МБОУ СОШ №62 имени Е.И. Игнатенко с. Новый Егорлык
Внеклассное мероприятие
Русский лес - на радость нам,
на страх врагам
6 класс
Выполнила
учитель химии и биологии,
первой квалификационной категории
Павлова Н.Н.
С. Новый Егорлык
2019год
Сценарий внеклассного мероприятия
«Русский лес - на радость нам, на страх врагам».
6 класс для учащихся (3 – 4 класса)
Форма проведения: литературная гостиная.
Задачи: привлечение подрастающего поколения к изучению и охране леса,
воспитывать любовь к прекрасному, к природе родного края;
формировать экологическую культуру;
развивать творческий потенциал школьников,
повышение познавательного интереса к предметам естественно – научного цикла,
расширение кругозора и развитие логического мышления учащихся.
Звучит классическая музыка, медленно стихает. Фонограмма - пение птиц на фоне которой учащиеся читают стихотворение:
Когда ты входишь в лес душистый и прохладный,
Средь пятен солнечных и строгой тишины.
Встречает грудь твоя так радостно и жадно
Дыханье влажных трав и аромат сосны.
Нога твоя скользит по россыпи иголок
Или шуршит травой, роняя капли рос,
А сумрачный навес широколапых елок
Сплелся с листвой ольхи и молодых берез.
То духотой пахнет, то прошлогодней пылью,
То запахом грибным у срубленного пня,
Зальется иволга короткой четкой трелью,
И ветер прошумит в сухой истоме дня.
Привет тебе, приют свободы и покоя,
Родного севера неприхотливый лес!
Ты полон свежести, и все в тебе живое,
И сколько у тебя загадок и чудес!
Ты испокон веков сдружился с человеком,
Берет он для себя от щедрости твоей
Грибы и ягоды по солнечным просекам,
И пищу, и жилье, и мачты кораблей.
Здесь в зарослях лесных, где все для сердца мило,
Где чистым воздухом так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать.
Звучит песня русский лес.
Ученик читает стих.
Лес, русский лес,
Сосны, ели, осины, березы,
Лес, русский лес,
Зимний вечер и летние грозы,
Лес, русский лес
Полон тайн и полон прекрасных чудес
Лес, русский лес
Ведущий. Русский лес не только объект для восхищения. Какую пользу приносит лес? ( версии ребят)
Леса способствуют накоплению влаги в почве, выполняя водоохранную роль.
Лес - источник питания, топлива, строительного материала.
Леса - отличные санитары: очищают воздух, обогащают его кислородом. В лесу водятся ценнейшие звери: белки, куницы, лисы, а так же промысловая дичь. Лес - место обитания многих птиц.
Хвойные деревья выделяют фитонциды, убивающие болезнетворные бактерии.
Известны такие данные: из одного кубометра древесины получают 8 кг скипидара, 65 кг смолы, 5 кг канифоли, 20 кг угля, 11 кг уксусной кислоты.
В лесу много лекарственных трав.
Появляется врач.
Добрый день! Я слышу , вы рассуждаете о пользе лесов? Можно и мне принять участие в вашем разговоре?
Учитель. Здравствуйте. Конечно, можно, только представьтесь, хотя, я вижу, что вы врач.
Врач: Совершенно верно. И хочу присоединиться к вашему рассказу о том, какое это благо для всех нас – лес. Лесной воздух целебный. В нем мало микробов и много полезных микроэлементов. Поэтому санатории для больных людей и просто дома отдыха всегда возводят возле лесных массивов. Давайте вспомним, какие полезны лекарственные растения, произрастающие в лесу, вы знаете?
Учитель. Пусть сегодня в нашем разговоре о лесе примут участие сами лекарственные растения, и пусть каждый из них сам расскажет немного о себе.
А вот и наши гости. Уважаемый врач, вы их представите?
Врач. Я думаю, ребята сейчас сами назовут имя каждого из них. Вслушайтесь в загадку, которую вам загадает каждый из гостей, и дайте на нее ответ. (Ученики при себе имеют бутоньерки из шиповника и одуванчика, корзину с шишками, варенье в банке и травяной чай)
Шиповник
Витаминное варенье сварим всем на удивленье.
Вот кастрюлька и половник попадется лишь (шиповник).
