Внедрение инструментов «Бережливого производства»
Система 5С
при проведении производственной практики
Образ мышления
СИСТЕМА 5С -
это система создания комплексной качественной среды для повышения производительности труда, включающая приемы наведения порядка, чистоты и укрепления дисциплины, создания безопасных условий труда, в реализацию которых вовлекаются все работники предприятия.
1. Сортировка
Удаление ненужного
2. Систематизация
Организация оставшихся предметов
3. Содержание в чистоте
Чистая рабочая территория
(уборка и проверка)
4. Стандартизация
Графики уборки и обслуживания, правила и инструкции
5. Следование правилам
5C – как образ жизни, постоянное совершенствование
Образ мышления
- Просто организующие действия или наведение порядка перед приездом посетителей Внимание уделялось только физическим изменениям
- Просто организующие действия или наведение порядка перед приездом посетителей
- Внимание уделялось только физическим изменениям
- Новое отношение: Организация для обеспечения качества и производительности Создание чистого, организованного, эффективного рабочего пространства Культивирование образа мышления, направленного на качество
- Организация для обеспечения качества и производительности
- Создание чистого, организованного, эффективного рабочего пространства
- Культивирование образа мышления, направленного на качество
Выгоды от применения 5С
- для потребителей – повышение доверия к компании и ее продукции
- для поставщиков - сохранность и правильное хранение и использование материалов
- для общества - безопасность, сокращение загрязнения окружающей среды
- для предприятия – улучшение качества продукции (нет брака, нет ошибок в работе, возникающих по причине загрязнений, нет мусора, нет неисправностей оборудования, которые не удалось вовремя обнаружить), рост производительности
- для вас лично - удобство в работе, безопасность
« Сортировка » - на рабочем месте (участке, службе) все предметы сортируются на нужные / ненужные для текущей деятельности.
Н ужные предметы сохраняются на рабочем месте.
Ненужные предметы сразу удаляются с территории участка (службы).
Для определения того, понадобится тот или иной предмет
или нет, необходимо учитывать:
- необходимость предмета при
выполнении текущей деятельности ;
- количество предметов, необходимых для текущей деятельности. Если предмет нужен в ограниченном количестве, излишки хранятся вне рабочего места.
К ненужным предметам относятся:
- предметы, которые использовались только 1 раз в течение 6-12 месяцев;
- сломанные, требующие ремонта;
- с истекшим сроком использования;
- избыток материалов, полуфабрикатов, запасных частей, инструментов;
- предметы, оставшиеся от производства продукции в прежние периоды или проведения ремонтных работ;
- предметы посторонних технологических процессов;
- готовая продукция, не сданная на склад;
- личные вещи;
- лишние мебель, канцелярские принадлежности, тара;
- устаревшие плакаты, знаки, инструкции и т.п.
Ненужные предметы
Запчасти, оставшиеся после ремонта
Личные вещи
Излишки продукции на рабочем месте
Устаревшая
информация
(плакаты)
На предметы, потребность в которых не известна, могут навешиваться красные ярлыки .
На ярлыке обязательно указывается дата его прикрепления. Красный ярлык навешивается на предмет в том случае, если этот предмет по разным причинам нельзя убрать сразу. Например, потому что он слишком громоздкий или потому, что его надо разобрать на запчасти.
По истечении месяца, если предметом никто не воспользовался, то предмет удаляется с участка или принимается решение о его дальнейшем использовании (сдать на склад, передать в другой цех (участок), утилизировать).
При проведении оценки организации рабочих мест по принципам 5С проверяется отсутствие предметов с просроченными красными ярлыками.
Удаление ненужного
СТАЛО
БЫЛО
В производственных подразделениях данный принцип основан на наличии на рабочем месте инструментов, комплектующих, средств измерения, тары и т.п., необходимых для производства продукции (выполнения работ) только в данный промежуток времени (для выполнения сменно-суточного задания).
В офисных помещениях в текущий момент на столах должны находиться только предметы, которые
необходимы для решения данной конкретной функции, выполнения конкретных заданий.
«Упрощение» (систематизация) - расположить предметы так, чтобы их было легко использовать, находить и возвращать на место.
Для этого необходимо, чтобы каждый предмет имел определенное место, наименование и присутствовал в необходимом количестве.
Любой предмет должен быть найден за 30 сек. любым работником подразделения.
Для каждого предмета необходимо найти постоянное, удобное и «правильное» место (т.е. на расстоянии вытянутой руки, на высоте уровня глаз и до уровня пояса, учитывая свободу доступа, перемещения)
Нужные предметы систематизируются по потребности:
- для предметов необходимых ежедневно организуются места хранения непосредственно на рабочем месте,
- для предметов необходимых еженедельно организуются места хранения непосредственно на территории участка (службы),
- для предметов необходимых ежемесячно организуются места хранения на территории подразделения.
