СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Русский лес - на радость нам, на страх врагам"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это мероприятие воспитывает любовь к прекрасному, позволяет формировать экологическую культуру, расширяет кругозор и развитие логическое мышление учащихся

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Русский лес - на радость нам, на страх врагам"»

МБОУ СОШ №62 имени Е.И. Игнатенко с. Новый Егорлык

Внеклассное мероприятие





Русский лес - на радость нам,

на страх врагам







6 класс





Выполнила

учитель химии и биологии,

первой квалификационной категории

Павлова Н.Н.



С. Новый Егорлык

2019год



Сценарий внеклассного мероприятия

«Русский лес - на радость нам, на страх врагам».

6 класс для учащихся (3 – 4 класса)

Форма проведения: литературная гостиная.

Задачи: привлечение подрастающего поколения к изучению и охране леса,

  • воспитывать любовь к прекрасному, к природе родного края;

  • формировать экологическую культуру;

  • развивать творческий потенциал школьников,

  • повышение познавательного интереса к предметам естественно – научного цикла,

  • расширение кругозора и развитие логического мышления учащихся.

Звучит классическая музыка, медленно стихает. Фонограмма - пение птиц на фоне которой учащиеся читают стихотворение:

Когда ты входишь в лес душистый и прохладный,

Средь пятен солнечных и строгой тишины.

Встречает грудь твоя так радостно и жадно

Дыханье влажных трав и аромат сосны.

Нога твоя скользит по россыпи иголок

Или шуршит травой, роняя капли рос,

А сумрачный навес широколапых елок

Сплелся с листвой ольхи и молодых берез.

То духотой пахнет, то прошлогодней пылью,

То запахом грибным у срубленного пня,

Зальется иволга короткой четкой трелью,

И ветер прошумит в сухой истоме дня.

Привет тебе, приют свободы и покоя,

Родного севера неприхотливый лес!

Ты полон свежести, и все в тебе живое,

И сколько у тебя загадок и чудес!

Ты испокон веков сдружился с человеком,

Берет он для себя от щедрости твоей

Грибы и ягоды по солнечным просекам,

И пищу, и жилье, и мачты кораблей.

Здесь в зарослях лесных, где все для сердца мило,

Где чистым воздухом так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила

Для всех, умеющих их тайну разгадать.

Звучит песня русский лес.

Ученик читает стих.

Лес, русский лес,

Сосны, ели, осины, березы,

Лес, русский лес,

Зимний вечер и летние грозы,

Лес, русский лес

Полон тайн и полон прекрасных чудес

Лес, русский лес


Ведущий. Русский лес не только объект для восхищения. Какую пользу приносит лес? ( версии ребят)

Леса способствуют накоплению влаги в почве, выполняя водоохранную роль.

Лес - источник питания, топлива, строительного материала.

Леса - отличные санитары: очищают воздух, обогащают его кислородом. В лесу водятся ценнейшие звери: белки, куницы, лисы, а так же промысловая дичь. Лес - место обитания многих птиц.

Хвойные деревья выделяют фитонциды, убивающие болезнетворные бактерии.

Известны такие данные: из одного кубометра древесины получают 8 кг скипидара, 65 кг смолы, 5 кг канифоли, 20 кг угля, 11 кг уксусной кислоты.

В лесу много лекарственных трав.

Появляется врач.

Добрый день! Я слышу , вы рассуждаете о пользе лесов? Можно и мне принять участие в вашем разговоре?

Учитель. Здравствуйте. Конечно, можно, только представьтесь, хотя, я вижу, что вы врач.

Врач: Совершенно верно. И хочу присоединиться к вашему рассказу о том, какое это благо для всех нас – лес. Лесной воздух целебный. В нем мало микробов и много полезных микроэлементов. Поэтому санатории для больных людей и просто дома отдыха всегда возводят возле лесных массивов. Давайте вспомним, какие полезны лекарственные растения, произрастающие в лесу, вы знаете?

Учитель. Пусть сегодня в нашем разговоре о лесе примут участие сами лекарственные растения, и пусть каждый из них сам расскажет немного о себе.

А вот и наши гости. Уважаемый врач, вы их представите?

Врач. Я думаю, ребята сейчас сами назовут имя каждого из них. Вслушайтесь в загадку, которую вам загадает каждый из гостей, и дайте на нее ответ. (Ученики при себе имеют бутоньерки из шиповника и одуванчика, корзину с шишками, варенье в банке и травяной чай)

Шиповник

Витаминное варенье сварим всем на удивленье.

Вот кастрюлька и половник попадется лишь (шиповник).

