СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Внешняя политика Ивана IV. Роль личности в истории страны».

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Внешняя политика Ивана IV. Роль личности в истории страны».»

МКОУ «Рабинковская ОШ». Учитель истории и обществознания Кудрявцева Оксана Юрьевна



ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБНОВЛЁННЫМ ФГОС



Предмет:_История России, 7 класс, авт. И.Л. Андреев и др..

Урок №__1 (по теме; 27 в тематическом планировании).

Тема урока: «Внешняя политика Ивана IV. Роль личности в истории страны».

Тип урока:  Интегрированный (литература, русский язык, изобразительное искусство).

Содержательная цель: расширить представление о роли личности в процессе формирования многонационального государства, её влиянии на внешнюю политику.

Деятельностная цель:  характеризовать историческую эпоху во время правления самодержца Ивана Грозного и научиться строить выводы о результатах его правления во внутренней и внешней политике.

Формирование УУД:

Личностные действия: осознание важности нового социально-нравственного опыта предыдущих поколений, создание положительного эмоционального настроя для последующей работы.

Регулятивные действия: ставить перед собой цели поэтапно в зависимости от творческого задания, оценивать свои действия.

Познавательные действия: учиться самостоятельно решать учебную проблему с помощью книги: работа с фактами, обстоятельствами и характеристикой исторических лиц с позиции истории и литературы.

Коммуникативные действия: взаимодействовать друг с другом и учителем, работать в малых группах, использовать средства письменной коммуникации.

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

  1. Вызов.

Целеполагание.


Слово учителя. Оргмомент.


- В некотором царстве, в некотором государстве… Что напоминают вам эти строки, чем отличается царство от государства и о кого из властных царей конца 16 века можем назвать?







1. Актуализация прежних знаний:

- Верно. Давайте вспомним, что мы знаем о периоде правления этого царя, есть ли у него заслуги перед народом.























2. Работа с картой «Российское государство»,

Формирование читательской грамотности.




Примерные ответы детей:

- Слова напоминают зачин сказки, где огромной территорией и одним народом управляет царь, сам властвует и решает разные вопросы один, а в государстве может быть демократия или другое управление, многонациональность, в нём могут проводиться реформы группой умных и влиятельных людей. Когда говорим о 16 веке, то первым напрашивается образ царя Ивана IV, прозванного Грозным.


Примерный ответ:

- На последних уроках мы изучили внешнюю политику Ивана IV и знаем, что границы Московского княжества значительно расширились за счёт присоединения земель Сибирского и Казанского ханств, и это указывает на многонациональность внутри страны, неподвластным оставалось Крымское ханство. Чтобы уберечь Русь от набегов, войска Ивана IV часто несли «береговую службу» у реки Оки. Иван также привлекал на свою сторону местную знать. Теперь речь уже идёт о государственности.


Микровывод: Этот период правления показывает нам царя-защитника русских земель и умного правителя, при котором начинало складываться многонациональное Российское государство.



Обучающиеся выполняют интерактивное задание «Московское княжество», проводят наблюдения над тем, какими землями расширилось государство, вносят в тетрадь выводы по первой половине правления Иваном IV.


Микровывод: Реализация задуманных реформ требовала новых ресурсов и возможностей при активной внешней политике.



Личностные:

осознание важности нового материала исторического развития государства.


Метапредметные:


Р. Обучающиеся выполняют целеполагание и ставят перед собой цели поэтапно в зависимости от творческого задания





П. Определяют проблемы и находят решения

К. Работают в сотрудничестве с товарищем










Р. Выполняют действия по самоконтролю








П.К: Взаимодействуют друг с другом и учителем при нахождении новой проблемы и способов её решения.

Р. Выполняют действия по формированию цифровой грамотности.

Стадия осмысления.


1.Изучение нового (подводящий диалог)

а) постановка задачи:

- Какими личностными качествами обладал царь Иван IV, когда и почему за ним утвердилось имя Грозный?





б) работа с учебником: - Откроем учебники на с. 47 и самостоятельно познакомимся с п.3, 4 параграфа.


в) делаем микровывод.









- В истории появляется литературный драматический памятник переписка Курбского с Иваном Грозным.

  1. Литературная страничка.

