СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды проверочных работ по русскому языку для 5 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное практическое пособие представляет собой сборник разноуровневых промежуточных проверочных работ по русскому языку для 5 класса. Пособие содержит различные задания дифференцированного характера разного уровня сложнности, расчитанные на учащихся с разным уровнем обученности.

Просмотр содержимого документа
«Виды проверочных работ по русскому языку для 5 класса»













Практическое пособие для учителей русского языка



Виды разноуровневых промежуточных проверочных работ на уроках

русского языка в 5 классе
























Данное практическое пособие представляет собой сборник разноуровневых промежуточных проверочных работ по русскому языку для 5 класса общеобразовательной школы с русским языком обучения.

Практическое пособие содержит различные задания дифференцированного характера, рассчитанные на учащихся с разным уровнем обученности.


















































Введение


Актуальность данного практического пособия заключается в разноуровневом характере заданий. В наших отечественных учебниках данный принцип соблюдается далеко не всегда.

Изучение языка по разделам предполагает восприятие его как целостной системы. Но даже при таком изучении не все учащиеся способны усвоить материал в полном объеме, поэтому целесообразно включать в систему контроля задания разноуровневого характера.

Промежуточные проверочные работы позволяют дифференцировано подойти к проверке знаний учащихся, а также направлены на самостоятельное оценивание учащимися степени усвоенности материала.

Цель пособия - оказание практической помощи учителю при составлении разноуровневых промежуточных проверочных работ.

Задачи:

- систематизировать и обобщить знания учащихся по разделам русского языка;

- составить разноуровневые задания, определяя наиболее сложные темы для восприятия и понимания учащимися;

- разработать методические рекомендации для учителей русского языка.

В сборнике содержатся проверочные работы разных видов: тестовые задания трех уровней сложности, задания на повторение теоретичекого материала, практические задания и задания творческого характера.

Тестовые задания расчитаны на учащихся с разным уровнем знаний, умений и навыков, причем ученик вправе сам выбрать объем проверочной работы.

За выполнение тестового задания с 1 по 6 (*) полагается отметка «3», с 1 по 9 (**) – отметка «4», с 1 по 12 (***) – отметка «5».

Задания на повторение теоретичекого материала предполагают проверку степени усвоения этого материала. Здесь учащимся предлагается восстановить правила.

Далее предлагаются практические задания, которые направлены на выявление умения применить теоретический материал на практике.

Задани творческого характера помогают учащимся проявить свое творческое мышление.

В сборнике представлены проверочные работы к разделам «Синтаксис и пунктуация», «Фонетика», «Лексика», «Словообразование», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол».

Ожидаемый результат: систематизируя и обобщая знания по русскому языку, данное пособие способствует подготовке ученика с достаточным уровнем грамотности.




.










Синтаксис и пунктуация


Тест


* 1.Найдите грамматическую основу в предложении: В СИНЕВЕ НЕБА МЕДЛЕННО ПЛЫВУТ С ЗАПАДА НА ВОСТОК МЕЛКИЕ ОБЛАЧКА.

А) мелкие облачка

Б) плывут облачка

В) медленно плывут

Г) в синеве неба


  1. Найдите словосочетание с главным словом глаголом:

А) признак весны

Б) кучевые облака

В) тихо баюкать

Г) весенние проталины


3. Найдите нераспространённое предложение:

А) Впереди весна.

Б) Наступила весна.

В) Как украшают небо облака!

Г) Восходят потоки тёплого воздуха.


4. Определите подлежащее в предложении : ИЗ ЖЕЛТОЙ, ПРОШЛОГОДНЕЙ ТРАВЫ ТОРЧИТ ХОХОЛОК ЧИБИСА.

А) хохолок

Б) травы

В) торчит

Г) чибиса


5. Какой член предложения отвечает на вопрос КАКОЙ?

А) дополнение

Б) подлежащее

В) определение

Г) обстоятельство


  1. На какие вопросы отвечает сказуемое?

А) Кто? Что?

Б) Какой? Чей?

В) Как? Где?

Г). Что делает предмет? Каков предмет?


** 7. Найдите сложное предложение:

А) Я пожалел, что загубил цветок.

Б) Чуть брезжит свет.

В) По дну оврага пролегала неширокая просёлочная дорога.

Г) Непроглядный мрак стоял угрюмо и безучастно.


  1. Найдите предложение с однородными дополнениями:

А) Река бежит весело, шаля и играя.

Б) Звёзды приветливо и дружески мигают с небес.


В) В Сосновке была господская усадьба и резиденция.

Г) Завывание ветра в трубе заставляли бледнеть и мужчин, и женщин, и детей.


  1. Найдите правильный вариант расстановки знаков препинания:

А) Дружно и тесно растут юные деревца всех пород: ель и сосна, осина и берёза.

Б) Дружно и тесно растут юные деревца всех пород, ель и сосна, осина и берёза.

В) Дружно и тесно растут юные деревца всех пород, ель, и сосна, осина, и берёза.

Г) Дружно и тесно растут юные деревца всех пород: ель, и сосна, осина, и берёза.


*** 10. Найдите сложноподчинённое предложение:

А) Вокруг розы было всё так хорошо, так ясно и чисто.

Б) Море вздрагивало под лёгким дуновением ветерка.

В) Берёзки желтеют, и трепетная осина что-то шепчет.

Г) Я вышел из дома ночью, чтобы до утра быть на утином озере.


  1. Определите грамматическую основу в предложении: ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, ПЕТРА ТВОРЕНЬЕ, ЛЮБЛЮ ТВОЙ СТРОГИЙ, СТРОЙНЫЙ ВИД….

А) люблю тебя

Б) люблю

В) люблю, люблю

Г) люблю твой вид


  1. Найдите сказуемое в предложении: ДНЁМ ОКНА ДОМОВ БЫЛИ ЧЕРНЫ, А НОЧЬЮ ГОРЕЛИ РЯДАМИ В ТЁМНО-СИНЕЙ ВЫСИ.

А) были черны, горели

Б) были черны

В) горели

Г) были


Ключи

1)Б; 2)В; 3)Б ; 4)А; 5)В; 6)Г; 7)А; 8)Г; 9)А; 10)Г; 11)В; 12)А



Теоретические задания


  1. Продолжите определение:

    1. Сочетание двух и более слов, связанных по смыслу и грамматически, называется … .

    2. Словосочетание с главным словом существительным называется… .

    3. Главные члены предложения – это подлежащее и… .

    4. Предложения, в которых сообщается о чём-то, называются… .

    5. По интонации предложения делятся на … .

    6. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопрос КАКОЙ?, называется… .

    7. Обстоятельство места отвечает на вопросы… .

    8. Члены предложения, относящиеся к одному и тому же слову, отвечающие на один и тот же вопрос, являющиеся одним и тем же членом предложения, называются … .

    9. Разговор двух или нескольких лиц называется… .

    10. Слово или сочетание слов, называющее того, к кому относятся с речью, называется… .






  1. Восстановите определение:

    1. Словосочетания состоят из главного и … слова.