Верно, меня зовут шиповник, меня еще принято называть дикой розой, потому что мы с ней родственники у нас яркие нарядные цветы и острые шипы для защиты. Мои ягоды чемпионы среди растений по количеству витамина С. Но мало кто знает , что использовать можно не только ягоды, отвар которых пьют при заболеваниях желудка или нехватке витамина, но и мои цветы. Когда они начинают расцветать весной, то их розовые лепестки заваривают и принимают от простуды, а если сварить в сахарном сиропе, то получится вкусное варенье из розовых лепестков.


Одуванчик

Я всем хорошо известное растение

Летом желтый, я как солнце, отцвету, сменю я цвет

И увидите в оконце, что в другое я одет

Белый как зимою зайчик, ваш веселый (одуванчик)

Мои цветы одни из первых появляются весной, а когда созревают , то рассыпаются веселыми парашютиками. Листочки одуванчика, тоже используют при простуде. А если взять несколько пригоршней мох желтых цветов, и добавит к ним нарезанный лимон и сварить в сахарном сиропе, то получится вкусное варенье.

Сосна

Дерево , вечно зеленое, солнцем оно закаленное

И зимою не до сна на горе растет ( сосна)

Отвары из сосновых иголок успокаивают нервную систему, помогают при гриппе и ангине. Но из молодых сосновых шишек, тоже можно приготовить отменное лакомство. Сначала их надо очистить, на минуту залить кипятком, чтобы размягчить, а затем сварить в густом сиропе.

Брусника

Хороша красавица, ягода всем нравиться,

Лишь под снегом очень дико видеть ягоду ( бруснику)

Да, ведь даже зимой из под снега можно выкопать ярко – красные годы брусники. Ох, и вкусна моя ягода, замоченная в сахарном сиропе. Отвар листа брусники используют, если у человека болят почки, а также при носовом кровотечении.


Голубика

Я скромная лесная ягода, на поляне дружно в ряд

Ягоды мои глядят. Из – по листьев посмотри- ка показалась (голубика)

Да, я голубика. Отвар моих листьев помогает при сердечных болезнях.

Иван – чай.

Пчелы вьются взад – вперед, собирают сладкий мед.

Перед нами невзначай появился (иван – чай).

Первое мое имя Иван- чай, а другое мое название – кипрей, потому что я виду свое происхождение с острова Кипр. Но и в русских лесах я отлично прижился и люди здесь в России научились с пользой использовать все, что вырастает весной на моем корне. Листья едят как салат, из стеблей варят суп, а корни отваривают и они по калорийности могут заменить мясо. А еще можно все растение иван – чай высушить, перемолоть в муку и испечь из нее хлеб. Про цветки моего растения я уже не говорю: по ним мне дано название – Иван –чай, значит их можно заваривать и пить, как вкусный и полезный напиток.

Учитель. Мы, очень рады вам лекарственные растения. Присаживайтесь. А как вы считаете, о каком дереве чаще всего вспоминают, если хотят сказать о России?

И не девица, а красавица, всем полюбиться, всем понравиться

Черно – белое на ней платьице, о кудрях ее слава катится.

Верно это береза - символ России.

(слушаем куплет во поле береза стояла).


Учитель русский лес не только доктор , но и защитник. Ведь только в лесу человек может найти себе все самое необходимое для жизни – деревья, чтобы построить жилище, растения для дичи пищи.

Совершенно необыкновенную роль взял на себя русский лес в годы войны – он стал защитой и охраной для бойцов – партизан, освобождавших Родину о немецко фашистский захватчиков.

(Слушаем песню « Шумел сурово брянский лес».)

Учитель. Художники часто обращаются к теме леса, любуясь его красотой. Об этом свидетельствуют репродукции картин, размещенных в нашем зале их вы видите , так же на слайдах: Левитан И. И. «Березовая роща», Остроухов И. С. «Золотая осень» Шишкин И.И. «Утро в сосновом лесу», «Дубовая роща», «Лесные дали». И.И Шишкина за его любовь к лесу и за написанные им картины назвали певцом леса. Картины замечательных художников доставляют глубокую радость, побуждают чувство гуманизма и беззаветную любовь к своей Родине.

Немало почитателей леса среди писателей. Сибирская тайга прекрасно описана в произведениях Мамина -Сибиряка, степные леса хорошо обрисованы И.С.Тургеневым, большим ценителем леса был А.П.Чехов. Лесу посвятили многие стихи поэты: В.Рождественский, И.Бунин, Ф.Тютчев, С.Есенин и многие другие. Вот одно из таких замечательных стихотворений:

Ученик

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой.

