СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Скучен день до вечера коли делать нечего.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Скучен день до вечера коли делать нечего.»


Банкет-коктейль "С Днем матерей" в 6-м классе

Преподавание технологии, Внеклассная работа


Цели: Дать понятие о банкетах, показать сервировку стола для банкета – коктейля, повторить правила приготовления бутербродов, горячих и холодных напитков, коктейлей, напомнить о правилах поведения на банкете.


Наглядные пособия: посуда для сервировки стола, бокалы для сока, фарфоровые, эстетичные блюда, бумажные салфетки, вазы для цветов, атрибуты официанток, 2-литровая стеклянная банка, миксер, ингридиенты для коктейля и бутербродов.


Ход урока


1. Характеристика банкетов.


Банкет – это торжественный завтрак, обед, ужин, устраиваемый в честь какого-либо события. Банкеты могут быть официальными и неофициальными.


Банкет-коктейль – проводят при обслуживании участников официальных встреч, конференций, симпозиумов. Как правило, банкет-коктейль бывает непродолжительным (1 час) и проводится во второй половине дня.


Особенности коктейля:

Гости едят, пьют стоя, не расставляют столов, тарелок, приборов не дают.

Вместо вилок дают шпажки.

Напитки и закуски гостям предлагаются официантами.

Закуски должны быть мелкопорционными.

Проводится во второй половине дня.


В классе ставятся вазы с бумажными салфетками, цветы. Официантки работают попарно:

Лиана, Надя – подают бутерброды на подносе.

Влада и Маша – подают коктейль, чай.

Ира с Наташей – подают десерт “Рафаэлло”, фрукты.


Коктейль – напиток из смеси всевозможных соков, фруктов, ягод, сливок, яиц, меда и др.


Обычно коктейли бывают яркими, разноцветными. “Коктейль” в переводе с английского языка означает “петушиный хвост”. Коктейли смешивают в специальном металлическом сосуде (шекере). Можно использовать обычную стеклянную 2-хлитровую банку. В нее закладывают нужные компоненты, затем банку плотно закрывают крышкой и встряхивают в течение 2-3 минут, обязательно придерживая крышку. Очень быстро и легко приготовить коктейль в миксере.

Практическая работа


Приготовление чая


Посуда и инвентарь: чайник для заварки, чашки, стакан, блюдца, сахарница, молочница, вазочки и розетки для варенья, вазочки для конфет, печенья, бутербродов.


Норма продукта: 8 г сухой заварки на 10 стаканов чая.


Порядок выполнения: В фарфоровый чайник налить кипяток, закрыть крышкой и прогреть. Воду слить, положить в чайник заварку, закрыть крышкой и оставить на 3-5 мин. Распарившийся чай заварить кипятком (налить до половины чайника), закрыть крышкой и льняным полотенцем или салфеткой. Через 7-10 мин. Долить чайник доверху. В стакан или чашку налить заварку и долить кипятком.


Приготовление кофейного напитка


Посуда и инвентарь: кофейник, кофеварка или турка, кофейные чашки с блюдцами и ложками, сахарница, молочница. Норма продукта: г (на одну порцию): порошок кофейного напитка – 10, сахар – 15, молоко – 30.


Порядок выполнения: порошок кофейного напитка положить в сетку кофейника (или в кофеварку, турку), залить кипятком и поставить на огонь. Напиток считается готовым, когда над кофейником поднимается пена. Поэтому жидкости наливают не более чем на 2/3 объема посуды. Готовый напиток разлить в кофейные чашки и подать на стол. Если напиток заваривался в турке, ее ставят на тарелочку, и каждый сам наливает себе напиток в чашку.


Приготовление бутербродов


Познавательные сведения


Бутерброды - это холодная закуска, которую можно быстро приготовить. “Бутерброд” (нем. Butterbrot) означает “хлеб с маслом”. Кроме масла для приготовления бутербродов используют различные продукты: колбасу, отварное мясо, сыр, соленую и копченую рыбу, яйца и др.


Для приготовления бутербродов можно использовать как белый, так и черный хлеб. Черный хлеб хорошо сочетается с жирными продуктами (грудинка, корейка) и острыми продуктами (килька, сельдь).


По способу приготовления бутерброды делятся на открытые (простые и сложные), закрытые (дорожные) и закусочные (для праздничного стола).

Практическая работа


Посуда и инвентарь: доски разделочные (для гастрономических продуктов – ГП, для соленой и копченой рыбы – РС, для сырых овощей – ОС, для хлеба - Х), ножи гастрономические, хлебные, коренчатые; приспособления для резки сыра и яиц.


