«Внедрение экскурсий в природу как средства развития у обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) умения наблюдать»
«Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках».
(Василий Александрович Сухомлинский )
Задание на экскурсию Знание значения растений в природе и жизни человека.
Ожидаемый результат:
знание значения растений в природе и жизни человека.
Методические рекомендации:
Ребенок получает представление о растениях, их отличительных признаках (например, дерево — ствол, трава - низкая и т.п.); учится различать части растений (корень, ствол/стебель, ветка, лист, цветок), называть их. Внимание обращается на значение каждой части растения. Например, листья образуют питательные вещества на свету, из них происходит испарение воды, растение дышит при помощи листа. Ребенок знакомится со значением растений в природе и жизни человека.
Формируемые понятия: дерево, куст, трава, корень, ветка, цветок, ствол, стебель, лист.
Задача
Узнавание (различение) деревьев (берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна, ива, каштан).
Примерные варианты заданий
Задание: Узнать дерево, определить какой листик подходит для данного дерева (количество листьев может варьироваться с учетом индивидуальных особенностей ребенка).
По примеру данного задания можно построить задания на дифференциацию плод/дерево (тогда вместо листьев ребенку предлагаются плоды). В процессе выполнения задания ребенок может подчеркнуть выбранную картинку, приложить ее к дереву (тогда материал предлагается в виде карточек), может указать любым удобным для него способом.
Береза – дерево.
Рассматриваем листочки, цветы, трогаем, нюхаем, запоминаем.
Работаем с раскраской, передаем цвет листьев, цветков, увиденных на экскурсии.
Задание. Узнать дерево, определить какой листик подходит для данного дерева.
Задание . Соедини листья с соответствующим деревом.
Задание. Соедини листья одного дерева.
Задание. Определить какие деревья изображены на картинке (ребенку можно предложить подчеркнуть картинку, указать любым удобным способом, можно использовать данные картинки в виде карточек и др.) . Для детей, владеющих элементами глобального чтения, картинки, представленные внизу, можно заменить словами.
Береза
Сосна
Ель
Задание. Соедини изображения деревьев со словом. Данное задание может предлагаться детям, владеющим элементами глобального чтения (по примеру этого задания можно предложить ребенку изображение плодов и т.п.). Количество картинок может варьироваться с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
ДУБ
БЕРЁЗА
СОСНА
ЕЛЬ
Знание строения дерева (крона, ствол, корень, ветки, листья)
В процессе знакомства со строением дерева рекомендуется обратить особое внимание на изучение дерева в природном мире. На прогулке или экскурсии необходимо рассмотреть дерево совместно с ребенком. Обратить внимание ребенка, где находятся корни, как выглядит ствол, как располагаются ветви и листья.
На втором этапе – структура дерева изучается на реальных картинках или фотографиях, и только на третьем этапе ребенку можно предложить схематичное изображение дерева.
Примерные задания, предлагаемые в процессе изучения структуры дерева можно предложить на цветных картинках, а не на схематичных изображениях дерева. Задания могут варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.
Строение дерева
Примерное задание по изучаемой теме
Педагогу рекомендуется разрезать по намеченным линиям картинку и предложить ребенку сложить дерево (во время выполнения задания необходимо акцентировать внимание ребенка на составных частях дерева) . Педагог может варьировать задание: можно разрезать дерево на большее количество частей, можно вырезать дерево по контуру и разрезать по намеченным линиям (обязательно учитываем индивидуальные особенности ребенка ). Аналогичное задание можно выполнять на других предложенных образцах деревьев.
Задание . Сложить ель из 3 частей.
Примерное задание по изучаемой теме
Шаблон дерева можно использовать для разных вариантов заданий: можно предложить ребенку раскрасить дерево (при необходимости увеличить шаблон), наклеить листья на дерево, дорисовать листья, можно использовать пластилин для аппликации и др. Можно давать разные инструкции детям – покажи (далее название части дерева), назови (если ребенок может назвать) – в этом случае педагог показывает, а ребенок называет, можно давать более сложную инструкцию – «Покажи и назови» (в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка).
