Конспект внеклассного занятия по теме
«Бесплатный сыр бывает только в мышеловке»
В современной России факты обмана и злоупотребления доверием стали распространенным явлением. Многие преступники поняли, что для процветания бизнеса надежнее действовать не силой, а хитростью, и сменили топорную практику вымогательства денег на «тонкое» искусство их выманивания. Однако этот вид преступности опасен не меньше, чем грабежи и разбои.
Актуальность темы заключается в том то, что в настоящее время наблюдается быстрый темп развития экономики и, как следствие, появление новых способов совершения преступлений против собственности с использованием обмана или злоупотребления доверием. Особенно часто от действий мошенников страдают школьники. Многие подростки зачастую пренебрегают элементарными правилами интернет-безопасности, делая свои профили общедоступными, указывая незнакомым людям свои личные данные. Родители учат своих детей правилам поведения на улицах и в обществе, но мало кто из них владеет необходимым объёмом знаний в области финансового мошенничества. Восполняя данный пробел в знаниях учащихся, современный педагог является помощником, готовым прийти на помощь своим ученикам.
На сегодняшний день существуют десятки способов обмана людей и кражи денег с банковских карт, начиная от банального подглядывания из-за плеча во время использования клиентом банкомата и последующим хищением его карты, заканчивая хакерскими атаками на программное обеспечение пользователя. При этом злоумышленники постоянно придумывают новые способы хищения денежных средств.
От того, насколько грамотно и умело человек распоряжается своими знаниями в области финансовой грамотности, будет зависеть благосостояние его семьи и общества в целом.
Методическая характеристика:
Наименование: Внеклассное занятие для учащихся 8 класса по теме «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке»
Тип занятия: Урок комплексного изучения и применения знаний.
Форма: Урок-практикум.
Цели занятия: Формирование опыта применения личной стратегии грамотного поведения в ситуациях финансового мошенничества.
Задачи занятия
познакомить учащихся с психологией мошенничества;
рассмотреть виды финансового мошенничества;
изучить способы самозащиты от мошенничества.
Планируемые результаты:
- владение основными понятиями «финансовое мошенничество», инструментами взаимодействия с участниками финансовых отношений;
- владение основными принципами принятия оптимальных финансовых решений в условиях потенциального риска мошенничества.
- понимание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;
- понимание прав и обязанностей в сфере финансов.
- владение умением распознавать и предвидеть действия мошенников;
- владение информацией о финансовых мошенниках и способах их распознавания;
- владение коммуникативными компетенциями:
- нахождение источников информации для достижения поставленных целей и решения задач, коммуникативное взаимодействие с окружающими для подбора информации и обмена ею;
- анализ и интерпретация информации о финансовых рисках и финансовом мошенничестве.
Оборудование, оформление:
мультимедийная установка, удочка; мячик;
для каждой микрогруппы раздаточный материал с текстами практикума;
практические советы.
