Тема: 3 марта – Всемирный день писателя
Цель: Изучить основные черты и специфику праздника «Всемирный день писателя»; повторить краткую информацию о знаменитых писателях
Задачи
Образовательные
- ознакомить обучающихся с историей возникновения данного праздника с помощью рассказа;
Развивающие
- развивать способность применения литературных знаний в конкурсе литераторов;
- развивать способности к анализу литературных произведений различных жанров с помощью работы с ними.
Воспитательные
- способствовать привитию взаимоуважения, умения работать в творческих группах, слушать товарищей, уважать чужой труд, оценивать его в положительном ключе.
Методы, используемые на занятии: рассказ, беседа, наглядный метод (наглядность), практическое задание (конкурс литераторов)
Форма проведения занятия: фронтальная, групповая, индивидуальная, вызов ученика к доске
Оборудование учителя: презентация, проектор, компьютер, листы, награды учащимся (картонные медали), оценочный лист (приложение 1) к конкурсу литераторов.
Оборудование учащихся: ручки, цветные карандаши, фломастеры
Ход занятия.
I. Вступительная часть
1) Ввод в тему занятия, актуализация знаний
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим об одной из весенних праздников. Этот праздник приходится на самое начало весны. А чтобы узнать его название, давайте разгадаем кроссворд.
Вопросы:
1. Существует такая фраза «Ну я что, … что ли?». Так говорят, когда не знают что-то. (ПУШКИН)
2. С каким человеком больше всего связаны рассказы о природе? (ПРИШВИН)
3. Он придумал Незнайку (НОСОВ)
4. Гадкий утёнок появился благодаря… (АНДЕРСЕН)
5. Он лучше всех описывал время года в природе в стихотворениях.. (ТЮТЧЕВ)
6. Он придумал рассказ «Филиппок» (ТОЛСТОЙ)
(СЛАЙД 1)
Мы отгадали все слова, и тут спряталось ключевое слово. Найдите его. (дети ищут слово; ответ: писатель) (СЛАЙД 1.2) А как связано слово «писатель» с разгаданными фамилиями? (учитель показывает на слова из кроссворда; осуществляется фронтальная форма работы; ответы детей: они все писатели)
Правильно. А тема нашего занятия «Всемирный день писателя». (СЛАЙД 2)
II.Основная часть
Что это за праздник?
У дня писателя необычное возникновение: однажды, а точнее в 1921 году, в Англии писателями был создан ПЕН-клуб. (СЛАЙД 3)
Как переводится ПЕН (pen) с английского? (осуществляется хоровая форма работы; ответы детей: ручка) Верно. В скором времени во многих странах появились такие клубы, у нас он называется «Союз писателей». Через два года после создания в Лондоне создатели клуба начали проводить международные собрания, посвященные писательским проблемам, достижениям, открытиям.(СЛАЙД 4)
И только через 65 лет конгресс решил, что миру необходим праздник – день писателя, который будет привлекать внимание к проблемам литературного мира: например, лживые публикации, искажение фактов, обманы ради личных интересов. Так появился всемирный день писателя, который отмечается во всем мире 3 марта. (СЛАЙД 5)
Знаменитые детские писатели
Эту дату в Санкт-Петербурге отмечают сотни писателей – и признанные профессиональные литераторы, члены творческих союзов, и, так же, молодые, подающие надежды писатели. Свои поздравления привносят и их читатели.(СЛАЙД 6)
Знать авторов книг, которые вы читаете очень важно. Сегодня, если ты читаешь много книг и знаешь многих авторов, ты считаешься интеллигентным, воспитанным и уважаемым человеком.
.(СЛАЙД 7)
Ребята, вам нравится читать? (осуществляется фронтальная форма работы; если дети ответили «нет» - провести с ними небольшой диалог – обсуждение, учителю стоит приводить личный пример, свои любимые произведения, заинтересовывая этим детей)
Читать – это же очень интересно!