Необходимое расстояние для удобства доступа работника при работе сидя и стоя.
Расстояние, находящееся в пределах удобства доступа с тем, чтобы не наклоняться вперед или не тянуться, совсем небольшое. Любой предмет, который часто приходится захватывать или использовать, должен располагаться в пределах расстояния 15 - 40 см от передней части рабочей поверхности.
- Для вещей необходимых каждый день организуются места хранения прямо на рабочем месте , по принципу: « У каждой вещи есть название и есть только одно место, где она должна находиться»
Принципы рационального размещения предметов:
- предметы располагаются таким образом, чтобы не тянуться, не нагибаться,
- «хронологический порядок» использования предметов,
- каждый предмет должен иметь только одно место хранения, для этого необходимо использовать трафареты, метод оконтуривания, цветовое кодирование и т.п.,
- предметы используемые вместе, должны быть и расположены вместе ,
- количество перемещений для использования предметов должно быть минимальным ,
- расположение предметов должно быть геометрически упорядоченным (расположены прямо и перпендикулярно),
- размещение предметов должно быть безопасным , отсутствует возможность падения предметов с высоты.
ДО
ПОСЛЕ
инструментов
Трафареты — вырезанные в подставке полости для хранения инструмента, таким образом становится физически невозможно положить инструмент на место, которое не предназначено для его хранения.
измерений
ПОСЛЕ
ДО
- Хранение инструментов, оснастки
- Хранение инструментов, оснастки
Контуры (силуэты) показывают форму и положение предметов (инструментов, оснастки), хранящихся на рабочем месте
Сырье, материалы, оснастку ЗАПРЕЩАЕТСЯ размещать непосредственно на полу.
Для хранения необходимо использовать деревянные поддоны, контейнеры, тару, стеллажи или полки.
Не правильно
Оснастка, материал на полу
На местах хранения предметов:
- надписи, ярлыки, этикетки с указанием наименования, со сроками хранения и др.,
- разметка (по возможности) на полу, на стене, на полках, на стойках и т.д.,
определяющая границы
хранения предметов по
площади, по количеству,
- надписи, ярлыки,
разметка могут выполняться
различными цветами,
- при этом необходимо
на рабочем месте разместить
информацию о принятых
обозначениях.
Рабочее место
сборщика
В основных и вспомогательных подразделениях производится разметка зон :
- зеленая - зона размещения годной продукции на любой стадии производственного цикла (материалы, комплектующие, заготовки, сборочные единицы, готовая продукция);
- красная - зона для складирования несоответствующей продукции;
- желтая - зона оборудования, зона хранения тары, зона хранения тележек, зона отходов производства и т.п
Предметы размещаются
строго в соответствующих зонах
параллельно линиям разметки
Не правильно
Правильно
В подразделениях по согласованию с ООТиПБ должны быть определены и обозначены места для курения, оборудованные урнами для окурков, емкостями с песком.
ЗАПРЕЩЕНО принимать пищу на рабочих местах.
«Уборка» (систематическая уборка) – чистота рабочей зоны — непосредственная обязанность всех, кто в ней работает. Уборка-проверка — способ обнаружить проблемы на ранней стадии и сохранить рабочие места, оборудование в отличном состоянии.
На планировке участка/службы (выкопировке, чертеже) цветом выделяются зоны ответственности персонала участка по поддержанию
чистоты и порядка.
Планировка участка
с зонами ответственности
персонала размещается на
информационном стенде
участка.
На планировке разноцветными маркерами указываются:
- общая граница зоны ответственности участка,
- зоны ответственности отдельных участников рабочего процесса по поддержанию чистоты и порядка на рабочих местах и в зонах общего пользования (зоны ответственности устанавливаются мастером участка совместно с работниками участка).
Чистота и порядок в соответствующей зоне поддерживаются непосредственным исполнителем либо ответственным ( дежурным ):
- чистота и порядок на рабочем месте поддерживаются в соответствии со стандартом по уборке
- чистота и порядок в зонах общего пользования (стеллажи, шкафы, проходы и т.п.) поддерживаются в соответствии с графиком работ по поддержанию чистоты
Мастер совместно с работниками участка при необходимости разрабатывает график дежурств по поддержанию чистоты. Время, затрачиваемое работником на уборку, не должно превышать более 15 мин. в день.
