать выводы, анализировать, обобщать на основе карты и исторических документов.
Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину.
Тип урока: обобщения и систематизации полученных знаний.
Мотивация:
1.Историей Отечества нужно не только интересоваться, но и знать!
2. Что бы за давностью лет не стерлись в памяти народной, истинные победители над фашистской Германией.
3. Этот вопрос входит в зачет по истории.
Оборудование урока:
Презентация «Дорогами войны», документы военных лет, тесты по количеству учащихся, карты сражений периода ВОВ.
Предварительное домашнее задание:
1 группа: Подготовить презентации- Оборона Москвы, Блокада Ленинграда
2 группа: подготовить презентации- Сталинградская битва, Курская дуга.
3 группа: подготовить презентации- 10 сталинских ударов, битва за Берлин.
Структура урока:
1.Организационный момент
2.Сообщение темы, целей и задач урока, мотивация учебной деятельности
3.Повторение и обобщение ранее полученных знаний – работа в группах
5.Выполнение тестового задания
6.Итоги урока
Проводится на первом курсе в группе СПО МТ-41
Ход урока:
- Здравствуйте. Тема нашего урока «Дорогами войны».
Слайд 1.
Сегодня мы будем говорить о Великой Отечественной войне, и в течение урока вспомним основные этапы и сражения Великой Отечественной войны, выясним факторы победы Советского Союза над фашистской Германией.
- Что такое война? Почему война называется Отечественная?
( вооруженное или дипломатическое противостояние двух или более стран; Отечественная война- вооруженная защита Отечества против захвата территории и суверенитета гос-ва)
- Вспомните обстановку в советском обществе накануне войны. Что происходило в армии?
(Репрессии).
Слайд 2.
А в это время германский генштаб приступил к обсуждению перспектив войны против СССР, и к началу 1941 года уже имелся детально проработанный план этой войны.
- Как назывался план нападения на СССР?
(«Барбаросса»).
Слайд 3.
Слайд 4.
Фрагмент обращения советского правительства к гражданам СССР 22 июня 1941 г.
- На рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Долгие 4 года наши деды и прадеды боролись за освобождение Родины от фашизма. В первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война!
Слайд 5.
Война – это 1725 разрушенных и сожжённых городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране.
Слайд 6.
Война – это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железных дорог.
Слайд 7.
Война – это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 грамм хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающие на мирных людей.
Слайд 8.
Война – это 20 часов у станка в день.
Слайд 9.
Война – это урожай, выросший на солёной от пота земле.
Слайд 10.
Война… От Бреста до Москвы – 1000 километров, от Москвы до Берлина – 1600. Итого – 2600 километров – это если считать по прямой. Кажется, мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски – почти 4 года, 1418 дней.
4 года лишений, горя, страданий, унижений, смерти. Но все как один встали на защиту своей Родины. Люди всех национальностей от мала до велика, люди разных религий решали одну общую задачу – остановить врага, очистить от него свою землю.
ПЛАН:
1. Начальный период войны.
2. Коренной перелом в войне.
3. Завершающий этап войны.
Вы разделились на 3 группы, каждая будет анализировать один из трёх основных периодов Великой Отечественной войны – начальный период, коренной перелом, завершающий этап войны по плану (Слайд 11)
Работа учащихся в группах.
Каждая группа анализирует один из трёх периодов Великой Отечественной войны по плану:
1.Хронологические рамки периода
2. Кому принадлежала стратегическая инициатива
3. Планы сторон
4. Основные события
5. Итоги и значение
Слайд 12.
Слайд 13.
Слайд 14.
-Каковы же были источники победы советского народа в Великой Отечественной войне?
(Ответы учащихся)
Слайд 15.
Выполнение тестового задания. Взаимопроверка и оценивание работ учащимися.
Слайд 16.
- Великая Отечественная война стала самой трагической страницей российской истории XX века. Она вошла почти в каждый дом. Проходят десятилетия, но война осталась важнейшей частью исторической памяти народа. Цена победы была очень велика. Этого нельзя забывать никогда. Уходят из жизни участники военных событий. Но память об их подвиге, о Великой Победе останется в сердцах россиян.
Слайд 17.
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛОТИКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБПОУ «Волгоградский техникум нефтяного и газового машиностроения им. Н. Сердюкова»
Методическая разработка
мероприятий по истории в рамках предметной декады
за 2017- 2018 учебного года
1. Открытый урок: «Советский союз в Великой Отечественной войне»
2. Внеклассное мероприятие: Викторина «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
3. Олимпиада: «Лучший ученик по предмету»
Разработала и провела:
Преподаватель истории
Любимова Л.А
Волгоград - 2018