Порядок выполнения:


Подготовка и нарезка продуктов

Хлеб нарезать ломтиками толщиной 1 см.

У батона колбасы отрезать кончики, сделать надрез вдоль всего батона и снять кожицу. Копченую колбасу, с которой плохо снимается кожица, положить на 3-5 мин. В горячую воду, а затем очистить. Нарезать кусочки наискосок. Толщина кусочка вареной колбасы – до 4 мм, копченой – по возможности тоньше.

Кильки очистить от внутренностей, отделить головы и хвосты.

Соленые и копченые рыбные продукты отделить от кожицы и костей и нарезать гастрономическим ножом на тонкие кусочки.

Сыр очистить от корок и нарезать кусочками толщиной 1-2 мм. Для этого можно использовать приспособление.

Яйца, сваренные вкрутую и очищенные, нарезать на половинки, дольки или ломтики. Для этого можно использовать яйцерезку.

Масло сливочное, соль и желтки яиц, сваренных вкрутую и охлажденных, соединить и растереть до однородной массы (желток улучшает вкус масла и повышает вязкость. На 100 г масла – 1 желток и щепотка соли). Готовую массу охладить и использовать как обычное масло.

Огурцы и помидоры нарезать тонкими ломтиками. Форма нарезки различная. Зеленый лук (перо) нарезать мелко острым ножом.


Приготовление бутербродов

Открытые бутерброды. На хлеб, смазанный маслом, положить ломтик колбасы, сыра или другого продукта. Для приготовления сложного бутерброда на хлеб положить 2-3 кусочка различных продуктов (колбаса, яйцо, огурец) и украсить мелкорубленой зеленью

Закрытые бутерброды. С батона хлеба срезать корки, разрезать на слои толщиной 5-7 мм, смазать одну сторону каждого слоя маслом. На подготовленный слой положить слой какого-либо гастрономического продукта и закрыть вторым слоем хлеба (маслом вниз). Полоску разрезать на бутерброды длиной 5-8 см и шириной 5-6 см, уложить их на блюдо.

Закусочные бутерброды. Подготовить хлеб, как для закрытых бутербродов, но не резать. Поверхность смазать маслом, украсить и нарезать на маленькие бутерброды величиной со спичечную коробку.


Рецепты бутербродов

Квадратные кусочки хлеба “Здоровье” намазать маслом, сверху положить по 2 сложенных пополам кусочка любой колбасы (мы взяли белое мясо индейки) украсить пикантным соусом или майонезом.

Бутерброды разложить на блюде в два ряда в шахматном порядке.

Между бутербродами положить нарезанные веером огурцы.

Украсить веточкой петрушки.

Из намазанного маслом хлеба вырезать выемкой красивые фигурки или нарезать хлеб ромбами.

Хлеб положить на кусочек колбасы маслом вниз, проткнуть шпажкой.

Украсить петрушкой или другой зеленью.


Наш совет: для украшения блюд можно использовать дольки ананаса.


Из кусочков хлеба вырезать выемкой кружочки, намазать творожным сыром с зеленью. Сверху положить половину ломтика салями. Выложить на блюдо в два ряда в шахматном порядке. Между бутербродами положить дольки помидоров. Украсить веточкой петрушки.


Учитель проводит анализ практической деятельности учащихся и подводит итоги урока, даёт домашнее задание.



















Выполнение декоративных игрушек с карманом


ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

воспитание художественной культуры учащихся, как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями;

развитие художественно-образного мышления:

наблюдательности, умения вглядываться в явления жизни,

фантазии, т.е. способности на основе развитой

наблюдательности строить художественный образ,

выражая свое отношение к реальности;

учить основам эстетической отзывчивости, способности к эмоциональному уподоблению-проживанию художественного образа.


ЗАДАЧА ЗАНЯТИЯ:


Выполнить объемную игрушку с карманом, эстетично оформив ее, применяя изученную технологию изготовления, последовательно и грамотно работая с инструкционной картой.


МЕТОД РАБОТЫ: наглядно-иллюстрированный.


ФОРМЫ РАБОТЫ: беседы, практическая работа.


ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:


учащихся: клей, кисти, краски, ножницы, нитки, иголки, игольницы, синтетический мех, поролон, картон, коробочки для мусора, шаблоны выкройки, инструкционные карты


ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД: иллюстративный материал по анималистической игрушке, таблицы графического изображения игрушек, готовые образцы изделий.


ЛИТЕРАТУРНЫЙ РЯД: пословицы, поговорки, загадки стихи о животных.


МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЯД: детские песенки из мультфильмов, сказок.


