МБОУ «Васильевская средняя общеобразовательная школа»
Сценарий мероприятия
«День театра»
«Театр – это сказка, театр – это чудо.
Когда я вырасту большой, я здесь работать буду»
Составитель:
Калныня Светлана Викторовна
учитель начальных классов
27.03.2024
Цель: дать элементарные представления о театре и правилах поведения в театре, о Международном дне театра.
Задачи:
обобщать и расширять знания учащихся о театре;
обогащать словарный запас;
расширять кругозор;
развивать память, эстетическое восприятие, воображения;
воспитывать интерес, любовь к театру.
Форма проведения: беседа – игра.
1. ВСТУПЛЕНИЕ
(Меркнет свет. Музыка. Выходит девочка с книгой. Звучит песня «Давайте тихонечко…»)
Рассказчик:
Давайте тихонечко, давайте мы трепетно, кулисы сейчас распахнём
И в царство театра, волшебное, дивное на цыпочках тихо войдём.
Нас магия сцены закружит неистово, давайте, отправимся в путь,
Чтоб в мир удивительный, прекрасный, живительный
Хотя бы глазком заглянуть…
2. СЦЕНКА «ТРАГЕДИЯ И КОМЕДИЯ»
Звучит музыка. (Муз. Е. Доги «Мой ласковый зверь»)
Ведущий.
В горах, на скале, всё о мщенье мечтая,
Сидела Трагедия, худая и злая.
А рядом Комедия сидела,
Всё песенки пела, да пряники ела.
Под музыку выходит Драма (муз. Л. Бетховен начало Симфония №5)
Драма:
Я Драма. Драму я играю, трагедию показываю я. И чёрная трагическая мантия пожизненно окутала меня…
Под музыку выходит Комедия (муз. Моцарт. «Маленькая ночная серенада»)
Комедия:
Я Комедия. На мне венок из плюща, Я вся прекрасна как любви цветок. Я весела, красива, всемогуща Мне рукоплещут запад и восток.
Ведущий:
С утра, собирая плоды и коренья,
Они отдыхали у горных озёр,
Ведя меж собой нескончаемый спор.
Трагедия:
На свете нужны
Трагедии, тайны да острый кинжал,
И чтобы за ширмой герой умирал.
Комедия:
Зачем нам кинжал?!
Удачи, успеха, красивой мечты,
Чтоб люди смеялись, порвав животы.
Трагедия:
Жить надо умело, хитро и с умом.
Комедия:
А я не согласна бессовестно жить!
Попробуй быть доброй, людей веселить!
В углу сцены, просыпается и подтягивается Старец-колдун. (мрачная музыка)
Ведущий:
Однажды такой они подняли крик,
Что в гневе проснулся косматый старик -
Великий колдун, раздражительный дед, Проспавший в пещере три тысячи лет! И рявкнул старик:
Старец:
Это что за война?
Я вам покажу, как будить колдуна!
Так вот, чтобы кончились ваши раздоры,
Я сплавлю вас вместе на все времена!
(в руке Старца белый и черный шарфы, бросает их в кувшин)
Ведущий:
Кувшин остывает и опыт готов.
И вдруг он распался на сотни кусков,
Красивое зарево вдруг поднялось...
И чудо театра тогда родилось!
(Муз. минус песни «Сюрприз» начало – поднимаются на занавесе две театральные маски)
3. ИСТОРИЯ ТЕАТРА.
Ведущий:
Слово «театр» греческое. Театральное искусство возникло очень давно, более двух с половиной тысяч лет тому назад.
Ведущий:
В Древней Греции представления шли иной раз по нескольку дней. Зрители приходили на них, запасаясь продуктами. Огромные толпы людей рассаживались на возвышениях, а само действие происходило на арене, расположенной прямо на траве.
Ведущий:
27 марта в Древней Греции проходили Великие Дионисии – праздники в честь бога виноделия Диониса. Они сопровождались шествиями и весельем, было много ряженых.
