ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Интернет прочно вошёл в нашу жизнь, и теперь мы уже не можем представить свое существование без посещения своих страничек в социальных сетях как минимум несколько раз в неделю. Влияние социальных сетей на человека все больше и больше заботит ученых со всего мира - результаты исследований довольно неутешительные.
Социальные сети появились относительно недавно, вызвав огромный интерес у пользователей всемирной паутины. Общение, поиск информации и друзей по интересам, обмен новостями, возможность слушать музыку, смотреть видео и фотографии, все это, кажется, было всегда и сложно себе представить, что когда-то люди жили без профиля в социальной сети.
Современные дети нередко получают навыки работы с персональным компьютером еще до того, как поступают в школу. Сначала дети осваивают игры, но, как только у них появляются навыки чтения и письма, ничего не может им помешать завести свою страничку в любой социальной сети. Регистрация, как правило, бесплатная, либо легко может быть оплачена через CMCс мобильного телефона, поэтому, нередко помощь старших для этого судьбоносного действия не требуется.
Ребенок, получивший доступ к собственному профилю в социальной сети, получает новые возможности, но вопрос в том, насколько эти возможности для него полезны.
Польза социальных сетей для ребенка будет в первую очередь зависеть от его личности, которая в нежном возрасте еще только формируется. Станет ли он использовать аккаунт для общения с «хорошими» или с «плохими» людьми, будет ли он расширять свой кругозор в социально полезной области, или заинтересуется «запрещенными» темами?
До достижения совершеннолетия ответственность за поступки детей возлагается на их родителей или опекунов, но проблема в том, что взрослые иногда имеют меньше опыта виртуальной жизни и не могут как следует контролировать эту сторону развития их ребенка.
Установление паролей и «родительского контроля» сайтов не всегда помогает направить интерес детей в нужное русло, а иногда и дает нежелательный эффект: сладость запретного плода только подстегивает любопытство и заставляет искать пути обхода запретов. Тем более что социальные сети, хотя формально и должны выполнять предусмотренные законом запреты на распространение порнографической экстремистской и националистической информации, на деле не всегда могут контролировать поступающий от пользователей контент. Кроме этого, при высокой частоте взломов профилей социальных сетей, такая информация может оказаться в фокусе внимания детей в любое время.
Социальные сети оказывают заметное негативное влияние на формирование речи детей. Конечно, выучить и узнать значения нехороших слов дети могут и в реальной жизни, и, возможно, это не самая большая беда. Но свободное употребление ненормативной лексики в статьях, комментариях и объявлениях пользователями социальных сетей могут сформировать у ребенка подсознательное убеждение, что такая манера общения социально приемлема.
Навыки живого общения люди могут отработать только в реальной жизни, а социальные сети и активная виртуальная жизнь ставит ребенка в ситуацию, когда эти навыки не используются, и, как следствие, не развиваются и атрофируются. Проблемы социализации, неумение общатьсясо взрослыми и сверстниками, отсутствие реальных друзей при частом посещении странички в социальной сети никуда не исчезают, а просто становятся менее заметными для ребенка. При неблагоприятном стечении обстоятельств может сформироваться социофобическая, не приспособленная к реальной жизни личность.
Сейчас с трудом можно найти семью, в которой нет компьютера. Количество пользователей Интернет увеличивается с каждым годом по всему миру, в том числе и в России. Вся наша культура становится более зависимой от IT. Социальные сети стали неотъемлемой частью нашей современной жизни. Большая часть детей проводит в них все свободное время. Здесь подростки ищут новых друзей и новые субкультуры, пытаясь обрести чувство принадлежности к той или иной группе. В процессе поиска близкой по духу личности молодые люди вступают в разнообразные отношения, получают возможность общения с практически безграничным числом людей и групп по интересам, со всевозможными типами личностей, узнают множество историй, имеют возможность обменяться мнениями и обсудить интересующие их вопросы.