ХОД ЗАНЯТИЯ:


1. Организационный момент. Проверка готовности к занятию.


2. Повторение пройденного материала.


3. Объяснение нового материала.


4. Закрепление нового материала.


5. Практическая работа (техника безопасности).


6. Обобщение полученных знаний. Подведение итогов занятия.


КОНСПЕКТ


Организационный момент:


- Здравствуйте, уважаемые гости!


- Здравствуйте, мои дорогие мастерицы!


- Начинаем наше занятие. Прошу всех садиться.


- Давайте проверим, все ли мы подготовили к работе. Сегодня нам понадобится: клей, кисти, краски, ножницы, нитки, иголки, игольницы, ткань, мех, поролон, картон, коробочки для мусора.


- Скажите, пожалуйста, как надо правильно организовать свое рабочее место?


-Рабочее место для шитья должно быть хорошо освещено с левой стороны. Расстояние от глаз до работы должно составлять не менее 35-40 см, чтобы не развивалась близорукость;


Руки во время шитья держат на весу.


Каждый инструмент должен находиться на своем месте: игла – в игольнице, ножницы и нитки – в коробочке, ручки, карандаши – в пенале. Иглу лучше оставлять с вдетой ниткой, для того, чтобы ее легче было найти;


После окончания работы инструменты нужно убрать в рабочую коробку.


Повторение пройденного:


- Прежде чем перейти к изучению нового материала, давайте повторим пройденное.


- При изготовлении поделок мы часто пользуемся разными видами швов. Вспомните и назовите их.


- “Вперед иголку”


- “Назад иголку”


- “Строчка”


- “Через край”


- “Подрубочный”


- “Петельный”


- “Потайной”


- “Стебельчатый” и др.


Объяснение нового материала:


- Давайте мысленно пройдемся по своему дому и приглядимся, что же в нашем доме сделано мастерами?


- Все.


- Оказывается, все предметы в доме выполнены мастерами, иначе не было бы и самого дома. И ваши игрушки в доме, тоже созданы мастерами. Этих мастеров мы назовем по-своему:


мастер-придумывания, мастер-конструирования и мастер-украшения.


Таковыми мастерами будете сегодня вы, дорогие девочки.


- Как вы думаете, эти мастера создают игрушки только для того, чтобы ими играли?


- Нет.


- А еще для чего?


- Чтобы ими украсить дом.


- Правильно. Игрушками можно украсить какую-либо комнату, прихожую, детский уголок для игр.


- А могут ли быть игрушки не просто украшениями, но и нести в себе какую-нибудь полезную направленность?


- Конечно. Они могут служить вам помощниками для соблюдения порядка в доме. Для поддержания чистоты. Они могут использоваться как декоративные карманы, в которых можно хранить ваши вещи: расчески, различные щетки, косметику, разнообразные заколки, канцелярские принадлежности и даже более крупные личные вещи, такие как носки, варежки, перчатки и др.


- Вот такие игрушки с карманами мы и будем сегодня с вами выполнять. А именно это будут три игрушки, предложенные вам на выбор-зайчик, собачка и медвежонок (показать наглядно).


- Ну, а так, как это игрушки-зверюшки, то мы немного поговорим и об этом.


- Художники в своих произведениях искусства: живописи, графике, скульптуре и декоративно-прикладном искусстве часто используют изображение животных. Этот жанр в искусстве называется анималистическим.


АНИМАЛИСТ-художник, изображающий животных.


- Особенно часто этот жанр используется в иллюстрациях к сказкам, басням, детских книжках. А, именно, в детских книжках можно много найти пословиц, поговорок и стихов про животных. Вот послушайте несколько небольших детских стишков о животных, которых нам предстоит выполнять сегодня:


Что для зайца стометровка,

Как стрела летит косой.

Вот, что значит, тренировка,

Вместе с тренером-лисой.


Мишка в улей влез и вот,

С лапы каплет сладкий мед.

Я над ним смеяться начал

“Медвежонок насвинячил” -

- Что за шутки! – тот ответил -

- Я медведь, я намедведил!


- Очень известный детский писатель Евгений Чарушин не только писал свои рассказы о животных, но и сам как художник-анималист рисовал иллюстрации животных для оформления своих детских книжек (показать несколько книжек Е.Чарушина)


Евгений Иванович Чарушин (1901-1965) написал около 50 книг для детей, в основном из жизни животных. Чарушин был едва ли не единственный в своем роде писатель-анималист для маленьких детей, счастливо соединивший в одном лице талантливого литератора и живописца. В его рассказах образы и ритмы литературного текста сливаются с их живописным выражением.


