ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Воспитатель: Бояркина Лилия Александровна
Бояркина Лилия Александровна
Воспитатель КГБОУ ШИ2
I категория
Тема по самообразованию: «Влияние художественно-творческой деятельности на развитие учащихся со зрительной депривацией при реализации регионального компонента».
Социальная значимость темы определена тем, что нашим учащимся с ОВЗ по зрению предстоит стать гражданами демократической России, а это – наше с вами будущее и будущее России. Работа по данной теме предусматривает комплексный подход к воспитанию и обучению учащихся, осуществление социально – коммуникативного, познавательного, речевого, художественного – эстетического и физического развития школьников, приобщение их к общечеловеческим ценностям.
Цель: Повысить уровень компетенции в вопросе художественно-творческого развития учащихся со зрительной депривацией при реализации регионального компонента.
Для решения данной задачи были поставлены следующие задачи:
Задач
∙ изучить нормативные документы, литературу по теме самообразования;
∙ обеспечить внедрение современных инновационных технологий в соответствии с ФГОС;
∙ изучить инновационные методы воспитания;
∙ повысить интерес учащихся к информационным технологиям, развивать творческие способности, логическое мышление;
∙ диагностика склонностей и познавательных интересов воспитанников по теме самообразования;
∙ создать условия для развития самостоятельной деятельности учащихся в процессе воспитания;
∙ создать условия для интеллектуального, нравственного, духовного, художественно-эстетического развития учащихся.
Предполагаемые результаты:
∙ готовность к внедрению ФГОС;
∙ разработка методических и практических материалов, обеспечивающие реализацию соответствующих образовательных, развивающих, воспитательных технологий.
Пояснительная записка.
Совершенствование качества воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагога. Самообразование – процесс сознательный, самостоятельный, познавательный деятельности, это творческий поиск воспитателя. Личный перспективный план воспитателя можно назвать программой самообразования или программой развития воспитателя-это модель по выстраиванию индивидуальных траекторий саморазвития. Особую значимость самообразование приобретает в условиях значительных изменений, происходящих в общественном развитии, в законодательстве.
Основные; направления самообразования:
∙ профессиональное;
∙ психолого-педагогическое;
∙ психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);
∙ методические (педагогические технологии, формы, методы и приёмы воспитания);
∙ правовое;
∙ информационно-компьютерные технологии;
∙ охрана зрения.
План действий.
∙ изучение методической, педагогической и предметной литературы;
∙ обзор в интернете информации по педагогике, психологии, педагогических технологий, по теме самообразования;
∙ посещение семинаров уроков учителей по ИЗО;
∙ изучение современных методик по теме самообразования, в работе с детьми с нарушением зрения;
∙ систематическое прохождение курсов повышения квалификации, в том числе дистанционных;
∙ проведение открытых мероприятий.
∙ организация мастер-классов в свободное время;
∙ изучение информационно-компьютерных технологий;
∙ общение с коллегами в школе, в районе, в городе и в интернете по вопросу; ознакомление учащихся с региональным компонентом.
∙ ведение здорового образа жизни.
Перспективный план.
| Задачи и направления. | Способы достижения, результаты |
2020-2021 уч. год (подготовительный этап) | -Работа с документацией. -Изучить нормативную, методическую литературу по внедрению ФГОС. -Планирование 1 этапа работы над темой (подготовительного). -Оформление и отправка разработки мероприятий с использованием ИКТ в интернете. -Изучение возможностей работы интерактивной доски. -Разработка методических и практических материалов к открытым мероприятиям. -Посещение мероприятия коллег. | -Анализ документации. Оформление. -Изучение. -Составление плана. -Оформление и отправка работы. -Консультации у педагогов информатики, классных руководителей, воспитателей. -Составление конспектов мероприятия и подготовка необходимого материала для мероприятия. Проведения мероприятия. -Обмен опытом. |
2021-2022 уч. год (основной) | -Подготовка наглядно-практического материала для художественно-прикладной деятельности. -Разработка внеклассных мероприятий в соответствии с требованием с ФГОС. | -Приобретение, изготовление дополнитель- ного демонстрационного, художественно-наглядного материала. -Разработка методических материалов. -Проведение мероприятия. |
2022-2023 уч. год (заключительный) | -Выступление на МО с анализом работы по теме самообразования. -Практические рекомендации для педагогов. -Внедрение в практику в полном объёме методов работы, обеспечивающих выполнение ФГОС. | -Составление анализа работы и практических рекомендаций по теме само- образования. -Оценка результатов. |
Структура плана самообразования педагога на учебный год.