- Обратимся к художественному произведению А. К. Толстого «Василий Шибанов», которое вы скоро будете изучать на уроке литературы


https://ilibrary.ru/text/4321/p.1/index.html?ysclid=loq3avtv15225193102

Основной вопрос на восприятие художественного текста:

- Кого защищал Василий Шибанов, а что защищал Иван Грозный?

Учитель цитирует из произведения, когда стремянной Курбского Василий Шибанов самоотверженно берётся передать царю обвинительное и гневное письмо Курбского, зная, что его может ожидать. Пытки его не сломили, он не покорился царю и не назвал сообщников. Останавливаемся на личностных качествах простого Василия и царя, приходим к нравственному выводу в пользу Василия.

Основной вопрос на восприятие художественного текста:

- Удалось ли А.Толстому передать историческую эпоху в произведении и показать личность царя так, как его трактует история? Какое значение в истории страны может иметь личность, обличённая неограниченной властью?

3. Страничка изобразительного искусства: работа по описанию портрета

«Царь Иван Васильевич Грозный». В.М. Васнецов, 1897.

https://triptonkosti.ru/12-foto/opisanie-kartiny-viktora-vasnecova-ivan-groznyj-87-foto.html


- Русское государство нуждалось в расширении связей с Западом, виделись новые возможности развития страны, её приобщение к достижениям европейской культуры. Во главе должна стоять сильная личность. Царь ощутил себя истинным самодержцем.


Обучающиеся самостоятельно знакомятся с п.3,4 «Причины и начало Ливонской войны».


Микровывод: Внутри страны назрел кризис во взаимоотношениях царя и деятелями Избранной рады. Царю не нравилось «милостивое отношение» к тем, кого он считал достойными казни как изменников, потому что его стали преследовать неудачи в войне с Речью Посполитой. Последовала жестокая опала. Князь Курбский обвинил царя в неоправданных и жестоких казнях и, боясь расправы, бежал в Литву.



Обучающиеся выполняют словарную работу и составляют художественный образ стремянного князя Курбского, которого тот послал на верную смерть.





Вывод: Царь проникся уважением к Василию, поразился его мужеству, но не пощадил, это было не в его правилах. Он уже дня не мог прожить без крови. Иван Грозный показан беспощадным, жестоким, не способным на пощаду царём. По малейшему подозрению он жестоко пытал и казнил лютой смертью людей, которые на поле брани защищали Российское государство. Говоря о бессмысленной жестокости царя, его поведение с полным правом можно назвать психическим расстройством.

Личность, наделённая неограниченной властью, тормозит реформацию и может привести страну на грань катастрофы.

Спустя многие десятилетия жестокость царя Ивана Грозного является темой разных художественных текстов и полотен, но и имя Василия Шибанова не забыто.

Портрет царя производит гнетущее впечатление. Художнику удалось изумительно передать на полотне слияние с эпохой.










Р. Самостоятельно решают проблему с помощью учебника

















К. Используют средства письменной коммуникации, записываем в тетрадь черты личности царя и Василия, старослявянизмы.







Р. Выполняют действия по формированию нравственного вывода.















Р. Заносим в тетрадь впечатление от портрета.

  1. Вторая стадия

осмысления.


  1. Закрепление: работа с источниками.






2. Задание на дом: теория 7-го параграфа, просмотр кинофильма «Последний царь – первый император. Пётр I», составить своё представление о реформации внутри государства, методах и последствиях правления царей



Обучающиеся читают предложенную учебником статью и выполнят тестовое задание, работают с вопросами к статье, проводят обсуждение.










П. Отрабатывают навык общеучебных действий при работе с учебником

Тренировка воображения с опорой на художественный и иллюстрационный тексты.


Р. Выполняют действия по самоконтролю и самооценке.

  1. Рефлексия.


- Наш урок подошёл к концу, давайте подведём итоги на сигнальных карточках. Нарисуйте смайлики: если вы приобрели новые умения и уходите с хорошим настроением – радостный, если нет – грустный.

Учитель делает выводы для себя: что получилось, что надо закрепить.

- Нам осталось поблагодарить друг друга за сотрудничество. Спасибо.

















Личностные: Создают положительный эмоциональный настрой для последующей работы







2