СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по математике в 5 классе "Мудрость, доброта и математика"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка внеклассного мероприятия по математике   в 5 классе "Мудрость, доброта и математика"  

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по математике в 5 классе "Мудрость, доброта и математика"»

Внеклассное мероприятие по математике в 5 классе

Фефелова Елена Александровна, учитель математики

Мудрость, доброта и математика.

Мудрость и доброта идут по жизни рядом:

мудрость в словах, а доброта в глазах.

Математика объединяет и мудрость и доброту.


Цели: создать условия для развития познавательного интереса, формирования у обучающихся нравственных ценностей средствами математики



Задачи:

- развивать познавательный интерес, математическое мышление, память, внимание;

-способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, делать выводы;

-развивать творческие способности детей;

-раскрыть смысл понятия ″доброта″;

-убедить детей в жизненной необходимости нравственных категорий: Доброта,

Дружба, Взаимопомощь;

-способствовать развитию сочувствия, сопереживания;

-содействовать воспитанию гуманных чувств для становления личности.


Оборудование: мультимедийный проектор, презентация по теме занятия, раздаточный материал – карточки


Ход мероприятия

- Здравствуйте, мои друзья!

Всех Вас видеть рада я!

- Мне приятно видеть вас и ваши добрые лица, лучистые глаза! Давайте подарим частицу своего хорошего настроения друг другу!

Вы друг к другу повернитесь

и друг другу улыбнитесь

Здравствуй, ты мой милый друг,

Как прекрасно всё вокруг!

- Сегодня мы будем говорить о математике и о душевных качествах. Нам с Вами предстоит выполнить несколько творческих заданий. Для этого нужны математическое мышление, память, внимание, способность анализировать, сравнивать и делать выводы.


-Посмотрите на картинку. Что это такое? (Ответы детей.)


-Да, это дерево, которое в ходе мероприятия должно ожить и расцвести.



1 задание.

-А что является корнем этого дерева, вы узнаете, если отгадаете ключевое слово кроссворда. Кто догадается, тот шепнёт мне на ушко.









1













2













3














4











5


















6











7















Как называется:

  1. Компонент при делении.

  2. Правило, записанное с помощью букв.

  3. Прямоугольный параллелепипед, у которого все измерения одинаковы.

  4. Сумма длин всех сторон многоугольника.

  5. Пройденный путь.

  6. Часть прямой, ограниченная двумя точками.

  7. Результат действия сложения.

(Ответ на кроссворд: 1.делитель, 2.формула, 3.куб, 4.периметр,

5.расстояние, 6.отрезок, 7.сумма)


-Какое же слово получили и что лежит в корне нашего дерева?

- А теперь давайте хором ,все вместе, произнесём вслух это слово. (Дети произносят слово «ДОБРОТА»)

-Совершенно верно-это красивое,

мудрое слово-ДОБРОТА.

ДОБРОТА

-Давайте подумаем, почему в названии темы звучит ещё и слово-МУДРОСТЬ? Как вы думаете?

(Дети размышляют)


-Мудрость- это мысли умных людей, которых в древности называли мудрецами. Мудрым становится тот, кто сам находит ответы на сложные, трудные вопросы. На уроке мы будем думать, рассуждать, находить правильные ответы и решения. Поэтому я смело могу назвать вас «мудрецами».

-А как вы думаете, мои мудрецы, а что такое - ДОБРО? ( Ответы детей.)

-А вот как значение этого слова трактуется в толковом словаре русского языка С.И.Ожегова:


ДОБРО - всё положительное, хорошее, полезное.

-А что означает слово- доброта? ( Ответы детей.)

- Доброта - морально-ценностная характеристика человека, включающая такие свойства, благодаря которым он способен творить добро.

-Доброта – это солнце. Добрые люди, как лучи солнца, согревают людей своей добротой. Посмотрите на солнышко. Оно дарит нам свои тёплые лучики. Возьмите один маленький лучик в своё сердце. Закройте глазки, мысленно пожелайте своим одноклассникам, себе, своему учителю хорошего настроения, радости, успеха! Откройте глазки.

-Какими же качествами должен обладать человек, чтобы творить добро?( Ответы учеников.)

-Итак, это могут быть:

доброжелательность - умение доставить приятное другому,

отзывчивость - умение разделить радость и огорчение других,

внимательность – умение заметить и понять переживание другого,

заботливость - умение оказать своевременную помощь,

справедливость - умение признать равные права сверстников,

милосердие - готовность помочь кому-либо.



- Все эти качества будут ветками нашего дерева, а солнышко будет согревать это дерево.

внимательность

заботливость



отзывчивость



справедливость



доброжелательность

милосердие





Доброта





2 задание

-Мудрецы на земле были давно. Их имена спрятались в кроссворде. Нужно найти три имени мудрецов. Первые буквы каждого имени обозначены цифрами 1, 2, 3 , а следующие - идут по вертикали и по горизонтали друг за другом.

