Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе
«Говорун-шоу» (9 класс)
Петкун Анна Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
ГУ «Степная ОШ»
Цели:
- пропаганда русского языка среди учащихся школы;
- вовлечение учащихся во внеклассную работу по русскому языку и литературе;
- развитие у школьников интереса к самостоятельному изучению различных разделов русского языка и литературы;
- развитие творческих способностей, познавательных интересов;
- развитие общей эрудиции участников.
ХОД ИГРЫ
Ведущий. Добрый день, дорогие друзья! Мы рады вас приветствовать на нашей интеллектуальной игре «Говорун-шоу». Сегодня в нашем зале собрались самые болтливые, говорливые, и весёлые, чтобы блеснуть своим остроумием, эрудицией и ораторским искусством.
Ребята, вы, наверное, слышали поговорку «Язык мой — враг мой!». В каких случаях так говорят? (Ответы детей.) Но есть и вторая часть этой поговорки: «Язык мой — друг мой». Вот и сегодня участникам предстоит постараться, чтобы язык каждого был не врагом, а другом своему хозяину. И ещё есть правила речи, которые надо стараться соблюдать. Необходимо говорить громко, чётко, выразительно.
Поэтому девиз нашего конкурса – «Если хочешь разговаривать, должен чётко проговаривать».
Прежде чем начать игру, давайте познакомимся с нашими участниками. (Представление участников команды (в игре принимали участие 2 команды учащихся
9 – х классов).
А сейчас познакомимся с жюри, которое будет оценивать не только правильность, но и оригинальность ответов, смекалку, находчивость и фантазию. (Представление жюри.)
РАЗМИНКА
Ведущий: Сели правильно, красиво, улыбнулись. Вдохнули, плавно выдохнули.
Необходимо произнести слоги: кра, кря, кри, кре. ( Это делают все участники команды по очереди.)
- тихо
- в среднем тоне
- громко
- очень громко
- как разговаривает медвежонок
«КОНКУРС СКОРОГОВОРОК»
Задача команды: правильно и быстро произнести скороговорку.
(Команды готовятся и знакомятся со скороговорками, предлагается испытать себя в умении произносить скороговорки)
Подорожник по дороге собирал прохожий строгий. Выбирал себе прохожий подорожник подороже.
Идет козел с косой козой. Идет козел с босой козой. Идет козa с косым козлом. Идет козa с босым козлом.
Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь, Но, заскороговорившись, выскороговорил, Что все скороговорки перескороговоришь, да не перескоровыговариваешь.
Расскажите про покупки! — Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
Интервьюер интервента интервьюировал.
«КОНКУРС АССОЦИАЦИЙ»
Выясняется значение слова ассоциация - связь между отдельными представлениями, в силу которой одно представление вызывает другое.
Каждая команда получает карточку со словом. Задача команды: назвать как можно больше ассоциаций к этому слову, а другие команды должны отгадать это слово. Балл получает та команда, которая назвала больше всех ассоциаций и та, которая первая назвала слово.
ФАКЕЛ, ТАБЛЕТКА, БАЗАР, ЛАПША
«РАССКАЗ ПО ЗАДАННОМУ НАЧАЛУ ИЛИ КТО БОЛЬШЕ НАГОВОРИТ»
Ведущий: Следующее задание требует умения фантазировать и сочинять. Командам предстоит по заданному началу придумать продолжение рассказа. Рассказ должен получиться весёлым и смешным. Правила этого конкурса: первый начинает рассказ, как только он останавливается (по сигналу) – второй продолжает первого и так далее. Каждому участнику даётся 30 секунд.
Я проснулся, подошёл к окну и увидел на подоконнике письмо. На конверте было написано моё имя. Я взял письмо в руки и открыл конверт …
Вечером на улице наблюдали такую картину. Кошка влезла на дерево и громко мяукает. То ли слезть не может, то ли к себе зовет, непонятно...
