Владимир Иванович Даль (казак Луганский) – писатель, этнограф , (специалист, изучающий
материальную и духовную культуру народа) лингвист ,(наука о языке) лексикограф (лексикография
– это теория и практика составления словарей). Имя его встретишь в учебниках по истории
медицины, в руководствах по военно-инженерному делу.
Родился в поселке Луганский завод( ныне – Луганск) 22 ноября 1801. Отец был лингвистом, врачом,
а мать – пианисткой, знала несколько языков, интересовалась литературой. Неудивительно, что
Владимир получил прекрасное домашнее образование, а потом учился в Петербургском Морском
кадетском корпусе. Служил во флоте, но потом решил избрать другой путь – начал изучать
медицину. Даль участвовал в русско-турецкой войне, оперировал в условиях полевых госпиталей.
Затем Владимир Иванович всерьез занялся литературой.
Все слова нашего языка – это и есть лексика. Великим знатоком и собирателем русского слова был
В И Даль. Он говорил: «В русском слове не менее жизни, чем в самом человеке».
Владимир Иванович Даль (казак Луганский) – писатель, этнограф , (специалист, изучающий
материальную и духовную культуру народа) лингвист ,(наука о языке) лексикограф (лексикография
– это теория и практика составления словарей). Имя его встретишь в учебниках по истории
медицины, в руководствах по военно-инженерному делу.
Родился в поселке Луганский завод( ныне – Луганск) 22 ноября 1801. Отец был лингвистом, врачом,
а мать – пианисткой, знала несколько языков, интересовалась литературой. Неудивительно, что
Владимир получил прекрасное домашнее образование, а потом учился в Петербургском Морском
кадетском корпусе. Служил во флоте, но потом решил избрать другой путь – начал изучать
медицину. Даль участвовал в русско-турецкой войне, оперировал в условиях полевых госпиталей.
Затем Владимир Иванович всерьез занялся литературой.
Все слова нашего языка – это и есть лексика. Великим знатоком и собирателем русского слова был
В И Даль. Он говорил: «В русском слове не менее жизни, чем в самом человеке».
Владимир Иванович Даль (казак Луганский) – писатель, этнограф , (специалист, изучающий
материальную и духовную культуру народа) лингвист ,(наука о языке) лексикограф (лексикография
– это теория и практика составления словарей). Имя его встретишь в учебниках по истории
медицины, в руководствах по военно-инженерному делу.
Родился в поселке Луганский завод( ныне – Луганск) 22 ноября 1801. Отец был лингвистом, врачом,
а мать – пианисткой, знала несколько языков, интересовалась литературой. Неудивительно, что
Владимир получил прекрасное домашнее образование, а потом учился в Петербургском Морском
кадетском корпусе. Служил во флоте, но потом решил избрать другой путь – начал изучать
медицину. Даль участвовал в русско-турецкой войне, оперировал в условиях полевых госпиталей.
Затем Владимир Иванович всерьез занялся литературой.
Все слова нашего языка – это и есть лексика. Великим знатоком и собирателем русского слова был
В И Даль. Он говорил: «В русском слове не менее жизни, чем в самом человеке».
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КРАСНОДОНА
И КРАСНОДОНСКОГО РАЙОНА
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«КРАСНОДОНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ГИМНАЗИЯ»
(ГОУ ЛНР «КРАСНОДОНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ГИМНАЗИЯ»)
Внеклассное мероприятие
«Собирал человек слова»
(по творчеству В.И.Даля)
Автор методической разработки: Сиротенко Елена Владимировна
специалист первой категории,
преподаватель русского языка и
литературы
Краснодон
2020
Структура методической разработки
Введение………………………………………………………….3
Основная часть
1.1. Цели и задачи методической разработки………………….4
1.2. План проведения мероприятия……………………………..5
1.3. Методические рекомендации по подготовке и проведению
внеклассного мероприятия………………………………….6
Сценарий внеклассного мероприятия……………………....7
Список используемой литературы………………………...18
Приложения…………………………………………………19
Введение
В методической разработке раскрывается актуальная проблема формирования интереса учащихся к личности В.И.Даля, как создателя «Толкового словаря живого великорусского языка». Освящаются вопросы самостоятельной работы учащихся с дополнительной литературой по изучению биографии и деятельности великих людей. Обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения. Формировать умение использовать словари. Данная тема актуальна, поскольку она направлена на расширение научного мировоззрения учащихся, их языковой компетенции, направлена на формирование интереса к языку и языковым проблемам. Методическая разработка содержит не только сведения о жизни Владимира Ивановича Даля, но и раскрывает сущность его научной деятельности. Особое внимание уделяется его вкладу в развитие русского языка. В методической разработке предусмотрено расширение научного кругозора учащихся. Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству В.И.Даля, предназначено для учащихся 8 класса. Мероприятие носит познавательный характер.