(Звучит музыка Дионисия для шествия)
Ведущий:
А с 1961 года этот день, 27 марта, стали отмечать во всем мире как Международный день театра.
Ведущий:
Именно древним грекам первым пришла в головы мысль представлять свои легенды о богах и героях, разыгрывая их в лицах. Люди поняли, как это прекрасно. Так родился театр -зрелище.
Ведущий:
Действительно, вместо того, чтобы просто читать друг другу какую-нибудь историю по книге, люди стали показывать её.
Ведущий.
Актёры давали свои представления прямо на улицах, и на такие представления сбегалось всё население города. А чтобы актёров было лучше видно, они надевали себе на головы огромные маски, которые были гораздо больше их собственных голов.
(Звучит музыка Дионисия для шествия. Дет надевают маски)
Ведущий: В Древней Греции возник и способ поощрения актёров. Если актёр удачно показывал своего героя (неважно, кто это был – Бог или какое-то животное), то зрители хлопали в ладоши, то есть награждали такого актёра аплодисментами.
4. СЦЕНКА «ДРЕВНИЕ ГРЕКИ»
Ученик: Так, посмотрим какое у нас домашнее задание. Опять история – эта Древняя Греция. Скукотища, да и только! Не буду учить! Зачем мне все это? Ведь это было так давно! (Обращается к залу.) Ну скажите, ну зачем вообще нужна эта древняя, придревняя история? Лучше лягу я спать.
(Ложится на диван и засыпает.)
(Волшебная музыка. Появляются древние греки)
Ученик: Вы кто? Что вы здесь делаете? А ну уходите сейчас же. Почему вы так странно одеты? Кто вы такие? Отвечай сейчас же! А то я закричу. А-а-а!
Клио: Я Клио-богиня истории. Я спустилась на землю с высокого Олимпа. О, боже! Что я только что слышала? Как можно не любить историю? Ведь история сама по себе очень интересна, а история Древней Греции в особенности.
Гомер: Я – Гомер - величайший поэт Древней Греции.
Афина: Я - Афина – королева Олимпийских игр.
Гиппократ: Я – Гиппократ. Меня называют «отцом медицины». Я учил людей определять болезни и как их лечить.
(Волшебная музыка. Ученик просыпается)
Ученик: До чего интересный сон приснился мне сейчас! Я так много нового узнал! А вот и мой учебник истории. Побегу скорей учить урок. Ведь завтра у нас «ИСТОРИЯ»!
5. КТО РАБОТАЕТ В ТЕАТРЕ
Ведущий.
Во всех театрах работает очень много людей. Давайте вновь обратимся за помощью к нашим друзьям-актёрам.
(Дети выходят на сцену)
Драматург (показывает сложенные в папке листы бумаги: это – рукопись).
Я – драматург. Я написал пьесу для театра. Мне кажется, что моя пьеса понравится зрителям. И вот я несу свою рукопись в театр и предлагаю пьесу режиссёру.
Режиссёр (берёт у драматурга папку с пьесой). Первый, кто читает пьесу в театре, это я – режиссёр. Режиссёр – самый главный человек в театре. Я сначала сам внимательно читаю пьесу, а затем читаю перед актёрами. Каждый из актёров получит свою роль. Её нужно выучить наизусть. (раздаёт листы с ролью)
Художник.
Я – художник спектакля. Я рисую декорации для спектакля и эскизы костюмов для актёров. (Обсуждает декорации с режиссёром.)
Костюмер. А я – костюмер. Я шью костюмы для актёров. (Раздаёт головные уборы актёрам – береты, шляпы, косынки.)
6. СЦЕНКА «БУРАТИНО МАЛЬВИНА»
Мальвина. – Садитесь.
Буратино. – Пожалуйста.
Мальвина. – Положите руки перед собой.
Буратино. – Пожалуйста.
Мальвина. – Не горбитесь.
Буратино - Пожалуйста.
Мальвина (даёт чернила и перо). – Итак. У вас в кармане два яблока.
