ВИТАМИНЫ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЗГА И УЛУЧШЕНИЯ ПАМЯТИ
Проект ученика 9-2 класса ГБОУ гимназии № 107 Сулимы Никиты
Руководитель: Спиридонова Элеонора Энгельсовна
Санкт-Петербург
2020 г
Актуальность проекта:
Пищевые продукты и витамины, которые мы употребляем, оказывают непосредственное влияние (как позитивное, так и негативное) на жизнедеятельность всего организма, и особенно на работу нашего мозга.
Мозг является наиболее важным органом в организме человека. Он регулирует все основные жизненно важные функции и является «двигателем», который позволяет нам достичь поставленных целей и задач.
Когда мы не употребляем достаточное количество питательных веществ, витаминов и минералов, в которых нуждается наш мозг, мы часто ощущаем снижение энергии и продуктивности, усталость, раздражение. Знание о витаминных комплексах, продуктах питания, содержащих определённые витамины и минералы, и включение их в свой рацион питания, может помочь нам улучшить наши когнитивные процессы, в том числе память и способность к обучению.
Забота о здоровье – в наших руках. Каждый из нас может постараться соблюдать здоровую диету и употреблять в пищу продукты, содержащие витамины, необходимые для стимулирования работы мозга.
Цель проекта:
- выяснить значимость витаминов в процессе работы мозга и улучшения памяти человека
Задачи:
- Познакомиться с важнейшими представителями витаминов
- Показать значимость витаминов для здоровья человека
- Сравнить природные и искусственные витамины
- Определить круг витаминов, способствующих улучшению работы мозга и влияющих на улучшение памяти
- Предложить примерный витаминно-сбалансированный рацион питания на сутки
- Создать презентацию по материалам проектной работы
- Методом анкетирования выяснить знания обучающихся гимназии о значимости витаминов для активизации своей познавательной деятельности, определить отношение к природным и синтетическим витаминам.
Гипотеза:
Включение в рацион питания продуктов питания, содержащих определённые витамины и минералы, прием витаминных комплексов из натуральных компонентов, может помочь нам улучшить наши когнитивные процессы, в том числе память и способность к обучению.
Методы исследования:
- Теоретический анализ учебной, справочной литературы, интернет-ресурсов по проблеме исследования
- Анкетирование обучающихся гимназии
Предполагаемые результаты:
- Разработка презентации по теме проекта для дальнейшего использования в качестве методического пособия на уроках химии при изучении темы «Витамины»;
- Интерпретация результатов анкетирования
Основная часть
- Роль витаминов в детском и юношеском возрасте особенно велика, что связано с интенсивностью в этот период процессов роста и формирования организма. По данным ряда исследований (Спиричев В.Б., Скурихин И.М., Нечаев А.П., Маев И.В и др.) дефицит витаминов в детском и юношеском возрасте самым отрицательным образом сказывается на здоровье, физическом развитии.
- В то же время, своевременная и регулярная витаминизация оказывает положительное влияние на иммунитет человека, повышает сопротивляемость инфекциям, оптимизирует физическое развитие, улучшает нервно-психическую деятельность, стимулирует познавательные процессы, мышление и способность к обучению.
Анализ учебной, справочной литературы, интернет-ресурсов, позволил выделить наиболее значимую группу витаминов, оказывающих положительной влияние на деятельность мозга человека, стимулирующих процессы восприятия, переработки и сохранения информации (памяти).
В1 – витамин для памяти
Витамин В1 необходим в случаях: снижения памяти; нарушения двигательной координации; склонности к депрессиям, появления чувства непрекращающейся тревожности; при появляющихся приступах раздражительности; Витамин В1 для мозга содержится в свежих овощах, гречке и овсянке, мясных продуктах, орехах, яйцах.
В3 –витамин для памяти при тренировках
Очень полезен для мозга витамин В3, он улучшает память. Если вам сложно сосредоточится, наблюдается нарушение памяти, то обязательно внесите в рацион витамины для мозга В3, которые содержаться в привычных продуктах.
В2 – витамин для умственной активности
Витамин В2 для работы мозга обязателен к употреблению при повышенных нагрузках, так как он постепенно исчезает вместе с тратой энергии. Признаки недостаточности В2:
Сонливость;
Мучающие головные боли; Слабость и потеря веса
В12 – витамин для мозга на каждый день!
Этот витамин обеспечивает суточную активность работы мозга, поэтому желательно его принимать ежедневно на регулярной основе.
В9 – фолиевая кислота для скорости мысли
Витамин для мозга В9 или фолиевая кислота очень полезен для развития скорости мышления, его очень полезно принимать людям, ощущающим снижение умственной активности.
В6 – витамин для интеллекта
Пиридоксин способствует развитию интеллекта, а также известно его положительное влияние на мозг после отравления алкоголем или никотином. Если в вашем окружении часто курят, то вам показан к применению витамин В6.
В5 – витамин для долговременной памяти
Этот витамин полезен для развития долгосрочной памяти . Он будет полезен и в тех случаях, когда имеются нарушения сна.