    2. Дополнение отвечает на вопросы … падежей.

    3. Тире между подлежащим и сказуемым ставится, если они выражены именами существительными, стоящими в …падеже.

    4. По цели высказывания предложения делятся на повествовательные, …., вопросительные.

    5. Второстепенные члены предложения – это дополнение, …, обстоятельство.

    6. В сложном предложении между простыми предложениями обычно ставится… .

    7. По наличию главных членов предложения делятся на … и двусоставные.

    8. Слово, выражающее общее значение всего ряда однородных членов предложения, называется… .

    9. Предложения с прямой речью состоят из … и собственно прямой речи.

    10. После обобщающего слова в предложениях с однородными членами ставится знак… .

Практические задания

Тест

1.Найдите правильный вариант характеристики предложения:

1. Утром белел на лужайке сквозной ледок.

А) повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, распространённое

Б) повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое

В) повествовательное, восклицательное, простое, двусоставное, распространённое

Г) повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, нераспространённое

2. Впереди широкая дорога.

А) повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, распространённое

Б) повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, нераспространённое

В) побудительное, восклицательное, простое, двусоставное, распространённое

Г) повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое

3. Я видел и степи, и скалы, и леса в вышине.

А) повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, распространённое

Б) повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, нераспространённое, есть однородные члены предложения

В) повествовательное, восклицательное, простое, двусоставное, распространённое

Г) повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, есть однородные члены предложения

4. Ранней весной меня неудержимо тянет в лес.

А) побудительное, невосклицательное, простое, односоставное, распространённое.

Б) повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, нераспространённое.

В) повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, распространённое.

Г) повествовательное, восклицательное, простое, двусоставное, распространённое.

5. Местные охотники, звероловы, выходите в тайгу!

А) побудительное, невосклицательное, простое, односоставное, распространённое, есть обращение

Б) повествовательное, восклицательное, простое, двусоставное, распространённое, есть обращение

В) побудительное, восклицательное, простое, односоставное, распространённое, есть обращение

Г) повествовательное, восклицательное, простое, двусоставное, распространённое


6. Осенней свежестью, плодами, листвой благоухало вокруг.

А) повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, нераспространённое, есть однородные члены предложения

Б) повествовательное, невосклицательное, сложное, двусоставное, распространённое

В) повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, распространённое, есть однородные члены предложения

Г) повествовательное, невосклицательное, сложное, двусоставное, распространённое

2.Найдите правильный вариант расстановки знаков препинания:

1. А). Солнце уже скрылось и ночные тени, надвигались со стороны леса.

Б) Солнце уже скрылось, и ночные тени надвигались со стороны леса.

В) Солнце уже скрылось, и ночные тени надвигались со стороны леса!

Г) Солнце уже скрылось и ночные тени надвигались со стороны леса.


2. А) Уменье работать, трудиться – это ведь тоже талант.

Б) Уменье работать, трудиться, это ведь тоже талант.

В) Уменье работать трудиться – это ведь тоже талант.

Г) Уменье работать, трудиться – это ведь, тоже талант.


3. А) День был осенний, серый, но тихий тёплый.

Б) День был осенний, серый но тихий, тёплый.

В) День был осенний, серый, но тихий, тёплый.

Г) День был, осенний, серый, но тихий, тёплый.


4. А) Футбол, хоккей, – этими видами спорта увлекается большинство школьников.

Б) Футбол, хоккей, этими видами спорта увлекается большинство школьников.

В) Футбол, хоккей: этими видами спорта увлекается большинство школьников.

Г) Футбол, хоккей – этими видами спорта увлекается большинство школьников.


5. А) Прекрасны вы, поля земли родной!

Б) Прекрасны вы, поля, земли родной!

В Прекрасны, вы, поля земли родной!

Г) Прекрасны, вы поля земли родной!


6. А) «В хорошей посуде и чай вкусней», - гласит пословица.

Б) В хорошей посуде и чай вкусней, гласит пословица.

В) В хорошей посуде и чай вкусней» - гласит пословица.

С) В хорошей посуде, и чай вкусней», - гласит пословица.


Ключи


  1. 1)Б; 2)А; 3)Г; 4)В; 5)В; 6)В

  2. 1)Б; 2)А; 3)В; 4)Г; 5)А; 6)А




Творческие задания


1. Составьте предложение следующим способом:

1) из предложения С тихим шорохом пробежал по полю ветерок взять прилагательное, выступающее в роли определения, поставить его в именительный падеж , женский род , единственное число;
2) из предложения За ночь земля покрылась первым снегом взять обстоятельство, употребить это слово как подлежащее;
3) добавить глагол из предложения Мама от усталости опустилась на диван;
4) из предложения Над городом пролетел быстрокрылый самолет взять обстоятельство (с другим предлогом).

Тихая ночь опустилась на город.

2. Вспомните сказку «Три медведя». Помогите Маше извиниться перед медведями по следующим схемам:

Извини (те) + обращение + за что?

Прости (те) + обращение + за что?

Подумайте, примут ли медведи извинения девочки, составьте продолжение сказки.




























Фонетика


Тест


*1. Сколько в русском алфавите согласных звуков?

А)21

Б)20

В)22

Г)33


2. Определите правильный вариант расположения слов по алфавиту:

А)верба, бассейн, инструмент, статуя, творог

Б)бассейн, верба, инструмент, статуя, творог

В)бассейн, верба, инструмент, творог, статуя

Г)верба, инструмент, бассейн, творог, статуя


  1. Определите количество звуков в слове ДЕНЬ :

А)3

Б)5

В)4

Г)2


  1. Определите слово с непроверяемой гласной в корне:

А)скрипеть

Б) сожалеть

В) календарь

Г) удивительно


  1. Найдите ряд проверочных слов (для проверки согласной) к слову СКАЗКА:

А) сказ, сказать

Б) сказочка, сказ

В) сказительница, подсказка

Г) рассказывать, сказочка


  1. Найдите слово с непроизносимой согласной:

А) игрушка

Б) сладкий

В) футбол

Г) звёздный


** 7. Определите количество звуков в слове ВДОХНОВЕНЬЕ:

А) 11

Б) 10

В) 12

Г) 9


  1. В каком слове буква Ё обозначает два звука?

А) расчёска

Б) шёлк

В) жёлтый

Г) ёж


  1. Определите звук, не имеющий пары по твёрдости- мягкости:

А) з

Б) ч

В) х

Г) ф



***10. Определите ряд однокоренных слов:

А) хитрый, хитрить, хитрец, хитрая

Б) разбой, разбойник, разбойники, разбойничать

В) вечный, вечность, вечно, век

Г) сомневаться, сомневаешься, сомнение, сомнительный


  1. Определите четвёртое лишнее:

А) язык

Б) яхта

В) семья

Г) ряд


  1. В каком слове ударение падает на второй слог?

А) досуг

Б) каталог

В) алфавит

Г) торты


Ключи

1)А; 2)Б; 3)А; 4)В; 5)Г; 6)Г; 7)А; 8)Г 9)Б 10)В 11)Г; 12)А



Теоретические задания


Восстановите определения


  1. Звуки – это мельчайшие единицы в речи, из которых состоят … .