На Новый год нашему классу поручили провести елку для малышей. Мы сочинили небольшую пьесу, где участвуют Дед Мороз, Снегурочка и Баба-Яга.
И вот начинается представление…
Я недавно на школьных соревнованиях пробежал два километра за одну минуту!
«Кто вперёд!»
Ведущий: «Теперь я подними те тоже» - эта фраза, если ее разбить на части, может обозначать несколько речевых ситуаций (т.е. смысловых вариантов), которые отличаются интонационно (постановкой пауз, логическим ударением), а также знаками препинания и орфографическим оформлением. Определите эти варианты.
(Команды выполняют это задание на листочках и сдаю жюри)
Ответ:
Теперь я, под ними те тоже.
Теперь я, поднимите тоже.
Теперь я, подними те тоже.
Теперь я под ними, те тоже.
Теперь я под ним, и те тоже.
Те перья подними, те тоже.
Те перья под ними, те тоже.
Те перья под ним, и те тоже.
Те перья поднимите тоже.
«КОНКУРС КАПИТАНОВ»
Ведущий: Ко мне подойдут капитаны команд. Вам будут предлагаться вопросы - кто быстро и правильно на них отвечает, тот и получает призовой балл.
Вопросы для капитанов:
№ П/П | ВОПРОС | ОТВЕТ |
-
| Раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения… | Синтаксис |
-
| Антоним к слову временный | Постоянный |
-
| Как погиб Колобок? | Съела Лиса |
-
| Откуда Айболиту пришла телеграмма? | Из Африки |
-
| Где происходит действие «Медного всадника»? | Петербург |
-
| Подруга дней моих суровых. О ком это? | Няне Пушкина |
-
| Фразеологический оборот со словом глаза. | Выколи глаз, вырви глаз, глазам не верить, плюнуть в глаза и др.
|
-
| Объясните значение: Хоть кровь из носу. | Обязательно |
-
| Словарь, в котором можно узнать о произношении слов. | Орфоэпический |
-
| Великий русский баснописец. | Крылов |
-
| Квартал или квартал? | КвартАл |
-
| Сколько частей речи в русском языке? | 10 |
-
| Подлежащее и сказуемое являются… | Грамматической основой |
-
| Есть ли непроизносимый согласный в слове участвовать? | Нет |
-
| Сколько звуков в слове яд? | 3 |
-
| Где в слове искусство удвоенные согласные? | Во втором случае |
№ П/П | ВОПРОС | ОТВЕТ |
-
| Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. | Фонетика |
-
| Синоним к слову антитеза. | Противопоставление |
-
| Кто спас муху-цокотуху? | Комар |
-
| Каталог или каталог? | КаталОг |
-
| Мой первый друг, мой друг бесценный… О ком это? | О Пущине |
-
| Фразеологический оборот со словом голова | Ломать голову, сломя голову, оторвать лову…
|
-
| Объясните значение: подложить свинью. | Напакостить |
-
| Автор 4-томного Словаря живого великорусского языка. | В.Даль |
-
| Жалюзи или жалюзИ? | ЖалюзИ |
-
| Сколько раз надо отмерить, чтобы верно отрезать? | 7 |
-
| Сколько самостоятельных частей речи в русском языке? | 8 |
-
| Из главного и зависимого слова состоит… | Словосочетание |
-
| Есть ли удвоенные согласные в слове искусный? | Нет |
-
| Есть ли непроизносимый согласный в слове окрестность? | Т |
-
| Сколько звуков в слове ёжик? | 5 |
-
| Объясните значение: Кот наплакал. | Мало |
-
| Со школы или из школы? | Из школы |
-
| Часть слова, стоящая перед корнем. | Приставка |
-
| Разносклоняемое существительное м.р.? | Путь |
-
| Есть ли непроизносимый согласный в слове чувствовать? | В |
«ПРЕСТИЖНАЯ РАБОТА (5 баллов)
Ведущий: Представьте себе, что вам нужно пройти конкурс на очень престижную работу. Через пару минут вы должны будете показать себя в должности, которая вам выпадет по жребию. Должна получиться небольшая сценка. Участвуют два человека. Оба участника должны заработать максимальное количество баллов для своей команды. (Участники выбирают карточки).
