ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ А.С. Пушкина для 2-4 класса
Цели: вспомнить как можно больше сказок, воспитывать бережное, аккуратное обращение с книгой, прививать интерес к чтению; развивать познавательный интерес к чтению, фантазию, воображение, художественный вкус; воспитывать чувства ответственности за свои поступки, готовности прийти на помощь ближнему; формировать дружеские отношения внутри коллектива.
Оборудование: эмблемы команд, выставка книг А.С.Пушкина, портрет поэта, иллюстрации к сказкам.
Ход викторины
Организационный момент.
Итак, друзья, начнём программу
Затей у нас большой запас:
А для кого они?
ДЛЯ ВАС!
Мы знаем вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет интересней для детворы,
Чем наши волшебные сказки.
1. Далеко-далеко раскинулось царство, необъятное государство – Страна Сказок, Чудес и Волшебства. Прекрасная страна! И кто хоть раз побывал в ней, останется пленником навеки. Нас с вами в эту удивительную страну привел великий русский писатель А.С.Пушкин. С творчеством Пушкина мы знакомимся с детства, читаем и любим его сказки. И сегодня тема нашего урока «Сказки А.С.Пушкина». Жил поэт очень давно.
2.



Давайте улыбнемся друг другу, чтобы пасмурная погода не пробралась к нам в класс. (Солнышко сегодня улыбается, давайте и мы улыбнемся друг другу.)
(Дети делятся на 2 команды, подходя к столу и выбирая себе перевернутую эмблему.) Первая команда — «Сказочники» и «Умная сказка».
Этапы викторины.
1 конкурс «Вопросы по биографии А.С.Пушкина»
Давайте вместе с вами вспомним некоторые факты из его биографии:
— В каком году родился А. С. Пушкин? (1799)
— В каком городе родился Пушкин? (в Москве)
— Как звали родителей поэта? (Сергей Львович, Надежда Осиповна)
— Были ли у Пушкина братья и сестры? (сестра Ольга и брат Лев)
— К кому обращался Пушкин с такими словами: «Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя» ?... (к няне Арине Родионовне)
—Сколько всего сказок написал великий поэт? (6, одну из них не закончил.)
— Назовите эти сказки. («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Сказка о золотом петушке». «Сказка о попе и о работнике его Балде».)
2 конкурс «Разминка».
- Назвать героев сказок А.С.Пушкина:
«Сказка о рыбаке и рыбке»,
«Руслан и Людмила»,
«Сказка о золотом петушке»,
«Сказка о мёртвой царевне о семи богатырях»,
«Сказка о царе Салтане…»,
«Сказка о попе и его работнике Балде»
3 конкурс «Узнай сказку»
1. Путь-дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, зеркальце, ветер, свадьба. («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
2. Откуп, дурачина, изба, терем, царица, корыто. («Сказка о рыбаке и рыбке».)
3. Базар, жадность, лошадь, печка, оброк, море, веревка, расплата. («Сказка о попе и о работнике его Балде».)
4. Рать, воеводы, мудрец, шатер, шемаханская царица, звездочет, петушок. («Сказка о золотом петушке».)
5. Окошко, царь, сестры, бочка, остров, лебедь, богатыри, белка, свадьба, расплата.(«Сказка о царе Салтане. о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)
4 конкурс «Капитанов»
Какое животное в произведении Пушкина рассказывает сказки? (КОТ УЧЕНЫЙ)
Кто обманул чертей и наказал попа за жадность? (БАЛДА)
Про какого героя своей сказки А.С. Пушкин писал:
Чуть опасность где видна, Верный сторож как со сна Шевельнется, встрепенется, К той сторонке обернется И кричит: «Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку!»(Петушок)
Кого послал старый бес соревноваться с Балдой? (Внука бесенка)
С кем сражался князь Гвидон? (с коршуном)
На чем плыли по морю Гвидон с матерью? (в бочке)
Как звали жениха царевны из «Сказки о мертвой царевне»?(Елисей)
Кто говорил такие слова «ты прекрасна, спору нет!» (зеркало)
5 конкурс «Узнайте эти строчки»
1.Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, -
Говорит одна девица ... -
(«То на весь крещенный мир
Приготовила 6 я пир».)
«Кабы я была царица, -
Говорит ее сестрица... -
(«То на весь бы мир одна
Наткала 6 я полотна».)
«Кабы я была царица, -
Третья молвила сестрица-.. -
(«Я б для батюшки царя
Родила богатыря».)
2. Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке ровно... (Тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу. Старуха пряла свою пряжу.)
3. «Свет мой зеркальце! Скажи... (Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?»)
4. Навстречу ему Балда Идет, сам не зная куда, «Что, батька, так рано поднялся? Чего ты взыскался?» Поп ему в ответ... (Нужен мне работник: Повар, конюх и плотник. А где найти такого _. Служителя не слишком дорогого?»)
6 конкурс «Инсценировка»
(Командам необходимо инсценировать любой эпизод из сказок А. С. Пушкина так, чтобы окружающие узнали выбранную сказку.)
7 конкурс «ИЗ ОДНОЙ ЛИ МЫ СКАЗКИ?»
