СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Собирал человек слова" (Творчество В.И.Даля)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методической разоаботке вы найдете материал о В.И.Дале. Его словаре. 

Просмотр содержимого документа
«Информация об участнике конкурса»

Информация

об участии во Всероссийском конкурсе «Media Start»

методических разработок внеклассного мероприятия,

интегрирующего медиаобразование


1.

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Сиротенко Елена Владимировна

2.

Территория/ населенный пункт

Луганская Народная Республика

город Краснодон

3.

Место работы

(полное название)

Государственное общеобразовательное учреждение Луганской Народной Республики

«Краснодонская городская гимназия»

4.

Должность

Учитель русского языка и литературы

5.

Контактный телефон

072-124-01-06; 050-590-65-19

6.

Электронная почта

[email protected]

7.

Название методической разработки внеклассного мероприятия, поданной на конкурс


«Собирал человек слова»

(по творчеству В.И.Даля)



Просмотр содержимого документа
«содержание методической разработки»

Владимир Иванович Даль (казак Луганский) – писатель, этнограф , (специалист, изучающий

материальную и духовную культуру народа) лингвист ,(наука о языке) лексикограф (лексикография

– это теория и практика составления словарей). Имя его встретишь в учебниках по истории

медицины, в руководствах по военно-инженерному делу.

Родился в поселке Луганский завод( ныне – Луганск) 22 ноября 1801. Отец был лингвистом, врачом,

а мать – пианисткой, знала несколько языков, интересовалась литературой. Неудивительно, что

Владимир получил прекрасное домашнее образование, а потом учился в Петербургском Морском

кадетском корпусе. Служил во флоте, но потом решил избрать другой путь – начал изучать

медицину. Даль участвовал в русско-турецкой войне, оперировал в условиях полевых госпиталей.

Затем Владимир Иванович всерьез занялся литературой.

Все слова нашего языка – это и есть лексика. Великим знатоком и собирателем русского слова был

В И Даль. Он говорил: «В русском слове не менее жизни, чем в самом человеке».

Владимир Иванович Даль (казак Луганский) – писатель, этнограф , (специалист, изучающий

материальную и духовную культуру народа) лингвист ,(наука о языке) лексикограф (лексикография

– это теория и практика составления словарей). Имя его встретишь в учебниках по истории

медицины, в руководствах по военно-инженерному делу.

Родился в поселке Луганский завод( ныне – Луганск) 22 ноября 1801. Отец был лингвистом, врачом,

а мать – пианисткой, знала несколько языков, интересовалась литературой. Неудивительно, что

Владимир получил прекрасное домашнее образование, а потом учился в Петербургском Морском

кадетском корпусе. Служил во флоте, но потом решил избрать другой путь – начал изучать

медицину. Даль участвовал в русско-турецкой войне, оперировал в условиях полевых госпиталей.

Затем Владимир Иванович всерьез занялся литературой.

Все слова нашего языка – это и есть лексика. Великим знатоком и собирателем русского слова был

В И Даль. Он говорил: «В русском слове не менее жизни, чем в самом человеке».

Владимир Иванович Даль (казак Луганский) – писатель, этнограф , (специалист, изучающий

материальную и духовную культуру народа) лингвист ,(наука о языке) лексикограф (лексикография

– это теория и практика составления словарей). Имя его встретишь в учебниках по истории

медицины, в руководствах по военно-инженерному делу.

Родился в поселке Луганский завод( ныне – Луганск) 22 ноября 1801. Отец был лингвистом, врачом,

а мать – пианисткой, знала несколько языков, интересовалась литературой. Неудивительно, что

Владимир получил прекрасное домашнее образование, а потом учился в Петербургском Морском

кадетском корпусе. Служил во флоте, но потом решил избрать другой путь – начал изучать

медицину. Даль участвовал в русско-турецкой войне, оперировал в условиях полевых госпиталей.

Затем Владимир Иванович всерьез занялся литературой.

Все слова нашего языка – это и есть лексика. Великим знатоком и собирателем русского слова был

В И Даль. Он говорил: «В русском слове не менее жизни, чем в самом человеке».


АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КРАСНОДОНА

И КРАСНОДОНСКОГО РАЙОНА

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«КРАСНОДОНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ГИМНАЗИЯ»

(ГОУ ЛНР «КРАСНОДОНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ГИМНАЗИЯ»)





Внеклассное мероприятие


«Собирал человек слова»

(по творчеству В.И.Даля)




Автор методической разработки: Сиротенко Елена Владимировна

специалист первой категории,

преподаватель русского языка и

литературы









Краснодон

2020

Структура методической разработки


Введение………………………………………………………….3

  1. Основная часть

1.1. Цели и задачи методической разработки………………….4

1.2. План проведения мероприятия……………………………..5

1.3. Методические рекомендации по подготовке и проведению

внеклассного мероприятия………………………………….6

  1. Сценарий внеклассного мероприятия……………………....7

Список используемой литературы………………………...18

Приложения…………………………………………………19




































Введение

В методической разработке раскрывается актуальная проблема формирования интереса учащихся к личности В.И.Даля, как создателя «Толкового словаря живого великорусского языка». Освящаются вопросы самостоятельной работы учащихся с дополнительной литературой по изучению биографии и деятельности великих людей. Обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения. Формировать умение использовать словари. Данная тема актуальна, поскольку она направлена на расширение научного мировоззрения учащихся, их языковой компетенции, направлена на формирование интереса к языку и языковым проблемам. Методическая разработка содержит не только сведения о жизни Владимира Ивановича Даля, но и раскрывает сущность его научной деятельности. Особое внимание уделяется его вкладу в развитие русского языка. В методической разработке предусмотрено расширение научного кругозора учащихся. Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству В.И.Даля, предназначено для учащихся 8 класса. Мероприятие носит познавательный характер.




























1.1. Цель методической разработки : расширить знания учащихся о жизни и научной деятельности В. И. Даля.

Задачи:

- способствовать развитию коммуникативных способностей, познавательного интереса, навыков выразительного чтения, внимания, памяти, творческого мышления;

- способствовать воспитанию бережного и уважительного отношения к слову, русскому языку;

- стимулирование самостоятельной работы учащихся со словарями с целью получения новых знаний, формирования картины мира на основе научных знаний, зафиксированных в словарях и энциклопедиях.



Формировать УДД

Личностные

  • освоение общекультурного наследия;

  • совершенствование имеющихся знаний и умений, осознание своих трудностей и стремление к их преодолению.

Регулятивные УУД

  • определение степени успешности своей работы и работы других

  • планирование в сотрудничестве с учителем и одноклассниками работы, решения действовать по плану

Познавательные УУД

  • осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

  • осознанно строить речевое высказывание в устной форме

Коммуникативные УУД

  • умение грамотно формулировать высказывания

  • умение слушать

  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное

взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми















    1. План проведения мероприятия

Подготовительный этап

- Постановка перед учащимися цели разработки сценария;

- предоставление учащимся рекомендаций по реализации деятельности;

-  обозначение предполагаемого результата деятельности;

-  определение сроков достижения предполагаемого результата;

- объяснение системы оценивания или поощрения учащихся за участие в данном мероприятии.


Основной этап

Создание сценария мероприятия под руководством учителя. Разработка презентации.


Заключительный


1.Презентация учащихся.

  1. Вступительное слово учителя.

  2. Декламация стихотворений.

  3. Инсценировка.

  4. Викторина.

  5. Заключительное слово учителя.


Форма проведения: тематический вечер.

Методы: объяснительно-иллюстративный, эвристическая беседа с применением наглядности и технических средств.

Педагогические технологии: информационные технологии, коллективная работа.


Планируемые результаты:

- формирование знаний о жизни и творчестве В.И.Даля;

- развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, использование);

- формирование умения работать в коллективе, прислушиваться к мнению участников мероприятия;

- развитие умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации.










1.3. Методические рекомендации по подготовке и проведению внеклассного мероприятия


При подготовке данного мероприятия учитель продумывает идейно-тематическую основу будущего вечера, четко определяются тема и идея. Создание творческой группы учащихся по подготовке мероприятия. Распределение аспектов работы учащихся в творческой группе. Коллективная работа по изучению жизни В.И.Даля и знакомство с его словарем. Обсуждение актуальных вопросов подготовки мероприятия. Подготовка необходимого сопровождения (наглядности, дополнительных текстов и хода презентации).



Материально-техническое обеспечение

- компьютер,

- проектор,

- экран,

- костюмы,

- бутафория для театрализации.



























2. Сценарий внеклассного мероприятия

«Собирал человек слова»

Входят трое ведущих в русских костюмах, с хлебом и солью.

Слайд 1.



1 – й ведущий.

Люблю тебя, мой край родной, Донбасс –

Край патриотов, угля и металла.

Скучал вдали я по тебе не раз.

Дыханья твоего мне не хватало.


2 – й ведущий

Красив, хоть седовлас, мой край Донбасс –

Тысячелетья был ты Диким Полем.

Племен степных здесь раздавался глас,

Коней в аллюр пускавших по приволью.


Учитель.

