МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АХТЫНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Внеклассное мероприятие в 4 классе на тему:
«Басня как жанр литературного произведения»
Провела: учитель начальных классов
МКОУ «Ахтынская ООШ»
Арзуманова Сабина Сираждиновна
Цели урока: познакомить детей с новой басней И. А. Крылова, с новыми понятиями: «ирония», «аллегория»; закреплять умение работать с текстом басни, продолжить формирование навыков выразительного чтения; развивать логическое мышление, устную речь; воспитывать трудолюбие, внимательность.
БАСНИ ИВАНА АНДРЕЕВИЧА КРЫЛОВА (1769 – 1844)
Слово «басни» вызывает у нас улыбку, потому что мы вспоминаем веселые и грустные, смешные и трагические положения, в которые попадают герои этих произведений – вороны, лисицы, мишки, волки, ослы, соловьи. Мы читаем и перечитываем басни И.А.Крылова, помним их героев, раздумываем над характерами. Очевидно, что ворона, обманутая хитрой лисой, совсем не устарела, а вот уже много десятилетий сидит на дереве и держит в клюве кусочек сыра. Мы помним и любим эту ворону, потому что не перевелись простодушные, но падкие на лесть люди, и, главное, потому, что И.А.Крылов так вразумительно описал хитрую лисицу и наивную ворону, что забыть их невозможно. Таково свойство классической русской литературы – бессмертие. И среди писателей-классиков – Иван Андреевич Крылов, соединивший своим творчеством два века русской культуры.
Иван Андреевич Крылов родился 13 февраля 1769 г. в Москве в семье отставного офицера. Детские годы писателя прошли в Твери и на Урале. Правильного образования он так и не получил. Семья его жила очень бедно, еще подростком И.А.Крылов вынужден был поступить на службу в канцелярию земского суда на должность подканцеляриста, а после переезда семьи в Петербург устраивается на работу мелким чиновником в Казенной палате.
И.А.Крылов упорно и много занимается самообразованием, изучает литературу и математику, французский и итальянский языки. И начинает пробовать свои силы на литературном поприще. В 14 лет Иван Крылов написал либретто к опере «Кофейница», в которой изобразил нравы провинциальных помещиков. С 1786 по 1788 гг. появляются его комедии «Бешеная семья», «Проказники», «Сочинитель в прихожей», но успеха они не имеют.
Басня И.А.Крылова «СВИНЬЯ ПОД ДУБОМ»
.
Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, доотвала; Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
«Ведь это дереву вредит, —
Ей с Дубу Ворон говорит, —
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».
— «Пусть сохнет, — говорит Свинья, — Ничуть меня то не тревожит:
В нём проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею; Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею». – «Неблагодарная! – промолвил Дуб ей тут.
— Когда бы вверх могла поднять ты рыло. Тебе бы видно было.
Что эти жёлуди на мне растут».
Невежда так же в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все учёные труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
Чтобы четче увидеть отличительные особенности басни как литературного жанра, нужно сопоставить её со стихотворением на сходную тему. Например, стихотворение И.А.Крылова о поросенке:
Какой чудесный поросёнок!
Как будто смотрит на меня!
Но нет, он, чистенький и розовый,
Приветствует начало дня.
Глазами смотрит он на мир,
Не зная горестей в начале.
Малыш беспечный приоткрыл
Мне тайну детства без печали.
Тема одна: свинья и поросенок, но разный жанр произведений приводит к совершенно разной их смысловой наполняемости. Стихотворение – это повод для поэта высказать свои переживания, показать свой внутренний мир. В данном случае, поэт увидел поросенка и вспомнил свое беспечное, чистое детство. Эти строки не столько о поросенке, сколько о поэте.
Басня же является не лирическим, а эпическим жанром. Это рассказ о явлениях жизни, о человеческих характерах, отношениях между людьми в аллегорической форме, т.е. в иносказательной: действуют животные, птицы, вещи, а подразумеваются люди. В основе аллегоризма лежит олицетворение - наделение зверей, насекомых, растений признаками людей. Человеческие отношения переводятся в картины жизни животных. Объясняя, почему именно животные являются преимущественно действующими лицами басен, Л.С.Выготский писал: «…очевидно, животные привлекаются к поэтической басне потому, что они наделены каким-нибудь определенным характером, каждое животное представляет заранее известный способ действия, поступка, в силу свойств своей жизни».
Басня имеет следующие характерные особенности:
Басня – это аллегорический, иносказательный рассказ о явлениях жизни, характерах людей, переведенные в картины жизни животных, птиц, вещей (олицетворение).
Басня состоит из двух частей – картины и морали, т.е. рассказа и назидания.
В басне смешное смешано с серьезным. Манеру маскировать серьезное смешным называют эзоповым языком, по имени древнегреческого баснописца Эзопа, последователями которого стали француз Лафонтен и русский Крылов.
