
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 22 имени Маршала Сергеева города Макеевки»
Внеклассное мероприятие.
Фестиваль «Устное народное творчество»
Материалы подготовила:
Т. И. Жукова,
учитель трудового обучения
Пояснительная записка
Народное творчество на протяжении веков является сокровищницей национальных традиций, основным компонентом сохранения национального своеобразия художественной культуры. Оно стало основой для развития многих жанров искусства, ему принадлежит огромная роль в процессе эстетического и нравственного воспитания подрастающего поколения, формирования верных морально-этических ориентиров, заложенных в народном творчестве как наиболее емкой и образной форме выражения национального характера каждого народа.
В настоящее время подрастающее поколение мало знает об укладе жизни, культуре и верованиях своих предков.
Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов. Русская традиционная культура имеет художественную высочайшую ценность. Со временем стал возрастать интерес к традиционному быту, медицине, поверьям, приметам, народной педагогике. Зная свои национальные истоки, дети смогут с уважением и пониманием относиться к культуре других народов.
Воспитание на традиционных культурных ценностях должны идти с рождения. Семья, как носитель, хранитель и передатчик культурных народных ценностей - не всегда соответствует этому названию. Если раньше сама народная традиция обеспечивала необходимый уровень нравственной жизни и эстетического воспитания детей, то в данный момент эту традицию призваны поддерживать образовательные учреждения.
У русского народа существуют замечательные творения, в которых воспитываются честность порядочность, преданность идеалам справедливости, что является хорошим источником воспитания национального характера детей.
Задачи:
знакомить детей с устным народным творчеством.
учить внимательно слушать и запоминать потешки, художественны произведения, отгадывать загадки.
знакомство с русскими народными играми.
воспитывать дружеские чувства и гуманные взаимоотношения между детьми.
Цель мероприятия: пробудить у учащихся живой интерес к изучению русского детского фольклора.
Необходимо воспитать подрастающее поколение таким, чтобы любовь к Родине не просто была красивым, звучным словосочетанием, а определяла внутреннюю сущность молодого человека.
У России великая, светлая душа. Она отразилась в еѐ природе, в искусстве: в песнях, танцах, музыке и слове.
Само время диктует необходимость обратиться к истокам искусства - творчеству, созданному гением народа. Фольклор во всех его жанрах раскрывает грани богатой и самобытной души русского народа. Хранить, беречь, приумножать народное творчество, развивать его традиции - святая обязанность
Народные танцы, песня, произведения народных умельцев пробуждают человеческие души, дают выход таким чувствам, которые поневоле забыты в наше время. А это то, что живѐт, но скрыто в глубине души: тонкость воспитания мира, лиризм, скромность, а также коллективизм, взаимовыручка, готовность прийти на помощь другим, чувство сострадания и милосердия, оптимизм, открытость миру и людям.
Сформированные универсальные учебные действия являются предпосылкой развития достаточного уровня общеучебных умений.
Обозначенные цели направлены на духовно - нравственное развитие учащихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире. Эта сторона деятельности образовательного учреждения реализуется в процессе изучения учебных предметов
«Литературное чтение», «Окружающий мир», «Уроки гражданственности и духовности Донбасса». Особое внимание при этом обращается на формирование у школьников интереса к народному творчеству, воспитание духовно - нравственной культуры и толерантности, патриотизма и гражданственности, развитие художественного вкуса.
Личностные, метапредметные и предметные результаты.
В результате проведения праздника «Народное творчество» формируются следующие личностные результаты, соответствующие требования Государственного образовательного стандарта начального общего образования:
принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно - исторической, социальной и духовной жизни своей страны;
формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России;
формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.
Ведущий:
Великий, могучий, свободный Надежды и силы родник,
Тебе посвящаем мы праздник сегодня, Родной наш, правдивый и гордый язык!
Петрушка 1:
Фестивалю быть угодно! Отложите все дела,
На свиданье нас сегодня Эта встреча позвала.