Евгений Иванович Чарушин иллюстрировал и произведения В.В.Бианки, С.Я.Маршака, К.И.Чуковского. Жил и работал в Ленинграде. Все, что рисовал художник, он очень хорошо знал. В доме родителей, а позднее и в его доме всегда жили собаки, кошки, птицы. С детства он любил животных, внимательно наблюдал за ними, знал их характеры и повадки, много и охотно рисовал. Созданию детской книге о животных Е.И.Чарушин посвятил всю свою жизнь. Его работа получила высокую оценку- ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.


Творчество Е.И.Чарушина, проникнутое любовью к животному миру и природе, нашло признание как в нашей стране, так и за рубежом.


Литература о творчестве Е.И.Чарушина: Чарнецкий Я., Кузнецов Э. Е.И.Чарушин. Л., 1960; Гроденский Г. Е.Чарушин. Л., 1962; Ганкина Э. Искусство, отданное детям. – Искусство, 1965, № 6; Ганкина Э. Феномен Чарушина.- В мире книг, 1975, № 2; В.Курдов Вместе с Чарушиным. – Детская литература, 1975, № 9.


- Искусство других художников-анималистов: Ватагина, Горлова, Рачева


отличается тонким знанием животного мира, остротой характеристики и декоративной выразительностью образов.


Художники-анималисты наделяют животных чертами, присущими человеку, его поступками, переживаниями, т.е. животные “очеловечиваются”.


- В современной анималистической игрушке заметны новые приемы. Художники стремятся обновить характер игрушек, сделав их более привлекательными для ребят, занимательными в игре.


Сказочные животные стали более выразительными по форме и декоративной раскраске, отказавшись от натуралистического решения животных, авторы ищут решения, близкие к народным.


Образцы промышленных игрушек из пластмассы, резины, синтетического меха и ткани, разработанные художниками, подкупают своей выразительностью. Они очень просты по форме, лиричны, в них чувствуются народные традиции.


Обратите внимание на условность (стилизацию) решения моделей игрушек, которые нам предстоит сделать сегодня.


СТИЛИЗАЦИЯ – применение условной декоративной формы, т.е. изменение, упрощение природных форм для составления объекта.


Игрушки из меха наделены чертами маленьких детей, они трогательны, забавны, неуклюжи, озорны.


Заяц, собачка и медвежонок, которых вы будете делать тоже малыши, т.к. у них большая голова, длинные уши, маленькие лапки.


Разные по цвету и форме пуговички глаз и носа сразу преображают поделку, и животные как бы оживают.


Этих зверюшек можно выполнять в разных вариантах. Мы же сегодня будем делать их по одной и той же выкройке, чуть изменяя форму ушей цвет, украшения на карманах и фактуру меха, но по вашему выбору.


- Так, белый и светлый мех лучше подойдет кому?


- Зайчику.


- Правильно, т.к. нам привычнее видеть зайчика светлым.


- Мех с длинным ворсом лучше для кого?


- Для собачки, т.к. собаки бывают и длинношерстные и короткошерстные.


- А для медвежонка лучше выбрать мех с коротким ворсом.


- А сейчас, зная характерные черты животных и их повадки, немного отдохнем, поиграем.


ИГРА - “Загадки”:


Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек.

Две медали на груди,

Лучше в дом не заходи.


- Кто это? (собака)


Просыпается - весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.


- Кто это? (медведь)


Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год

Шуба серая для лета

Для зимы другого цвета.


- Кто это? (заяц)


- Итак, девочки, выскажите сейчас свое отношение к этим зверюшкам, сделайте свой выбор – кого вы решили сегодня сделать своими руками и обоснуйте свою симпатию.


- (ответы учащихся)


Практическая работа


- Сейчас вы будете выполнять выбранную вами игрушку. Надо постараться сделать ее так, чтобы все поняли, что каждый из вас любит свою игрушку-зверюшку и чтобы сделать ее красиво и качественно нужно создать для себя все условия для удобной и безопасной работы. Поэтому давайте вспомним о технике безопасности при работе с тканью (Инструкция по охране труда при работе с тканью ИОТ-23-2005) и при работе с электроприборами (Инструкция по охране труда при работе с электрическим утюгом ИОТ – 024-2005)


(инструкции прилагаются)


- Сейчас прослушайте инструктаж по технологии изготовления данных игрушек:


(Прочитать учащимся “Инструкционную карту” - прилагается, которая будет выдана каждому учащемуся )


- Мы с вами очень долго слушали, немного устали, поэтому проведем небольшую физическую разминочку:


Физкультминутка –


Каждый день, по утрам

Делаем зарядку.

