Внеклассное мероприятие «Литературная горница С. Есенина»
Цели:
- знакомство с жизнью и творчеством Сергея Есенина;
- формирование анализирующего наблюдения, обеспечивающего необходимую конкретно-образную основу для развития эмоционально-волевой сферы, образного мышления и речи;
- развитие эмоциональной выразительной речи учащихся на основе чувственного опыта, творческой активности, положительной мотивации к чтению;
- воспитание национальной гордости, любви к Родине, близким, ко всему живому, эстетического восприятия окружающего мира через поэзию Есенина и культуру русского народа.
Тип мероприятия -КТД.
Форма: литературная горница( построение мероприятия на личностной, эмоционально-психологической основе, т.е. создание эмоционально-психологического фона с использованием видеоматериалов, музыкальных фрагментов, выразительного чтения стихов, пения, цветовой пейзажной и поэтической гаммы, оформление класса в стиле крестьянской горницы).
Методы :
1) по источникам получения знаний:
а) словесные (слово учителя, стихотворная биография поэта, словесное рисование пейзажных изобразительно-выразительных композиций);
б) наглядные (презентация творчества Есенина, пейзажные репродукции и фото);
в) практические (пейзажные композиции – рисунки обучающихся по адаптированным программам, создание поэтического портрета Есенина);
2) по характеру дидактических задач:
а) методы закрепления знаний (развитие навыков выразительной, эмоциональной речи, совершенствование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, конкретизация, систематизация);
б) методы формирования умений и навыков (составление презентации творчества Есенина);
в) по характеру преобладающей деятельности учителя и учащихся: методы творческой работы учащихся под руководством учителя .
Задачи: формирование коммуникативных знаний и умений, специфичных для устной речи (основной тон высказывания, логическое ударение, язык «внешнего вида») совершенствование навыка точного употребления слова, конкретизация словаря; развитие словесно-логической, наглядно-образной, эмоциональной памяти, творческого воображения, устойчивого распределяемого внимания;
совершенствование мыслительных операций, зрительных, слуховых, временных представлений; личностных качеств (воспитание доброты, сострадания, любви ко всему живому, эстетического восприятия окружающего мира через поэзию Есенина и пейзажные зарисовки).
Осуществление дидактических принципов:
1) научность – способ сообщения знаний, которые позволяют учащимся применять их в своей практической деятельности (формирование эмоциональной, выразительной речи, совершенствование мыслительных операций);
2) систематичность и последовательность – литературный портрет Есенина создан на основе стихотворной биографии поэта;
3) доступность – содержание материала доступно учащимся, учитывается их уровень подготовки, возрастные и индивидуальные особенности;
4) осознанность –осуществлялось воспитание активного отношения к данной теме;
5) наглядность – путь к словесно- логическим обобщениям начинается с наглядно-образного, чувственного восприятия;
6) самостоятельность и активность –были созданы условия для творческой активности учащихся;
7) дифференцированный подход – учтены возрастные и типологические особенности, соблюдается индивидуальный подход с учетом особенностей личности учащихся;
8) осуществлялись межпредметные связи.