Витамин С
- Источником витамина С являются цитрусовые (апельсины, грейпфруты), дыни, ананас, клубника и другие ягоды, а также овощи: помидоры, перец, шпинат, цветная капуста и брокколи …. То есть, этот витамин в основном содержится в цитрусовых фруктах и зелёных овощах .
- Этот витамин для мозга также известен как аскорбиновая кислота. Витамин С очень важен для мозга, улучшает наше настроение и поднимает мотивацию. Принимая витамин С, можно улучшить память и когнитивные функции, и тем самым улучшить показатели теста IQ. Рекомендуется употреблять витамин C ежедневно, потому что он влияет на нашу память, способность к обучению
Витамин Д
- Витамин D содержится в рыбе ( сардины, лосось, тунец, макрель… ) грибах ( шампиньоны), в некоторых видах молочных продуктов.
- Витамин D имеет решающее значение, если мы хотим, чтобы наш мозг функционировал нормально и правильно. Витамин D помогает повы сить способность решать проблемы.
- По данным некоторых исследований, недостаток витамина D в организме может стать причиной появления познавательных нарушений.
Витамин К
- Этим витамином богаты брюссельская капуста, спаржа, петрушка, сельдерей зеленые листовые овощи и ферментированные продукты (кисло-молочные продукты) . Однако, идеальным источником витамина К по праву считается брокколи , этот овощ – кладезь полезных витаминов и минералов.
- Среди наиболее важных полезных свойств этого витамина для мозга выделяются следующие: повышает скорость работы мозга, улучшает способность к обучению и память, служит для развития когнитивных способностей в целом. При употреблении в пищу продуктов, богатых витамином К, вы сможете предотвратить преждевременное старение мозга и болезнь Альцгеймера.
Представленный обзор фруктов, овощей, ягод и т.д. позволит определиться в предпочтительном выборе тех продуктов, которые нам необходимы как для сбалансированного рациона питания, так и для выбора тех продуктов, которые содержат витамины, необходимые на активизации нашей мозговой активности и памяти.
Многие исследования - и зарубежные, и отечественные показывают, что получать витамины мы можем только извне - с пищей или в составе препаратов. И расходуются они крайне быстро. Потому пополнять свои витаминные запасы нужно постоянно.
При этом из тех витаминов, что мы получаем вместе с пищей, реально усваивается лишь 20 - 30 процентов. К тому же при хранении и обработке содержание витаминов в продуктах уменьшается. Поэтому специалисты советуют принимать и витаминные препараты (синтетические или природные).
Синтетические и природные витамины - в чем разница?
Многие витамины и минералы синтезируется в лабораториях, а не «добываются» из природных источников.
Природный же витамин получают напрямую из его природного источника. Например, витамин С из порошка индийского крыжовника Амлы— богатого источника этого витамина. Натуральные витамины невозможно получить в лабораторных условиях.
Многим синтетическим витаминам не хватает особых веществ и кофакторов, которые присоединены к натуральным витаминам и помогают их ассимиляции.
По статистике более 95% продаваемых комплексов и добавок относятся к синтетическим.
В составе природных витаминов всегда будет указаны источники вроде: амлы, брокколи, морковки и так далее. В синтетических же такого не будет. Именно от этого напрямую зависит усваиваемость конечного продукта.
Витамины из натуральных источников (самые предпочтительные, наиболее усвояемые, но и самые дорогие препараты). Это группа препаратов, которые изготавливаются по специальным и весьма дорогостоящим технологиям.
С точки зрения усвоения организмом и пользы для здоровья витамины из натуральных источников (природные) составляют элиту современных витаминно-минеральных комплексов.
По технологии производства можно выделить две категории природных витаминов:
- 1 категория. Натуральные витамины в форме растительных концентратов . Это препараты, представляющие собой обработанные по специальной технологии концентраты плодов, трав и пекарских дрожжей: бренд Mega Food, (витамины - One Daily), бренд The Synergy Company (витамины - Organic Multi Vita Min) .
- 2 категория. Ренатурированные витамины. В основе этих препаратов лежит идея о том, что витамины, получаемые организмом из сырой пищи, усваиваются эталонно хорошо потому, что эта пища содержит некоторые сопутствующие компоненты, уникальные для каждого витамина и минерала. Технология ренатурации возвращает этот эффект выделенным из растений витаминам. Представлены брендом Garden of Life ( витамины - Vitamin Code, Family) .
Таким образом, теоретический обзор проблемы витаминизации нашего питания с целью улучшения наших познавательных возможностей и памяти показал, что важно иметь знания о тех продуктах питания, которые содержат необходимые для нашего здоровья витамины, кроме того, важно понимать, что для восполнения потребностей организма в витаминах, специалисты рекомендуют принимать витаминные препараты.
Самыми предпочтительными из них являются природные, составляющих элиту современных витаминно-минеральных комплексов.
Практическая часть
С целью выяснения знаний обучающихся гимназии о роли витаминов для активизации своей познавательной деятельности, определения их отношения к витаминным комплексам, было проведено анкетирование, в котором приняло участие 27 учеников 9-х классов.