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной.

Учитель Есть еще много замечательных стихов о добром, трепетном отношении человека к лесу, что свидетельствует о любви русского человека к родной природе. Но, к сожалению, приметой сегодняшнего дня становится появление вот таких стихов:

(Учащиеся читают стихи)

Леса уходят, жалко мне леса.

Уходят ели, сосны и березы,

Рябины гасят пламенные гроздья,

Осинников смолкают голоса.

Когда- то жили в тех лесах дубы

И ясени, и золотые клены

Куда им деться от такой судьбы?

Лес вырубают океан зеленый!

Учитель : Как вы думаете, когда и в связи с чем стали появляться такие стихи?

Ответы учащихся.

Учитель : Вы правильно назвали причины сведения лесов на нашей планете: рубка, пожары, выпас скота, загрязнение воздуха, захламление лесов, влияние отдыха и туризма.

Тропические леса, наиболее значимые для биосферы, уже уничтожены на 40%, а оставшиеся вырубаются со скоростью 20 га в минуту.


Учащиеся читают стихотворение:

Забывчивый охотник на привале

Не разметал, не растоптал костра.

Он в лес ушел, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра...

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костер.

И, сыпля искры посреди поляны.

Багровые лохмотья распростер.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зеленый лес пошел.

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И как, снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

Учитель Страшен пожар в лесу. Гибнут растения, звери, птицы. Иногда пожары сами возникают в лесу от ударов молнии, но чаще причина их возникновения -человек, точнее неосторожное обращение человека с огнем. Человек является не только причиной пожаров. Наши братья меньшие ежедневно гибнут под выстрелом ружья.

Учащиеся читают стихотворение:

Стреляют по птице, стреляют по зверю,

И с выстрелом каждым все меньше зверья...

Природа приносит нам с детским доверьем

Не только добычу, приноси себя.

Стреляет добытчик и меры не знает,

Вот снова к ружью потянулась рука.

Не слышит, как лис по лисице рыдает.

Зайчиха уже не увидит сынка,

Как лось протрубит нам прощальную песню

И как застонал каждой веткою лес.

Частички природы уже не воскреснут,

В крови запечется на сердце порез.

Не чувствует боли пришелец азартный,

Кого бы ни встретил - пощады не даст.

Лесное богатство - козырная карта,

Он ради наживы и душу продаст.

Хапугам отпор дать природа не может

И нет у нее ни замков, ни оград.

Кто их остановит? Природе поможет? –

Деревья и птицы тревожно кричат.


Лес, русский лес

Встал стеной за Россию когда-то,

Лес, русский лес

Страшен был иноземным солдатам,

Лес, русский лес

Вечно радуй людей и расти до небес

Лес, русский лес





Викторина о лесе:

  1. Какой лес называют лесом без тени? (саксауловый).

  2. Полезен ли лесу рыжий муравей? (да, он уничтожает вредителей)

  3. Какой самый страшный враг леса? (пожар).

  4. У каких хвойных самые крупные шишки? ( австралийские араукарии имеют шишки с человеческую голову).

  5. Назовите ядовитые растения леса, ( вех, волчье лыко, вороний глаз, бересклет и др.)

  6. Почему у ели всегда острая верхушка? (ель непрерывно растет в течении всей жизни).

  7. Древесина какого хвойного дерева очень устойчива к гниению? (лиственницы).

  8. Кто ест в лесу кедровые орешки? (кедровка, белка, бурундук ).

  9. Какое хвойное дерево Кавказа живет 2-3 тысячи лет? (тисс)

  10. Дерево – символ России. ( береза)

  11. Само могучее дерево и символ Ростовской области. ( дуб)

  12. Какую пользу приносят птицы для леса? (Совы уничтожают вредных грызунов и насекомых. Кукушки в большом количестве истребляют мохнатых гусениц шелкопрядов – наиболее опасных вредителей леса и других насекомых. Дятлы уничтожают личинок вредных насекомых. Жаворонки, ласточки, стрижи, мухоловки, трясогузки, синицы, корольки, пеночки, горихвостки, малиновки, поползни, пищухи, дрозды, соловьи и др. приносят своим птенцам пищу от 300 до 600 раз в день, скармливая им при этом огромное количество вредных насекомых и их личинок).

  13. Почему гибнет лес, когда вырубают старые дуплистые деревья? (В дуплах старых деревьев жили птицы, летучие мыши. Они истребляли вредных насекомых леса. Не стало гнезд – не стало птиц. Молодой лес гибнет от вредных насекомых).


Активные участники награждаются призами.