1.1. Цель методической разработки : расширить знания учащихся о жизни и научной деятельности В. И. Даля.
Задачи:
- способствовать развитию коммуникативных способностей, познавательного интереса, навыков выразительного чтения, внимания, памяти, творческого мышления;
- способствовать воспитанию бережного и уважительного отношения к слову, русскому языку;
- стимулирование самостоятельной работы учащихся со словарями с целью получения новых знаний, формирования картины мира на основе научных знаний, зафиксированных в словарях и энциклопедиях.
Формировать УДД
Личностные
освоение общекультурного наследия;
совершенствование имеющихся знаний и умений, осознание своих трудностей и стремление к их преодолению.
Регулятивные УУД
определение степени успешности своей работы и работы других
планирование в сотрудничестве с учителем и одноклассниками работы, решения действовать по плану
Познавательные УУД
осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета
осознанно строить речевое высказывание в устной форме
Коммуникативные УУД
умение грамотно формулировать высказывания
умение слушать
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми
План проведения мероприятия
Подготовительный этап
- Постановка перед учащимися цели разработки сценария;
- предоставление учащимся рекомендаций по реализации деятельности;
- обозначение предполагаемого результата деятельности;
- определение сроков достижения предполагаемого результата;
- объяснение системы оценивания или поощрения учащихся за участие в данном мероприятии.
Основной этап
Создание сценария мероприятия под руководством учителя. Разработка презентации.
Заключительный
1.Презентация учащихся.
Вступительное слово учителя.
Декламация стихотворений.
Инсценировка.
Викторина.
Заключительное слово учителя.
Форма проведения: тематический вечер.
Методы: объяснительно-иллюстративный, эвристическая беседа с применением наглядности и технических средств.
Педагогические технологии: информационные технологии, коллективная работа.
Планируемые результаты:
- формирование знаний о жизни и творчестве В.И.Даля;
- развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, использование);
- формирование умения работать в коллективе, прислушиваться к мнению участников мероприятия;
- развитие умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации.
1.3. Методические рекомендации по подготовке и проведению внеклассного мероприятия
При подготовке данного мероприятия учитель продумывает идейно-тематическую основу будущего вечера, четко определяются тема и идея. Создание творческой группы учащихся по подготовке мероприятия. Распределение аспектов работы учащихся в творческой группе. Коллективная работа по изучению жизни В.И.Даля и знакомство с его словарем. Обсуждение актуальных вопросов подготовки мероприятия. Подготовка необходимого сопровождения (наглядности, дополнительных текстов и хода презентации).
Материально-техническое обеспечение
- компьютер,
- проектор,
- экран,
- костюмы,
- бутафория для театрализации.
2. Сценарий внеклассного мероприятия
«Собирал человек слова»
Входят трое ведущих в русских костюмах, с хлебом и солью.
Слайд 1.
1 – й ведущий.
Люблю тебя, мой край родной, Донбасс –
Край патриотов, угля и металла.
Скучал вдали я по тебе не раз.
Дыханья твоего мне не хватало.
2 – й ведущий
Красив, хоть седовлас, мой край Донбасс –
Тысячелетья был ты Диким Полем.
Племен степных здесь раздавался глас,
Коней в аллюр пускавших по приволью.
Учитель.
Дорогие друзья, мы пригласили вас сегодня на праздник поэтической культуры русского народа. Все, кому дорого русское слово, с особым благоговением произносят имя В.И.Даля. Свою жизнь он посвятил России, русскому народу, русскому слову.