  2. Буквы – это графические обозначения…. .

  3. …. – это буквы, расположенные в определённом порядке.

  4. Гласные звуки образуются при помощи … .

  5. Несовпадение звука с буквой называется … .

  6. Если гласные звуки произносятся отчётливо, значит они стоят в … позиции.

  7. Согласные звуки, состоящие из голоса и шума называются … .

  8. Безударные гласные проверяются изменением … слова или подбором … слова.

  9. Если согласный стоит после гласной, он находится в …позиции.

  10. Буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают два звука, если находятся в начале слова, после гласной и после… .


Практические задания

Тест

  1. Определите количество звуков в следующих словах:

1.ясень

А) 5

Б) 4

В) 6

Г) 7


2. завьюжила

А) 8

Б) 9

В) 10

Г) 11


3. льётся

А) 4

Б) 5

В) 6

Г) 7


4. яростный

А) 9

Б) 8

В) 7

Г) 10


5. праздновать

А) 10

Б) 11

В) 8

Г) 9


6. нянчиться

А) 7

Б) 9

В) 10

Г) 8


2. Определяя орфограмму, найдите проверочное слово.


1. Узнавать

А) знание

Б) знакомый

В) признавать

Г) познаваемый


2. выставка

А) ставить

Б) выставочный

В) выставлять

Г) переставляемый


3. удивительный

А) удивлять

Б) удивительно

В) дивиться

Г) дивный


4. скользкий

А) скользкая

Б) скользко

В) скользить

Г) вскользь


5. город

А) городской

Б) пригород

В) городки

Г) городок


6. опасный

А) опасно

Б) опасен

В) опасная

Г) безопасно


Ключи

1. 1)А; 2)Б; 3)В; 4)Б; 5)Г; 6)Г

2. 1)А; 2)А; 3)Г; 4)В; 5)Г; 6)Б





Творческие задания


  1. Даны слова, если записать их при помощи звуков в обратном порядке, то получатся новые слова:

Лен -… (ноль)

Лей-… (еь)

Лоб-… (пол)

Ток-… (кот)

Шел-… (ложь)

Шей-… (ешь)

Составьте с полученными словами предложения.


2.В стихотворении А.Шибаева «Грустные вести» в некоторых словах допущены ошибки. Выпишите слова, в которых вместо некоторых букв написаны звуки, а рядом напишите правильное слово. Подумайте, почему Мишкой были допущены такие ошибки.

Пришло письмишко мне,

Гляжу –

Из лагеря, от Мишки…

«Здесь чудный лук, и я лижу», -

Написано в письмишке.

Лук лижет?! Что за чудеса!

Наверно, шутит плут…

Читаю дальше:

«Здесь – лиса, красивый длинный прут».

И что такое он плетёт –

Не разберусь, хоть тресни:

«Когда отряд идёт в поход, я запиваю песни…

На днях в лису нашёл я грусть и очень был доволен…»

Нет, нет, не шутит он! Боюсь,

Мой друг серьёзно болен.

Вернётся – надо подлечить:

Заставить правила учить.












































Лексика


Тест

*1.Лексика изучает:

А) морфологические признаки слова

Б) значение слова

В) синтаксическую роль слова

Г) грамматические признаки


  1. Определите многозначное слово:

А) мечта

Б) карнавал

В) мир

Г) мудрость


  1. В каком словосочетании слово МОРЕ употреблено в переносном значении?

А) море людей

Б) Чёрное море

В) на берегу моря

Г) вернуться к морю


  1. Определите строку со словами-синонимами:

А) ярость, гнев

Б) часы, время

В) движение, бег

Г) зима, лето


  1. Антонимы – это слова:

А) с одинаковым лексическим значением

Б) с похожим лексическим значением

В) с противоположным лексическим значением

Г) с разным лексическим значением


  1. Определите строку со словами-антонимами:

А) интересный, поучительный

Б) ум, знание

В) спешить, торопиться

Г) обвинять, защищать


**7. Найдите четвёртое лишнее:

А) враг

Б) противник

В) недруг

Г) приятель


  1. Чем отличаются слова-синонимы?

А) оттенками лексического значения

Б) лексическим значением

В) частью речи

Г) синтаксической ролью


  1. К какому слову нельзя подобрать антоним:

А) фантастика

Б) диалог

В) сувенир

Г) невзгода


***10. Определите лексическое значение слова ПРИВРАТНИК:

А) сторож у ворот

Б) притворщик

В) лжец

Г) предсказатель


11. Определите строку со словами-омонимами:

А) девочка принарядилась, природа принарядилась

Б) мясная лавка, присесть на лавку

В) серебряное изделие, серебряный иней

Г) дремлет старичок, дремлет природа


  1. Какое слово не является синонимом к слову ГУМАННЫЙ:

А) добрый

Б) человеколюбивый

В) справедливый

Г) милосердный

Ключи


1)Б; 2)В; 3)А; 4)А 5)В; 6)Г; 7)Г; 8)А; 9)В; 10)А; 11)Б: 12)В


Теоретические задания


Восстановите определение


  1. Словарный состав языка - ….

  2. То, что обозначает слово, является его … значением.

  3. Слова, имеющие несколько лексических значений, называются ….

  4. Слова одной и той же части речи, звучащие и пишущиеся …, но имеющие … лексическое значение, называются омонимами.

5. Антонимы – слова одной и той же части речи с … значением.

6. Лексические значения слов даются в …словаре.

7. Слова-омонимы имеют разные значения, а многозначные слова … значения.

8. … - слова одной и той же части речи, обозначающие одно и то же, но различающиеся оттенками лексического значения.

Практические задания

Тест

  1. В каком предложении слово кружева употреблено в переносном значении:

А) Кружева плести – дело кропотливое, требующее особого умения.

Б) Мама мастерски плела кружева.

В) Вологодские кружева славятся по всему миру.

Г) Кружева инея принарядили ветви деревьев.


2. В каком предложении употреблены слова – антонимы:

А) Большой талант требует большого трудолюбия.

Б) На чужой стороне и весна не красна.

В) Уходит весёлое лето – нагрянет печальная осень.

Г) Жизнь в мире книг – это приобщение к миру прекрасного.


3. Определите антоним к слову отчизна:

А) чужбина

Б) родина

В) отечество

Г) граница


4. Какое из слов-синонимов можно употребить во всех стилях речи:

А) клевета

Б) ложь

В) сплетни

Г) наговоры


5. Какое из слов является многозначным:

А) сопка

Б) торжество

В) спутник

Г) айсберг


6. Найдите строчку со словами - паронимами:

А) приветливый, радушный

Б) свежесть, прохлада

В) континент, контингент

Г) спрашивать, отвечать


Ключи

1)Г; 2)В; 3)А; 4)Б; 5)В; 6)В



Творческие задания


1. Даны вперемешку части пословиц и поговорок, восстановите их:

…не вырубить топором.

…всегда пригодится.