-Кто найдет разгадку, пусть ответ шепнёт мне на ушко.



1)-п

3)-п




а

л

и

д


о

т

к

ф

а

г

н

2)-е

в


р

о



- Итак, как же звали этих мудрецов? ( Платон, Евклид,Пифагор)

(Учитель демонстрирует ответ и портреты учёных.)



1 П

3 п




а

Л ( л)

И (и)

д


о

т

к

ф

а

г

н

2 е

в


р

о



П ифагор Самосский (ок. 580 — ок. 500 до н. э.) — древнегреческий философ, религиозный и политический деятель, основатель пифагореизма, математик. Пифагору приписывается изучение свойств целых чисел и пропорций, доказательство теоремы Пифагора и другие.





П латон (428 или 427 до нашей эры — 348 или 347) — древнегреческий философ. Одним из его исследований была философия математики.







Е вклид (ок. 365 — 300 до н. э.) — древнегреческий математик. Открыл основы античной математики, элементарной геометрии, теории чисел, общей теории отношений и метода определения площадей и объемов. Изучал астрономию, оптику, теорию музыки.




3 задание

В 1777-1855 г.г. жил известный немецкий учёный, математик, физик, астроном Карл Фридрих Гаусс. Его математическое дарование проявилось уже в детстве. Однажды в школе( Гауссу в то время было 10 лет) учитель предложил классу сложить все числа от 1 до 100. Пока он диктовал задание, у Гаусса уже был готов ответ. Решение мальчика было не только правильным, но весьма простым и своеобразным.

-А теперь, великие мои мудрецы, вопрос к вам: какое же решение предложил Гаусс?

1+2+3+4+5+….+96+97+98+99+100= ?

(дети решают пример, находят варианты решения, шепчут учителю на ушко.)

Итак, какое же решение предложил Гаусс?

(Решение: 1+2+3+4+5+….+96+97+98+99+100=

=(1+100) + (2+99) + (3+98) +….+ (50+51) = 101∙50=5050 )

-Молодцы, мои мудрецы, великие математики, я вами г оржусь!



-За этим ответом спрятана для вас жизненная

мудрость (учитель переворачивает лист с ответом):


Доброта - единственный язык,

понимаемый всеми.



4 задание

-Милые мудрецы! В этом задании найдите закономерность и скажите, какой ответ будет в последнем примере.

9 ∙ 9 + 7 =

98 ∙9+ 6 =

987 ∙ 9 + 5 =

9876 ∙ 9 + 4 =

98765 ∙ 9 + 3 =

987654 ∙ 9 + 2 =

9876543 ∙ 9 +1 =

98765432 ∙ 9 + 0 =

(Учитель даёт время подумать. Пока ученики думают, учитель подходит к ним и шёпотом спрашивает: "Каков ход ваших мыслей, коллега? " Если ребёнок отвечает правильно, то учитель говорит ему: "О, мудрец, примите моё восхищение". Если ход мыслей ученика неверный, то учитель говорит: "Пока не получается -подумай".)

-Итак, какой же ответ мы получим? (Ответ детей :888 888 888)

(Решение:

9 ∙ 9 + 7 = 88

98 ∙9+ 6 =888

987 ∙ 9 + 5 =8888

9876 ∙ 9 + 4 =88888

98765 ∙ 9 + 3 =888888

987654 ∙ 9 + 2 =8888888

9876543 ∙ 9 +1 =88888888

98765432 ∙ 9 + 0 =888888888 )

После того, как ответ будет озвучен, учитель хвалит учеников:

-Я вами горжусь! Вы сделали открытие , которое могут сделать только учёные.

(затем открывается скрытая за этим примером пословица)

Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

-Как вы понимаете эту пословицу? А какие вы знаете добрые слова? (Ответ детей)

-Добрые слова и мысли на нашем дереве вырастут листочками.

Физминутка

Руки к солнцу потяните

И тепло его возьмите.

Поместим тепло мы в сердце,

Чтобы быть всегда нам вместе:

Прыгать, бегать, приседать

И друг другу помогать.

5 задание

-Уважаемые мудрецы, как вы думаете, пять будет равно шести? (Ответ детей: нет.)

-А я утверждаю, что 5=6, и это я вам сейчас докажу.


-Возьмём тождество: 35+10-45=42+12-54.

5∙(7+2-9)=6∙(7+2-9)

-Разделим обе части равенства на общий множитель (7+2-9).

-Получим, что 5=6.


-Так где же была ошибка? (Дети думают, затем озвучивается ответ.)

-Поздравляю вас, мудрецы! Вы нашли верное объяснение этому факту. Итак, дорогие мои, прежде чем совершить какой-либо поступок, нужно обязательно подумать и принять самое верное и благородное решение.

