Вызов. Целеполагание. | Слово учителя. Оргмомент. - В некотором царстве, в некотором государстве… Что напоминают вам эти строки, чем отличается царство от государства и о кого из властных царей конца 16 века можем назвать? 1. Актуализация прежних знаний: - Верно. Давайте вспомним, что мы знаем о периоде правления этого царя, есть ли у него заслуги перед народом. 2. Работа с картой «Российское государство», Формирование читательской грамотности. | Примерные ответы детей: - Слова напоминают зачин сказки, где огромной территорией и одним народом управляет царь, сам властвует и решает разные вопросы один, а в государстве может быть демократия или другое управление, многонациональность, в нём могут проводиться реформы группой умных и влиятельных людей. Когда говорим о 16 веке, то первым напрашивается образ царя Ивана IV, прозванного Грозным. Примерный ответ: - На последних уроках мы изучили внешнюю политику Ивана IV и знаем, что границы Московского княжества значительно расширились за счёт присоединения земель Сибирского и Казанского ханств, и это указывает на многонациональность внутри страны, неподвластным оставалось Крымское ханство. Чтобы уберечь Русь от набегов, войска Ивана IV часто несли «береговую службу» у реки Оки. Иван также привлекал на свою сторону местную знать. Теперь речь уже идёт о государственности. Микровывод: Этот период правления показывает нам царя-защитника русских земель и умного правителя, при котором начинало складываться многонациональное Российское государство. Обучающиеся выполняют интерактивное задание «Московское княжество», проводят наблюдения над тем, какими землями расширилось государство, вносят в тетрадь выводы по первой половине правления Иваном IV. Микровывод: Реализация задуманных реформ требовала новых ресурсов и возможностей при активной внешней политике. | Личностные: осознание важности нового материала исторического развития государства. Метапредметные: Р. Обучающиеся выполняют целеполагание и ставят перед собой цели поэтапно в зависимости от творческого задания П. Определяют проблемы и находят решения К. Работают в сотрудничестве с товарищем Р. Выполняют действия по самоконтролю П.К: Взаимодействуют друг с другом и учителем при нахождении новой проблемы и способов её решения. Р. Выполняют действия по формированию цифровой грамотности. |
Стадия осмысления. | 1.Изучение нового (подводящий диалог) а) постановка задачи: - Какими личностными качествами обладал царь Иван IV, когда и почему за ним утвердилось имя Грозный? б) работа с учебником: - Откроем учебники на с. 47 и самостоятельно познакомимся с п.3, 4 параграфа. в) делаем микровывод. - В истории появляется литературный драматический памятник переписка Курбского с Иваном Грозным. Литературная страничка. - Обратимся к художественному произведению А. К. Толстого «Василий Шибанов», которое вы скоро будете изучать на уроке литературы https://ilibrary.ru/text/4321/p.1/index.html?ysclid=loq3avtv15225193102 Основной вопрос на восприятие художественного текста: - Кого защищал Василий Шибанов, а что защищал Иван Грозный? Учитель цитирует из произведения, когда стремянной Курбского Василий Шибанов самоотверженно берётся передать царю обвинительное и гневное письмо Курбского, зная, что его может ожидать. Пытки его не сломили, он не покорился царю и не назвал сообщников. Останавливаемся на личностных качествах простого Василия и царя, приходим к нравственному выводу в пользу Василия. Основной вопрос на восприятие художественного текста: - Удалось ли А.Толстому передать историческую эпоху в произведении и показать личность царя так, как его трактует история? Какое значение в истории страны может иметь личность, обличённая неограниченной властью? 3. Страничка изобразительного искусства: работа по описанию портрета «Царь Иван Васильевич Грозный». В.М. Васнецов, 1897. https://triptonkosti.ru/12-foto/opisanie-kartiny-viktora-vasnecova-ivan-groznyj-87-foto.html | - Русское государство нуждалось в расширении связей с Западом, виделись новые возможности развития страны, её приобщение к достижениям европейской культуры. Во главе должна стоять сильная личность. Царь ощутил себя истинным самодержцем. Обучающиеся самостоятельно знакомятся с п.3,4 «Причины и начало Ливонской войны». Микровывод: Внутри страны назрел кризис во взаимоотношениях царя и деятелями Избранной рады. Царю не нравилось «милостивое отношение» к тем, кого он считал достойными казни как изменников, потому что его стали преследовать неудачи в войне с Речью Посполитой. Последовала жестокая опала. Князь Курбский обвинил царя в неоправданных и жестоких казнях и, боясь расправы, бежал в Литву. Обучающиеся выполняют словарную работу и составляют художественный образ стремянного князя Курбского, которого тот послал на верную смерть. Вывод: Царь проникся уважением к Василию, поразился его мужеству, но не пощадил, это было не в его правилах. Он уже дня не мог прожить без крови. Иван Грозный показан беспощадным, жестоким, не способным на пощаду царём. По малейшему подозрению он жестоко пытал и казнил лютой смертью людей, которые на поле брани защищали Российское государство. Говоря о бессмысленной жестокости царя, его поведение с полным правом можно назвать психическим расстройством. Личность, наделённая неограниченной властью, тормозит реформацию и может привести страну на грань катастрофы. Спустя многие десятилетия жестокость царя Ивана Грозного является темой разных художественных текстов и полотен, но и имя Василия Шибанова не забыто. Портрет царя производит гнетущее впечатление. Художнику удалось изумительно передать на полотне слияние с эпохой. | Р. Самостоятельно решают проблему с помощью учебника К. Используют средства письменной коммуникации, записываем в тетрадь черты личности царя и Василия, старослявянизмы. Р. Выполняют действия по формированию нравственного вывода. Р. Заносим в тетрадь впечатление от портрета. |
Вторая стадия осмысления. | Закрепление: работа с источниками. 2. Задание на дом: теория 7-го параграфа, просмотр кинофильма «Последний царь – первый император. Пётр I», составить своё представление о реформации внутри государства, методах и последствиях правления царей | Обучающиеся читают предложенную учебником статью и выполнят тестовое задание, работают с вопросами к статье, проводят обсуждение. | П. Отрабатывают навык общеучебных действий при работе с учебником Тренировка воображения с опорой на художественный и иллюстрационный тексты. Р. Выполняют действия по самоконтролю и самооценке. |