Буратино. – Врёте. Ни одного. (Хлопает по карманам.)
Мальвина. – Некто у вас взял одно яблоко. Сколько у вас осталось?
Буратино. – Два. (Улыбается.)
Мальвина. – Подумайте сначала. Почему два?
Буратино. – Я же не отдам некту яблоко. Да хоть он дерись.
Мальвина. – Так. Математика из вас не выйдет. Попробуем диктант. (Даёт перо.) Пишите. А роза упала на лапу Азора. А потом прочтите фразу наоборот.
(Буратино нюхает перо, делает кляксу, смеётся.)
Мальвина. – Написали? Какой ужас! Что вы делаете?
(Буратино делает ещё кляксу, смеётся.)
Мальвина. – Ах, какой же вы гадкий! Мне придётся вас наказать. Артемон! Артемон! Отведи Буратино в тёмный чулан.
(Появляется Артемон.)
Артемон. – Пррошу вас.
Буратино. – Пожалуйста.
Артемон. – Стой. Вот так. (Вытирает Буратино нос.) У меня нет выхода.
Буратино. – Нет выхода?!! Нет выхода?!!
7. ВИКТОРИНА.
Ведущие.
А откуда мы узнаём, что в театре будет спектакль?
Правильно, нам говорит об этом театральная афиша. (Подходит к стенду с афишами.)
И вот мы выбираем на афишах тот спектакль, который нам больше всего хочется посмотреть. А как мы можем с вами попасть в театр?
Правильно, надо купить в театральной кассе билет.
Посмотрите, что написано на ваших билетах? Название спектакля, название театра, номер ряда и номер места, где вы будете сидеть.
Кроме того, в театре можно купить программку, в которой написано, какие актёры будут исполнять роли в спектаклях, что за автор сочинил эту пьесу и какой режиссёр её поставил.
А как называется место, где играют спектакль? (Ответы из зала.)
И вот мы с вами готовы к тому, чтобы смотреть спектакль.
8. КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР
Ведущий.
Скажите, какие театры бывают? (кукольный, драмы, оперетта, оперы и балета.)
В 9 веке в России появились первые бродячие актеры-комедианты – звали их скоморохи. А любимым героем у зрителей был веселый и озорной Петрушка.
Ведущий
А теперь сюрприз, ребята!
В сказку приглашаю вас.
В мире много разных сказок
Грустных и смешных,
Но прожить на свете
Нам нельзя без них.
9. СКАЗКА «РЕПКА» НА НОВЫЙ ЛАД.
Дедка.
Посадил я репку в грядке мягкой, тёплой,
Поливал досыта тёплой водой.
Полюбило крепко солнце нашу репку,
Подружилась репка с ясною звездой.
Репка подрастала – выше грядки стала.
Репка вырастала – мне по пояс стала.
Репке мал огород – репка небо достаёт!
(Тянет.) По-та-щу! Вы-та-щу! Всю деревню угощу!
Петух.
Куры! Куры! Ку-ка-ре-ку!
Поглядите, тянут репу!
Куры! Куры! Ко-ко-ко!
Интересно, кто кого?
Тянет-потянет –
Вытянуть не может…
Бабка моложе!
Бабка поможет!
Бабка.
Погоди-ка, Петушок, помолчи-ка, мой дружок!
Мы посмотрим , кто кого, я ведь бабка о-го-го!
Вместо утренней зарядки – я пропалываю грядки!
И могу для внучки сшить по моде брючки!
Дай, надену я косынку, да задую керосинку.
(Тянет.) Репку я в единый миг… То-то будет рад старик!
Петух.
Куры! Куры! Ку-ка-ре-ку!
Поглядите, тянут репу!
Куры! Куры! Ко-ко-ко!
Интересно, кто кого?
Тянет-потянет –
Вытянуть не может…
Внучка моложе!
Внучка поможет!
Внучка.
Подожди-ка, Бабка! Подожди-ка, Дедка!
Подожди и ты меня, в огороде репка!