Задание. Работаем с шаблоном дерева, раскрашиваем, наклеиваем листья.
Примерное задание по изучаемой теме.
Педагог предлагает ребенку рассмотреть дерево и определить «Чего не хватает на рисунке?» Если ребенок испытывает затруднения в процессе выполнения задания, рекомендуется предложить образец в виде ранее представленного шаблона с целью сравнения целой картинки и предложенной. После того, как ребенок определил, чего не хватает, педагог предлагает (с учетом индивидуальных особенностей ребенка) дорисовать корни, наклеить (педагог заранее вырезает отсутствующую часть рисунка из ранее предложенного шаблона дерева) или приложить, чтобы получилась целая картинка.
*Педагог может видоизменить задание и предложить выбрать недостающую часть из нескольких предложенных: крона дерева, ствол, корни, листья и др.
Задание . Определить чего не хватает на рисунке?
Задание . Педагог предлагает ребенку рассмотреть дерево и определить «Чего не хватает на рисунке?» Если ребенок испытывает затруднения в процессе выполнения задания, рекомендуется предложить образец в виде ранее представленного шаблона с целью сравнения целой картинки и предложенной. После того, как ребенок определил, чего не хватает, педагог предлагает дорисовать недостающую часть дерева.
Представленные выше задания можно выполнить на следующих предложенных картинках с целью закрепления полученных знаний о строении дерева. Важно, чтобы ученик ориентировался в структуре дерева независимо от картинки или шаблона. * При работе с этой картинкой важно обратить внимание ребенка, что корни дерева находятся под землей.
Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев.
Для различения лиственных и хвойных деревьев необходимо ввести понятия «хвойные» деревья и «лиственные» деревья. Для обозначения категории можно ввести пиктограммы:
- хвойные деревья;
- лиственные деревья.
На доступном языке необходимо объяснить ребенку, что общего у хвойных деревьев (ель, сосна) и что общего у лиственных деревьев (клен, дуб, береза, осина и др.).
Для закрепления категории можно предложить ребенку разложить картинки деревьев к предлагаемой пиктограмме. Например, пиктограмма «хвойные деревья» - ребенку предлагается несколько картинок с изображением лиственных и хвойных деревьев. Из предложенных картинок ребенок должен разложить около пиктограммы только хвойные деревья.
Этап более сложной дифференциации.
На этапе более сложной дифференциации можно предложить разложить картинки по группам – для этого, с одной стороны выкладывается пиктограмма «хвойные деревья», с другой стороны – пиктограмма «лиственные деревья». Ребенок согласно ориентирам в виде пиктограмм должен разложить картинки предлагаемых деревьев. Картинки для выполнения задания можно сделать из представленных рабочих листов в данном разделе.
Дифференциацию понятий «лиственные» и «хвойные» деревья необходимо начинать только после того, как ребенок усвоил категориальные понятия.
Хвойные деревья с пиктограммой.
Лиственные деревья с пиктограммой.
Задание. Узнать дерево, определить какой листик подходит для данного дерева.
Задание. Узнать дерево, определить какой листик подходит для данного дерева.
Задание. Определить какие деревья на картинке: лиственные или хвойные. Определить какой листок (или веточка) подходит для данного дерева. Задание может варьироваться (количество картинок, виды деревьев и др.). Примерный материал для разработки заданий представлен в рабочих листах по каждому виду дерева выше.
Задание. Определить какие деревья на картинке: лиственные или хвойные. Определить какой листок (или веточка) подходит для данного дерева. Задание может варьироваться (количество картинок, виды деревьев и др.). Примерный материал для разработки заданий представлен в рабочих листах по каждому виду дерева выше.
Задание. Определить время года по виду дерева.