-Запомните полезный совет:

Добрые слова и мысли приведут к добрым поступкам, к добрым делам.

6 задание . Игра «Математическое лото»

(Ученикам на каждую команду выдаются 5 карточек с примерами (на другой стороне написаны слова) и одна карточка-поле с ответами. Дети решают пример, находят на поле ячейку, в которой записан ответ на этот пример и помещают в эту ячейку карточку с примером. Когда поле будет заполнено полностью, нужно перевернуть карточки с примерами другой стороной, и если дети решили все примеры правильно, то у них должны получиться фразы-пословицы. На каждую команду выдаётся по одной пословице.)


1 команда

94

501

19

41

900


2 команда

615

20101

1

33

1500


3 команда

200

1801

1

72

1500


1команда 2 команда 3 команда

300-х=206 х-307=308 х-34=166

8517:17 180909:9 21612:12

(х-12) ∙8=56 24∙(х+9)=240 (9-х) ∙10=80

5²+4² 5²+2³ 4²+2³

Найдите объём Найдите объём Найдите объём

прямоугольного прямоугольного прямоугольного

параллелепипеда, если параллелепипеда, если параллелепипеда, если

его измерения- 45 см, его измерения- 20 см, его измерения- 10 см,

10 см, 2см. 15 см, 5см. 30 см, 5см.



Получившиеся пословицы:

1команда.- Жизнь дана на добрые дела.

2 команда– Доброе дело питает и душу, и тело.

3 команда- Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

-Дорогие мудрецы, вы помогли мне вспомнить ещё пословицы о добром деле. А какие дела можно считать добрыми? (Ответы детей).



7 задание .

-Вы правильно перечислили добрые дела. А сейчас мне хотелось поговорить об особенных людях, которые тоже делают добрые дела –это доноры.

-А кто такие доноры?

- Донор - это человек, который дарит жизнь другому.

Каждый донор –это чья-то надежда на жизнь, а каждая капля донорской крови –гарантия спасения.


Д онорской крови постоянно не хватает. Каждый день тысячи больных находятся под угрозой из-за недостатка донорской крови. Это и люди, попавшие в аварию, и нуждающиеся в операциях. Но переливания крови делают не только при больших кровопотерях. Существует целый ряд заболеваний, лечение которых невозможно без систематических переливаний крови и её компонентов. По статистике, каждый третий человек в течение

своей жизни нуждается в переливании крови.


Задача. Один донор может сдавать кровь не чаще пяти раз в год. За один раз он может сдать 450 мл крови. В России, по статистике, 2 030 000 доноров. Сколько литров крови сдадут все доноры за 1 год? Сколько человек они спасут, если одному больному нужно перелить в среднем 5л крови?

(Решение:

1).4505=2250 (мл)- крови сдаст один донор за год.

2).2 030 0002250=45 675 000 (мл)=45 675(л)- крови сдадут все доноры за год.

3). 45 675:5=9 135(ч.)- спасут доноры за год.

Ответ: 9 135человек. )



-Итак, доноры спасут как минимум жизнь 9 135 человек ам за год. Вот какое доброе дело делают доноры!



-Добрые дела на нашем дереве-это плоды.



-Давайте посмотрим на наше дерево. Каким оно стало? Как мы назовем наше чудесное дерево? (Смотри последнюю страницу) Это будет Дерево Доброты. И я желаю вам, чтобы в ваших сердцах росли сады таких добрых деревьев.

-Наше мероприятие заканчивается. Давайте вспомним, о чём мы размышляли, о чём задумывались? Закройте глазки, поразмышляйте. Как вы представляете себе Доброту? Доброту в своей жизни? Доброту в своём сердце? Что для вас значит - быть добрым? Какими бы вы хотели видеть себя и своих одноклассников? Откройте глазки.



Добро! Оно какое?

Зелёное иль голубое?

А может, сладкое, как груша?

А можно ли его нам скушать?

Потрогать, принести нам в класс,

И тем порадовать всех нас.

Всё это можно, если каждый

Добро в душе своей несёт,

Всегда поддержит и поможет,

И успокоит, и поймёт.

Когда поступок каждый в жизни

Не обожжёт лицо стыдом,

Когда идёте к людям с верой,

Когда идёте к ним с добром.


-Итак, мои милые и хорошие мудрецы!

Будьте добрыми и мудрыми. Умейте добрыми глазами увидеть радость или беду другого человека, добрым сердцем откликнуться на неё и добрым делом помочь.


-Добро всегда и везде найдёт себе место, на каждом уроке, в том числе и на уроках математики. Мы с вами в этом сегодня убедились.

-Вы готовы на добрые дела?

-Я желаю Вам успеха!














заботливость



внимательность





доброжелательность



справедливость

милосердие

отзывчивость



Д О Б Р О Т А





-- добрые дела и поступки

- добрые слова и мысли