…откликнется.

…лучше новых двух.

…ни одного не поймаешь.

…сколько зим.

…один отрежь.

…дальше будешь.

…доведет.

…что можешь сделать сегодня.

Что написано пером, …

Грамоте учиться

Как аукнется, так и …

Семь раз отмерь,…

Язык до Киева…

За двумя зайцами погонишься,…

Тише едешь,…

Сколько лет, …

Старый друг …

Не откладывай на завтра то, …



2.Переставьте буквы в словах, чтобы получилось новое слово. Составьте со словами предложения.

УРОК ( УКОР)

УКЛОН (КЛОУН)

УШАТ (ТУША)

АКТЕР (ТЕРКА)

БАЯН (БАНЯ)

ВРАГИ (ГРИВА)

САЧОК (ЧАСОК)

ВЫЗОВ (ВЫВОЗ)

УГАР (РАГУ)

УДАР (РУДА)

КАБАН (БАНКА)

ВОБЛА (ОБВАЛ)

КОБУРА (УБОРКА)


































Словообразование


Тест

* 1.Однокоренные слова – это:

А) слова одной и той же части речи.

Б) слова, имеющие одни и те же грамматические признаки.

В) слова, имеющие общее лексическое значение, заключённое в корне.

Г) слова, имеющие одинаковое лексическое значение.


  1. Определите слово, не являющееся однокоренным слова ПРИЕЗД:

А) езда

Б) приезжий

В) к приезду

Г) приезжай


  1. Какое из данных слов имеет нулевое окончание?

А) тень

Б) метро

В) солнце

Г) кино


  1. Определите пару слов с чередованием:

А) приближалось-близилось

Б) ночь-ночка

В) светлый-светлица

Г) книжный-книжица


  1. Определите корень в слове ОЧАРОВАНИЕ:

А)–очар-

Б) –чар-

В) –чаров-

Г) –чарован-


  1. Определите правописание следующих слов: РА…ДАТЬ, РА…СТРОИТЬ, РА…БУДИТЬ, РА…ЦВЕСТИ:

А) –с-, -с-, -с-, -с-

Б) –з-, -с-, -з-, -з-

В) –с-, -с-, -з-, -с-

Г) –з-, -с-, -з-, -с-


** 7. Основа слова – это:

А) часть слова, служащая для образования новых слов.

Б) часть слова, служащая для изменения формы слова.

В) часть слова без окончания.

Г) часть слова, в которой заключено общее лексическое значение для всех родственных слов.


  1. Какое слово не является однокоренным?

А) виноватый

Б) винодел

В) вина

Г) винить


  1. Какой из суффиксов указывает на профессию?

А) –тель

Б) –ушк-

В) – ик

Г) –еньк-

***10. В каком из слов два суффикса?

А) облетел

Б) бесстрашный

В) опасность

Г) сердечко


11.Какое из данных слов является словом-исключением?

А) р…стительность

Б) р…стения

В) р…сток

Г) выр…сли


  1. Правописание каких приставок подчиняется правилу?

А) до-, об-

Б) по-, обо-

В) пред-, во-

Г) раз-, ис-

Ключи


1)В; 2)В; 3)А; 4)А; 5)Б; 6)Г; 7)В; 8)Б; 9)А; 10)А; 11)В; 12)Г


Теоретические задания


  1. Восстановите определение:

  1. Однокоренные слова имеют общий… .

  2. Основа – это часть слова без… .

  3. Для образования слов служат … и … .

  4. В приставках на З/С перед звонкой пишу…, а перед глухой - … .

  5. Значимая часть слова – это… .

  6. … служит для изменения формы слова.

  7. Замена звуков называется …. звуков.

  8. Неизменяемые слова не имеют … .

  9. Правописание корней РАСТ-РОС, ЛАГ-ЛОЖ зависит от конечных корневых … .

  10. В одной и той же морфеме гласные могут отсутствовать. Эти гласные называются … .


Практические задания

Тест

  1. Найдите слово, соответствующее схеме:


1.корень – суффикс – суффикс – окончание

А) облететь

Б) солнышко

В) думала

Г) разгадал


2. корень

А) светит

Б) быстро

В) крепить

Г) берег


3. корень – суффикс

А) весело

Б) тайна

В) домишко

Г) листать


4. приставка- корень – окончание

А) закрепить

Б) небрежный

В) засветит

Г) приморский



2. Определите правильный вариант написания слов:

  1. Пл…сать, заг…дать, разр…шить, отв…нтить:

А. –и-, -а-, -е-, -и-

Б. –я-, -а-, -е-, -и-

В. –я-, -о-, -е-, -и-

Г. –я-, -а-, -е-, -е-

2. Прил..гательное, разл..жить, отл…гать, перел…жить:

А. -а-, -о-, -а-, -о-.

Б. -о-, -о-, -а-, -о-.

В. -а-, -а-, -а-, -о-.

Г. -а-, -о-, -о-, -о-.

3. Ра..будить, ..пилить, ра…крутить, ра..гадать:

А. -з-, с-, -с-, -з-

Б. -з-, с-, -с-, -с-

В. -з-, з-, -с-, -с-

Г. -с-, с-, -с-, -з-

4. Уч…ба, крыж…вник, реш..тка, ч…рствый:

А. –о-, -о-, -ё-,-ё-

Б. –ё-, -ё-, -ё-,-ё-

В. –ё-, -о-, -ё-,-о-

Г. –ё-, -о-, -ё-,-ё-

5. Р..стение, р…сли, р…сток, выр...стать:

А. –а-, -о-, -о-, -о-

Б. –о-, -о-, -о-, -а-

В. –а-, -о-, -о-, -а-

Г. –о-, -о-, -а-, -а-

Ключи

  1. 1)В ; 2) Г ; 3) А ; 4)В ;

  2. 1)Б ; 2)А ; 3)А ; 4)Г ; 5)В



Творческие задания


1. От слов МАШИНА, ШЕЛ, ТРАКТОР, ГИТАРА, ВЕЛОСИПЕД, ЗЕЛЕНЫЙ, СЛАБЫЙ, ХОРОШИЙ, МИЛЫЙ при помощи приставок У-, ПО-,ПРИ-,НА- и суффиксов -ИСТ-, -ЕНЬК- образуйте новые слова. Составьте предложения с получившимися словами.


  1. Составьте слово следующим способом:


1. Найдите определение в предложении, возьмите из него приставку:

ЭТО БЫЛ БЕСПОКОЙНЫЙ ЧЕЛОВЕК.

2.Найдите сказуемое, взяв корень:

МОРЯКИ НЕ СТРАШАТСЯ БУРЬ.

3.Добавьте суффикс прилагательного:

ПРЕЛЕСТНЫЙ

4. Допишите окончание, взяв его у определения в предложении:

ОГРОМНЫЙ ШАР ПОДНЯЛСЯ В ВОЗДУХ.


Составьте небольшой рассказ, заголовок которого будет содержать получившееся слово.

