Верно, меня зовут шиповник, меня еще принято называть дикой розой, потому что мы с ней родственники у нас яркие нарядные цветы и острые шипы для защиты. Мои ягоды чемпионы среди растений по количеству витамина С. Но мало кто знает , что использовать можно не только ягоды, отвар которых пьют при заболеваниях желудка или нехватке витамина, но и мои цветы. Когда они начинают расцветать весной, то их розовые лепестки заваривают и принимают от простуды, а если сварить в сахарном сиропе, то получится вкусное варенье из розовых лепестков.
Одуванчик
Я всем хорошо известное растение
Летом желтый, я как солнце, отцвету, сменю я цвет
И увидите в оконце, что в другое я одет
Белый как зимою зайчик, ваш веселый (одуванчик)
Мои цветы одни из первых появляются весной, а когда созревают , то рассыпаются веселыми парашютиками. Листочки одуванчика, тоже используют при простуде. А если взять несколько пригоршней мох желтых цветов, и добавит к ним нарезанный лимон и сварить в сахарном сиропе, то получится вкусное варенье.
Сосна
Дерево , вечно зеленое, солнцем оно закаленное
И зимою не до сна на горе растет ( сосна)
Отвары из сосновых иголок успокаивают нервную систему, помогают при гриппе и ангине. Но из молодых сосновых шишек, тоже можно приготовить отменное лакомство. Сначала их надо очистить, на минуту залить кипятком, чтобы размягчить, а затем сварить в густом сиропе.
Брусника
Хороша красавица, ягода всем нравиться,
Лишь под снегом очень дико видеть ягоду ( бруснику)
Да, ведь даже зимой из под снега можно выкопать ярко – красные годы брусники. Ох, и вкусна моя ягода, замоченная в сахарном сиропе. Отвар листа брусники используют, если у человека болят почки, а также при носовом кровотечении.
Голубика
Я скромная лесная ягода, на поляне дружно в ряд
Ягоды мои глядят. Из – по листьев посмотри- ка показалась (голубика)
Да, я голубика. Отвар моих листьев помогает при сердечных болезнях.
Иван – чай.
Пчелы вьются взад – вперед, собирают сладкий мед.
Перед нами невзначай появился (иван – чай).
Первое мое имя Иван- чай, а другое мое название – кипрей, потому что я виду свое происхождение с острова Кипр. Но и в русских лесах я отлично прижился и люди здесь в России научились с пользой использовать все, что вырастает весной на моем корне. Листья едят как салат, из стеблей варят суп, а корни отваривают и они по калорийности могут заменить мясо. А еще можно все растение иван – чай высушить, перемолоть в муку и испечь из нее хлеб. Про цветки моего растения я уже не говорю: по ним мне дано название – Иван –чай, значит их можно заваривать и пить, как вкусный и полезный напиток.
Учитель. Мы, очень рады вам лекарственные растения. Присаживайтесь. А как вы считаете, о каком дереве чаще всего вспоминают, если хотят сказать о России?
И не девица, а красавица, всем полюбиться, всем понравиться
Черно – белое на ней платьице, о кудрях ее слава катится.
Верно это береза - символ России.
(слушаем куплет во поле береза стояла).
Учитель русский лес не только доктор , но и защитник. Ведь только в лесу человек может найти себе все самое необходимое для жизни – деревья, чтобы построить жилище, растения для дичи пищи.
Совершенно необыкновенную роль взял на себя русский лес в годы войны – он стал защитой и охраной для бойцов – партизан, освобождавших Родину о немецко фашистский захватчиков.
(Слушаем песню « Шумел сурово брянский лес».)
Учитель. Художники часто обращаются к теме леса, любуясь его красотой. Об этом свидетельствуют репродукции картин, размещенных в нашем зале их вы видите , так же на слайдах: Левитан И. И. «Березовая роща», Остроухов И. С. «Золотая осень» Шишкин И.И. «Утро в сосновом лесу», «Дубовая роща», «Лесные дали». И.И Шишкина за его любовь к лесу и за написанные им картины назвали певцом леса. Картины замечательных художников доставляют глубокую радость, побуждают чувство гуманизма и беззаветную любовь к своей Родине.
Немало почитателей леса среди писателей. Сибирская тайга прекрасно описана в произведениях Мамина -Сибиряка, степные леса хорошо обрисованы И.С.Тургеневым, большим ценителем леса был А.П.Чехов. Лесу посвятили многие стихи поэты: В.Рождественский, И.Бунин, Ф.Тютчев, С.Есенин и многие другие. Вот одно из таких замечательных стихотворений:
Ученик
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой.
