СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Великая людям проверка идет! (обобщающий урок по произведению Б. Горбатова "Непокоренные")

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок по повести Бориса Леонтьевича Горбатова "Непокоренные"

Просмотр содержимого документа
«Великая людям проверка идет! (обобщающий урок по произведению Б. Горбатова "Непокоренные")»

Петрова Л.Г.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Большекатрасьская СОШ»

Чебоксарского района

ТЕМА: «ВЕЛИКАЯ ЛЮДЯМ ПРОВЕРКА ИДЁТ!

(Урок по повести «Непокоренные» Бориса Леонтьевича Горбатова) Цели урока 1) определить идею произведения, 2) развивать умение анализировать текст, устную и письменную речь, 3) воспитывать чувство патриотизма, чувство ответственности за свои поступки. Оборудование: повесть Б. Горбатова «Непокоренные», мультимедийная презентация. Ход урока I. Оргмомент. Звучит песня «Священная война» (музыка А. Александрова, слова Лебедева-Кумача). II. Слово учителя. В годы Великой отечественной войны советский народ как один стал на защиту своей Родины. На фронтах сражались солдаты, в тылу, не жалея себя, трудились женщины, старики и дети. На оккупированной немцами территории тоже шла борьба - жизнь простых людей была сродни геройству солдат на фронте. Сегодня мы с вами проанализируем повесть Б. Горбатова «Непокоренные». Эпиграфом урока я взяла слова Б. Васильева:

честь, совесть, долг, порядочность, надёжность – самое важное из того, что даёт человеку жизнь.

Обладая таким богатством, можно выстоять в любых,

даже невыносимо тяжёлых обстоятельствах.

Выстоять и победить.

III. Сообщение о Б. Горбатове.

Горбатов Борис Леонтьевич - советский писатель, сценарист. Он родился в Луганске в 1908 году. Во время Великой Отечественной войны работал военным корреспондентом. Волею судьбы Горбатов оказывался на фронте во время освобождения Донбасса. Только-только фашисты были разгромлены под Сталинградом (2 февраля 1943), и вот менее чем через две недели, 14 февраля 1943 года, войска Юго-Западного фронта под командованием генерала Н. Ф. Ватутина вошли в Луганск-Ворошиловград. За 212 дней оккупации некогда процветающий город обнищал, заводы и фабрики лежали в руинах, на лицах жителей поселился ужас от пережитого. Именно таким Луганск-Ворошиловград предстал перед глазами Бориса Горбатова. В этом же году Б. Горбатов написал повесть «Непокоренные», в 1946 г был награжден Сталинской премией за это произведение. IV. Лексическая работа.

-Ребята, найдите прилагательные к слову «война». (Отечественная, священная, народная, кровавая, освободительная, справедливая, кровопролитная, жестокая, беспощадная). - С чем ассоциируется у вас слово «война»? ( Борьба, мужество, героизм, партизаны, солдаты, армия, подпольщики, предательство, предатель, страх, ужас, плен, унижение, насилие, кровь, уничтожение, расстрел, концлагерь, геноцид, холокост, смерть, голод, нищета, холод, расставание, жестокость, бесчеловечность, вдовы, сироты).

V. Беседа по повести.

-Назовите главных героев произведения (Семья Тараса Яценко: сам Тарас (60лет), его жена Ефросинья, их дети Степан, Андрей, Никифор, Настя, внуки Ленка (13 лет) и Марийка (6 лет, невестки Антонина и Валя).

-Расскажите, какой стала жизнь советских людей на оккупированной немцами территории.

« Тарас заметил, что людей на улицах нет. Так тихо, словно не в городе, а на кладбище. Словно у города вырвали язык, и не может он ни кричать, ни петь, ни смеяться, а только тихо стонет, как глухонемой, которому от его немоты больно». «Какие-то тени мелькают вдоль заборов, торопливо перебегают перекресток, скрываются в подворотнях. Где-то там, за закрытыми ставнями, шевелится, ворочается жизнь, но ни громкий голос, ни песни, ни плач не пробиваются сквозь щели. Даже дым из печей — тощий и бледный: может быть, оттого, что топить нечем; может быть, оттого, что варить нечего. Дымок подымается, дрожит в небе и тает быстро и пугливо». «Мимо Тараса пробежало несколько знакомых, он окликнул их почему-то шепотом, — словно и на него уже действовала настороженная тоскливая тишина улиц, и он уже говорил шепотом в своем родном городе, — они не услышали его и не обернулись. У людей появилось какое-то странное движение шеей, такого и не было никогда: быстрое, испуганное от привычки озираться. Люди боялись встреч». «Тут же на базаре, под ногами живых людей, где-нибудь у тротуара, лежат, скорчившись, мертвые. Живые осторожно обходят их и отворачиваются, стараются не глядеть, — в стеклянных глазах покойника им чудится их собственный завтрашний день. В городе привыкли к мертвым». «Над домиком Тараса, как и над каждым домиком в городе, черной тенью распластался страх». «Дом больше не служил убежищем человеку. Замки не оберегали ни его жизнь, ни его имущество. Люди редко жили или спали в домах. Они прятались в погребах и сараях». «Нищета разоренных сел пришла сюда, на базар, и встретилась с голодной нищетой распятого города. Здесь зерно продавали стаканами, картофель - штуками, сахар - кусочками, - горькою мерою нищеты».