Слайд 2
Владимир Иванович Даль (казак Луганский) – писатель, этнограф (специалист, изучающий материальную и духовную культуру народа), лингвист (наука о языке), лексикограф ( лексикография – это теория и практика составления словарей).
3 – й ведущий
10 ноября 1801 года в поселке Луганский завод (ныне Луганск), в семье лекаря горного ведомства Ивана Матвеевича Даля и Марии Христофоровны родился маленький мальчик Владимир. Отец был лингвистом, врачом, а мать – пианисткой, знала несколько языков, интересовалась литературой. Неудивительно, что Владимир получил прекрасное домашнее образование, а потом учился в Петербургском Морском кадетском корпусе. Служил во флоте, но потом решил избрать другой путь – начал изучать медицину. В.И.Даль участвовал в русско-турецкой войне, оперировал в условиях полевых госпиталей. Затем Владимир Иванович всерьез занялся литературой.
1 – й ведущий
Все слова нашего языка – это и есть лексика. Великим знатоком и собирателем русского слова был Владимир Иванович Даль. Он говорил: «В русском слове не менее жизни, чем в самом человеке»
Ученица читает стихотворение Всеволода Рождественского «Ветшают прадеда слова»
Ученица.
Ветшают прадедов слова,
Они уже полузабыты,
Но, как извечная трава,
Всё ж пробиваются сквозь плиты.
Кто нынче скажет – «окоём»,
Иль «росстани», иль «первопуток»
Всё, что Толковым словарём
В безвестный загнано закуток?
Слова угасшей старины
Вдали мерцают еле-еле,
А прежде, жизнью рождены,
Они ласкали, жгли и пели.
Они рождались неспроста,
Не прихотью, а волей сердца
Из чернозёмного пласта
Для друга и единоверца.
Но даже в наши времена
Для тех, кто с русской речью дружен,
Не так легко добыть со дна
Родные россыпи жемчужин…
2 – й ведущий
Словарь Даля – легенда
Словарь Даля играет совершенно особую роль в русской культуре. Мало того, что словарь Даля стал необычайно важным текстом сам по себе — национальным сокровищем, источником истинно народного слова для поколений русских людей; вокруг него выросла собственная мифология.
Слайд 3
Учитель
Есть красивая легенда о том, что именно в день смерти Александра Сергеевича Пушкина «будущий» словарь Даля пополнился еще одним словом, толкование которого он записал тут же, в квартире Пушкина, на отдельном листке бумаги: «Бессмертие – непричастность смерти, свойство неумирающего, вечно сущего, живущего: жизнь духовная, бесконечная, независимая от плоти. Всегдашняя или продолжительная память о человеке на земле, по заслугам или делам его. Незабвенный, вечнопамятный».
3 – й ведущий
Даль и сам стал Человеком из легенды – «вечнопамятный», и незабвенны его дела и заслуги перед Отечеством. «Это был замечательный человек. За что не брался Даль, все ему удавалось», - вспоминал Н.И.Пирогов.
Сценка.
(На сцене появляется Андрей со стопкой книг. На ходу он листает одну из них. На встречу ему выходят две девочки, Ира и Наташа, с тетрадкой в руках)
Ира. Андрюха, привет! Что это ты так нагрузился?!
Андрей. Да Тамара Михайловна задание дала – написать творческую работу о словаре Даля.
Ира. Обыкновенный словарь. И чего учительница так восхищалась: «Кладезь мудрости! Кладезь мудрости!..»
Андрей. А я вот начал выполнять задание, открыл книгу и увидел, что тут много интересного.
Наташа. Ну что может быть интересного в словаре? Куча обыкновенных слов.
Андрей. Странно…Что же вы в таком случае в своих работах написали?
Ира. (открывает тетрадь). В толковом словаре В.И.Даля собрано много слов. Они расположены по алфавиту, ко многим подобраны однокоренные слова и синонимы. Например: слово словарь, словник, словотолковник, словотолк, словарик, речник, лексикон, сборник слов.
Наташа. И у меня тоже самое. Только я еще написала, что ко многим словам в качестве примеров автор подобрал пословицы, поговорки и даже загадки: «В воде родится, а воды боится» (соль), «Кочет голенаст, кланяться горазд» (топор), «Мать толста, дочь красна, сын кудреват, в поднебесье ушел» (печь, огонь, дым).