Имя существительное


Тест

* 1. Имя существительное обозначает:

А) признак

Б) действие

В) предмет

Г) свойство


  1. Найдите строчку с одушевлёнными существительными:

А) ученик, класс, ребёнок

Б) детвора, настроение, забота

В) ребёнок, студент, животное

Г) толпа, малыш, внимание


  1. Определите существительное мужского рода:

А) кафе

Б) облако

В) зверь

Г) чувство


  1. Определите группу существительных 1-го склонения:

А) лавр, аромат, арка, акация

Б) жатва, войско, столица, забава

В) обаяние, заросль, инициатива, чувство

Г) пьеса, выставка, воевода, беседа


  1. К существительным 3-его склонения относятся:

А) существительные мужского рода с нулевым окончанием

Б) существительные женского рода с нулевым окончанием

В) существительные среднего рода с окончанием –О, -Е

Г) существительные женского рода с окончанием –А, -Я


  1. Определите правильный вариант написания окончаний в словах: У ДЕРЕВН..., К СТОЛИЦ..., ОБ АРМИ..., В ГОРОД...:

А) –и, -е, -и, -е

Б) –е, -е, -и, -е

В) –е, -е, -е, -е

Г) –и, -е, -е, -е


** 7. Определите род существительных ТЮЛЬ, ШАМПУНЬ, РОЯЛЬ, МАЭСТРО:

А) ж.р., ж.р., м.р., м.р.

Б) м.р, м.р., м.р., ср.р.

В) ж.р., м.р., м.р., м.р.

Г) м.р., м.р., м.р., м.р.


  1. Определите четвёртое лишнее:

А) стремя

Б) солнце

В) путь

Г) имя


  1. Определите правильный вариант окончаний во множественном числе у следующих существительных: ЛЕКТОР…, ИНЖЕНЕР…, СТОРОЖ…, ДИРЕКТОР…, ПРОФЕССОР…:

А) –ы, -ы, -а, -ы, -ы

Б) –а, -а, -а, -а, -а

В) –ы, -ы, -а, -ы, -а

Г) –ы, -ы, -а, -а, -а

*** 10. Определите существительное, имеющее форму только единственного числа:

А) фамилия

Б) тишина

В) кружево

Г) судьба


  1. Определите правильный вариант правописания существительных в Р. П. мн. числа:

А) апельсинов, помидоров, сапог, болгар, киргизов

Б) апельсин, помидоров, сапог, болгар, киргизов

В) апельсин, помидор, сапог, болгар, киргиз

Г) апельсинов, помидор, сапог, болгар, киргизов


  1. Определите, какими членами предложения являются существительные в предложении: НИВЫ,

РОДИМЫЕ НИВЫ, С ДЕТСТВА ВЫ В СЕРДЦЕ МОЁМ.

А) подлежащим, обстоятельством, дополнением

Б) обстоятельством, обстоятельством

В) подлежащим, дополнением

Г) дополнением, дополнением

Ключи

1)В; 2)В; 3)В; 4)Г; 5)Б; 6)А; 7)Г; 8)Б; 9)Г; 10)Б; 11)А; 12)Б



Теоретические задания

1 . Продолжите определение:

1. Имя существительное обозначает … .

2. Имя существительное отвечает на вопросы… .

3. В предложении существительные чаще всего бывают… .

4. Названия однородных предметов обозначают имена … .

5. Собственные имена существительные пишутся с … .

6. Существительные 1-го склонения имеют окончания … .

7. Имена существительные 3-его склонения на конце пишутся с … .

8. В окончаниях и суффиксах имён сущ. после шипящей под ударением пишется … .

9. Имена существительные, не изменяющиеся по падежам, называются… .

10. В родительном падеже множественного числа после шипящих Ь … .


2. Восстановите определение:

1. Имена существительные делятся на … и неодушевлённые.

2. … имена существительные обозначают единственные в своём роде предметы.

3. Все существительные … рода относятся ко 2-му склонению.

4. У существительных мужского рода с шипящей на конце не пишется… .

5. Имена существительные, обозначающие людей и мужского, и женского пола, называются существительными …

6. К … существительным относятся сущ. среднего рода на –МЯ и сущ. ПУТЬ.

7. После шипящих и Ц в окончаниях и суффиксах существительных … пишется Е.

8. Географические названия предметов являются … именами существительными.

9. Окончание –Е- пишется в дательном и предложном падежах у существительных … склонения.

10. У сущ. на –ИЯ, -ИЙ, -ИЕ никогда не бывает окончания …


Практические задания

Тест


  1. Определите морфологические признаки существительного:

1. Звезда

А) одушевлённое, нарицательное, 1 склонения, женского рода

Б) неодушевлённое, нарицательное, 1 склонения, женского рода

В) одушевлённое, нарицательное, 1 склонения, мужского рода

Г) неодушевлённое, нарицательное, 2 склонения, женского рода


2. Яблоко

А) одушевлённое, нарицательное, 1 склонения, женского рода

Б) неодушевлённое, нарицательное, 3 склонения, женского рода

В) неодушевлённое, нарицательное, 1 склонения, мужского рода

Г) неодушевлённое, нарицательное, 2 склонения, среднего рода


3. Плакса

А) одушевлённое, нарицательное, 1 склонения, общего рода

Б) одушевлённое, нарицательное, 3 склонения, общего рода

В) одушевлённое, собственное, 1 склонения, мужского рода

Г) неодушевлённое, нарицательное, 2 склонения, среднего рода


4. Знамя

А) одушевлённое, нарицательное, 1 склонения, женского рода

Б) неодушевлённое, нарицательное, 3 склонения, общего рода

В) неодушевлённое, нарицательное, разносклоняемое, мужского рода

Г) неодушевлённое, нарицательное, разносклоняемое, среднего рода


5. Астана

А) одушевлённое, нарицательное, 1 склонения, общего рода

Б) неодушевлённое, собственное, 1 склонения, женского рода

В) неодушевлённое, собственное, разносклоняемое, мужского рода

Г) неодушевлённое, нарицательное, 1 склонения, женского рода


6. Спортсмен

А) одушевлённое, нарицательное, 1 склонения, общего рода

Б) неодушевлённое, собственное, 1 склонения, женского рода

В) одушевлённое, собственное, 2 склонения, мужского рода

Г) одушевлённое, нарицательное, 2 склонения, мужского рода

  1. Найдите правильный вариант окончания:


1. Сидеть у насып…, тосковать в одиночеств…, сумрак рощ…, стоять на палуб…, мечтать о побед…, расти на яблон

А) –и, -е, -е, -е, -е, -е

Б) –и, -е, -и, -и, -е, -е

В) –и, -е, -и, -и, -е, -и

Г) –и, -е, -и, -е, -е, -е


2. Стремиться к свобод.., поступить по совест…, гулять по алле…, находиться в санатори…, приехать к ноч…, в движени… облаков

А) –е, -е, -е, -и, -и, --и

Б) –и, -е, -е, -и, -и, --и

В) –е, -и, -е, -и, -и, --и

Г) –е, -и, -е, -и, -и, --е


3. Работать в забо…, отдыхать на побережь…, экскурсия в планетери…, заботиться об урожа…, думать о Мари…, лечиться в санатори…