В январе 2013 года проведен опрос, в котором приняли участие 150 человек, из них - 48,4% - студенты колледжа, 32,3% - учащиеся школ, 12,9% педагоги, 6,4% - родители школьников. 93,6% опрошенных зарегистрированы в социальных сетях. Из них 89,7% имеют странички «В Контакте», 37,9% - в «Одноклассниках», 24,1% - в «Facebook». На общение в социальных сетях ежедневно тратят более 3 часов 41,4% зарегистрированных участников опроса, от 1 до 2 часов - 31%. При этом предпочитают скрывать большую часть выкладываемой на страничке информации 51,7% респондентов, 41,3% лишь иногда ограничивают доступ к содержимому своего раздела сети. 38,7% респондентов считают целесообразной необходимость контроля родителями и педагогами содержания страничек детей и подростков в социальных сетях, 25,8% - в целом поддерживают эту идею. Часть участников опроса отмечают, что в зависимости от ситуации информация социальных сетей может оказывать негативное влияние на их настроение (44,9%). 58,2% опрошенных уверены, что нужно установить жесткую цензуру на содержимое страничек в соцсетях. У 62,1% респондентов общение в Интернете не заменяет реальное общение. По мнению 48,4% участвующих в опросе информация социальных сетей не может помочь в развитии личности ребенка, 19,4% - уверены, что просмотр информации и общение в Интернете никак не влияют на детей и подростков. 3,2% респондентов считают, что соцсети оказывают положительное влияние на подрастающее поколение, 29% отмечают отрицательное влияние социальных сетей, 48,4% затруднились ответить на данный вопрос. Большинство участников опроса - 77,4%, высказали мнение, что соцсети вызывают зависимость у их пользователей, особенно детей и подростков.
Итак, социальная сеть выбирает в качестве своих потенциальных жертв школьников и студентов. И, к сожалению, нельзя не отметить тот факт, что именно у этой части населения уже на физиологическом уровне сформировалась маниакальная привязанность к телефону и плейеру. Всевозможные компьютерные технологии существенно расширили сферу действия как позитивных, так и негативных факторов духовно-интеллектуального развития подрастающего поколения.
Но главные проблемы заключаются в следующем. Подростки бесконтрольно находятся в социальных сетях. Родители чаще всего не интересуются, что за видео смотрят их дети, что за музыку слушают. А главное с кем они знакомятся. В наше время это нельзя оставлять без внимания. Скорее это даже опасно. Подросток может «уходить» в виртуальный мир полностью, забыть о своих обязанностях, учебе и друзьях в реальном мире. Время, проводимое в Сети, может стать настолько притягательным, что у человека вырабатывается нездоровая привязанность или зависимость от интернета. Наконец, это колоссальный вред для здоровья. Со стороны физического здоровья - нарушение зрения, осанки, проблемы с желудком (из-за того что ребенок не может оторваться от компьютера и нормально покушать). Со стороны морального - зависимость, раздражимость, негативные эмоции. Хочется отметить, что респонденты в своем большинстве не считают, что социальные сети отвлекают их от важных дел, а наоборот уверены, что те помогают им сделать жизнь намного проще и комфортнее. Попробовав общаться в социальных сетях, ребёнок понимает, что в виртуальном пространстве процесс общения гораздо проще и безопаснее. Потому что можно в любой момент «включить» или «выключить» собеседника, руководствуясь только своими желаниями, а не искать компромиссы во мнениях, не пытаться проникнуться эмоциями другого человека для взаимопонимания и сочувствия. Но все же, прежде, чем судить о пользе или вреде социальных сетей, необходимо рассмотреть, какие потребности удовлетворяет в них каждый конкретный человек.
С одной стороны социальные сети укрепляют взаимосвязи, если у ребенка есть и реальное общение. С другой стороны, если ребенок замкнутый, необщительный, имеет конфликтные отношения с одноклассниками, нет контакта с родителями, то социальные сети являются единственным источником для удовлетворения его потребности в общении. Когда подросток взаимодействует только с компьютером, социальной сетью, в реальности не умеет строить отношения и выражать свои чувства, тогда это становится зависимостью.