Тема самообразования: «Влияние художественно-творческой деятельности на развитие учащихся со зрительной депривации при реализации регионального компонента».
Разделы плана | Задачи деятельности | Содержание деятельности | Сроки | Форма представления результата | Пути дальнейшей деятельности |
1.Изучение литературы по теме: Калинин Е.Г. «Психолого-педагогическое сопровождение детей ОУ с нарушением зрения», «Воспитание школьников с особенностями в развитии средствами изобразительного искусства". Каплан Н.И. «Народно-прикладное искусство Дальнего Востока»; Е. Солнцева «Мастера земли Дерсу»; Титорева Г.Т. «Художественные особенности орнаментального искусств нанайцев»; Васильченко И.В. «Живое краеведение». | Расширить и обогатить свой духовный, интеллектуальный, творческий потенциал, научиться использовать новые технологии в работе с воспитанниками. | Использовать в своей работе методические рекомендации. | Весь срок. | Планирование своей работы в воспитательном процессе: составление алгоритмов по программам, написание программ с учётом возрастных, индивидуальных, физических особенностей воспитанников. | Продолжать работу в этом направлении. |
Изучение ФГОС для слабовидящих и незрячих детей. | Изучение программ по ФГС, обсуждение на МО. | Использование в своей работе. Разработать методический материал для составления программы по художественно-творческому развитию воспитанников во внеурочное время. | Весь срок. | Разработка творческого направления. | Использование творческих направлений. |
Работа с мини- программой по клубной деятельности. «В мире скульптур». | Направление этой деятельности благотворно влияет на всестороннее творческое развитие воспитанников. | Составление алгоритма клубной деятельности для воспитанников. | Весь срок. | Проведение мероприятий. | Разнообразить формы воспитательных мероприятий. |
2.Проектирование собственной деятельности по теме. | -Провести диагностику, наблюдения. -Подобрать воспитательные мероприятия для развития художественно-творческих, духовных-нравственных способностей воспитанников. -Способствовать желанию воспитанников включаться в активную деятельность внешкольных мероприятий. | Выполнять поставленные задачи. | Весь срок. | Результаты деятельности воспитанников. Положительная динамика в воспитании воспитанников. | Использовать инновационные технологии в организации художественно-творческой деятельности воспитанников. |
3.Проведение открытых мероприятий по теме самообразования. | -Вовлечь воспитанников в обследование видов народно-прикладного искусства народов Приамурья, на основе использования всех сохранённых анализаторов и их компенсаторных возможностей. -Организовать деятельность воспитанников по изготовлению работ художественно-прикладного искусства коренных народов Приамурья, с применением специальных техник и худ. средств. -Создавать условия для самостоятельной работы воспитанников. Развитие креативности, любознательности, интереса. | Планирование своей деятельности, вовлечь в обсуждение воспитанников при планировании проведения мероприятий, активное участие в школьной жизни. | Весь срок. | Активное участие в составлении программ по художественно-эстетическому воспитанию, с учётом ФГОС, программы внеурочной деятельности. | Продолжать эту работу в этом направлении. |
4.Участие в системе методической работы образовательного учреждения и региона. | Использовать свой опыт, свою методическую копилку для написания программ по воспитательной работе. Включать в школьные научные проекты по воспитанию воспитанников в художественно-творческом аспекте. | Планирование, составление методической копилки. | Весь срок | Активное участие в составлении программ по художественно-эстетическому воспитанию, с учётом ФГОС, программы внеурочной деятельности. | Продолжать эту работу в этом направлении. |
5.Самоанализ работы по теме. | Повести итоги своей методической работе по самообразованию. | Использовать диагностики, мониторинги. Обсуждение с воспитанниками, что было интересного в совместной работе воспитателя и воспитанника. | Весь срок. | Составление программ по воспитательной работе, участие в школьных проектах по методической работе. | |