Дорогие друзья, мы пригласили вас сегодня на праздник поэтической культуры русского народа. Все, кому дорого русское слово, с особым благоговением произносят имя В.И.Даля. Свою жизнь он посвятил России, русскому народу, русскому слову.









Слайд 2

Владимир Иванович Даль (казак Луганский) – писатель, этнограф (специалист, изучающий материальную и духовную культуру народа), лингвист (наука о языке), лексикограф ( лексикография – это теория и практика составления словарей).


3 – й ведущий

10 ноября 1801 года в поселке Луганский завод (ныне Луганск), в семье лекаря горного ведомства Ивана Матвеевича Даля и Марии Христофоровны родился маленький мальчик Владимир. Отец был лингвистом, врачом, а мать – пианисткой, знала несколько языков, интересовалась литературой. Неудивительно, что Владимир получил прекрасное домашнее образование, а потом учился в Петербургском Морском кадетском корпусе. Служил во флоте, но потом решил избрать другой путь – начал изучать медицину. В.И.Даль участвовал в русско-турецкой войне, оперировал в условиях полевых госпиталей. Затем Владимир Иванович всерьез занялся литературой.

1 – й ведущий

Все слова нашего языка – это и есть лексика. Великим знатоком и собирателем русского слова был Владимир Иванович Даль. Он говорил: «В русском слове не менее жизни, чем в самом человеке»

Ученица читает стихотворение Всеволода Рождественского «Ветшают прадеда слова»

Ученица.

Ветшают прадедов слова,
Они уже полузабыты,
Но, как извечная трава,
Всё ж пробиваются сквозь плиты.

Кто нынче скажет – «окоём»,
Иль «росстани», иль «первопуток»
Всё, что Толковым словарём
В безвестный загнано закуток?

Слова угасшей старины
Вдали мерцают еле-еле,
А прежде, жизнью рождены,
Они ласкали, жгли и пели.

Они рождались неспроста,
Не прихотью, а волей сердца
Из чернозёмного пласта
Для друга и единоверца.

Но даже в наши времена
Для тех, кто с русской речью дружен,
Не так легко добыть со дна
Родные россыпи жемчужин…

2 – й ведущий

Словарь Даля – легенда

Словарь Даля играет совершенно особую роль в русской культуре. Мало того, что словарь Даля стал необы­чайно важным текстом сам по себе — национальным сокровищем, источником истинно народного слова для поколений русских людей; вокруг него выросла собственная мифология.

Слайд 3


Учитель

Есть красивая легенда о том, что именно в день смерти Александра Сергеевича Пушкина «будущий» словарь Даля пополнился еще одним словом, толкование которого он записал тут же, в квартире Пушкина, на отдельном листке бумаги: «Бессмертие – непричастность смерти, свойство неумирающего, вечно сущего, живущего: жизнь духовная, бесконечная, независимая от плоти. Всегдашняя или продолжительная память о человеке на земле, по заслугам или делам его. Незабвенный, вечнопамятный».

3 – й ведущий

Даль и сам стал Человеком из легенды – «вечнопамятный», и незабвенны его дела и заслуги перед Отечеством. «Это был замечательный человек. За что не брался Даль, все ему удавалось», - вспоминал Н.И.Пирогов.

Сценка.

(На сцене появляется Андрей со стопкой книг. На ходу он листает одну из них. На встречу ему выходят две девочки, Ира и Наташа, с тетрадкой в руках)


Ира. Андрюха, привет! Что это ты так нагрузился?!

Андрей. Да Тамара Михайловна задание дала – написать творческую работу о словаре Даля.

Ира. Обыкновенный словарь. И чего учительница так восхищалась: «Кладезь мудрости! Кладезь мудрости!..»

Андрей. А я вот начал выполнять задание, открыл книгу и увидел, что тут много интересного.

Наташа. Ну что может быть интересного в словаре? Куча обыкновенных слов.

Андрей. Странно…Что же вы в таком случае в своих работах написали?

Ира. (открывает тетрадь). В толковом словаре В.И.Даля собрано много слов. Они расположены по алфавиту, ко многим подобраны однокоренные слова и синонимы. Например: слово словарь, словник, словотолковник, словотолк, словарик, речник, лексикон, сборник слов.

Наташа. И у меня тоже самое. Только я еще написала, что ко многим словам в качестве примеров автор подобрал пословицы, поговорки и даже загадки: «В воде родится, а воды боится» (соль), «Кочет голенаст, кланяться горазд» (топор), «Мать толста, дочь красна, сын кудреват, в поднебесье ушел» (печь, огонь, дым).