Вы - следователь по особо важным делам. В одной из школ города совершено преступление: похищены классные журналы. Подозреваемый задержан. Вы берете у него показания. Необходимо, чтобы он признался в совершении кражи.
Вы – журналист. Должны взять интервью у школьника, лучшего бегуна по школьным коридорам.
Вы – доктор и должны объяснить больному, что ему необходимо поставить прививку от гриппа.
Вы – директор школы и должны объяснить нерадивому ученику, что прогуливать уроки нельзя.
«ПЕРЕВОДЧИКИ» (5 баллов)
Ведущий: Перед вами лингвистическая сказка, где по всем правилам грамматики соединяются никому не известные слова. Попробуй представить себе то, о чём рассказывается в этой сказке. Учитывается текст перевода, выразительность его прочтения, артистизм.
ПУСЬКИ БЯТЫЕ
Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит:
- Калушата! Калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонилитсь.
А Калуша волит:
- Оёё! Оёё! Бутявка-то некузявая!
Калушата Бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша волит Калушатам:
- Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.
А Бутявка волит за напушкой:
- Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!
Лист оценивания команд
Название конкурса | баллы | Команда 1 | Команда 2 |
Разминка | 1-5 | | |
Конкурс скороговорок (правильность, быстрота произношения всей команды) | 1-5 | | |
Конкурс ассоциаций (максимальный балл получает команда, которая больше наговорит ассоциаций и которая отгадает слово по ассоциациям) | 1-5 | | |
Конкурс «Кто больше наговорит» (учитывается композиция рассказа, быстрота, юмор) | 1-5 | | |
Конкурс «Кто вперёд» (учитывается количество составленных фраз) | Сколько фраз, столько и баллов | | |
Конкурс капитанов (за каждый правильный ответ капитан получает балл) | За каждый правильный ответ | | |
Конкурс «Престижная работа» (артистизм, умение говорить) | 1-5 | | |
Конкурс «Переводчики» (оригинальность перевода, юмор, близость к исходному тексту | 1-5 | | |
ИТОГ | | | |
Самоанализ внеклассного мероприятия по русскому языку
и литературе «Говорун-шоу».
Цель данного мероприятия:
- пропаганда нормативного русского языка среди учащихся школы;
- вовлечение учащихся во внеклассную работу по русскому языку и литературе;
- развитие у школьников интереса к самостоятельному изучению различных разделов русского языка и литературы;
- развитие творческих способностей, познавательных интересов;
- развитие общей эрудиции участников.
Форма мероприятия: игра – конкурс.
Оборудование: интерактивная доска, карточки с заданиями, листы с правильными ответами.
В начале мероприятия ребята поделились на 2 команды, далее они ознакомились с турами игры. Каждая команда придумала название группы и выбрала себе капитана.
Разминка
«КОНКУРС СКОРОГОВОРОК»
«КОНКУРС АССОЦИАЦИЙ»
«РАССКАЗ ПО ЗАДАННОМУ НАЧАЛУ ИЛИ КТО БОЛЬШЕ НАГОВОРИТ»
«КОНКУРС КАПИТАНОВ»
«ПРЕСТИЖНАЯ РАБОТА»
«ПЕРЕВОДЧИКИ»
В ходе нашего мероприятия ребята принимали активное участие, проявляли интерес к игре, с каждым туром игра накалялась. На мероприятии присутствовали: учитель английского языка Асипенко С. Я., учитель казахского языка Даулбаева С. Б. Считаю, что цели данного мероприятия были достигнуты, игра прошла на достойном уровне. Были учтены пожелания и замечания присутствующих коллег.
Надеюсь, знания, полученные в ходе мероприятия, не раз пригодятся им в будущем и запомнятся надолго.