А какие книги у вас самые любимые? (осуществляется фронтальная форма работы; дети высказывают свои предпочтения в литературе)
А вы знаете, кто написал ваши любимые книги? (осуществляется фронтальная форма работы)
А каких писателей вы знаете? (осуществляется фронтальная форма работы)
Сейчас, мы с вами вспомним некоторых знаменитых детский писателей, их произведения вы точно знаете, но, может быть, и не догадываетесь, кто их написал!
(СЛАЙД 8)
1. Астрид Линдгрен (14 ноября 1907 — 28 января 2002) (СЛАЙД 9)
Вы знаете эту писательницу? (осуществляется фронтальная форма работы) Это замечательный детский автор, у неё очень много интереснейших и увлекательных книг, но самая популярная… Пэппи Длинныйчулок. Вы все знаете эту героиню! (СЛАЙД 10)
Линдгрен отлично умела сочинять увлекательные истории. Когда ее спрашивали, как же ей удается настолько точно угадывать детские желания, она отвечала, что пишет так, чтобы было интересно читать ей самой.
О девочке по имени Пэппи Длинныйчулок мир узнал в 1945 году. И сразу в неё влюбился!
До сих пор эту озорную рыжую девочку любят во всех странах мира.
2. Ганс Христиан Андерсен (2 апреля 1805 — 4 августа 1875) (СЛАЙД 11)
Андерсен – очень интересный писатель. Его можно читать совершенно в любом возрасте! Именно поэтому его так любит и почитает человечество. (СЛАЙД 12)
В каждом произведении и взрослый, и ребёнок найдет смысл и задумается.. По его стопам пошли многие современные авторы. Но Андерсен всегда останется в сердцах читателей, как потрясающе талантливый писатель.
3. Лаймен Фрэнк Баум (15 мая 1856 — 6 мая 1919) (СЛАЙД 13)
Кому-нибудь из вас знакомо это имя? (осуществляется фронтальная форма работы)
А вы знаете произведение «Волшебник страны Оз»? (СЛАЙД 14)
Знаменитый американский писатель создал страну Оз и ее обитателей, на которых в последующие годы было написано несколько пародий, в том числе нашим соотечественником Александром Волковым.
Баум считал, что старые сказки, например написанные Андерсеном, отслужили свое, и предвещал наступление новой эпохи «добрых» сказок.
4. Алан Александр Милн (18 января 1882 — 31 января 1956) (СЛАЙД 15)
Кто знает автора, который написал Винни-Пуха? (осуществляется фронтальная форма работы)
Винни-Пуха написал Алан Александр Милн. (СЛАЙД 16)
Он прославился благодаря своим книгам плюшевом медвежонке и своим стихотворениям для детей. Уже более 70 лет читатели не перестают любить персонажей этой книги. Интересный факт: Винни-Пух был создан для сына Милна – Кристофера Робина. Его имя нам хорошо знакомо, ведь этот мальчик тоже принимает участие в описываемых сказочных событиях.
5. Корней Иванович Чуковский (1882-1969) (СЛАЙД 17)
Какие произведения Чуковского вы знаете? (осуществляется фронтальная форма работы) Самые популярные произведения Чуковского – это «Тараканище», «Муха Цокотуха», «Бармалей», «Айболит», «Мойдодыр» и другие. (СЛАЙД 18)
Настоящее имя Чуковского – Николай Корнейчуков. Когда Корней Иванович приехал в Петербург, чтобы осуществить свою мечту – стать писателем, он столкнулся с отказами журналов… Но он не сдался! Именно благодаря настойчивости и безграничному таланту мы сейчас знаем его имя и его интереснейшие произведения.
6. Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964) (СЛАЙД 19)
И его имя все мы знаем! Какие произведения он написал? (осуществляется фронтальная форма работы) (СЛАЙД 20)
Самые популярные произведения Маршака – «Двенадцать месяцев», «Багаж», «Сказка о глупом мышонке», «Вот какой рассеянный», «Усатый-полосатый» и другие. Литературой Маршак занимался с детства. Он писал стихи, рассказы, переводил знаменитые произведения Шекспира, множество сказок народов мира. Это поистине талант с рождения!