Засучу я брючки, туфельки обую,
Кремом смажу ручки – ладно, подсоблю я!
До чего же сладка пареная репка!
(Тянет.) Вот как надо, Бабка! Тренируйся, Дедка!
Петух.
Куры! Куры! Ку-ка-ре-ку!
Поглядите, тянут репу!
Куры! Куры! Ко-ко-ко!
Интересно, кто кого?
Тянет-потянет –
Вытянуть не может…
Жучка моложе!
Жучка поможет!
Жучка.
Что за шум и что за драка? Гав-гав-гав!
Я устала как собака! Гав-гав-гав!
Я облаяла соседку и соседкину наседку.
Во дворе так много дела: целый день хвостом вертела!
А теперь под самым носом – репка выросла без спроса!
Кто позволил, чтобы репа, от земли росла до неба?
(Тянет.) Это что за беспорядки? Гав-гав-гав?
Убирайся, репка, с грядки! Гав-гав-гав!
Петух.
Куры! Куры! Ку-ка-ре-ку!
Поглядите, тянут репу!
Куры! Куры! Ко-ко-ко!
Интересно, кто кого?
Тянет-потянет –
Вытянуть не может…
Кошка моложе!
Кошка поможет!
Кошка.
Я – Кэт, или Катце, по-здешнему – Кошка.
На всех языках я мурлычу немножко.
Ведь я занимаюсь наукой, и против меня не мяукай!
Мышей не ловлю я, боюсь, что устану,
Люблю изучать молоко и сметану.
Такие как я, исключительно редки,
Какое мне дело до Дедкиной репки?
Открою я вам по секрету
(Тянет.) Я рыбу люблю! А не репу! Мяу!
Петух.
Куры! Куры! Ку-ка-ре-ку!
Поглядите, тянут репу!
Куры! Куры! Ко-ко-ко!
Интересно, кто кого?
Тянет-потянет –
Вытянуть не может…
Мышка моложе!
Мышка поможет!
Мышка.
Я Мышка! Я Мышка! Я очень сильна!
Сильнее медведя! Сильнее слона!
Хотите, я вытащу репку одна?
И мне ваша помощь совсем не нужна!
Ну-ка, Дедка, за репку берись!
Ну-ка, Бабка, за Дедку держись!
Внучка, и ты не ленись! Крепче за Бабку возьмись!
Жучка за Внучку, Кошка – за Жучку…
Чур, не кусаться! Задам я вам взбучку!
Репки хотите? Дружно тяните!!!
Дедка. Эй, ухнем!
Бабка. Эй, охнем!
Внучка. Эй, ахнем!
Жучка. Эй, гавкнем!
Кошка. Эй, мяукнем!
Мышка. Эй, пискнем!
Петух.
Куры! Куры! Ку-ка-ре-ку!
Мышка вытянула репу!
Ай да Мышка! Ко-ко-ко!
Нет сильнее никого!
10. О ПРАВИЛАХ ПОВЕДЕНИЯ В ТЕАТРЕ.
1. В кассе куплены билеты,
Нарядно зрители одеты.
Культурно иди по залу,
Не опоздай к началу.
2. Проходя на своё место,
К людям повернись лицом,
И скажи: “Прошу прощения” -
Будешь просто молодцом.
3. Нужно сесть и не болтать
На спектакле детям.
И артистам не мешать,
И своим соседям.
4. Вот спектакль позади.
Будет некрасиво
Сразу к выходу идти,
Не сказав спасибо.
После спектакля немножко
Актёрам похлопай в ладошки.
5. Сломя голову бежать
В гардероб не надо.
В очередь там нужно стать
Уж такой порядок.
6. Как хорошо, что есть театр!
Он был и будет с нами вечно.
Всегда, готовый утверждать ВСЁ,
что на свете человечно.
Здесь все прекрасно –
жесты, маски, костюмы, музыка, игра.
Здесь оживают наши сказки
и с ними светлый мир добра.
11. ПЕСНЯ «ТЕАТР»