Очень нравится нам делать по-порядку:

Весело шагать, руки поднимать,

Приседать и вставать,

Прыгать и скакать.


- Переходим непосредственно к нашей практической части. А для того, чтобы вам было интереснее работать, включаем веселые детские песенки из детских мультфильмов и сказок, в исполнении разных артистов.


(включить музыку)


Детям выдаются “Инструкционные карты”, лекала выкройки. Они зарисовывают их в свои альбомы, затем вырезают их, раскладывают на ткани, раскраивают и продолжают работать по “Инструкционной карте”.


При желании дети могут изменить положение и форму туловища игрушки или придумать свои варианты.


Подведение итогов занятия:


- Давайте посмотрим, какими мастерами - придумывания, конструирования и украшения были сегодня вы. Какие произведения искусства создали.


Создаем выставку из выполненных только что игрушек. Каждая маленькая мастерица представляет свою поделку и характеризует ее, какая получилась зверюшка - добрая, злая, грустная, веселая и др. Учащиеся высказывают свое мнение о созданном ею произведении


искусства. Говорят о том, нравятся ли им их изделия и почему. Высказывают свое мнение, то ли у них получилось, о чем они мечтали. Дети обмениваются мнением и о поделках подруг, о проведенном занятии, благодарят всех присутствующих и высказывают свое желание для следующей работы.


- Спасибо всем. Всего вам доброго. До следующей встречи.


ПРАВИЛА РАСКРОЯ, СОЕДИНЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ ИГРУШЕК. Приложение











Тема урока: «Блины. Праздник Масленицы». Мы познакомимся с праздником, узнаем о народных обычаях, о некоторых рецептах блинов, постараемся передать духовное состояние народных гуляний.

Один из древнейших праздников на Руси – Масленица. Масленицу повсюду ожидали с большим нетерпением. Это самый веселый, самый разгульный и поистине всеобщий праздник! Всю неделю веселились и стар и млад, провожая зиму, торопя приход весны.

Масленица справляется за семь недель до Пасхи и приходится на период с конца февраля до начала марта.

По материалам прошлого столетия Масленицу нередко открывали ребятишки, которые сооружали снежные горы и скороговоркой произносили такое приветствие Масленице: «Звал-позывал честной Семик широкую масленицу к себе в гости во двор. «Душа-ль ты моя, Масленица, перепельные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться».

У каждого из семи дней Масленичной недели – свой смысл и обычай. Вся же неделя именовалась «честная, широкая, веселая»; боярыня-масленица, госпожа Масленица, объедуха, сырная неделя.

Масленичная неделя была буквально переполнена праздничными делами; обрядовые и не обрядовые действия, традиционные игры и затеи, обязанности и поступки до отказа заполняли все дни. Сил, энергии, задора хватало на все. Поскольку царила атмосфера предельной раскрепощенности, всеобщей радости и веселья.

Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей.

1-я ученица.

Накануне вечером (перед тем, как печь блины), когда появятся звезды, старшая в семье женщина выходила на реку, озеро или к колодцу потихоньку от прочих и призывала месяц выглянуть в окно и подуть на опару:

Месяц ты месяц,

Золотые твои рожки!

Выглянь в окошко

Подуй на опару!

Учитель:

И вот наступает 1-й день.

2-я ученица.

Понедельник – «ВСТРЕЧА»: ходят друг к другу в гости. В этот день можно зайти поздравить соседа, подарить куклу-масленицу.

3-я ученица.

После этой встречи ребятишки сбегают с гор и кричат: «Приехала Масленица!»

4-я ученица.

Вторник – «ЗАИГРЫШ»: по улицам гуляют ряженые, останавливаются возле домов, заигрывают с молодыми хозяйками, приглашают на улицу.

5-я ученица.

Не отставали от ребят и взрослые: в один из первых дней они тоже ходили от дома к дому и собирали на Масленицу, припевая:

Масленица-кривошейка,

Состречаем тебя хорошенько,

С блинцами, с каравайками, с вареничками.

Учитель:

Кстати, катанию с гор придавался особый смысл. В старину, например, существовал обычай «лучшим пряхам в семье кататься с гор на донцах, причем у той, которая дальше всех прокатится, считалось, что будет самый лучший лен.

6-я ученица.

Вообще катание на тройках наперегонки, под песни и гармонь, с шутками и объятиями – типично русское масленичное увеселение, в котором не принимали участие только младенцы и старики.

7-я ученица.