Санкт-Петербург – город писателей (СЛАЙД 21)
Санкт-Петербург стал местом творческого становления и читательского признания многих авторов России. Союз писателей «Многонациональный Санкт-Петербург» здесь появился в 1996 году. Он активно действует, объединяя писателей и поэтов разных национальностей, пишущих на родных языках.
А вы знаете какие-нибудь места в Санкт-Петербурге, посвященные писателям? (осуществляется фронтальная форма работы)
Ребята, в Санкт-Петербург – город, в котором появилось больше всего писателей, чем в остальных городах России.
У нас в городе очень много домов-музеев, где выросли и работали такие писатели как: Пушкин, Достоевский, Некрасов, Блок и многие другие. (СЛАЙД 22)
Вы когда-нибудь проходили мимо этих домов? (осуществляется фронтальная форма работы) Теперь, прогуливаясь по улицам Петербурга обращайте внимание на различные таблички на домах.. Быть может вы проходите рядом с тем самым домом, где Пушкин написал свои последние произведения..
В нашем городе творческое становление широко известных авторов сыграло большую роль в литературной жизни России. Но и сейчас в нем можно встретить множество молодых и талантливых писателей!
В Санкт-Петербурге много литературных кафе, где проходят литературные вечера, концерты, постоянно действуют и обновляются литературные выставки петербургских и зарубежных издательств. (СЛАЙД 23)
Книга – мир в руках
Как вы думаете, почему приобщаться к литературе сейчас очень важно? (осуществляется фронтальная форма работы; ответы детей: потому что мало кто читает, потому что сейчас люди не воспитанные, потому что литература развивает нас, нашу фантазию, речь) (СЛАЙД 24)
Действительно. Нынешняя молодежь очень редко брали книги в руки. А ведь книга, это целый мир в руках!
Где можно очутиться, читая книгу? (осуществляется фронтальная форма работы; ответы детей: в сказке, в космосе, под землей, на другой планете, в лесу, в небе, под водой, где угодно)
Точно! В каждом произведении есть своя маленькая вселенная, где есть свои законы, порядки, свои люди, или существа, свое волшебство, атмосфера… Мы можем очутиться и в прошлом, и в настоящем, и даже в будущем!
По многим книгам сняты фильмы. Какие фильмы, снятые по книгам, вы знаете? (осуществляется фронтальная форма работы; ответы детей: Гарри Поттер, Сумерки, Хроники Нарнии, Властелин колец, Алиса в стране чудес и другие)
А кто-нибудь читал книгу, а потом смотрел по ней фильм? (осуществляется фронтальная форма работы; дети отвечают, сравнивают, высказывают свои впечатления: что лучше, фильм или книга)
А кто ответит, почему книга лучше фильма? (осуществляется фронтальная форма работы) (СЛАЙД 25)
Очень многие люди разочаровываются после просмотра фильма снятого по прочитанной книге. Знаете почему? Потому что в его представлениях все было совсем иначе. Герои выглядели иначе, мир был совсем другим. Именно этим книга лучше фильма: ведь в фильме мы все видим так, как видел режиссер, а читая книгу у нс свои собственные представления, свои герои, свои рассуждения и переживания…
Моя любимая книга… (СЛАЙД 26)
Ребята, я попросила вас принести свою самую любимую прочитанную книгу. Вижу, многие из вас это сделали. Молодцы. Сейчас, некоторых из вас мы попросим показать книгу и рассказать, почему она вам так нравится. (учитель просит поочередно несколько учеников выйти к доске, показать свою книгу, рассказать, почему он её любит, что в ней нравится, почему советует её прочитать; этот этап занятия должен длиться не менее 5-10 минут)
6) Конкурс литераторов (СЛАЙД 27)
Ребята, а сейчас мы с вами поделимся на команды. Всего команды будет три.
Сейчас у нас будет конкурс литературных талантов!
Вы поучаствуете в нескольких этапах, будете получать баллы, а затем по подсчетам мы определим победителей.
Итак, что должно быть у каждой команды? (осуществляется фронтальная форма работы; ответы детей: название, девиз, командир) Верно. У вас есть только командиры.
1. Наша команда..