-Немцы унижают людей, угоняют в Германию, убивают всех евреев, не жалеют даже детей. «Улица, на которой жил Тарас, прятала шестилетнюю девочку. Полицейские дознались о ней и рьяно искали. Этого даже Тарас уразуметь не мог. «Неужто, — усмехнулся он, — германское государство рухнет, если будет жить на земле шестилетняя девочка?» Но полицейские продолжали рыскать по домам. У них появился охотничий азарт. Они, как псы, вынюхивали след».

Лексическая работа Геноци́д  — действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную,  этническую, расовую или религиозную группу. Холоко́ст  — преследование и массовое уничтожение нацистами представителей различных этнических и социальных групп (советских военнопленных,  поляков, евреев, цыган,  безнадёжно больных и инвалидов и др.) в период существования нацистской Германии. Жёлтая звезда или Лата (также «жёлтый знак» или «знак позора») — особый отличительный знак, который по приказу нацистов должны были носить евреи на подконтрольной властям  Германии  территории в период Холокоста. Латы служили для того, чтобы отличать евреев в общественных местах.

-Один из героев повести говорит, что «великая людям проверка идет». Как вы понимаете эти слова? (В трудную минуту каждый делает свой выбор…Война проверяла, есть ли у людей честь, совесть, долг, проверяла на порядочность, надёжность. -Расскажите о выборе Степана, Андрея, Насти и Тараса. В самом начале Тарас не хотел вмешивать себя в войну с фашизмом, отгородившись от всего мира в своем маленьком мирке, состоящем из дома и своих родных. Поэтому когда внук взволнованно вбежал в дом и сказал, что немцы в городе, он ответил: «Нас это не касается». Тарас находился во власти представления о том, что его это обойдет стороной. Об этом говорят все детали: плотно закрытые ставни, закрытая дверь, гробовая тишина в доме. Особенно ярко это вырисовывается в том, что хозяин увлеченно, я бы даже сказал, безумно увлеченно делает свои замки и засовы, словно бы пытаясь от кого-то закрыться, заслониться. Затем мы видим духовную эволюцию героя: Тарас отказывается работать на немцев, чинить танки, восстанавливать разрушенный завод. «Как жить, Тарас Андреич? — тоскливо спрашивал Назар. — Нет, ты мне сказки: как жить? Что делать?»- «А это решай каждый, как совесть велит, — отвечал Тарас.— Не покоряться!» Степан, его жена Валя стали партизанами. Настя тоже была подпольщицей, а отец не знал сперва об этом. Тарас размышлял о молодом поколении так: «Что они за племя такое, что за народ эти молодые, нынешние? Где уж им! На папашины деньги учились, горя не видели, почем фунт лиха - не знают». Тарас ошибся насчет Насти. Его дочь фашисты убили за подпольную работу. Лиза же, подруга Насти, решила, что «война все спишет». Тарас Лизе возражает: «Нет, врешь, Лиза. Не спишет. Все запишет война. Ничего не простит, ничего не забудет. Поимей это в виду, девушка! Вернутся наши, поставят нас перед собой и своими чистыми глазами в душу глянут. В самую душу. И все увидят: кто ждал, кто верил, а кто - продал, забыл». Андрей, другой сын Тараса, стал предателем.

VI. Инсценировка Тарас: «Как же ты в плен попал, Андрей?» Андрей: «Как?  Как все попадают. Ну, окружение...Налетели немцы... Я на винтовку поглядел: что с ней делать? Бесполезное оружие!.. Я ее бросил и сдался...» Тарас (громко, возмущенно): «Сдался? Сдался, чертов сын?» Наступило молчание. Ленька (с досадой, отводя от Андрея глаза): «Эх, дядя! Как же это ты? Я б нипочем не сдался». Андрей (рассердившись): «Не сдался б? Ты! Щенок! Вояка! Все вы тут, погляжу, вояки! Смерти не нюхали, немца не видели, а тоже... рассуждаете. Что ж, я один против немца? Их сила... А я?» Тарас (кричит): «А умереть у тебя совести не было! Всех ты обманул! И Россию, и жену, и меня, старого дурака, и мое ожидание». Тарас круто повернулся и ушел к себе, сильно хлопнув за собой дверью Андрей (Насте): «И ты служишь?» Настя: «Я? Нет!» Андрей: «А что же делаешь?» Настя: «Я прячусь». Андрей: «Прячешься? От кого же?» Настя: «От всего. От Германии. От службы. От немецкого глаза» Андрей: «Как же ты... прячешься?» Настя: «А так... Хоронюсь, не высовываюсь. У меня теперь вся жизнь в том, чтобы прятаться Автор: «И Андрей с удивлением и даже завистью подумал: «А они тут свою войну с немцами ведут; малую, конечно, войну, но гляди-ка, какую непримиримую. Андрей ушел из дома в Красную Армию и беспощадно воевал с немцами.

-Как вы понимаете слова Тараса: «Думают, как бы свою жизнь спасти, а надо бы думать, как спасти душу» ( Это жить с честью, по совести, исполнить свой долг, остаться порядочным и надежным человеком).

Вывод: Благодаря таким людям, как Тарас, Степан, Настя, Ленька, советский народ победил в Великой отечественной войне.

VII. Задание на дом: «Написать письмо Тарасу Яценко».

VIII. Подведение итогов.