Царь Дадон и шамаханская царица? (Да)
Царевна Лебедь и семь богатырей? (Нет)
Королевич Елисей и старик? (Нет)
Князь Гвидон и злая мачеха? (Нет)
Поп и золотая рыбка? (Нет)
Царь Салтан и тридцать три богатыря? (Да)
8 конкурс «Блиц-опрос»
1. Сказочный персонаж, исполняющий желание? (золотая рыбка)
2. Сколько лет рыбачил старик? (тридцать лет и три года)
3. Сколько раз закидывал старик невод в тот день, когда поймал золотую рыбку? (3 раза.)
4. Что поймал старик в первый и во второй раз? (1-й раз - тину, 2-й раз - морскую траву.)
5. Жилище старика со старухой? (землянка)
6. Что отвечала рыбка старику, когда он приходил к ней с очередной просьбой? («Не печалься, ступай себе с богом»)
7. Кем хотела быть старуха? (столбовой дворянкой, вольною царицей, владычицей морскою)
8. В какой сказке «в синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут»? (о царе Салтане)
9. В кого и в какой последовательности превращался князь Гвидон? ( комар - муха - шмель.)
10. Мимо какого острова проплывали гости-господа? (мимо острова Буяна)
11. Из чего были сделаны ядра орешек, которые грызла белка? («А орешки непростые, все скорлупки золотые, ядра – чистый изумруд»)
12. Кто помогал королевичу Елисею в поисках царевны? (солнце, месяц, ветер.)
13. Кто подарил царю Дадону золотого петушка? (мудрец – звездочет)
14. Что должен был делать петушок? (охранять царство)
15. Что попросил мудрец у царя за золотого петушка? («Подари ты мне девицу, Шамаханскую царицу»)
16. Каким фруктом отравилась царевна в «сказке о мертвой царевне и 7 богатырях»? (яблоком)
8 конкурс «Числа»
— Сколько лет рыбачил старик? 33 года
— Сколько раз кидал старик невод прежде чем поймать золотую рыбку? 3 раза
— Сколько раз ходил он с просьбами к рыбке? 5 раз (корыто, изба , дворянство, царица, владычица морская)
— Сколько просьб она выполнила? 4раза
— Сколько сыновей было у Дадона? (2 сына)
— Сколько раз летал царь Гвидон к Салтану? (3 раза)
— Сколько девиц сидело вечером под окном (3 девицы)
— Сколько вышло витязей на берег? (30 витязей прекрасных)
— Сколько было богатырей в сказке про мертвую царевну? (7 богатырей)
— Сколько щелчков отвесил Балда попу? (3 щелчка)
9 конкурс» Конкурс чтецов»
(Рассказать наизусть любое стихотворение А.С. Пушкина.)
Заключительный этап
Сегодня мы приоткрыли дверь в прекрасный мир сказки и вспомнили любимые всеми нами сказки Александра Сергеевича Пушкина – великого русского поэта.
- Чему научили нас сказки А.С. Пушкина?
Сказки А.С. Пушкина учат нас тому, что не нужно быть жадными и лживыми, нужно понимать чужую беду, помогать слабым. В сказках Добро всегда побеждает Зло.
Сказка «О рыбаке и рыбке» учит нас тому, что непрочны чужие богатства и власть. Судьба наказывает того, кто увеличивает свои богатства за счет труда других, заставляя их быть "на посылках". Не задавайся, не проси лишнего, а то останешься у разбитого корыта.
Сказка «О царе Салтане» учит нас тому, что не надо быть похожими на тех, кто "злыми жабами глядят",тогда тебя обязательно отблагодарят за доброе сердце и добрые дела.
В сказке «О мертвой царевне» злая мачеха наказана. Как и в народной сказке, зло побеждено. Если хочешь спасти дорогого человека, не надо унывать, терять время, а надо быть упорным, настойчивым, смелым.
Сказка «О золотом петушке» учит нас тому, что невозможно управлять, не прилагая труда. Нельзя достичь успехов для себя и окружающих "лежа на боку".
Хитрость и жадность к добру не приведут. Находчивость и смекалка всегда помогут. Погоня за "дешевизной" обычно завершается поражением. За все надо платить сполна. Этому учит нас сказка «О попе и работнике его Балде».
Подведение итогов
А теперь подведем итоги викторины и назовем лучшую команду.
Литература:
1. Нестандартные уроки в начальной школе /авт.-сост. С.В. Савинова.-Волгоград:Учитель,2007.
2.Пушкин А.С. Сочинения. В 3х т.Т.1Стихотворения; Сказки.- М,
Худож. Лит.,1985г.
3. Сборник сказок А. С. Пушкина. Москва. Просвещение. 2001г.
Информационные ресурсы:
Портрет А. С. Пушкина – http://pushkin.niv.ru/pushkin/family/portrety.htm
Сказка о рыбаке и рыбке – http://skaz-pushkina.ru/images/img3.jpg
Сказка о мёртвой царевне – http://skaz-pushkina.ru/images/img1.jpg
Сказка о царе Салтане – http://skaz-pushkina.ru/images/img5.jpg
Сказка о золотом петушке – http://skaz-pushkina.ru/images/img4.jpg
Сказка о попе и работнике его Балде – http://skaz-pushkina.ru/images/img6.jpg