Ира. Вот и все. Что тут сложного. Носитесь с этим словарем, как кошка с котятами.
Андрей. Говоришь, как кошка с котятами… А ведь это выражение из словаря В.И.Даля! Оно поясняет значение слова «кошка». Что, по-вашему, оно означает?
Ира (смеется). Ну, ты даешь! Да кто же этого не знает!
Наташа. Тебе и трехлетний ребенок ответит.
Андрей. А все-таки?..
Ира (растягивая слова). Кошка – это домашнее животное.
Андрей. И только?
Наташа. А что же еще?
Андрей. А ведь В.И.Даль дает девять толкований слова «кошка» (открывает книгу). Это и домашнее животное. И якорь на четырех лапах. И снаряд для осмотра выбоин в орудиях. И кожаный кошелек, который носят на поясе. А еще плетка с несколькими хвостами, коса на взморье или отмель, рыбачий сачок, растение, игра.
Ира (задумчиво). Да… А что там еще про эту кошку?
Андрей. Пословицы: «Рано пташка запела, как бы кошка не съела», «Знай кошка свое лукошко».
Наташа (тоже заглядывает в книгу). Тут загадка про кошку есть: «Две ковырки, две подковырки, один вертун, два войка, третья маковка».
Ира (присоединяется к ним). А теперь отгадайте, что это: «Белая кошка лезет в окошко?» (Андрей и Наташа молчат). Свет! Вот еще одна: «Сидят три кошки, против каждой кошки две кошки, много ли всех?»
Андрей и Наташа (вместе). Три!
Ира. Да, а ведь, правда, словарь – это кладезь мудрости.
Учитель. Собирал человек слова…
Работа по составлению «Толкового словаря» долгая. Она продолжалась в течение 53 лет. А еще в это время Даль собирал, обрабатывал народные сказки и сочинял свои. Первый его литературный опыт горячо одобрил Александр Сергеевич Пушкин.
Ученик: Год 1832, осень. Даль взял книгу своих «Русских сказок» и отправился к Пушкину. Пушкин сразу показался Далю очень русским – не африканцем. Может быть, оттого что Даль привык не только рассматривать людей, но и слушать, а у Пушкина был великолепный московский говор.
Ученица: Перелистывая «Пяток первый» (так назвал Даль свой сборник сказок), Пушкин сказал: «Сказка сказкой, а язык наш сам по себе…» Пушкин в это время был уже не только великий поэт, прозаик, драматург, но и сказочник. Даль мог быть доволен. Пушкин понял его, он восхитился обилием накопленных пословиц и поговорок, которые использовались в сказках.
(Появляется сказительница)
Сказительница: Жил-был в селе мужичок, крестьянин исправный, и работы не боялся, и о людях печаловался: коли кто был в горе да в нужде, всяк к нему за советом шел, а коли у кого было хлеба в недостаче, шли к его закрому, как к своему. У кого хлеб родился сам четверг, сам-пят, а у кого нередко сам-десят! Сожнет мужичок хлеб, свезет в овин, перечтет снопы и каждый десятый сноп к стороне отложит, примолвя: «Это на долю бедной братии». Услышал однажды Воробей…
(Размахивая крыльями выбегает Воробей)
Воробей: Чив, чив, чив! Мужичок полон овин хлеба навалил, да и на нашу братию видимо-невидимо отложил (втаскивает два мешка).
(Появляется Мышь)
Мышь: Ш-ш-ш, не кричи во весь рот» Не то все услышат: налетит ваша братия, крылатая стая, все по зернышку разнесет, и нам ничего не достанется!
Воробей: Давай-де, Мышка-норушка, совьем себе по гнездышку – я под стрехой, ты – в подполье – и станем жить да быть да хозяйской подачкой питаться, и будет у нас все пополам (показывает на мешки).
Мышь: Давай. (В сторону) Как же я буду с тобой делиться?
(Хватает мешки и пытается удрать)
Воробей: Ах ты, Мышь подпольная, вишь что затеяла! Да где же твоя правда? Взяла и обобрала товарища!