Ира. Вот и все. Что тут сложного. Носитесь с этим словарем, как кошка с котятами.

Андрей. Говоришь, как кошка с котятами… А ведь это выражение из словаря В.И.Даля! Оно поясняет значение слова «кошка». Что, по-вашему, оно означает?

Ира (смеется). Ну, ты даешь! Да кто же этого не знает!

Наташа. Тебе и трехлетний ребенок ответит.

Андрей. А все-таки?..

Ира (растягивая слова). Кошка – это домашнее животное.

Андрей. И только?

Наташа. А что же еще?

Андрей. А ведь В.И.Даль дает девять толкований слова «кошка» (открывает книгу). Это и домашнее животное. И якорь на четырех лапах. И снаряд для осмотра выбоин в орудиях. И кожаный кошелек, который носят на поясе. А еще плетка с несколькими хвостами, коса на взморье или отмель, рыбачий сачок, растение, игра.

Ира (задумчиво). Да… А что там еще про эту кошку?

Андрей. Пословицы: «Рано пташка запела, как бы кошка не съела», «Знай кошка свое лукошко».

Наташа (тоже заглядывает в книгу). Тут загадка про кошку есть: «Две ковырки, две подковырки, один вертун, два войка, третья маковка».

Ира (присоединяется к ним). А теперь отгадайте, что это: «Белая кошка лезет в окошко?» (Андрей и Наташа молчат). Свет! Вот еще одна: «Сидят три кошки, против каждой кошки две кошки, много ли всех?»

Андрей и Наташа (вместе). Три!

Ира. Да, а ведь, правда, словарь – это кладезь мудрости.


Учитель. Собирал человек слова…

Работа по составлению «Толкового словаря» долгая. Она продолжалась в течение 53 лет. А еще в это время Даль собирал, обрабатывал народные сказки и сочинял свои. Первый его литературный опыт горячо одобрил Александр Сергеевич Пушкин.

Ученик: Год 1832, осень. Даль взял книгу своих «Русских сказок» и отправился к Пушкину. Пушкин сразу показался Далю очень русским – не африканцем. Может быть, оттого что Даль привык не только рассматривать людей, но и слушать, а у Пушкина был великолепный московский говор.

Ученица: Перелистывая «Пяток первый» (так назвал Даль свой сборник сказок), Пушкин сказал: «Сказка сказкой, а язык наш сам по себе…» Пушкин в это время был уже не только великий поэт, прозаик, драматург, но и сказочник. Даль мог быть доволен. Пушкин понял его, он восхитился обилием накопленных пословиц и поговорок, которые использовались в сказках.

(Появляется сказительница)

Сказительница: Жил-был в селе мужичок, крестьянин исправный, и работы не боялся, и о людях печаловался: коли кто был в горе да в нужде, всяк к нему за советом шел, а коли у кого было хлеба в недостаче, шли к его закрому, как к своему. У кого хлеб родился сам четверг, сам-пят, а у кого нередко сам-десят! Сожнет мужичок хлеб, свезет в овин, перечтет снопы и каждый десятый сноп к стороне отложит, примолвя: «Это на долю бедной братии». Услышал однажды Воробей…

(Размахивая крыльями выбегает Воробей)

Воробей: Чив, чив, чив! Мужичок полон овин хлеба навалил, да и на нашу братию видимо-невидимо отложил (втаскивает два мешка).

(Появляется Мышь)

Мышь: Ш-ш-ш, не кричи во весь рот» Не то все услышат: налетит ваша братия, крылатая стая, все по зернышку разнесет, и нам ничего не достанется!

Воробей: Давай-де, Мышка-норушка, совьем себе по гнездышку – я под стрехой, ты – в подполье – и станем жить да быть да хозяйской подачкой питаться, и будет у нас все пополам (показывает на мешки).

Мышь: Давай. (В сторону) Как же я буду с тобой делиться?

(Хватает мешки и пытается удрать)

Воробей: Ах ты, Мышь подпольная, вишь что затеяла! Да где же твоя правда? Взяла и обобрала товарища!

Мышь: Я ничего знать не знаю! (Начинают отбирать друг у друга мешки и драться) Воробей: Раз так, пойду я к звериному царю Льву на тебя жаловаться. (Появляется Лев. Мышь усаживается возле его ног)

Воробей (кланяясь Льву): Лев-государь, вот так и так: я положил уговор с твоей холопкой, Мышью зубастой, жить в одном амбаре, есть из одного закрома. Но Мышь подпольная слукавила. Стал я ее унимать, а она, злодейка, так меня ощипала кругом, что стыдно в люди показаться. Повели, царь, Мышь ту казнить, а все зерно мне отдать. Коли же ты, государь, нас с Мышью не рассудишь, так я полечу к своему царю с челобитной!