Анкетирование
Вопрос
Варианты ответа
1. Считаете ли вы, что получаете необходимые витамины для активизации деятельности мозга, памяти в достаточном количестве из пищи?
да
2. Считаете ли вы, что витамины способны активизировать деятельность мозга и улучшить вашу память и умственные способности?
Ваш вариант/ комментарии
нет
да
3. Витамины каких марок вы знаете?
нет
4. Чему вы отдаете свое предпочтение: свежим фруктам или сокам промышленного производства?
5. Если вам порекомендуют принимать витамин С и D для улучшения настроения и повышения мотивации к обучению, прислушаетесь ли вы к этому совету?
да
нет
Анкетирование
Вопрос
Варианты ответа
6. Как вы считаете прием витаминов должен быть связан со временем года или прием будет зависеть от вашего самочувствия?
7. Вы принимаете витамины в таблетках (сиропе)?
Ваш вариант/ комментарии
да
8. Считаете ли вы, что избыток приема витаминов может нанести вред вашему организму?
нет
9. Можно ли связать возникшие нарушения памяти с недостатком витаминов?
да
нет
да
10. Считаете ли вы, что пищевая ценность продуктов определяется не только содержанием в них белков, жиров, углеводов и минеральных солей, но в том числе и содержанием в них витаминов.
нет
да
нет
Анализ результатов анкетирования показал:
- 100% опрошенных считают, что витамины способны активизировать деятельность нашего мозга и улучшить память и умственные способности.
- 48 % считают, что получают необходимые витамины для активизации деятельности мозга и памяти в достаточном количестве из пищи; 52% отмечают, что получение витаминов, только исходя из рациона своего питания – недостаточно.
- Отдают предпочтение в своем питании фруктам – 70,3 %, сокам промышленного производства – 18,5%; 11% - указали, что любят и соки, и фрукты.
- На вопрос «Если вам порекомендуют принимать витамин С и D для улучшения настроения и повышения мотивации к обучению, прислушаетесь ли вы к этому совету?» положительно ответили 51, 9%, отрицательно – 48,1%.
- Мнение, что прием витаминов должен быть связан со временем года разделили 25,9% опрошенных, 74,1% считают, что прием витаминных комплексов будет зависеть от самочувствия.
- На момент проведения опроса 59,2% учеников принимали витамины, 40,8% - не принимали.
- 100% учеников считают, что избыток приема витаминов может нанести вред организму.
- 66,7 % опрошенных связывают возникшие нарушения памяти с недостатком витаминов.
- 74% считают, что пищевая ценность продуктов определяется не только содержанием в них белков, жиров, углеводов и минеральных солей, но в том числе и содержанием в них витаминов.
На вопрос «Витамины каких марок вы знаете?»
- 40,7% указали «аскорбинку»,
- 11% - «Витамишки»
- 11% - Омега-3
- 7,4% - Gross Herts
- 7,4% - Алфавит
- 3,7% - кальций D3
- 3,7% - Vitamin Kids
- 3,7% - Эвалар
- 3,7% - Компливит
- 3,7% - Магний B12
Результаты опроса показали, что у обучающихся гимназии имеются достаточно четкие представления о роли витаминов в здоровье человека, ученики отдают предпочтение в своем питании фруктам, значительная часть опрошенных принимают витамины и связывают имеющиеся нарушения памяти с недостатком витаминов. Как рекомендацию, можно предложить в выборе витаминных комплексов обратить внимание на природные витамины: натуральные витамины в форме растительных концентратов и ренатурированные витамины.
Заключение
Роль витаминов в детском и юношеском возрасте особенно велика, что связано с интенсивностью в этот период процессов роста и формирования организма. Включение в рацион питания продуктов питания, содержащих определённые витамины и минералы, прием витаминных комплексов из натуральных компонентов , может помочь нам улучшить наши когнитивные процессы, в том числе память и способность к обучению.
Литература
- Минделл. Э.Справочник по витаминам и минеральным веществам / пер. с англ. - М.: Изд-во Медицина и питание. - 1997. - 320 с.
- Скурихин И.М., Нечаев А.П. Все о пище с точки зрения химика- М.: Высшая школа. – 1991. - 244 с.
- Спиричев, Владимир Борисович. Что могут и чего не могут витамины [Текст] : монография / Спиричев В. Б. - 3-е изд., доп. - Москва : Миклош, 2003. - 299 с.
- Витамины в овощных, плодовых и ягодных растениях средней полосы России : монография / [П. Д. Бухарин и др.] ; отв. ред. А. С. Демидов]; Рос. акад. наук, Гл. ботан. сад им. Н. В. Цицина. - Москва : Наука, 2005. – 142 с.
- Маев, Игорь Вениаминович. Витамины / И. В. Маев, А. Н. Казюлин, П. А. Белый. - Москва : МЕДпрессинформ. - 2011. - 544 с
- Источник: http://happyandnatural.com/sinteticheskie-i-prirodnye-vitaminy/
- https://www.spb.kp.ru/daily/26683.3/3705532/