Мышь: Я ничего знать не знаю! (Начинают отбирать друг у друга мешки и драться) Воробей: Раз так, пойду я к звериному царю Льву на тебя жаловаться. (Появляется Лев. Мышь усаживается возле его ног)
Воробей (кланяясь Льву): Лев-государь, вот так и так: я положил уговор с твоей холопкой, Мышью зубастой, жить в одном амбаре, есть из одного закрома. Но Мышь подпольная слукавила. Стал я ее унимать, а она, злодейка, так меня ощипала кругом, что стыдно в люди показаться. Повели, царь, Мышь ту казнить, а все зерно мне отдать. Коли же ты, государь, нас с Мышью не рассудишь, так я полечу к своему царю с челобитной!
Лев: И давно бы так, иди к своему Орлу! (Лев укладывается спать. Воробей идет к Орлу, подает ему бумагу. Орел молча читает)
Орел: Эй, трубачи! Трубите великий сбор моим богатырям: беркутам, соколам, коршунам, ястребам, гусям и всему птичьему роду, чтобы клювы точили, когти вострили; будет-де вам пир на весь мир. А звериному царю разлетную грамоту несите: за то-де, что ты царь-потатчик, присяги не памятуешь, своих зверюшек в страхе не держишь, наших жалоб не разбираешь, вот за то-де и подымается на тебя тьма-тьмущая, сила великая.
Лев (просыпаясь): Ах так! (Обращается к Мыши) Зови мое царство звериное: барсов, волков, медведей, крупных и мелких зверей. Воевать будем. (За дверью раздается шум. Воробей и Мышь всматриваются вдаль)
Воробей: Вон, вон, ваши побеждают! Мышь: А теперь наши в наступлении е пошли.
Воробей: Давай, ребята! Так их! Ура! Побеждаем! (Мышь пятится в ту сторону, где находится Лев, хочет прошмыгнуть мимо него. Но Лев хватает ее)
Лев: Ах ты, Мышь, мелюзга подпольная, из-за тебя, мелкой сошки, бились мы, не жалеючи себя, а ты же первая тыл показала! Эй, звери лесные! Бейте отбой, замиренья просите! Присуждаю весь награбленный хлеб Воробью отдать!
(Уходят)
Сказительница: Воробушек разжился, и стал у него что ни день, то праздник. Гостей видимо-невидимо, вся крыша вплотную засажена воробьями, и чирикают они на все село былину про Мышь подпольную, про Воробья богатого да про свою удаль молодецкую.
(Уходит)
Учитель: Понравились сказки Даля Пушкину. Поддержал он собирателя пословиц. Придал толк его делу, смысл, значение. Пушкин посоветовал Далю заняться составлением словаря. Этим и была дорога встреча. «Я не пропустил дня, чтобы не записать речь, слово, оборот на пополнение своих запасов, - писал Даль на закате дней. И дальше: Пушкин…горячо поддержал это направление мое».
Викторина по сказкам В.И.Даля
Из какой сказки ?
Рисунок 1.
Рисунок 2.
Рисунок 3.
Учитель. Идут года, десятилетия. Многое в жизни изменилось. Одни слова из нашей речи исчезли, другие в ней появились. Но так же, как и раньше, мы открываем замечательную книгу – «Толковый словарь живого великорусского языка» и с благодарностью вспоминаем его автора – Владимира Ивановича Даля. Человека, который собирал слова.
рисунок 4.
Список литературы и источников информации
Литературная игра «Посвящение В.И. Далю». Методическое пособие И.Н. Санниковой. Путь к книге. Оренбург, изд. ОГПУ, 2010.
Слово о Дале: В помощь учителю-словеснику. Выпуск 1//Составители: В.Л.Лоповок, Т.Б.Недайнова. – Луганск: Янтарь, 2001. – 48 с.
«Собирал человек слова». Сценарий лингвистического вечера, посвященного автору «Толкового словаря живого великорусского языка» Л.А. Климчик.
http://www.metod-kopilka.ru/vneklassnoe_meropriyatie_po_russkomu_yazyku-16752.htm
http://www.razumniki.ru/dal_tolkovuy_slovar_istoriya_doklad.html
Приложения
30