Лев: И давно бы так, иди к своему Орлу! (Лев укладывается спать. Воробей идет к Орлу, подает ему бумагу. Орел молча читает)

Орел: Эй, трубачи! Трубите великий сбор моим богатырям: беркутам, соколам, коршунам, ястребам, гусям и всему птичьему роду, чтобы клювы точили, когти вострили; будет-де вам пир на весь мир. А звериному царю разлетную грамоту несите: за то-де, что ты царь-потатчик, присяги не памятуешь, своих зверюшек в страхе не держишь, наших жалоб не разбираешь, вот за то-де и подымается на тебя тьма-тьмущая, сила великая.

Лев (просыпаясь): Ах так! (Обращается к Мыши) Зови мое царство звериное: барсов, волков, медведей, крупных и мелких зверей. Воевать будем. (За дверью раздается шум. Воробей и Мышь всматриваются вдаль)

Воробей: Вон, вон, ваши побеждают! Мышь: А теперь наши в наступлении е пошли.

Воробей: Давай, ребята! Так их! Ура! Побеждаем! (Мышь пятится в ту сторону, где находится Лев, хочет прошмыгнуть мимо него. Но Лев хватает ее)

Лев: Ах ты, Мышь, мелюзга подпольная, из-за тебя, мелкой сошки, бились мы, не жалеючи себя, а ты же первая тыл показала! Эй, звери лесные! Бейте отбой, замиренья просите! Присуждаю весь награбленный хлеб Воробью отдать!

(Уходят)

Сказительница: Воробушек разжился, и стал у него что ни день, то праздник. Гостей видимо-невидимо, вся крыша вплотную засажена воробьями, и чирикают они на все село былину про Мышь подпольную, про Воробья богатого да про свою удаль молодецкую.

(Уходит)

Учитель: Понравились сказки Даля Пушкину. Поддержал он собирателя пословиц. Придал толк его делу, смысл, значение. Пушкин посоветовал Далю заняться составлением словаря. Этим и была дорога встреча. «Я не пропустил дня, чтобы не записать речь, слово, оборот на пополнение своих запасов, - писал Даль на закате дней. И дальше: Пушкин…горячо поддержал это направление мое».







Викторина по сказкам В.И.Даля


Из какой сказки ?



Рисунок 1.




Рисунок 2.






Рисунок 3.






Учитель. Идут года, десятилетия. Многое в жизни изменилось. Одни слова из нашей речи исчезли, другие в ней появились. Но так же, как и раньше, мы открываем замечательную книгу – «Толковый словарь живого великорусского языка» и с благодарностью вспоминаем его автора – Владимира Ивановича Даля. Человека, который собирал слова.

рисунок 4.












Список литературы и источников информации


  1. Литературная игра «Посвящение В.И. Далю». Методическое пособие И.Н. Санниковой. Путь к книге. Оренбург, изд. ОГПУ, 2010.

  2. Слово о Дале: В помощь учителю-словеснику. Выпуск 1//Составители: В.Л.Лоповок, Т.Б.Недайнова. – Луганск: Янтарь, 2001. – 48 с.

  3. «Собирал человек слова». Сценарий лингвистического вечера, посвященного автору «Толкового словаря живого великорусского языка» Л.А. Климчик.

  4. http://www.metod-kopilka.ru/vneklassnoe_meropriyatie_po_russkomu_yazyku-16752.htm

  5. http://www.razumniki.ru/dal_tolkovuy_slovar_istoriya_doklad.html


































Приложения

    1. Презентация «Собирал человек слова».


30


Просмотр содержимого презентации
«Собирал человек слова»

«Собирал человек слова»  (по творчеству В.И.Даля) Сиротенко Елена Владимировна учитель русского языка и литературы Государственного общеобразовательного учреждения Луганской Народной Республики «Краснодонская городская гимназия»

«Собирал человек слова» (по творчеству В.И.Даля)

Сиротенко Елена Владимировна

учитель русского языка и литературы

Государственного общеобразовательного учреждения

Луганской Народной Республики

«Краснодонская городская гимназия»

Даль Владимир Иванович 1801-1872

Даль

Владимир

Иванович

1801-1872

«Это был замечательный человек. За что не брался Даль, вес ему удавалось».   Н.И.Пирогов.

«Это был замечательный человек. За что не брался Даль, вес ему удавалось».

Н.И.Пирогов.

Викторина по сказкам В.И.Даля

Викторина

по сказкам В.И.Даля