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной.
Учитель Есть еще много замечательных стихов о добром, трепетном отношении человека к лесу, что свидетельствует о любви русского человека к родной природе. Но, к сожалению, приметой сегодняшнего дня становится появление вот таких стихов:
(Учащиеся читают стихи)
Леса уходят, жалко мне леса.
Уходят ели, сосны и березы,
Рябины гасят пламенные гроздья,
Осинников смолкают голоса.
Когда- то жили в тех лесах дубы
И ясени, и золотые клены
Куда им деться от такой судьбы?
Лес вырубают океан зеленый!
Учитель : Как вы думаете, когда и в связи с чем стали появляться такие стихи?
Ответы учащихся.
Учитель : Вы правильно назвали причины сведения лесов на нашей планете: рубка, пожары, выпас скота, загрязнение воздуха, захламление лесов, влияние отдыха и туризма.
Тропические леса, наиболее значимые для биосферы, уже уничтожены на 40%, а оставшиеся вырубаются со скоростью 20 га в минуту.
Учащиеся читают стихотворение:
Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра...
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер.
И, сыпля искры посреди поляны.
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес пошел.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И как, снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
Учитель Страшен пожар в лесу. Гибнут растения, звери, птицы. Иногда пожары сами возникают в лесу от ударов молнии, но чаще причина их возникновения -человек, точнее неосторожное обращение человека с огнем. Человек является не только причиной пожаров. Наши братья меньшие ежедневно гибнут под выстрелом ружья.
Учащиеся читают стихотворение:
Стреляют по птице, стреляют по зверю,
И с выстрелом каждым все меньше зверья...
Природа приносит нам с детским доверьем
Не только добычу, приноси себя.
Стреляет добытчик и меры не знает,
Вот снова к ружью потянулась рука.
Не слышит, как лис по лисице рыдает.
Зайчиха уже не увидит сынка,
Как лось протрубит нам прощальную песню
И как застонал каждой веткою лес.
Частички природы уже не воскреснут,
В крови запечется на сердце порез.
Не чувствует боли пришелец азартный,
Кого бы ни встретил - пощады не даст.
Лесное богатство - козырная карта,
Он ради наживы и душу продаст.
Хапугам отпор дать природа не может
И нет у нее ни замков, ни оград.
Кто их остановит? Природе поможет? –
Деревья и птицы тревожно кричат.
Лес, русский лес
Встал стеной за Россию когда-то,
Лес, русский лес
Страшен был иноземным солдатам,
Лес, русский лес
Вечно радуй людей и расти до небес
Лес, русский лес
Викторина о лесе:
Какой лес называют лесом без тени? (саксауловый).
Полезен ли лесу рыжий муравей? (да, он уничтожает вредителей)
Какой самый страшный враг леса? (пожар).
У каких хвойных самые крупные шишки? ( австралийские араукарии имеют шишки с человеческую голову).
Назовите ядовитые растения леса, ( вех, волчье лыко, вороний глаз, бересклет и др.)
Почему у ели всегда острая верхушка? (ель непрерывно растет в течении всей жизни).
Древесина какого хвойного дерева очень устойчива к гниению? (лиственницы).
Кто ест в лесу кедровые орешки? (кедровка, белка, бурундук ).
Какое хвойное дерево Кавказа живет 2-3 тысячи лет? (тисс)
Дерево – символ России. ( береза)
Само могучее дерево и символ Ростовской области. ( дуб)
Какую пользу приносят птицы для леса? (Совы уничтожают вредных грызунов и насекомых. Кукушки в большом количестве истребляют мохнатых гусениц шелкопрядов – наиболее опасных вредителей леса и других насекомых. Дятлы уничтожают личинок вредных насекомых. Жаворонки, ласточки, стрижи, мухоловки, трясогузки, синицы, корольки, пеночки, горихвостки, малиновки, поползни, пищухи, дрозды, соловьи и др. приносят своим птенцам пищу от 300 до 600 раз в день, скармливая им при этом огромное количество вредных насекомых и их личинок).
Почему гибнет лес, когда вырубают старые дуплистые деревья? (В дуплах старых деревьев жили птицы, летучие мыши. Они истребляли вредных насекомых леса. Не стало гнезд – не стало птиц. Молодой лес гибнет от вредных насекомых).
Активные участники награждаются призами.