Возрождение традиций особенно актуально в настоящее время как в духовно-нравственной сфере, так и в сфере воспитания детей, их общего и музыкального образования. Положение в культуре, в частности музыкальной, таково, что вызывает тревогу и опасение. Засилье низкопробной поп-музыки в быту практически не оставило возможности, а, зачастую, и потребности в общении с лучшими образцами мировой музыкальной культуры. Положительную роль в деле подъёма музыкальной культуры сыграет, на наш взгляд, возрождение традиций домашнего музицирования – области музыкальной деятельности, почти утраченной к настоящему времени.Возрождение традиций особенно актуально в настоящее время как в духовно-нравственной сфере, так и в сфере воспитания детей, их общего и музыкального образования. Положение в культуре, в частности музыкальной, таково, что вызывает тревогу и опасение. Засилье низкопробной поп-музыки в быту практически не оставило возможности, а, зачастую, и потребности в общении с лучшими образцами мировой музыкальной культуры. Положительную роль в деле подъёма музыкальной культуры сыграет, на наш взгляд, возрождение традиций домашнего музицирования – области музыкальной деятельности, почти утраченной к настоящему времени.
Просмотр содержимого документа
«Влияние традиций семейного музицирования на процесс музыкального образования .»
Влияние традиций семейного музицирования
на процесс музыкального образования .
Возрождение традиций особенно актуально в настоящее время как в духовно-нравственной сфере, так и в сфере воспитания детей, их общего и музыкального образования. Положение в культуре, в частности музыкальной, таково, что вызывает тревогу и опасение. Засилье низкопробной поп-музыки в быту практически не оставило возможности, а, зачастую, и потребности в общении с лучшими образцами мировой музыкальной культуры. Положительную роль в деле подъёма музыкальной культуры сыграет, на наш взгляд, возрождение традиций домашнего музицирования – области музыкальной деятельности, почти утраченной к настоящему времени. Практически у всех людей знакомство с музыкальным искусством — будь то пение, танец или игра на инструменте — начинается в семье. Семья является первой и наиболее важной ступенькой для вхождения маленького человека в мир музыки. Семья – первичный источник музыкального опыта ребенка, та музыкальная среда, в которой он проводит большую часть своей жизни. Привычки, полученные в семье, остаются у него на всю жизнь. Ценностные ориентиры семьи в области искусства формируют музыкальные вкусы ребенка. Позиция семьи определяет успешность получения ребенком музыкального образования. Из поколения в поколение души людей питал фольклор, заменявший оперу и симфонический оркестр. Дети, услышав первые колыбельные, подрастая, сами начинали петь колядки, веснянки, запевки, считалки, слушали пение взрослых. Не было для крестьянского ребенка лучшего учителя музыки, чем народная песня и обряд. Появление в наших домах средств аудио- и видеозаписи даёт немало в деле музыкального воспитания и просвещения, но никак не заменяет радости самостоятельного активного участия в процессе воссоздания музыкального произведения. Традиция семейного музицирования существовала с давних времен. Иоганн Себастьян Бах писал для своих многочисленных детей небольшие музыкальные произведения, которые они потом исполняли в семейном кругу. А для своей жены Анны Магдалены он написал известный сборник пьес, по которым она, певица, училась играть на фортепиано. Кто знает, может быть эти домашние музыкальные вечера создали благоприятную атмосферу для развития таланта четырех сыновей Баха, ставших известными композиторами. Принято считать, что рождение светского музицирования в России началось с введения Петром I ассамблей. Музыка звучала во время танцев, застолий, объединяла людей, способствовала непринуждённости в общении. В XVIII веке основным источником музыкальной жизни России было усадебное музицирование. В дворянских домах владельцев крепостных музыкантов создавались театры, хоровые капеллы, оркестры (роговой или камерный). Тогда же появляются крепостные театры. Самыми знаменитыми считались театры графа Н.П.Шереметева и А.Р.Воронцова, где было поставлено более пятидесяти опер и исполнено огромное количество инструментальной музыки западноевропейских композиторов. Музыка здесь была уже не только развлечением, но и эстетической культурной потребностью. Тогда же впервые широко распространилась продажа нот. Выбор был весьма широким и мог удовлетворить запросы всех слоёв населения – от любителей народных песен до театралов. В газетах всё чаще встречаются объявления о концертах русских песен, русской музыки, о концертах русского композитора Д.Кашина. В произведениях русских писателей XVIII века нередко можно найти зарисовки домашнего музицирования. Обучение музыке считалось неотъемлемой частью общего образования. Ребенок обязательно учился играть на каком-либо музыкальном инструменте или петь. Домашние концерты устраивались во всех образованных семьях. Музыка создавала атмосферу дома, делала гармоничнее отношения в семье. Собравшись вместе дети и родители разучивали любимые произведения. Раньше и дома строились так, что в доме, в гостиной была небольшая сцена для домашнего театра. Одним из любимых развлечений при дворе и в помещичьих усадьбах было исполнение крестьянских песен. Народное творчество бытовало во всех слоях русского общества. Большое удовольствие музыкантам- любителям доставляло пение хором, пусть и небольшим, духовных произведений. В XIX веке домашнее музицирование входит в быт и приобретает более массовый, демократический характер. Настоящим культурным центром Москвы 20-х годов был дом братьев Вильегорских. Почти каждую неделю братья устраивали концерты, в которых принимали участие профессиональные музыканты и любители. Их дом посещали такие знаменитости, как: Ф.Лист, Г.Берлиоз, Р.Шуман, П.Виардо-Гарсиа, а в своём имении Фатеевка М.Вильегорский разворачивает широкую концертную деятельность. Большую роль сыграло домашнее музицирование в становлении композиторского дарования С.Прокофьева. Его мать была неплохой пианисткой и часто устраивала домашние концерты с участием всех членов семьи. А силами родных и крестьян в имении Раевских была поставлена первая опера маленького Серёжи. Революция 1917 г. во многом изменила музыкальный быт России. Эмигрировала большая часть интеллигенции, музыкантов, композиторов, и традиции домашнего музицирования были почти утрачены. Сохранились лишь небольшие очаги, которые не дали угаснуть этому виду музыкальной деятельности. Так, в семье Шостаковичей музыка была желанной гостьей. Этому способствовала и пианистка-мать, и любитель пения – отец. На музыкальных вечерах в этом доме исполнялись романсы, песни и даже опера П.И.Чайковского «Евгений Онегин». А у соседа Шостаковичей, инженера по профессии, устраивались вечера камерной музыки, где исполнялись квартеты и трио Гайдна, Моцарта, Бетховена, Бородина, Чайковского. Домашнее музицирование необходимо в семье вовсе не для того, чтобы выпестовать музыканта. Музыкант — призвание, осознать которое может только сам человек. Не ради этого быт семьи должен быть наполнен музыкой. Дело, по-видимому, в том, что ни один другой вид искусства не может так возвысить культуру человеческого чувства, так расцветить и обогатить человеческое восприятие, как искусство музыкальное. Но нет при этом более сложного вида искусства, требующего особого усердия и при музицировании, и при восприя тии.
Музицируйте семейно!
Планомерно! День за днём!
Подрастает наша смена —
Что посеем, то пожнём.
Ходит слух, что наши дети
Станут взрослыми людьми.
Люди мира на планете,
Музицируйте с детьми!
Люди мира на планете!
Знаю, вам покоя нет,
Но — имейте на примете
Гармонический предмет!
Пойте громко, вдохновенно,
Хором и по одному!
Очень важно, чтобы смена
Понимала что к чему.