Первое задание следующее: придумать название команды. Но есть условие: название команды должно быть связано с литературой: может быть имя какого-то литературного героя, или в честь какого-то автора, здесь уже в дело идет ваша фантазия.
2. А за окном…
Молодцы! А теперь задания серьезнее. Так как, сегодня мы с вами говорим о празднике День писателя, вам придется вжиться в роль писателей.
Задание следующее. Сейчас на дворе … (учитель называет время года и месяц, когда проводится занятие). Поэтому, именно на такую тему вам нужно придумать рассказ.
Должна участвовать вся команда. Есть еще одно условие. В вашем рассказе непременно должны появиться такие герои: чебурашка, дядя Стёпа великан, щелкунчик и вини-пух. (учитель на магнитную доску вывешивает изображения этих литературных героев) На задание у вас есть 7 минут. (учитель засекает время; дети придумывают рассказы, затем командиры (или выразительно читающие дети) выходят и читают придуманные рассказы; жюри оценивает команды и записывает баллы в оценочный лист)
. Парад литературных героев.
-Я – отважный путешественник. Побывал на Луне, летал на ядре, вытащил себя из болота за волосы. ( Мюнхаузен.)
-Я живу на вилле «Курица». Мои друзья – Томми и Аника. ( Пеппи Длинныйчулок)
-Долго просидел я в кувшине, пока Волька не спас меня. (Старик Хоттабыч)
-Я побывала в Стране Чудес. (Алиса)
-Я работаю почтальоном в деревне Простоквашино. (Почтальн Печкин)
-Я – самая лучшая няня на свете. Кто я, дети? (Мэри Поппинс)
- Меня полюбил царь Додон. (Шамаханская царица)
- Я - старушка хоть куда: и умна и молода.
-Со мной моя крыска по имени Лариска. (Старуха Шапокляк)
- На сметане я мешён, на окошке я стужён. (Колобок)
- Я по полю пошла и денежку нашла.
- Пошла я на базар и купила самовар. (Муха-Цокотуха)
3. Литературный турнир «По страницам любимых книг».
1. Путаница. Прочитайте и исправьте перепутанные названия книг.
«Снежная принцесса» («Снежная королева»)
«Илья-царевич и Серый волк» («Иван-царевич и Серый волк»)
«Стойкий железный солдатик» («Стойкий оловянный солдатик»)
(Если команда дополнит и фамилию автора, то жюри добавляет баллы)
4. Викторина
Следующий этап: викторина. Каждой команде будут задаваться вопросы. Задача команды быстро ответить на вопрос, остальные команды должны молчать, не подсказывать, если команда не знает, то вопрос переходит команде, быстрее поднявшей руку. Всего вопросов будет по 3 на каждую команду. Вопросы будут задаваться по очереди, по одному каждой команде.
Учитель начинает викторину; вопросы викторины:
1. Перечислите 5 произведений А.С.Пушкина.
2. Перечислите всех героев сказки Репка.
3. Назовите последовательность желаний Бабки в сказке «Золотая рыбка».
4. Из какой сказки эти строки:
Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу.
(“Сказка о попе и работнике его Балде”.)
5. Из какой сказки эти строки:
… Дева вдруг
ожила. Глядит вокруг
Изумленными глазами,
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
“Как же долго я спала!”
(“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”.)
6. Из какой сказки эти строки:
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
(“Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь”.)
7. Какой музыкальный инструмент помогал девочке Жене собирать землянику? (Дудочка в сказке В.Катаева “Дудочка и кувшинчик”.)
8. Какого насекомого испугались все звери? (Таракана из сказки К. Чуковского “Тараканище”.)
9. Из какого произведения эти строки? “Вдруг шляпа поползла прямо к Вадику. Он как закричит: “Ай!” - и прыг на диван.” (Н. Носов. “Живая шляпа”.)
(жюри подсчитывает правильные ответы команд, записывает баллы в оценочный лист)
5. Последний этап: от всей души.
Кто лучше прочитает стих вслух
III.Заключительный этап
1) Подведение итогов конкурса (СЛАЙД 28)