Петрушка 2:
Народной песни звук певучий, Озорной лихой мотив,
Словно вихрем вас закрутит, Пляской быстрою пленив.
Петрушка 3:
Мы найдем потехе место, Их не спрячем про запас. И совсем не будет тесно
Всем на празднике у нас!!!
Вбегает ученица (плачет):
Творчество народное сбежало. Обиделось оно на людей. Говорит, забывать его стали, традиций не чтят. Не поверило, что мы знаем и песни, и пляски, и заклички, и игры... Одним словом, всѐ то, что с древности передаѐтся из уст в уста.
Петрушка 1:
Так что же мы стоим. Давайте праздник начинать, творчество прославлять, Оно к нам и вернѐтся.
Петрушка 2:
Правильно. Мы же за этим сюда и собрались., чтобы старину вспомнить.
Ученица:
Я знаю загадки.
Петрушка 3:
Ну, начинай. (Петрушки уходят)
Ученица:
Из оконца в оконце золотое веретѐнце. (Солнечный луч)
С неба пришѐл - в землю вошѐл. (Дождь)
Красное коромысло над рекою повисло. (Радуга)
Летом ходит без дороги мимо сосен и дубов, а зимой он спит в берлоге от мороза пряча нос. (Медведь)
Ползун ползѐт, иголки везѐт. ( Ёжик)
Хвост крючком, нос пятачком. ( Поросѐнок)
Ведущий:
Мир без потехи людям тесен Поверьте в этом мне, друзья. Без прибаутки, шутки, сказки Жить человечеству нельзя.
Ведущий:
Традиции старые не умирают
Есть люди, которые их возрождают
Они интересно и дружно живут Приветствуй их публика – они тут как тут.
(Выступление коллектива «Скоморошьи шутки». «Ехал Ваня на коне»)
Ехала деревня мимо мужика
Вдруг из – под собаки лают ворота. Дубина выбегает с мальчиком в руках, А за ним тулупчик с бабой на плечах. Деревня закричала: «Мужики горят!» Сарафаны в бабах на пожар спешат.
Ученик:
Кто сложил для нас частушки, Кто их право сочинил?
Ты теперь, поди, узнай-ка, Где он был и где он жил.
Ученик:
Так живи, частушка, всяко, Под баян и под струну
Надо нам, друзья, однако Спеть частушку не одну.
Ученик:
Известны сказки с давних пор. Не верь тому, кто скажет,
Что это выдумка и вздор, Его не слушай даже.
Ученица:
Скорее сказки почитай, Запомни их получше
И мудрость древнюю узнай— Они всему научат.
Сказочница:
Я хочу предложить вам викторину «Знаете ли вы сказки?». Приготовились?
По тропе шагая бодро, сами воду тащат вѐдра. (По щучьему веленью.)
Какую награду за подвиг обещают сказочные цари героям? (Полцарства.)
Несѐт меня лиса за тѐмные леса, За быстрые реки, за высокие горы. Кот и дрозд, спасите меня!
(Петушок - золотой гребешок. Русская народная сказка.) 4.Прыгнул в кипящую воду и не сварился? (Иван. Ершов. Конѐк-Горбунок.) 5.Отворили дверь козлята и пропали вдруг куда - то!
(Волк и семеро козлят. Русская народная сказка.)
Ведущий:
Ребята, а какие русские народные танцы вы знаете. Хотите узнать еще какие русские народные танцы бывают? Ну, тогда слушайте: «Барыня», «Березка»,
«Казачок», «Калинка» и много, много других. Я приглашаю на сцену коллектив
«Искорки» с танцем «Ручеѐк».
(Выступление коллектива «Искорки») А мы напомним вам потешки:
—Я медведя поймал!
--Так веди его сюда!
-- А он не идѐт.
-- Так сам иди сюда.
-- А он меня не пускает.
--Собака, чего лаешь?
--Волков пугаю.
--А отчего хвост поджала?
-- Волков боюсь.