1) Описание хода занятий (технологическая карта)
Этап | Действия учителя | Действия ученика | Ресурс | Социальная форма | Время |
1.Организационный | Приветствие учеников. Создание эмоционального настроя. | | | Фронтальная | 1 мин. |
2. Актуализация темы | 1. Просмотр фрагмента видеоролика «Финансовое мошенничество» 2. Вопрос: «О чем пойдет сегодня речь на занятии?» | Слушают учителя, формулируют с помощью учителя тему урока: «Финансовое мошенничество» | Видеоролик | фронтальная | 4 мин. |
3. Целеполагание | -Как вы догадались, речь сегодня пойдет о мошенничестве. Постановка цели совместно с учащимися | Определение цели урока совместно с учителем | Мультимедийная презентация | Фронтальная работа | 3 мин. |
4. Практическая деятельность учащихся | 1.Вопрос: - Что такое мошенничество? -Какими характерными качествами обладают мошенники? (Составьте словесный портрет мошенника) 2. Игра в рыбака и рыбок (Приложение 1) Приглашаются учащиеся на игру. Учитель координирует деятельность учащихся. - Какие люди, на ваш взгляд, могут стать жертвами мошенников? - Какие места повышенной опасности вы можете назвать? 4. Групповая работа с раздаточным материалом «Виды мошенничества». (Приложение 2) Учитель координирует деятельность учащихся. | Ответы детей 2. Играют в игру согласно правилам игры, делают выводы Ответы учащихся 4. Групповая работа. 1 группа. Тема: «Интернет мошенничество» 2 группа. Тема: «Уличное мошенничество» 3 группа. Тема: «Телефонное мошенничество» Учащиеся представляют и защищают свои работы. | Мультимедийная презентация | Фронтальная и групповая работа | 22 мин |
5.Подведение итогов | Игра «Осторожно, мошенники!» (Приложение 2) | Практические советы «Как защититься от мошенников? » | | Фронтальная | 10 мин. |
6.Рефлексия | Вопросы учителя: - сегодня я понял... - сегодня я решил... - сегодня я почувствовал… - будете ли вы применять полученные знания в повседневной жизни? | Ответы детей. | Карточки | Индивидуальная | 5 мин. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данный урок ориентирован на детей 13-14 лет (7-8 класс) и является внеклассным мероприятием в рамках Недели финансовой грамотности. Направлен на формирование опыта применения личной стратегии грамотного поведения в ситуациях финансового мошенничества, навыков социального взаимодействия и общения. Решение образовательных задач соответствует требованиям программы по финансовой грамотности в 7-8 классах, ФГОС второго поколения.
Отобранное содержание, методы и средства организации мыслительной деятельности учащихся на всех этапах занятия способствуют достижению образовательной цели, стимулируют познавательную активность учащихся и формируют навыки грамотного поведения в сфере финансовых отношений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
Интернет – ресурсы:
http://traditio.ru/wiki/ Мошенничество
2. http://polbu.ru/grachev_manipul/ Грачев Г. В., Мельник И. К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия
3. http://uvd-uzao.ru/page75.htm Если вы не хотите стать жертвой мошенников / Советы гражданам
4. http://www.spb-rf.ru/moshenniki.htm Как не стать жертвой мошенников [Электронный ресурс].
5. http://www.aif.ru/health/psychologic/1007167 Как не стать жертвой мошенников и не попасться на «уличный гипноз»[Электронный ресурс].
6. http://www.youtube.com/watch?v=IScrGeahNfcКак не стать жертвой мошенников? 5 основных правил [Электронный ресурс].–
7. http://ubep44.ru/index.php?page=statistika-moshennichestva Статистика мошенничества [Электронный ресурс]. –
8. http://ru.wikipedia.org/ Свободная энциклопедия Википедия
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Игра в рыбака и рыбок
Дети встают в круг. У одного удочка. Он пытается поймать рыбку, но она не клюет, потому что нет наживки. Затем насаживают кошелек, и забрасывают снова. Ученики должны наживку схватить и удержать. Казалось, что выигрывает тот, кто схватил приманку, но на самом деле выигрывает рыбак.
Учитель. Ребята, как вы думаете, рыбаки дают рыбе приманку бесплатно или нет?
Ученики. Рыбе приманку дают бесплатно, но потом ее зажарят и съедят.
Приложение 2
Группа 1. Термин «мошенничество в Интернете» применим в целом к мошенническим махинациям любого вида, где используются один или несколько элементов Интернета - такие как комнаты в чатах, электронная почта, доски объявлений или веб-сайты - для привлечения потенциальных жертв, проведения мошеннических сделок или для передачи поступлений от мошенничества в финансовые учреждения или иным лицам, участвующим в таких махинациях.
Мошенничество в Интернете приобретает все большие масштабы. Изобретаются все новые уловки по выкачиванию денег с простодушных пользователей. Практически полная безнаказанность, анонимность мошенников, большое количество доверчивых людей - все это подпитывает такой вот своеобразный вид «бизнеса».