А) –е, -е, -е, -е, -и, -и

Б) –е, -е, -и, -е, -и, -и

В) –е, -и, -и, -е, -и, -и

Г) –е, -е, -и, -е, -е, -и


4. Аккуратные мастер…, строгие директор…, опытные инженер…, вкусные торт…, длинные очеред…, летние месяц

А) –а, -а, -ы, -ы, -и, -ы

Б) –а, -а, -ы, -а, -я, -ы

В) –а, -ы, -ы, -ы, -и, -а

Г) –а, -а, -а, -ы, -и, -ы


5. Играть с мяч…м, работал сторож…м, идти пляж…м, толкнуть плеч…м, песни косц…в, лететь над станиц…й

А) –о, -е, -е, -о, -о, -е

Б) –о, -е, -е, -о, -о, -о

В) –е, -е, -о, -о, -о, -е

Г) –о, -о, -е, -о, -о, -е


Ключи


1. 1)Б; 2)Г; 3)А; 4)Г; 5)Б; 6)Г


2. 1)А; 2)В; 3)Б; 4)А; 5)А


Творческие задания



  1. Прочтите текст и ответьте на вопрос «В чем ошиблась Оля?». Продолжите рассказ.


Вова выполняет домашнее задание. Ему нужно подобрать пять существительных мужского рода и пять женского. Взгляд его случайно падает на ручные часы, лежащие на столе. И он спрашивает свою младшую сестру:

  • Оля, часы, по-твоему, какого рода?

  • - Какие часы?

  • -Папины часы.

  • Оля, не задумываясь, решает: «Если папины часы, значит мужского рода, а мамины будут женского».

  1. Сочините стихотворение о зиме, используя для рифмы предложенные существительные:

……………………………………….. на тропинке

……………………………………….. снежинки

……………………………………….. уголки

……………………………………….. у реки

………………………………………..дома

………………………………………..зима.
































Имя прилагательное


Тест

*1.Имя прилагательное обозначает:

А) предмет

Б) количество

В) признак

Г) действие


  1. Определите строчку с прилагательными:

А) осенний, свой, тёплый, каждый

Б) мой, красивый, сладкий, сентябрьский

В) вкусный, интересный, охотничий, твой

Г) знойный, умный, ответственный, летний


  1. Определите прилагательное, не имеющее краткую форму:

А) золотой

Б) увлекательный

В) дорогой

Г) светлый


  1. Найдите правильный вариант правописания окончаний в словосочетаниях: В ТЁПЛ… ПОГОДУ, ОСЕНН… ДНЁМ, УТРЕНН…ЗАРЁЙ, В КОЛЮЧ… КУСТАРНИКЕ

А) –ую, -ем, -ей, -ем

Б) –юю, -им, -ей, ем

В) –ую, -ем, -ей, -им

Г) –ую, -им, -ей, --ем


  1. Найдите словосочетание «прил.+сущ.» с главным словом существительным:

А) верить другу

Б) верный друг

В) дружба с детства

Г) дружить давно


  1. Определите, сколько прилагательных в предложении: ТИХО ДРЕМЛЕТ НАД СПОКОЙНЫМ МОРЕМ ПОЛЯРНАЯ НОЧЬ, ЗИМОЙ ОНА КАЖЕТСЯ БЕСКОНЕЧНОЙ.

А) 4

Б) 5

В) 3

Г) 2


**.7. Определите морфологические признаки и синтаксическую роль прилагательного в предложении: ПАХЛО ДОЖДЁМ И СВЕЖИМ СЕНОМ.

А) в ср. р., в ед. ч., в Т. п., в предложении – определение

Б) в ж. р., в ед. ч., в П. п., в предложении – определение

В) во мн. ч., в Т. п., в предложении – определение

Г) в ср. р., в ед.ч., в П. п., в предложении – дополнение


  1. Каким членом предложения являются краткие прилагательные:

А) определением

Б) подлежащим

В) сказуемым

Г) дополнением


  1. Определите правильный вариант написания окончаний прилагательных в словосочетаниях:

ЖГУЧ…. МОРОЗА, ХОРОШ… ДЕЛО, НА ЧУЖ… ДВОРЕ, К БОЛЬШ… РАДОСТИ

А) –его, -ое, - ом, -его

Б) –его, -ее, -ём, -ой

В) –ого, -ее, -ом, -ой

Г) –его, -ее, -ом, -ой



***10. Определите разряд прилагательных: СТЕКЛЯННЫЙ, СВЕТЛЫЙ, ВОЛЧИЙ, ЗВОНКИЙ

А) относительное, качественное, притяжательное, качественное

Б) качественное, качественное, притяжательное, качественное

В) качественное, относительное, относительное, качественное

Г) относительное, качественное, относительное, качественное


11. Найдите четвёртое лишнее:

А) городской

Б) дорожный

В) каменный

Г) широкий


  1. Определите, какими членами предложения являются прилагательные в предложении: ХОЛОДНЫЙ ДЕНЬ УГРЮМ И СВЕЖ.

А) определение, определение, определение

Б) сказуемое, определение, определение

В) определение, сказуемое, сказуемое

Г) сказуемое, сказуемое, сказуемое


Ключ


1)В; 2)Г; 3)А; 4)Г; 5)Б; 6)В; 7)А 8)В; 9)Г; 10А; 11)Г; 12)В


  1. Восстановите определения:


1. Прилагательные обозначают … .

2. Имена прилагательные отвечают на вопросы… .

3. Прилагательные могут быть качественными, относительными и … .

4. Качественные имена прилагательные имеют полную и … форму.

5. В предложении полные прилагательные бывают чаще всего… .

6. Краткие прилагательные в предложении являются… .

7. Начальная форма имени прилагательного – это… .

8. В окончаниях прилагательных после шипящей под ударением пишется ., без ударения … .

9. ….прилагательные с основой на шипящую пишутся без мягкого знака.

10. Полные и краткие прилагательные изменяются по…и родам.

11. Только полные прилагательные изменяются по …

12. На вопрос ЧЕЙ? отвечают … прилагательные.


Практические задания

Тест

1.Определите морфологические признаки прилагательного в предложении.


  1. Сказка года – зимняя пора леса.

А) качественное, в полной форме, в И.п., в ж.р., в ед. ч., в предложении – определение

Б) качественное, в краткой форме, в В.П., в ж. р., в ед. ч. , в предложении – сказуемое

В) относительное, в И. п., в ж.р., в ед. ч. , в предложении – определение

Г) относительное, в В. п., в ж. р., в ед. ч., в предложении – определение


2. В парке, в зарослях, по берегам реки – везде слышались соловьиные трели.

А) качественное, в полной форме, в И.п., во мн.ч., в предложении – определение

Б) притяжательное, в И.п., во мн. ч , в предложении – сказуемое

В) притяжательное, в И.п., во мн. ч , в предложении – определение

Г) относительное, в И. п., в ж. р., в ед. ч., в предложении – определение


3. Днём падал мелкий снежок.