А вот шуточные дразнилки:
Вова, Вова – карапуз съел у бабушки арбуз. Бабушка ругается, Вова отпирается:
-- Это, бабушка, не я! Это кошечка твоя! Я вас научу произносит скороговорки.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Не потухнет, не погаснет, Если ты не нем, не глух
Самый светлый, самый ясный Песни нашей русский дух.
Услышишь раз – покоя нет,
Всю жизнь ты с песней будешь вместе. Тебе сейчас немного лет,
А русским песням – сто, иль – двести
А теперь послушайте русские народные песни. Солнышко, вѐдрышко, погляди, посвети
На веточку зелѐную, на яблоньку кудрявую, берѐзку кучерявую. Теперь все вместе «Во поле берѐза стояла».
Выбегают скоморохи.
й скоморох:
Все! Все! Все! На праздник! Масленицу встречаем, зиму провожаем, весну закликаем!
й скоморох:
Эге-гей, ребятня,
Вы послушайте меня!
Я скажу вам по секрету, А вы дальше всему свету, Что сегодня здесь у нас Для веселия — раздолье:
Будут музыка и пенье,
Танцы, игры, развлеченья Очень интересные,
Просто расчудесные!
й скоморох:
Сегодня здесь закон простой:
«Пой и танцуй, танцуй и пой!» Простим сегодня все ошибки, Но не отсутствие улыбки!
й скоморох:
Приходите, разомните кости! Сегодня Масленица приглашает в гости!
1-й скоморох:
К нам, сюда! Собирайся, народ! Сегодня вас интересное ждет!
Игры, забавы, веселье и смех, Праздника хватит у нас для всех.
Ведущий:
Здравствуйте, гости дорогие, долгожданные! У нас сегодня - Разгуляй! Четвертый день Великой Масленицы! Масленица! Масленица! Широкая масленица!
й скоморох:
Будем зиму провожать и весну встречать, веселые русские песни петь да в игры играть.
й скоморох:
Глядите-ка, кто к нам идет! Это же сама Зимушка к нам шествует.
Музыка для зимы
Зима. Здравствуйте, люди! Не надоела ли вам зима долгая? Может быть, вам еще морозца добавить, снега напоропшть?
Скоморохи (вместе). Не нужно нам такой радости, промерзли мы до косточек, зуб на зуб не попадает, ждем не дождемся денечков теплых. Может, ты уступишь место Весне?
Зима. Посмотрю, подумаю. Если рассмешите меня, позабавите, может быть, и уступлю место Весне.
Ведущий:
Ребята, вы хотите, чтобы Весна наступила? Попробуем рассмешить, позабавить Зиму?
й скоморох:
Не хочет зима так уходить, хочет, чтоб позабавили ее!
й скоморох:
Вы готовы участие в зимних забавах принять?
1-й скоморох:
Тогда, открываем нашу Ярмарку Развлечений.
Конкурс – эстафета «Посади картошку»
У первого участника каждой команды ведерко с 6 «картошками». По сигналу ведущего первый участник бежит к начерченной линии и выкладывает по одной картошке в «лунки», выкопанные в снегу и покрашенные краской. Закончив работу, первый участник возвращается к команде и передает ведерко второму участнику.
Второй участник собирает картошку и передает ведерко с картошкой третьему участнику. Третий – «сажает» картошку и т.д. )
Частушки о масленице, зиме
Гонки на метелках
На снегу рисуется длинная полоса - трасса, вдоль нее расставляются змейкой пластиковые бутылки, участники (можно целую семью усадить) садятся верхом на длинные метлы и бегут к финишу.
Примечание: если метелки найти проблематично, замените их на веники или лопаты для расчистки снега.
й скоморох:
Эй, народ! Собирайся в хоровод. Хорошо мы праздник начали.
й скоморох:
Интересно Зимушку уважили?
Зима:
Повеселили вы меня. Может, думаю остаться мне. Вам же хорошо со мной.
Игр хороших зимой столько существует. Зачем мне уходить?