Стандарт по уборке рабочего места
Ежедневная уборка включает: осмотр зон перед началом смены, уборка после окончания операции, уборка после окончания смены и работы. Инструменты, приспособления, оснастка после использования возвращаются на место хранения чистыми.
В ходе уборки: проверять исправность оборудования, предметов, инструментов и т.д., выполнять элементарные работы по устранению неисправностей
Устраняйте источники загрязнения, а не убирайтесь постоянно
Удаление усточников загрязнения
Рабочее место - Заполнение смазкой промежутка между вкладышами в штуцере сборочной единицы
БЫЛО
Сброс смазки на рабочий стол - уборка постоянных источников загрязнения
СТАЛО
Сброс смазки в спец.тару
« Стандартизация » - разработка стандартов, графиков, наглядной информации (схемы, рисунки, указатели и т.п.)
Установлены и документированы правила того, как должна выполняться работа и какие результаты должны быть получены.
Визуальный контроль
Маркировка приборов, органов управления станком
Надписи должны быть конкретными, понятными всем
Не
правильно
Правильно
Обозначены оптимальные режимы работы оборудования
Визуальный контроль
Хранение инструментов
Перечень инструментов и принадлежностей, хранящихся в стеллаже
У каждой папки свое место
Правильно
Не правильно
«Поддержка и улучшение» (совершенствование) - Все действия, предусмотренные предыдущими шагами «сортировка», «систематизация», «уборка», выполнены.
Вышеизложенный подход к организации рабочего пространства обязателен для всех работников предприятия.
Совершенствование организации рабочих мест
Рабочее место - Контроль функционирования
БЫЛО
СТАЛО
Требования к оператору
Ежедневно КАЖДЫЙ РАБОТНИК на своем рабочем месте:
1. Выполняет требования РИСК.
2. Размещает предметы (сырье, заготовки, готовую продукцию, полуфабрикаты, несоответствующую продукцию, инструменты, приспособления, оснастку, отходы производства и т.п.) в соответствующих зонах/наиболее рациональным способом,
3. В течении смены обеспечивает наличие на рабочем месте материалов, комплектующих, заготовок, деталей, средств измерения, оснастки, тары, документов и т.п, необходимых только для выполнения сменно-суточного задания. Количество предметов в текущий момент не должно превышать максимально обозначенного значения, необходимого для выполнения данного сменно-суточного задания
Удаляет все лишнее - к ненужным предметам относятся: сломанные; с истекшим сроком использования; требующие ремонта; предметы, оставшиеся от производства продукции в прежние периоды; избыток полуфабрикатов; личные вещи; лишние мебель, канцелярские принадлежности, тара; устаревшие плакаты, знаки, инструкции и т.п.
4. Проводит тщательную уборку и проверку исправности оборудования и инвентаря. Ежедневная уборка включает: осмотр зон перед началом смены, уборка после окончания операции, уборка после окончания смены и работы. Инструменты, приспособления, оснастка после использования возвращаются на место хранения чистыми.
5. По окончании смены или при переоснащении рабочего места на изготовление других деталей, узлов, изделий сдает остатки деталей, комплектующих, незавершенную продукцию в «буферную зону».
6. Выявляет несоответствия, предлагает улучшения.
В процессе выполнения операции запрещено :
- перемешивать различные наименования комплектующих и изделий в одной таре,
- хранить несоответствующую продукцию не в специально отведенной для этого таре,
- иметь на рабочем месте неиспользуемые в данный момент комплектующие изделия.
Порядок оценки принципов 5С в подразделениях:
1. Ежедневную оценку рабочих мест и участка в течение рабочей смены осуществляет непосредственный руководитель (визуально, без письменной фиксации). Выявленные замечания доводит до исполнителей/ответственных (дежурных) в рабочем порядке; учитывает при установлении фактического коэффициента трудового участия работнику за день
2. Приказом руководителя подразделения создается рабочая группа подразделения
Руководитель подразделения и члены рабочей группы подразделения (при необходимости привлекаются специалисты других подразделений) проводят оценку организации рабочих мест по принципам 5С еженедельно
Один раз в полгода (март-апрель / сентябрь-октябрь) каждый работник осуществляет самооценку рабочего места на соответствие принципам 5С по чек-листу, выявляет несоответствия, предлагает улучшения.
Непосредственный руководитель обсуждает с работником результаты самооценки. Предложенные улучшения реализуются силами работников участка/ службы/ отдела.
Если реализация корректирующих действий требует привлечения специалистов других подразделений, разработки специальных приспособлений, значительных финансовых ресурсов — разрабатывается план мероприятий по совершенствованию организации рабочих мест.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Каждый сотрудник должен понимать,
что поддержание чистоты и порядка –
это неотъемлемая часть его работы!