Влияние социальных сетей на человека — Плюсы:
Социальные сети дают нам безграничные возможности саморазвития: здесь мы можем посмотреть любой заинтересовавший нас фильм, послушать музыку, почитать научные статьи, книги, афоризмы известнейших мыслителей всех времен, скачать аудиокниги в машину. Мы можем использовать социальные сети, чтобы научиться плести макраме, выучить иностранные языки, заняться йогой или освоить арабские танцы - на просторах сети Интернет можно найти огромное количество обучающих видео.
Кроме того, социальные сети оказывают нам незаменимую помощь в учебе. Во-первых, они служат глобальным коммуникационным каналом — мы можем обмениваться конспектами, рефератами и презентациями с одноклассниками. Во-вторых, вы можем вступить в сообщество, посвященное какой-либо тематике и досконально изучить вопросы истории России XVII-XVIII вв. или основы развития менеджмента в странах запада.
Для этого здесь есть ссылки на актуальную литературу, видео- и фотоматериалы, существует возможность обсудить проблемные вопросы с единомышленниками. Соцсети - это ещё и площадка для развития собственного бизнеса.
Здесь абсолютно бесплатно каждый человек может прорекламировать свой цветочный магазин, новое арт-кафе или службу доставки пиццы. Можно сделать бизнес известным не только кругу знакомых, но и всем жителям своего селения или даже страны.
Социальные сети - это возможность не только сделать известным новый бизнес, но и площадка для пиара уже имеющейся организации. Вы можете найти здесь новых клиентов, повысить лояльность постоянных покупателей, организовав здесь конкурс на лучшее фото, к примеру, в продаваемой вами одежде, и учредить приз за первое место.
Влияние социальных сетей на человека сегодня переоценить невозможно - мы имеем возможность использовать огромное количество информации, развивать своё мышление и самосовершенствоваться - главное не упустить эту возможность.
Влияние социальных сетей на человека — Минусы:
Мы слишком много тратим время на бессмысленное времяпрепровождение в социальных сетях. Россияне сегодня находятся по этому показателю на втором месте в мире. Наши дети заводят свою страничку на просторах Интернета в среднем в возрасте 10 лет. 30% из них уверены, что родители были бы недовольны, если бы узнали, чем они там занимаются. Мягко говоря, статистика неутешительная.
Во-первых, такое проведение досуга негативно сказывается на нашем здоровье. Медикам часто задают вопросы: «как проснуться в хорошем настроении?», «как побороть усталость и сохранить хорошее самочувствие в течение всего дня?». Отвечая на них, врачи единогласны: «Не стоит проводить в соцсетях слишком много времени. Не сидите за компьютером перед сном - обилие информации раздражает нашу психику, и сон становится более беспокойным, а на утро появляется ощущение, что мы недостаточно хорошо отдохнули».
Еще одна удручающая тенденция заключается в том, что современный человек вытесняет реальное общение виртуальным, утрачивая способность поддерживать разговор при общении с глазу на глаз. Сегодня у психологов возникает сомнение в том, умеем ли мы общаться? Общение в виртуальном режиме подразумевает несоблюдение правил грамматики и пунктуации, составление максимально простых предложений, использование чрезвычайно бедного словарного запаса, замену эмоций смайликами - все это негативно отражается на реальном общении.
Кроме того, человек словно прячется за своим виртуальным образом, теряя способности к самопрезентации в реальном мире. Так, в сети Интернет любой молодой человек, может выдавать себя за уверенного в себе мачо, а в действительности являться закомплексованным студентом-первокурсником.
Имея такой образ в социальных сетях, ему будет сложно общаться и знакомиться с людьми в режиме настоящей жизни. Словом, влияние социальных сетей на человека сегодня становится все более явным. Главное - не тратить понапрасну своё время, а использовать возможности, предоставленные нам Интернетом, в благих целях.