Ведущий:
Да, Зима нам хорошо с тобой! Но хочется, чтоб солнышко согрело нас теплом своим.
Зима. Смотрю я, что скоморохи зря зиму провели, в снежки не играли, с горы не съезжали. Наверное, погощу я еще у вас, снегом-морозом угощу, Весну не пущу.
Ведущая:
Подожди, Зима, давай спросим у ребят, как они зиму провели. Ребята, снега для лыжных прогулок хватало всегда?
Дети (хором). Да!
Ведущая:
С горок вы быстро съезжали всегда? Дети (хором). Да!
Ведущая:
й скоморох:
А теперь уступи место Весне-красне. Она уж не за горами.
й скоморох:
Поможет нам в этом Масленица.
Зима:
И где же это ваша помощница?
Ведущая:
Для этого встать в хоровод нужно и песню спеть дружно.
й скоморох:
Только скорее б она приехала, веселая, задорная, разгульная, а не смирная.
й скоморох:
Эй, ребята поем песню с вами «Масленица»
ПЕСНЯ «Масленица» Дети поют и Масленица появляется.
Масленица:
Я – Масленица, Широкая Масленица – Сырная неделя! Я пришла нарядная к вам Весну встречать.
Печь блины и развлекаться будем всю неделю, Чтоб Зиму студѐную из дому прогнать!
Ведущая:
Масленица длится семь дней.
й ученик:
Первый день — «Встреча», Масленицу мы уже встретили. Переходим ко второму дню.
й ученик:
Второй день — «3аигрыш». Парни с девками с горочки катаются, познакомиться стараются.
й ученик:
Зима длится долго-долго, а Масленица бежит быстро. Объявляется день третий — «Лакомка».
й ученик:
А чем лакомятся на Масленицу?
Дети (хором). Блинами!
й ученик:
Четверг — день самый-самый масленый — «Разгул».
й ученик:
День пятый — «Тещины вечерки». В гости к зятьям на блины тещи пожалуют.
й ученик скоморох:
Шестой день — «Золовкины посиделки».
В эти дни устраиваются семейные чаепития с поднесением подарков.
й ученик:
Заканчивается Масленица Прощеным воскресением. Все просят друг у друга прощения, а затем сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с Зимой.
Зима (которая все это время наблюдала за происходящими событиями). А может, передумаете еще? Зачем вам эта Весна, со мной вон как весело, снежно, морозно, свежо!
й скоморох:
Нет, Зимушка, прошла твоя пора.
й скоморох:
Государыня-Масленица, мы тобой хвалимся, блины едим, веселимся!
Наступит твой час, и ты уйдѐшь от нас!!!
9-й ученик:
Ну, что ж, ребята, пришла пора Зиму провожать. А Масленицу жечь будут в воскресенье. И Давайте скажем ей хором те слова, которые давным-давно произносили славяне.
Дети (хором). Масленица-обманщица, до поста довела — сама удрала!
Масленица, воротись, в новый год покажись! Гори, гори ясно, чтобы не погасло!!!
Ведущий:
Это будет в воскресенье, а пока:
Дорогая гостья Масленица! По тебе мы так соскучились! Знаем: коль приходишь ты – Зиме конец!
Масленица:
Ребята, а я знаю закличку, которая поможет Весне быстрее к нам прийти. Слушайте и повторяйте за мной.
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью, С радостью, с радостью, С великой милостью.
Со льном высоким, С корнем глубоким,
С хлебами обильными.
ПЕСНЯ «Весну ждали, весну звали...»
Весна:
Здравствуйте, гости дорогие. Рассказала мне Зима, что вы петь умеете, и плясать, в игры разные играть. Повеселили вы Зиму, вот она мне дорогу и уступила.
Скоморохи:
Прощай, Зима! Да здравствует Весна!