Третий день – среда – «ЛАКОМКА»: угощали друг-друга блинами со сметаной, медом и т.д.,

руководствуясь поговорками:

«Блин добро не один», «Блины брюха не портят», «Блин не клин брюха не расколет» - поедали огромное количество блинов.

Пришла маслена неделя

Была у кума на блинах.

У кума была сестрица,

Печь блины-то мастерица

Напекла их кучек шесть,

Семерым их не поесть.

А сели четверо за стол,

Дали душеньке простор

Друг на друга поглядели

И . . . блины-то все поели!

В день «лакомки» тещ посещали зятья, для которых она устраивала настоящий пир (если зять был по душе). Этому обычаю посвящено огромное количество пословиц, поговорок, песен, анекдотов и пр.

(Ученица показывает на плакаты и прочитывает их).

  • Зять на двор – пирог на стол.

  • У тещи для зятя и ступа доит.

  • Придет зять, где сметанки взять?

8-я ученица.

Четверг - «РАЗГУЛЯЙ»: люди славили весну, сжигали ненужные вещи, водили хороводы с бубнами, трещетками, рожками да свистульками. Ходили от дома к дому, отгоняли несчастье, горе, зло.

Четверг называли широким. Масленичный разгул развертывался во всю ширь. Всем миром выходили на кулачные бои, возведение и взятие снежного городка, на конские бега.

9-я ученица.

Пятница – «ТЕЩИНЫ ВЕЧЕРКИ»: зятья приглашали тещ, угощали их, веселили. Теща обязана была прислать с вечера все необходимое для выпечки блинов.

10-я ученица.

Суббота – «ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ»: В этот день приглашали родственников хозяина дома. Невестка дарила подарки сестрам мужа: куклу-масленицу, пряники, мыло.

11-я ученица.

Воскресенье – «ПРОЩЕННЫЙ ДЕНЬ».

Устраивали поводы Масленицы. С утра ребятишки собирали дрова для костра, чтобы сжечь Масленицу.

Ельник, березник

На чистый понедельник!

Уж то ли не дрова –

Осиновы дрова,

Березовы дрова!

Подавайте их сюда

На Масленицу

На горельщицу!

Молодежь в санях с чучелом Масленицы ездила по деревне до темноты, с песнями, шумом. А поздно вечером выезжали на озимь и здесь на приготовленном костре чучело сжигали.

Прощай, Масленица,

Прощай, красная!

Наступает великий пост.

Дадут нам редьки хвост.

А мы редьку не берем,

Кота за уши дерем!

12-я ученица.

У Масленичного костра собиралось всегда много народу, было весело, звучало много песен. С Масленицей прощались и в шутку, и всерьез.

Все ученицы хором:

Масленица, прощай!

А на тот год опять приезжай!

Учитель.

И в преддверии великого поста, стремясь очиститься от всего греховного, люди просили друг у друга прощения за нанесенные обиды – нарочные и нечаянные и прощали друг друга.

Вот таким был праздник Масленицы на Руси в давние времена. Сейчас идет возрождение народных праздников, народных традиций. У кого дома мамы пекли блины в Масленичную неделю?

А сейчас девочки расскажут некоторые рецепты выпечки блинов, продемонстрируют их, угостят нас и наших гостей.

1-я ученица.

Милости просим к столу, отведать наших блинов.

Учитель.

Давайте подведем итог.

  • Мы научились печь блины.

  • Узнали старинные рецепты и новые современные рецепты выпечки блинов.

  • Познакомились с историей праздника «Масленица».

  • Узнали много новых слов и словосочетаний: Масленица, Пасха, объедуха, обрядовые и необрядовые действия, кукла-масленица, донцы.

А что полезного узнали? Как вы думаете, вам это в жизни пригодиться? Где? И что же такое эта Масленица?

Вопросы:

  • Какое тесто используется для выпечки блинов: пресное сдобное, заварное или бисквитное?

  • Что еще можно приготовить из этого теста?

  • Какие требования предъявляются к качеству изделий из теста?

  • По способу приготовления какое бывает тесто?

  • По способу замеса какое знаете тесто?

  • Что используется для пышности, рыхлости теста?

  • Какие разрыхлите вы знаете? Для чего они служат?

  • Расскажите и покажите правила сервировки стола.

  • Расскажите и покажите правила поведения за столом.

Так как вы все старались и готовились к этому уроку больше недели, и напекли действительно вкусные блины – за урок всем «отлично».

Рецепты.

Блины гречневые.

Взять три стаканы хорошей сухой гречневой муки, 2 стакана молока, ложку растопленного масла, 2-3 ложки жидки дрожжей, размещать, выбить хорошенько и поставить на несколько часов в теплое место и, когда тесто еще раз поднимется, брать его ложкой и лить на раскаленную сковороду; подавать на стол горячими с маслом, сметаной, икрой.