А) качественное, в И.п., в м.р., в ед. ч., в предложении – определение

Б) качественное, в краткой форме, в И. п., в м. р., в ед. ч. , в предложении – определение

В) относительное, в И. п., в ж.р., в ед. ч. , в предложении – определение

Г) качественное, в В. п., в м. р., в ед. ч., в предложении – определение


4. Изредка в близкой речке блеснёт рыба.

А) качественное, в полной форме, в П. п., в ж.р., в ед. ч., в предложении – определение

Б) качественное, в краткой форме, в Т. п., в ж. р., в ед. ч. , в предложении – определение

В) относительное, в П. п., в ж.р., в ед. ч. , в предложении – определение

Г) качественное, в П. п., в ж. р., в ед. ч., в предложении – сказуемое


5. День был удивительно хорош.

А) относительное, в И.п., в м.р., в ед. ч., в предложении – определение

Б) качественное, в краткой форме, в м. р., в ед. ч. , в предложении – определение

В) относительное, в И. п., в ж.р., в ед. ч. , в предложении – определение

Г) качественное, в краткой форме, в м. р., в ед. ч., в предложении – сказуемое


6. Грузовик свернул в дачный посёлок.

А) относительное, в И.п., в м.р., в ед. ч., в предложении – определение

Б) качественное, в полной форме, в В.п., в м. р., в ед. ч. , в предложении – определение

В) относительное, в В. п., в м.р., в ед. ч. , в предложении – определение

Г) качественное, в краткой форме, в м. р., в ед. ч., в предложении – сказуемое


  1. Найдите правильный вариант окончания прилагательного:


1.В морозн… воздухе, по лазурн… поляне, взять син… чашку, вечерн.. росой

А) –ом, - ой, - ую, -ей

Б) –ым, - ой, - юю, -ей

В) –ом, - ой, - ею, -ей

Г) –ом, - ой, - юю, -ей


2. Колюч… кустарником, в летн… пору, о настоящ… деле, напуганы сильн… холодом.

А) –им, - юю, - ем, -ым

Б) –им, - ию, - ем, -ом

В) –им, - юю, - им, -ым

Г) –ем, - юю, - ем, -ым


3. Последн.. километрами, по скрипуч… лестницам, над высотн…. домами, о зимн… днях

А) –еми, -им, -ыми, - их

Б) –ими, -им, -ыми, - их

В) –ими, -ем, -ыми, - их

Г) –ими, -им, -ыми, - ех


4. В чуж… городе, у больш… дерева, могуч… движение, в зловещ… пожаре

А) –ом, -ого, -ие, - ем

Б) –ём, -ого, -ее, - ем

В) –ом, -ого, -ее, - ем

Г) –ом, -ёго, -ее, - ем




Ключи


1. 1)В; 2)В; 3)А; 4)А; 5)Г; 6)В


2. 1)Г; 2)А; 3)Б; 4)В


Творческие задания


  1. Напишите прилагательные, с помощью которых можно описать:

А) внешность человека

Б) характер человека

Б) летний день

С данными прилагательными-эпитетами составь словосочетания


  1. Впишите вместо троеточия имена прилагательные:

…осенью выпадает … снег. Он преображает все кругом.

… снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в … наряд. Загораются, блестят … искорки инея. …вода темнеет среди … прибрежных зарослей.

Как прекрасна … березовая роща! В … ельнике … снег так засыпал деревца, что ты их не узнаешь.















Глагол


Тест


  1. Глагол как часть речи обозначает:

А) предмет речи

Б) признак предмета

В) признак действия

Г) действие предмета


  1. Определите, сколько глаголов в предложении: ОСТОРОЖНО ПРОБИРАЕТСЯ ЗАЯЦ, СЛЫШИТ КАЖДЫЙ ШОРОХ, ИЗДАЛИ ЧУЕТ ОПАСНОСТЬ.

А) 2

Б) 1

В) 3

Г)4


  1. Определите морфологические признаки глагола ЧУВСТВУЕШЬ:

А) с.в., 1 спр., н.вр., во 2-ом л., в ед.ч.

Б ).в., 2 спр., н.вр., во 2-ом л., в ед,ч.

В ).в., 2 спр., пр. вр., в 1-ом л., в ед.ч.

Г ) в., 1 спр., н. вр., во 2-ом л., в ед.ч.


  1. Определите вид глаголов: РАССМОТРЕТЬ, ПРИГЛЯДЕТЬСЯ, СЛЫШАТЬ, ОТВЕРНУТЬСЯ:

А) С.в., с.в., с.в., с.в.

Б). С.в., с.в., н.в., с.в.

В) Н.в., с.в., н.с., с.в.

Г)С.в., с.в., н.в., н.в.


  1. Определите правописание –ТСЯ, -ТЬСЯ предложениях: МЕСТНОСТЬ КРУГОМ НАМ ОЧЕНЬ НРАВИ…СЯ, ДА РАЗВЕ МОЖЕТ ОНА НАМ НЕ ПОНРАВИ…СЯ! РЕБЯТА ОБЕЩАЛИ ВЕРНУ…СЯ К ВЕЧЕРУ.

А) -тся, -ться, -ться.

Б) -ться, -ться, -ться

В) –тся, -ться, -тся

Г) –тся, -тся, -тся


  1. Определите правильный вариант окончаний глаголов в предложениях: В ЛИЦО МНЕ ДЫШ…СВЕЖАЯ ТРАВА. А ВО РЖИ ДОРОГА СТЕЛ….СЯ. БЛЁКН… ТРАВЫ. ДРЕМЛ… ХАТЫ.

А) –ит, -ет, -ут, -ют

Б)ет, -ет, -ут, -ют

В) –ит, -ет, -ут, -ят

Г) –ет, -ит, - ут, -ят


  1. Определите правильный вариант пропущенных букв в словосочетаниях: ЗАМ…РАТЬ ОТ НЕОЖИДАННОСТИ, СТ…РЕТЬ НАПИСАННОЕ, РАЗЖ…ГАТЬ ССОРУ, СОБ…РУ К ВЕЧЕРУ:

А) и, е, е, е

Б) е, е, е, е

В) и, е, и, е

Г) и, е, и, и


  1. Определяя правописание корневой гласной, найдите четвёртое лишнее:

А) украшать

Б) замирать

В) развязать

Г) рассмотреть


  1. В каком случае на конце глагола после шипящей пишется мягкий знак?

А) в неопределённой форме

Б) в 1-ом лице мн.ч.

В) в 3-ем лице ед.ч.

Г) во 2-ом лице мн.ч.

  1. Определите строку с видовой парой:

А) прочитаешь-перечитаешь

Б) выключаешь-переключаешь

В) подрастут-вырастут

Г) смотреть-подсмотреть


  1. Каким членом предложения является ПОСМОТРЕТЬ глагол в предложении ОН ВЫШЕЛ НА ПЛОЩАДЬ ПОСМОТРЕТЬ НА САЛЮТ.

А) сказуемым

Б) дополнением

В) подлежащим

Г) обстоятельством


  1. В какой форме встречается инфинитив глагола?

