Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования города Тулуна
«Детская художественная школа»
План-конспект открытого урока по живописи в 3 классе
«Виды изобразительного искусства. Натюрморт на светлом фоне».
Выполнила: Мигаль Оксана Валерьевна
преподаватель ДХШ
2020 г.
Предмет: живопись, 3 класс ДХШ
Цель урока:
Передать характер, форму предметов при помощи различных приёмов работы с акварелью.
Задачи:
Образовательная - выработка учащимися устойчивых умений решения цветового и тонального строя в натюрморте, углубление учащимися знаний и умений использовать законы теплохолодности в работе, организации колористического строя в работе и передаче различных видов освещения.
Развивающая - развивать пространственное мышление, цветоощущение, зрительную память, художественно творческую активность, эстетическое восприятие предметов и явлений окружающей действительности.
Воспитательная - внимательное отношение к работе.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование для преподавателя: постановка, методические таблицы, компьютер.
Оборудование для учащихся: бумага (А2), краски (акварель), палитра, карандаш, емкость для воды.
Литературный ряд:
«Акварель. Мастер – класс», под редакцией Татьяны Минеджян.
«Уроки живописи для школьников 10-14 лет, ав. Михейшина».
Электронные ресурсы: https://www.labirint.ru/books/616979/
www.drawscool.ru.
Уроки цвета и композиции – автор Джинн Доби. https://www.labirint.ru/books/616979/
Используемые технологии (частичное использование):
Информационно-компьютерные технологии для демонстрации поэтапности рисования с натуры.
Авторская технология Джинн Доби направленная на исследование цвета и композиции. https://www.labirint.ru/books/616979/
Технология творческого сотрудничества. Учебники для школьников и ВУЗов, методические пособия для преподавателей, справочные материалы http://window.edu.ru/catalog/?p_rubr=2.2.80.1.1.
Технология сравнения. Картинная галерея. Проект освещает коллекции наиболее известных Российских и зарубежных галерей живописи. http://painting.artyx.ru
Технология эмоционального погружения. http://www.artap.ru/slovar_akvarel.htm
План урока:
Организационный момент.
Повторение пройденного материала.
Сообщение новой темы:
-беседа о методической последовательности
-анализ предметов
-педагогический рисунок
-презентация (просмотр слайдов)
4. Практическая работа.
5. Подведение итога.
6. Просмотр работ.
7. Домашнее задание.
1.Приветствие, организация рабочего места учащихся.
2.Повторение пройденного материала.
-Живопись? Что это такое? (ответы учащихся)
-Нам известно несколько определений живописи. Одно из них гласит: «Живопись- это такой вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль». http://window.edu.ru/catalog/?p_rubr=2.2.80.1.1 И еще одно определение- «Живопись» означает писать жизнь, писать живо, т.е. полно и убедительно передавать действительность. Давайте вспомним, что такое натюрморт? (Ответы детей).
Натюрморт – это жанр изобразительного искусства, который посвящен изображению вещей, размещенных в единой среде и организованных в группу. «Натюрморт» в переводе с французского означает «мертвая натура», т.е. «натюрморт» - это постановка из неживых предметов, предметов быта, домашнего обихода. В переводе с немецкого «натюрморт» - означает «тихая жизнь», жизнь, которую мы так редко замечаем.
В искусстве жестких рецептов нет. Но определенные правила в натюрморте все же есть. Набор предметов не может быть случайным, их должно, что-то объединять, в них должна быть заложена определенная идея, тема. Например, предметы труда, растения, овощи и фрукты.
3.Сообщение новой темы. Постановка художественной задачи.
Тема нашего урока «Виды изобразительного искусства. Натюрморт на светлом фоне».
- На этом занятии мы построим новый натюрморт из предметов быта различных по тону, но сближенных по цвету. Мы будем анализировать, размещать, передавать форму и пропорции.
Вводная беседа: https://www.labirint.ru/books/616979/
Джинн Добби писала в своей книге: Живопись - это не копирование того, что видишь. Это поиск композиции, которая позволит организовать ваши впечатления и заставить их говорить.
Наша композиция состоит из предметов, сближенных по цвету.
Сегодня мы поговорим с вами о цвете в натюрморте.
-Какие цвета (теплые или холодные) преобладают в них?
-Как художники передают объём предметов на плоской поверхности картин? (ответы учащихся).
- Каким образом художник может выразить свое эмоциональное состояние? (Ответы учащихся. Используя разные оттенки красок).
- Какую роль в натюрморте играет свет? (Ответы учащихся. Свет, освещая предметы, делает их с одной стороны светлыми, с другой темными. Свет и тень помогают передать объемное изображение предметов, их реальность.)
- Назовите особенности восприятия цвета: (по светлоте-светлее, темнее; по насыщенности – цвет может быть более или менее ярким, интенсивным; по контрасту – тональному и цветовому).
Понимание цветовых взаимодействий является залогом успешного рисования. Используйте теплые и холодные оттенки, чтобы создать ощущение пространства (Джинн Доби ) https://www.labirint.ru/books/616979/
Чтобы работа проходила успешно, необходимо соблюдать следующие этапы работы над натюрмортом:
1.Предварительный анализ постановки;
2.Композиционное размещение изображения на листе бумаги;
3.Передача характера формы предметов и их пропорций;
4. Конструктивный анализ формы предметов и перспективное построение изображения на плоскости;
5.Выявление объемных предметов по светотени;
6.Детальная прорисовка формы предметов.