Каравай из блинов.

Испечь блины, поджарить их с обеих сторон, класть в кастрюлю, намазанную маслом, переложить каждый блин слоем какого-нибудь фарша: из мяса, творога, манной каши, раскидать маленькие кусочки масла, потом поставить в печь. Когда подрумянятся и кругом подсохнут, выложить на блюдо и подавать на стол.

Блины царские.

Взять полбутылки сливок и стакан муки, размешать, вскипятить. Поставить в холодную воду, остудить. Отдельно на льду в чашке размешать растопленное сливочное масло и шестью желтками и четверть стакана сахару, прибавить туда остуженного теста, снова размешать и добавить полстакана взбитых сливок, выпекать.

Блины с яйцами и луком.

Приготовить гречневое или пшеничное тесто, подготовить сковороду, влить тесто, посыпать мелко нарезанными, круто сваренными яйцами и луком, выпекать.

Блинчики с яблоками.

Испечь блины, поджарить их с обеих сторон, класть в кастрюлю, смазанную маслом, перекладывая каждый блин слоем тонко нарезанных яблок, посыпая их мелким сахаром, корицей и гвоздикой, разбрасывая кусочки масла; поставить кастрюлю на час в духовку. Когда кругом подсохнет и подрумяниться, выложить на блюдо, осыпать мелким сахаром и подать на стол.
























Внеклассное мероприятие по технологии.

Конкурс «Скучен день до вечера – коли делать нечего» для 6 класса

Цели:

  • Активизация знаний по предмету “Технология”.

  • Повышение технологической культуры, расширение кругозора.

  • Воспитание культуры поведения, правильной самооценки.

  • Привлечение интереса к предмету “Технология”.

Ход мероприятия

Ведущий:

Здравствуйте!

Наш познавательно – развлекательный конкурс начинается. Все задания будут связаны с хозяйскими делами, кулинарией и швейным делом.

В конкурсе принимают участие команды , это учащиеся 6 «Б» и 6 «В» классов. Давайте поприветствуем команды. (Команды выходят на сцену).

Я хочу представить вам членов жюри, которые помогут нам определить команду победителей. (Представление жюри). Мы начинаем наш конкурс “ Дело мастера боится ”.

1конкурс: Приветствие команд.

Ведущий:

Командам было дано домашнее задание: придумать название команды, приветствие и представить участников конкурса. Задание оценивается в 10 баллов. Давайте посмотрим, что получилось у команд. Но для этого надо определить, какая первая покажет домашнее задание. (Жеребьёвка, выступление команд.)

2 конкурс : «Быстрей-быстрей»

Ведуший:

Задание на смекалку, быстроту реакции. Для каждой команды в быстром темпе будут

читать задания – загадки, нужно как можно быстрее, а главное, правильно отвечать .

Конкурс оценивается по количеству правильных ответов: 1 ответ – 1 балл (max.8баллов)

1.Самая большая ягода (арбуз)

Без чего не приготовишь уху(рыба)

Из чего получают изюм(виноград)

Орех, из которого получают стружку (кокос)

Дочка для игры в «дочки-матери» (кукла)

Тропический фрукт с роскошным хвостом ( ананас)

Итальянское всемирно известное блюдо (спагетти или пицца)

Закончить пословицу : «Никогда не откладывай……»(на завтра, то что можно сделать сегодня)

2.Любимая каша у англичан (овсянка)

Любимое лакомство обезьян (банан)

Овощ, которого боятся вампиры (чеснок)

Орех, содержащий молоко (кокос)

Она бывает кабачковая, баклажанная ,красная , черная (икра)

Его производят пчелы (мед)

Что всему голова (хлеб)

Закончить пословицу : « Семь раз ….»(отмерь, один раз отрежь)

3.Свежий, малосольный, консервированный (огурец)

Лекарство для больного Карлсона (варенье)

Самая сильная каша (геркулес)

Сказочный овощ, не желавший вылезать из земли (репа)

Одежда для селедки (шуба)

Овощ от которого плачут (лук)

Кто не учит курицу (яйцо)

Закончить пословицу «Готовь сани …..» (летом ,телегу зимой)

3 конкурс: «Технологический»

Ведущий:

Восстановить правильную технологию приготовления

Команды выбирают карточки с заданиями. В карточках написаны технологические карты

приготовления различных блюд, последовательность приготовления перепутана.

Восстановите, правильную технологию блюда и как оно называется.

За правильный ответ начисляется 5 баллов.

