«Вклад моей ДООП в формирование у детей навыков
ХХI века»
Педагог дополнительного образования: Саядян Тамара Дживановна
Дополнительная общеобразовательная программа "Рукотворное чудо" художественной направленности. Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Реализуя свою программу создаю условия для развития современных ключевых компетенций и навыков 21 века.
Под компетенцией понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области. Одна из компетенций - креативность.
Одной из главных тенденций современного общества является повышенный интерес к проблеме креативности личности. В связи с ускорением научно-технического прогресса, стремительном нарастании наших познаний о мире и необходимости овладевать ими, возникла необходимость повышения интеллектуального и творческого потенциала учащихся. Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Креативность - умение человека творчески мыслить, разрабатывать абсолютно новые идеи. Задатки творческих способностей присущи любому человеку. Необходимо только суметь раскрыть их и развить.
Параметры, компоненты креативности:
Любознательность - активный интерес к заданию, активный поиск новой информации;
Создание идей- предложение оригинальных идей:
Развитие предложенных идей - оценка предложенных идей и выбор лучшей.
Я работаю с детьми младшего школьного возраста, среднего возраста и группой одарённых детей.
Для развития креативности детей младшего школьного возраста при обучении создаю следующие условия: 1) эмоционально-положительная обстановка; 2) воспитание самостоятельности и инициативности детей в обучении; 3) свободы и независимость в творчестве; 4) выполнение заданий, направленных на развитие креативности входе обучения.
Воображение младших школьников имеет творческий характер и потому развивается способность к творческой деятельности. Для этого требуется не только давать учащимся знания, но и воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность. Путь развития креативности младших школьников – система занятий с применением игровых технологий, коллективные творческие задания, решения творческих задач.
Для развития креативности детей среднего школьного возраста создаю условия: 1) реализация программ и методов развития творческого потенциала детей; 2) доброжелательные и доверительные отношения в группе; 3) стимулирование ответственности и независимости; 4) особое внимание к самостоятельным разработкам, наблюдениям, обобщениям.
Подростковый возраст является сензитивным периодом развития креативности, оказывающим влияние на становление личности в целом. Подростки стремятся к самосовершенствованию, независимости, подвергаются случайным влияниям. Возникает необходимость целенаправленного формирования креативности в подростковом возрасте, создание условий для ее развития.
Для развития креативности одарённых детей использую проектные компетенции. Метод проектов – задание, стимулирующее и активизирующее деятельность обучающихся, в конечном результате которого ими создается продукт. Первоначальное любопытство переходит в любознательность, потом в интерес и осознанную потребность. Таким образом, оно становится мотивом для создания креативного продукта. Работая над проектом происходит процесс сотрудничества, те совместная деятельность детей с друг другом, а также с педагогом. Суть сотрудничества состоит в том, что все активно взаимодействуют и идут к общей, поставленной перед ними цели. В основе метода проектов лежит, стимулирование интересов детей к конкретным проблемам и практическое применение новых знаний и творческих способностей. Работая над проектом используем метод мозгового штурма. Что тоже развивает креативность. Метод направлен на развитие у детей умения давать большое количество идей в рамках заданной темы и побуждать выбирать оригинальное решение задачи. Данный метод стал востребованным, из-за необходимости оживить творческий потенциал ребенка. Проектная деятельность, мозговой штурм развивает коммуникативные умения. Учащиеся учатся высказывать своё мнение, слушать друг друга, соблюдают правила общения, уважение чужого мнения.
Креативный человек отличается от не креативного тем, что придумывает чаще, быстрее и оригинальнее.
Чтобы развивать креативность в процессе обучения и воспитания, учитываю особенности процесса развития творческих способностей, провожу диагностику уровня развития креативности, использую различные методы, направленные на формирование творческой активности детей.