После просмотра слайдов с изображением натюрмортов художников акварелистов, ответьте на вопрос:
- Какие существуют приемы и техники живописи акварелью и каким образом их можно осуществить? Кто из художников применял технический прием «лессировка»?
Демонстрация слайдов с изображением натюрмортов художников акварелистов: ссылка http://www.artap.ru/slovar_akvarel.htm
- Серов В.А.-портрет С.М. Лукомской; Крамской И.Н. – портрет С.И. Крамской; Врубель М.А. – Роза; Ван Гог В.В. – Город заводов; Брюлов А.П. – портрет Н.Н. Пушкиной и т.д.
В акварельной живописи существует несколько технических приемов:
- «а ля – прима» (по сухой или сырой бумаге), «лессировка» (способ многослойного нанесения красок). http://painting.artyx.ru
Сущность приема лессировочного письма заключается в последовательном нанесении прозрачных слоев краски один на другой. В результате таких перекрытий можно получить самые разнообразные цветовые оттенки.
Основная задача акварельной живописи – создание иллюзии трехмерного цветового изображения на плоскости, отображение окружающей действительности живописными средствами. Для натюрмортов на сближенные цветовые отношения характерен один ведущий цвет.
Поиск общих тональных отношений начинается с определения самого светлого пятна в натюрморте, затем самого темного и все другие отношения определяются по отношению к ним. Насыщенность цвета зависит от тона предмета.
Метод сравнения, метод выискивания различий напряжения света и оттенков цвета приведет к верному решению. Заключительная стадия работы – обобщение, подчинение деталей целому. Задачей художника является правдиво изобразить с натуры форму и характер предметов – это значит передать с помощью конструкции, перспективы, цветовых отношений, пропорции, объем, пространственное положение предметов и их характер в натюрморте.
Проведение викторины с определениями в области «Живопись» ссылка http://spisok–literaturi.ru/cross/kategorii-gotovyh-crssvordov/iskusstvo/bytovaya-zhivopis.html
Практическая работа.
Приготовьте свое воображение и вдохновение для выполнения творческой работы. Как сказала Джинн Доби, что – «Художник может превратить обычные вещи – посуду в раковине или эпизод частной жизни – в картину. Учитесь превращать обычные вещи в искусство». https://www.labirint.ru/books/616979/
Первое, и самое главное – композиционный центр должен быть всегда хорошо выражен.
- С, чего нужно начинать рисунок натюрморта? (Рисунок группы предметов начинают с композиционного размещения изображения на плоскости листа, или с компоновки).
Приступая к работе, выберите точку зрения на натуру и выясните, какая величина в постановке является определяющей – ширина и высота. От этого зависит расположение формата, на котором выполняется рисунок – вертикальное или горизонтальное.
Затем найдите величину рисунка натюрморта по отношению к плоскости листа так, чтобы изображение не было слишком крупным, но и не слишком маленьким, не было смещено вправо или влево. Удачным считается такое композиционное решение, при котором изображаемые предметы достигают гармонии и равновесия. Для этого необходимо научиться видеть предметы натюрморта в целом, а не по отдельности, мысленно объединяя группу предметов в единое целое. Решение задачи компоновки будет успешнее, если сначала верно определить зрительный и композиционные центры. В нашей постановке это самый крупный и наиболее важный в смысловом отношении предмет. Выполняя рисунок натюрморта, предметы нельзя рисовать поочередно один за другим, так как рисование приведет к дробности. Рисовать нужно одновременно все предметы.
На начальной стадии работы, попытайтесь ответить на вопросы: в чем основное отличие предметов постановки друг от друга, как они расположены на плоскости, и каковы их размеры? Как предметы взаимодействуют друг с другом в пространстве? Где находится линия горизонта? Рисунок должен выполняться легкими линиями без нажима на карандаш. Найдите абрис всей группы постановки (показ на педагогическом рисунке). Начинаем построение с общей формы предметов, затем прорабатываем детали.
Напоминаю учащимся построение предметов педагогическим рисунком на доске.
После построения натюрморта переходим к работе цветом.
Демонстрация презентации «Уроки цвета и композиции», (ИКТ- технология) https://www.labirint.ru/books/616979/, http://painting.artyx.ru.
Для правильной передачи цветовых и тональных отношений натуры найдите на палитре пропорциональные натуре цветовые и тональные отношения, определите цвет самого темного предмета и самого светлого, самого насыщенного и несколько промежуточных цветовых и тональных градаций.
Старайтесь видеть все элементы постановки одновременно – это позволяет видеть и сравнивать цветовые и тональные отношения.
Начинаем писать натюрморт с композиционного центра. Первое, и самое главное – композиционный центр должен быть всегда хорошо выражен.
Необходимо писать каждый предмет в связке с двумя рядом располагающимися предметами или драпировками. Мазком моделируем форму предмета (лепим цветом). Размер мазка, форма, направление определяются формой и характером поверхности предметов. Важно, чтобы создавалось ощущение пространства между предметами, это зависит от падающих теней и теней на предметах. Обобщаем все второстепенные детали постановки акцентируя композиционный центр, на дальнем плане смягчается жесткость границ, появляется ощущение воздушности.
Подведение итога урока
Время нашего урока подходит к концу, выставляйте мольберты в ряд, будем проводить анализ пройденного этапа.
Просмотр работ
Учащиеся слушают, воспринимают. Вносят свои замечания и предложения. Идет творческий процесс. Преподаватель с каждым учащимся работает индивидуально, на примере своих работ дает советы, выставляет оценки.
Домашнее задание
Выполнить этюд овощей или фруктов различных по тону, но сближенных по цвету (акварель, формат А/4).