Как правило, в басне присутствует диалог.
Басне присуща афористичность, краткость.
Басенный стих особый – он имеет строчки разной длины, что помогает передать разговорную речь.
Среди всех персонажей басни особое место занимает автор. Он выступает как мудрый, лукавый и наблюдательный рассказчик. Именно в его уста И.А.Крылов вкладывает мораль басни. Слова автора из басен И.А.Крылова всегда метко и насмешливо называют вещи своими именами, именно эти строки басен превратились в крылатые выражения, разошлись в русском языке в качестве пословиц и поговорок.
Идейный смысл басни. Басня как жанр.
Что смешного в басне?
Толстая, раскормленная свинья выспалась и стала работать – рыть корни дуба. Зачем? Просто так, чесать нос… А может она хотела свалить дуб, чтобы наесться желудей? Дуб вековой, свалить его одной свинье невозможно, но если бы тысяча свиней начала подрывать корни, дуб упал бы. Так из смешного вырастает серьезное.
Что означает «невежда»? Слово происходит от глагола ведать, знать. «Ведьма» в языческие времена – понятие положительное: она знала, ведала травы, природу. «Медведь» - однокоренное слово, обозначающее буквально «мёд ведающий». Невежда – человек, отвергающий пользу знаний и просвещения, науки. У И.А.Крылова невежда бранит науки (не хочет учиться, отказывается признать её значение для жизни), хотя и пользуется её плодами – ездит на поездах, читает газеты, ходит к врачам.
Современное звучание басни.
Можно ли в современном мире взять что-то из басни? Безусловно. Нельзя только пользоваться плодами наук, брать от них, а нужно беречь и развивать основы, «корни» наук. Но вопрос о науке и её пользе для человечества не такой простой, и сам И.А.Крылов это понимал. В басне «Водолазы» он рассказывает о том, что однажды древний царь впал в страшное сомнение: «не более вреда, чем пользы от наук?» И обратился к старику-пустыннику – святому человеку, ищущему ответы на все вопросы у Бога. Пустынник рассказал царю притчу о трех сыновьях какого-то рыбака в Индии. Один сын был ленив и ждал, когда океан выбросит ему жемчуг для пропитания. Другой ловил сам, трудился, и жил поэтому хорошо. Третий сын решил нырнуть в самую глубину океана за жемчугом, чтобы жемчуга было много и сразу. Он погиб.
О царь, – промолвил тут мудрец –
Хотя в ученье зрим мы многих благ причину,
Но дерзкий ум находит в нем пучину,
И свой погибельный конец.
Лишь с разницею тою,
Что часто гибель он других влечет с собою.
ХХ век породил атомную бомбу – плод труда многих ученых, пытавшихся проникнуть в тайну атома. Трагедия Хиросимы, Чернобыля – свидетельство многих смертей человеческих. Наука тогда хороша, когда она не ведет к возникновению новых проблем для человечества. Открывая многие яды для спасения полей от вредителей, мы засоряем источники воды и землю. Яд попадает в пищу человека. И в одной, и в другой басне И.А.Крылов утверждает необходимость нравственного отношения к науке и учению. Нельзя отрицать пользы науки, но нельзя и злоупотреблять ею во вред человеку, – так считал И.А.КрыловБасни И.А.Крылова отличались от басен других авторов тем, что все они очень близки к русской народной сказке, написаны живым, непринужденным языком. За каждым из героев басен легко угадывается русский национальный характер в разных его проявлениях – басни населены злыми и добрыми, глупыми и умными, хитрыми и простодушными, упрямыми и растерянными, примитивными и мудрыми типажами.
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной партой с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
М.Исаковский
Крылатые выражения
Из басен Крылова И.А.
А Васька слушает, да ест. (басня «Кот и повар») Так говорят о человеке, который глух к упрекам, увещеваниям и творит по-прежнему свои неблаговидные дела.
Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги точать пирожник. (басня «Щука и кот») Об опасности непрофессионального выполнения работы: каждый должен делать то, что он умеет.
Ворона в павлиньих перьях. (басня «Ворона») Человек, который старается казаться лучше, важнее, чем он есть на самом деле.
Голова вскружилась (у кого-то). (басня «Ворона и лисица») так говорят о людях, которые незаслуженно гордятся и кичатся собой по какому-либо поводу.
Да только воз и ныне там. (басня «Лебедь, щука и рак») Так говорят о деле, которое не движется, потому что вместо работы люди ведут бесплодные разговоры.
Когда в товарищах согласья нет. (басня «Лебедь, щука и рак») Так говорят, когда люди, работающие вместе, действуют вразнобой, у них ничего не получается.
Мартышкин труд. (басня «Обезьяна») Бесполезная, никому не нужная работа.
«Скворец») Делай хорошо то малое, на что ты способен, и не берись за большее, которое выполнишь плохо.
Урок окончен. Спасибо за внимание.
6