СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Виды барьеров, затрудняющих проникновение на монополизированный рынок" для 11 класса

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок подготовлен по ФК ГОС для обучающихся 11 класса. В него включен конспект урока и презентация к нему. 

Для работы использовался УМК под ред Липсица И.В.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Виды барьеров, затрудняющих проникновение на монополизированный рынок" для 11 класса»

11 класс (ФК ГОС)

Тема урока: Виды барьеров, затрудняющих проникновение на монополизированный рынок.

Цель урока: проанализировать условия, способствующие возникновению и поддержанию монополии.

Средства обучения:

  1. И.В. Липсиц Экономика: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд.: М.: Вита-Пресс, 2007.

  2. Е.В. Савицкая, С.Ф. Серегина Уроки экономики в школе. Кн. 2.

  3. Презентация «Барьеры, защищающие монопольный рынок»


Основные понятия:

Государственная монополия

Естественная монополия

Корнер

Поглощение

Картель

Отраслевые холдинги

Тресты


Содержательный стандарт:

Монополия – тип отраслевого рынка, на котором существует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Слайд 1. Сообщение темы и цели урока.

При изучении темы «Типы рынков» в 10 классе мы говорили с вами о монополии.

Слайд 2. На слайде вы видите часто используемую нами корзину идей. Ваша задача - в течение одной минуты наполнить эту корзину вашими знаниями, ассоциациями на тему «Монополия».

Проверка. Формулировка понятия «монополия».

Монополия – тип отраслевого рынка, на котором существует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей.

Захватить рынок и стать на нем монополистом очень сложно, но удержать этот рынок в своих руках еще сложнее. Поэтому издавна монополисты научились возводить барьеры на входе в контролируемые ими рынки. Именно эти барьеры мешают проникновению на монополизированные рынки новых конкурентов и изменению там ситуации к лучшему для покупателей.

  1. Изучение нового материала:

  1. Типы барьеров на монопольных рынках

Слайд 3. Все барьеры можно разделить на три группы. Обратите внимание на слайд. Идет объяснение материала учителем.

Юридические барьеры. Самыми древними формами таких барьеров были монопольные права, которые правители присваивали себе по праву сильного и которые со временем получили название государственных монополий. Они существуют по сей день.

Государство осуществляет лицензирование определенных видов деятельности, и без получения государственной лицензии такой деятельностью заниматься просто нельзя (радиостанции, ТВ, нотариусы, аудиторы, банки, охота на ценных животных, изготовление спиртных напитков и торговля ими).

Итогом лицензирования является ограничение доступа желающих проникнуть в эти сферы деятельности, а следовательно создаются предпосылки для монополизации рынка.

Важнейшим видом юридических барьеров являются патенты на изобретения и научно-технические разработки.

Экономические барьеры. Возводятся, как правило, самими фирмами-монополистами или являются следствием неблагоприятной экономической ситуации в стране. Степень монополизации различается по отраслям. Наиболее высока она в черной металлургии. В России в 90-е годы причинами гипермонополизации были как раз общеэкономические причины:

  • высокий уровень налогов;

  • дороговизна нового оборудования, приводящая к росту стартового капитала;

  • дефицит качественного сырья;

  • отсутствие у населения собственных накоплений для начала коммерческой деятельности.

Естественные барьеры. В некоторых случаях рождение монополии оказывается практически неизбежным по сугубо объективным причинам. Такие монополии обычно называются естественными:

  • природные монополии (их возникновение происходит из-за барьеров, возведенных самой природой, например месторождение ч-л);

  • технико-экономические монополии (их возникновение продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба).


Слайд 4. Немного подробнее рассмотрим естественную монополию. Определение вы видите на слайде. Примеры отраслей, где наиболее распространены естественные монополии, также представлены на слайде. Очевидно, что в этих отраслях конкуренция либо затруднительна, либо просто неприменима, т.к. конкуренция привела бы здесь к значительно более высоким средним издержкам производства, чем те которые были бы при монополии (если уложить две водопроводные системы, будет конкуренция, но значительно подорожает каждый литр воды, доставленный потребителю). Именно поэтому существование естественных монополий не запрещено законом.

Слайд 5. К тому же добавлялись искусственные барьеры, которые возводились самими монополистами. Это, прежде всего, различные объединения, позволяющие монополистам успешно решать некоторые задачи. Откройте §16 вашего учебники и найдите, пожалуйста в тексте эти задачи (контроль за ценами, раздела рынка, организации сбыта, выторговывание у поставщиков более выгодных условий приобретения сырья, материалов и др.).

Методы защиты от появления конкурентов:

  • корнер – способ придуманный немецкими купцами еще в 16 в. Производители заключают тайное соглашение об изъятии с рынка к-л товара, чтобы искусственно создать его дефицит и вызвать рост цен;

  • поглощение - метод, состоящий в скупке конкурирующих фирм и включение их в состав фирмы, стремящейся стать монополистом;

  • картель – метод, при котором заключается соглашение между изготовителями однородного товара о разделе рынка между ними и согласовании объемов продаж каждым из членов картеля;

  • отраслевые холдинги – метод, заключающийся в скупке контрольных пакетов конкурирующих фирм и установлении благодаря этому экономического контроля;

  • тресты – метод, предполагающий объединение различными предприятиями своей деятельности по закупке сырья, получению финансовых ресурсов и сбыту товаров.

За свою историю человечество накопило немалый опыт столкновения с монополиями и убедилось, что они – экономическое зло. А о том, как бороться с ним, мы поговорим на следующем уроке. А пока подведём итоги сегодняшнего занятия.

Слайд 6. Взгляните, пожалуйста, на слайд. Для подведения итогов нашей работы попрошу вас заполнить этот рисунок «круги на воде», в котором слева необходимо выписать признаки естественной монополии, справа – искусственной монополии, а на пересечении – то, что характеризует любую монополию.

Слайд 7. Поставьте, пожалуйста, в соответствие термины и их определения.

1. Корнер

А. Метод, состоящий в скупке конкурирующих фирм и включении их в состав фирмы, стремящейся стать монополистом.

2. Трест         

Б. Метод, при котором заключается соглашение между изготовителями однородного товара о разделе рынка между ними и согласовании объемов продаж.

3. Поглощение

В. Тайное соглашение производителей о скупке или временном изъятии с рынка какого-то товара, чтобы искусственно создать его дефицит и вызвать рост цен.

4. Картель

Г. Метод, заключающийся в скупке контрольных пакетов конкурирующих фирм и установлении благодаря этому над ними экономического контроля.

5. Отраслевые холдинги

Д. Метод, предполагающий объединение различными предприятиями своей деятельности по закупке сырья, получению финансовых ресурсов и сбыту товаров.


Спасибо за плодотворную работу!

Домашнее задание:

1) Читать: §16, конспект урока в тетради

2) Заполнить таблицу «Вехи развития антимонопольного регулирования в России»

https://fas.gov.ru/pages/about/overview/istoriya-antimonopolnogo-regulirovaniya-v-rossii.html