1 вариант: 1)Выкладывание в салатницу и украшение блюда 4

2)Нарезка овощей 2

3)Первичная обработка овощей 1

4)Заправка приготовленного блюда 3

Как называется –это холодное блюдо состоящее из одного или несколько видов овощей?

(салат)

2 вариант: 1)заправка блюда 5

2)Первичная обработка овощей 1

3)Украшение блюда и выкладывание в салатницу 4

4)Тепловая обработка овощей 2

5)Нарезка овощей 3

Как называется –это холодное блюдо состоящее из вареных овощей ? (винегрет или

салат)

3 вариант: 1)Намазать хлеб с двух сторон сливочным маслом 3

2)Нарезать хлеб, сыр ,помидор 2

3)Первичная обработка помидора 1

4 )Поставить в духовку на 5 минут 5

5)Положить на хлеб с маслом помидор и сыр 4

Как называется это блюдо?(горячий бутерброд)

4 конкурс : «Конкурс капитанов «Знаете ли вы овощи?»

1.Назовите овощи ,у которых едят клубни, корни (картофель репа редис морковь

свекла редька лук чеснок и т.д.)

2.Назовите растения, у которых едят семена (горох бобы фасоль чечевица соя кукуруза подсолнечник мак)

3.Назовите овощи, растения, шу которых едят листья( капуста салат зеленый лук

петрушка чеснок сельдерей укроп щавель шпинат)

Конкурс оценивается 1 ответ –1 балл

5конкурс: « Конкурс кулинаров.»

Приготовление бутербродов канапе.

Задание оценивается в 10 баллов

6 конкурс: «Отгадай кроссворд»

по 5 бальной системе

7конкурс«Конкурс швея»- эстафета

1.Пришить пуговицу

2.Сметать

3.Наметать

4.Заметать

по 5 бальной системе

8конкурс: «"Этикет"

Вопрос 1 команде.
К обеду, включающему в себя суп, « второе блюдо» и десерт, подаётся «малый столовый прибор», т. е. вилка, ложка, нож. Объясните пожалуйста, как они должны лежать во время обеда (Вилка лежит слева от тарелки, а нож и ложка для супа – справа, горизонтально над тарелкой располагается десертная ложка). 
Вопрос 2 команде.
На Востоке чаепитие носит ритуальный характер и философский характер. Всем известны японские и китайские чайные церемонии, которые подготавливаются и проводятся часами. Из какой посуды пьют чай и как сидят люди во время чаепития? (Люди пьют чай небольшими порциями из круглых или квадратных пиал. Все сидят на коленях вокруг чайного столика)

Для болельщиков конкурсы

  1. конкурс

Древние письмена. болельщики помогают своей команде выйти вперед.

За каждое отгаданное слово команде начисляется 1 балл, всего 9 баллов

2.конкурс

Дополни пословицы:

1)Скучен день до вечера, ………..(когда делать нечего.)

2)Судят не по словам,………..( а по делам,)

3)Хочешь есть калачи, ………….(так не сиди на печи).

4)Сделал дело, …………………..(гуляй смело).

5)Делу – время, ………………..(а потехе –час).

6)без труда ,,,,,,,,,,,,,,(не вытащишь и рыбку из пруда).

7)Мастера по работе,,,,,,,,,,( видно.)

8)Терпение и труд ……….(все перетрут.)

9)Для доброго Федота ………(не тягостна работа)

10)Почет и труд…….( рядом живут)

11)Труд человека кормит, ……..(а лень портит )

  1. конкурс «загадки»

Этими принадлежностями вы пользовались на уроках Технологии:

1.Шагает мастерица

По шелку да по ситцу

Как мал ее шажок!

Зовется он – стежок (Игла)

2.Держится подружка

за мое ушко,

стежкою одною

Век бежит за мною (игла с ниткой)

3.На пальце одном

Ведерком вверх дном (Наперсток)

4.Инструмент бывалый

не большой, не малый.

У него полно забот

Он и режет и стрижет (Ножницы)

5.На полянке шерстяной

пляшет тонконожка

Из- под туфельки стальной

Выползает стежка (швейная машина)

6.Черный Ивашка-

Деревянная рубашка,

Где носом поведет,

Там заметку кладет.(Карандаш)

По мере прохождения конкурсов жюри выявляет победителей, выставляя полученные баллы в таблицу, комментирует ответы участников. После окончания конкурса всем участникам вручаются грамоты.

Ведущий

Сегодня мы с вами обобщили знания, полученные на уроках и провели замечательный конкурс.

Работа выполнена немалая. Желаю вам успеха!