Главное, что нужно помнить всем - «халявы» не бывает. Никто никогда не даст денег просто так. Деньги не появляются из неоткуда, даже если они «электронные». А Интернет - это просто средство передачи информации.
Интернет-мошенничество
«Волшебные» кошельки.
Фишинг.
Удалённая работа.
«Выгодный обмен».
Бизнес-пакеты.
Дешёвые распродажи.
«Выигрыш» в конкурсе, лотерее.
Слишком выгодные распродажи.
Группа 2. Уличное мошенничество.
Одним из видов уличного мошенничества является игровое. К азартным играм относятся наперстки, лото, рулетка, карты, кости, уличные лотереи. Все виды игрового мошенничества носят групповой характер. В розыгрыше участвуют несколько человек – порой до десяти и более. Присмотритесь к людям, находящимся рядом с игорным столом или лотерейным барабаном, и вы обнаружите, что в розыгрыше участвует целая группа сообщников, роли между которыми строго распределены. Стоит напомнить, что главная задача устроителей “лохотронов” и иных уличных лотерей – под любым предлогом втянуть прохожего и ограбить его.
Поквартирный обход, распродажи в общественном транспорте с соблазнительными предложениями о покупке различных вещей нацелены на то, чтобы вас заговорить и всучить ненужный товар. Как правило, вещи могут быть ворованными, плохого качества, с низкой себестоимостью. Речи таких «продавцов»(фальсификаторов) могут начинаться словами:
Мы проводим уникальную «акцию» с раздачей призов…
Вы можете приобрести «суперпредметы» (нетупящиеся ножи, эксклюзивные вина…).
Вы можете купить 3 вещи по цене одной…
Телеканал НТВ проводит рекламную акцию совместно с ОАО Газпром…
Группа 3. Мошенничество с помощью мобильного телефона.
Классика жанра - получение SMS вроде "Стою на дороге в ДТП, срочно положи рублей 200 на этот номер. Саша".
"Привет!!! Я почти выигрываю в конкурсе лучшее фото к 9 мая, меньше процента не хватает ... Главный приз - смартфон почти мой ... Лена, можешь мне помочь? Нужно отправить смс, текст "num777 170". Номер конкурса "6008", без кавычек . Если не тяжело, проголосуй за меня, в долгу не останусь! Конечно, если полтора рубля не жалко;-) Заранее спасибо!"
"От оператора" вам приходит сообщение, в котором будет написано предложение позвонить на некий номер, и за этот звонок вы получите на свой счет 3 доллара. Может, вы действительно (что маловероятно) получите эти 3 доллара, но исходящий звонок при этом вам обойдется в 5-10$.
Кинь денег, друг. На ваш телефон приходит сообщение без подписи якобы, а это оказывается, что ваш знакомый, попал в сложные обстоятельства, он у вас попросит положить 40 рублей на счет. За 40 рублей, то есть сумму, меньшую, чем 50 рублей, в России уголовно не наказывают.
Этот вид мошенничества получил какое-то время назад огромное распространение, что радиостанции вынуждены были в эфире предупреждать своих слушателей. Мошенники представлялись, якобы сотрудники любой раскрученной радиостанции. Они говорили своим жертвам, что абонент выиграл крупный приз. К примеру, автомобиль. После этого они сообщали, что для получения приза требовалось либо купить карту экспресс-оплаты и активировать ее на определенный телефонный номер, либо отправить платные sms.
Ваш сын избил человека и тот умер. Сейчас он находится в отделении милиции. Для того, чтобы закрыть дело, необходимо заплатить 30 000 рублей. Указывается место встречи в оживленном месте вечером (питерские схемы).
Приложение 3.
Игра «Осторожно, мошенники!»
Учитель предлагает детям встать по кругу. Учащиеся должны вспомнить и назвать последствия возможного обмана. Учитель бросает кому-либо из учащихся мяч со словами «Если к тебе подошли цыгане и предлагают погадать, то…..». Ребенок должен продолжить фразу, начать следующую и бросить мячик любому игроку…