Весна:
Как на проводы зимы, из печи блины летели,
Ух вы мои, скоморохи, не скупитесь, масленым блинком поделитесь
Ведущие:
На Руси многолюдная, многоголосая ярмарка встречала гостей криками зазывал, спорами торгующих, музыкой и песнями. Крутились карусели, в балаганах выступали артисты. Купцы приезжали из разных городов на ярмарку, продавали свои товары. Чтобы людей заманить, заклички придумывали. А народ со всей округи приезжал. В красивых праздничных одеждах. И чего только на ярмарке не было?!
Выставка детских работ (выступают дети – зазывалы):
Ярмарка, ярмарка, огневая ярмарка. Глянешь налево – лавки с товаром! Глянешь направо – веселье даром!
Зазывалы:
Тары-бары растабары, Есть хорошие товары. Не товар, а сущий клад,- Забирайте на расхват!
Небольшой расход, Подходи, честной народ! Подходи, налетай!
Мои куклы покупай! Куклы не простые – Смешные, озорные!
Лошадки, погремушки – Разные игрушки!
Ведущий:
Зазывалы старались вовсю! Дети особенно любили ярмарку, для них это был настоящий праздник!
Творчество:
Извините, ребята, за то, что я не поверила вам, что вы знакомы с устным народным творчеством. Но я просмотрела все ваши выступления и теперь знаю, что я была не права. Вы все замечательно потрудились – и могу сказать по секрету, что всех ребят ждѐт сюрприз в классе.
«Сила традиций и сила творчества в их сочетании - животворящий источник всякой культуры»
П.Н.Савицкий
Анализ внеклассного мероприятия.
Фестиваль «Устное народное творчество»
Великий, могучий, свободный Надежды и силы родник,
Тебе посвящаем мы праздник сегодня, Родной наш, правдивый и гордый язык!
«Устное народное творчество» под таким названием учащимися 2 - Б класса был проведѐн театрализованный праздник, на который были приглашены гости – администрация школы, учителя, родители, бабушки, дедушки, учащиеся 1 – 2 классов.
К этому мероприятию была проведена большая подготовительная работа на уроках литературного чтения, окружающего мира, уроках гражданственности и духовности Донбасса, музыки, также и во внеурочное время.
Дети искали загадки и поговорки по теме, учили стихи, песни, рисовали рисунки, проигрывали сценки.
С помощью родителей и преподавателя по трудовому обучению Жуковой Т. И. было изготовлено много костюмов и различных сопутствующих атрибутов, декораций, готовили презентацию на компьютере, подбирали фонограммы для озвучивания песен (в этом большую помощь оказала преподаватель музыки Андреева С. А.) .
Мероприятие получилось доступным и посильным для учащихся данного возраста. А как результат – детский коллектив стал сплоченным. Ведь каждый из них принял участие в проведении праздника, а также не без участия оставались и гости (все пели, отгадывали загадки, были активными при проведении сказочной викторины).
Дети имеют представление об устном народном творчестве, знают загадки, сказки, скороговорки, русские народные песни,чтут народные традиции.
Сценарий праздника (составила учитель 2-Б класса Тромпинская) хорошо продуман. Проведенное мероприятие обеспечивает работу всего детского коллектива, позволяет учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить мышление». Данное занятие относится к типу комплексного применения знаний и способов деятельности.
При подготовке к занятию мною были учтены и возрастные и индивидуальные особенности учащихся: высокий интерес к чтению, доступные на данном уровне обще учебные умения и навыки, мотивация, которая стимулировалась нетрадиционной формой мероприятия.
Выбранные мною методы соответствовали задачам занятия, характеру и содержанию выбранного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся. Так, были использовали словесные методы: объяснение, вопросы; наглядные методы: изобразительная наглядность, демонстрация слайдов (презентация о весне); практические, частично-поисковый методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные задания.
Психологическая атмосфера на празднике была доброжелательной.
Вывод: праздник прошѐл на высоком эмоциональном подъеме. Все поставленные задачи з удалось реализовать. Близкое знакомство с устным народным творчеством дало детям возможность приобщиться к народным традициям русского народа, его неповторимому колоритному творчеству.