А) в настоящем времени

Б) в прошедшем времени

В) в будущем времени сложной формы

Г)в будущем времени простой формы


Ключи

1)Г; 2)В; 3)Г; 4)Б; 5)А; 6)А; 7)В; 8)Б; 9)А; 10)Г; 11)Г; 12)В



Теоретические задания


Продолжите определение:

  1. Глагол – знаменательная часть речи, которая обозначает… .

  2. Глаголы отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? … .

  3. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по числам и … .

  4. Правописание Е-И в корнях с чередованием зависит от… .

  5. Для образования прошедшего времени глагола обычно служит суффикс … .

  6. Будущее время глагола имеет 2 формы: … .

  7. После шипящей в окончаниях глагола 2 лица единственного времени пишу… .

  8. НЕ с глаголами пишется … .

  9. В предложении глагол чаще всего является … .

  10. После буквы Ч в неопределённой форме пишется …. .


Восстановите определение.

  1. В прошедшем времени глагол изменяется по … и числам.

  2. Инфинитив - … форма глагола.

  3. Правописание ТСЯ – ТЬСЯ зависти от … .

  4. Глаголы несовершенного вида обозначают … действие, а совершенного - … действие.

  5. Формы настоящего времени имеют только глаголы … вида.

  6. Будущее время сложное состоит из двух слов: формы простого времени глагола … и инфинитива глагола несовершенного вида.

  7. Будущее время простое образуется от глаголов … вида .

  8. Соответствие глагола одного вида глаголу другого вида с близким лексическим значением называется … парой.

  9. … - изменение глаголов по лицам и числам.

  10. Чтобы определить спряжение глагола с безударным личным окончанием, его нужно поставить в … форму.


Практические задания

Тест

  1. Определите морфологические признаки глагола в предложении.


1. Прощальными раскатами прогремели теперь летние грозы.

А) совершенный вид, 1 спряжение, в настоящем времени, во 2 лице, во множественном числе

Б) несовершенный вид, 2 спряжение, в прошедшем времени, во множественном числе

В) несовершенный вид, 2 спряжение, в настоящем времени, в 3 лице, во множественном числе

Г) совершенный вид, 1 спряжение, в прошедшем времени, во множественном числе, в 3 лице


2. Солнце выплывает в глубокой тишине.

А) несовершенный вид, 1 спряжение, в настоящем времени, во 3 лице, в единственном числе

Б) несовершенный вид, 2 спряжение, в прошедшем времени, во множественном числе

В) несовершенный вид, 2 спряжение, в настоящем времени, в 3 лице, в единственном числе

Г) совершенный вид, 1 спряжение, в настоящем времени, в 3 лице, в единственном числе


3. В августе улавливаешь приметы переходы лета в осень.

А) несовершенный вид, 1 спряжение, в настоящем времени, во 2 лице, в единственном числе

Б) совершенный вид, 2 спряжение, в настоящем времени, во 2 лице, во множественном числе

В) несовершенный вид, 2 спряжение, в настоящем времени, во 2 лице, в единственном числе

Г) совершенный вид, 1 спряжение, в будущем времени, в 3 лице, в единственном числе


4. Зелёная трава отслужила своё.

А) несовершенный вид, 2 спряжение, в настоящем времени, во 2 лице, в единственном числе

Б) совершенный вид, 1 спряжение, в будущем времени, во 2 лице, в единственном числе

В) несовершенный вид, 2 спряжение, в прошедшем времени, в женском роде, в единственном числе

Г) совершенный вид, 2 спряжение, в прошедшем времени, в женском роде, в единственном числе


5. К двум часам дня одуванчик погаснет совсем.

А) совершенный вид, 1 спряжение, в будущем времени, во 2 лице, в единственном числе

Б) совершенный вид, 1 спряжение, в будущем времени, в 3 лице, в единственном числе

В) совершенный вид, 2 спряжение, в настоящем времени, во 2 лице, в единственном числе

Г) совершенный вид, 1 спряжение, в будущем времени, в 3 лице, во множественном числе


6. В тепле синичка освоилась в новой обстановке.

А) несовершенный вид, 1 спряжение, в будущем времени, во 3 лице, в единственном числе

Б) совершенный вид, 1 спряжение, в прошедшем времени, в женском роде, в единственном числе

В) несовершенный вид, 2 спряжение, в настоящем времени, во 2 лице, в единственном числе

Г) совершенный вид, 2 спряжение, в прошедшем времени, в женском роде, в единственном числе


  1. Найдите правильный вариант выбора окончания:


    1. Светлая дружба, ты гре... сердца

А) –ишь

Б) –ешь


2. В траву стрекоч… кузнечики.

А) – ат

Б)–ут


3. Лениво та.. облака.

А) – ют

Б) –ят


4. Над сырыми полями ветер гон… рваные тучи.

А)ет

Б) – ит


5. Бабушке сегодня нездоров…ся.

А) –ит

Б) –ет


6. Вы обо мне всё больше скуча…

А) –ете

Б) –ите


Ключи к практическим заданиям



    1. 1)Г; 2)А; 3)А; 4)Г; 5)Б; 6)Г

    2. 1)Б; 2)Б; 3)А; 4)Б; 5)А; 6)А


Творческие задания


1. Замените предложенные слова синонимичным глаголом. Попробуйте составить текст, который будет содержать все получившиеся глаголы.

А) Проказничать, озорничать, баловаться (шалить)

Б) Обрести, отыскать, откопать, открыть (найти)

В) Сомневаться, удивляться, не понимать (недоумевать)

Г) Беспокоить, волновать, баламутить (тревожить)

Д) Пропадать, сгинуть, теряться (исчезать)

Е) Пытать, тиранить, пытать (мучить)


2.Вставьте подходящие по смыслу глаголы

А) Чтоб в почете … , надо труд свой любить. (быть)

Б) Солнце врагам не погасить, а нас не… .( победить)

В) Легко … , нелегко доказать. (сказать)

Д) Про вас говорят, а про нас и … не хотят. (слышать)





















Список использованной литературы


1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы

2. ГОСО РК 2.3.4.01-2010

3. Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях преподавания основ наук в средних общеобразовательных учебных заведениях РК на 2011-2012 учебный год.-Астана,2011

4.Учебная программа «Русский язык» для 5-9 классов общеобразовательной школы с русским языком обучения. – Астана, 2011г.

5. Русский язык : Учебник для 5 класса общеобразовательных школ с русским языком обучения/М.Р.Кондубаева, С.Б. Бегалиева.-Алматы:Атамура, 2010

6.Русский язык : Учебник для 5 класса общеобразовательных школ/ Сабитова З.К., Павленко В.К.-Атамура. 2005

7. Комиссарова Л.Ю.Русский язык. 5 класс. Контрольные и проверочные работы.-Астрель, 2008








































Содержание

Введение 3

Синтаксис и пунктуация 4

Фонетика 9

Лексика 14

Словообразование 18

Имя существительное 22

Имя прилагательное 27

Глагол 31

Список использованной литературы 36








































37