СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внешняя политика Николая I

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Николаю I приписывали следующие слова: «Я не хочу умереть, не совершив двух дел: издания свода законов и уничтожения крепостного права».

Просмотр содержимого документа
«Внешняя политика Николая I»

Областное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Курский базовый медицинский колледж»

Щигровский филиал






Методическая разработка занятия по учебному предмету

«История»

Тема: «Внешняя политика Николая I»






Рассмотрена и утверждена

на заседании ЦМК ООД, ОГСЭ и ЕН

Протокол № ______

от _____________20 г






Преподаватель: Скороходов М.В.


Курск, 2017


Пояснительная записка

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей учебного предмета «История» и студентов 1 курса специальности 34.02.01 «Сестринское дело». Она представляет собой опыт проведения комбинированного занятия с применением инновационных технологий обучения. Использование на занятии данных технологий (критическое мышление, работа с документами, таблицами, исследовательская работа студентов) повышает эффективность обучения, развивает критическое мышление обучающихся.

Тема занятия: «Внешняя политика Николая I»

Тип занятия: комбинированный

Цели занятия:

Образовательная:

оценить международное положение России в указанные годы, рассмотреть основные направления внешней политики страны. Показать истоки кризиса в отношениях России с ведущими странами Европы. Рассмотреть Кавказскую, Крымскую и др. войны.

Развивающая:

развивать причинно-следственное мышление, логику, память

Воспитательная: воспитывать патриотизм, уважение к воину, солдату

Задачи урока:

образовательные:

- формировать представление обучающихся о последовательности, ходе войны, ее историческом значении;

развивающие:

- развивать познавательные интересы, умение ставить цель, действовать по плану, навыки поиска и анализа информации, умение работать в группе, вступать в диалог, аргументировать ответ.

воспитательные:

- воспитывать чувство гордости и сопричастности к нашей истории на примере героизма и самоотверженности исторических лиц;

методические:

-предложить вариант нетрадиционного начала урока;

-показать возможность работы с презентацией и мультимедийным оборудованием;

-продемонстрировать обеспечение принципа наглядности;

-показать возможность использования метапредметных связей;

-продемонстрировать использование знаний данного урока применительно к дальнейшему изучению темы

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, поисковый, самостоятельная работа, аналитический, контроля и самоконтроля.

Приёмы обучения: рассказ, беседа, иллюстрация, анализ учебных материалов, самостоятельная работа обучающихся по изучению нового материала и проведению его анализа, тестирование, взаимоконтроль и проверка письменных работ студентов.

Закрепляемые умения и навыки:

- умение определять хронологию событий, устанавливать соответствие между фактами, событиями, явлениями;

- обобщение и систематизация исторического материала;

- уметь анализировать историческую ситуацию;

- умение проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

- умение участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.

Планируемые результаты:

Личностные - понимать ценность человека как двигателя истории; проявлять чувство любви к Родине, уважение к ее истории.

Предметные - уметь систематизировать материал по теме; давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических деятелей.

Метапредметные - владеть умениями самостоятельной работы; уметь работать с учебной информацией; выделять причинно-следственные связи.

План:

  1. Россия и революции в Европе.

  2. Русско-иранская и русско-турецкая войны, их итоги

  3. Кавказская война (1817 – 1864 гг)

  4. Обострение русско-английских противоречий

  5. Крымская война 1853-1856гг

Средства обучения и оборудование:

1. учебник;

2. мультимедийная презентация и ноутбук;

3. документы.

Межпредметные: география, литература, основы философии, обществознание

Литература:

1. Артемов В.В., Лубченко Ю.Н. История: учебник. — М., 2011г.

2. Самыгин П.С., Беликов К.С., Бережной С.Е. История: учебник.- Ростов н/Д: «Феникс», 2014.- 480с.


ХОД ЗАНЯТИЯ


Этап

Содержание

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Формируемые УУД

1. Целеполагание.

10 минут

Цель: Включение в деловой ритм и подготовка студентов к работе.

Компетенции: Знать правила поведения на занятии. Уметь готовиться к занятию.

Методы и методические приемы: словесный метод

Форма: фронтальная беседа.

Подготовка студентов к работе на занятии

Предъявление единых педагогических требований:

- приветствие;

- выявление отсутствующих на занятии;

- проверка внешнего вида (соответствие требованиям внутреннего распорядка колледжа).

Организация внимания и готовности к занятию (устранение отвлекающих факторов: посторонний шум, лишние предметы на рабочем месте).

Тема занятия: «Внешняя политика Николая I»

Отвечают на приветствие. Староста докладывает о явке на занятие. Приводят в соответствие с требованиями внешний вид, рабочее место.

Делают краткие сообщения о развитии медицины и медицинских работниках в России в середине 19 века.


Готовятся к восприятию темы занятия.

Слушают преподавателя, записывают тему и план занятия в тетради.


Принимают участие в постановке задач.

Р

волевая саморегуляция;

К.

- планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками.

Р.

Планирование: работа над сообщением.


2.

Проверка знаний.

10 минут

Цель: Контроль усвоения знаний

Компетенции: Знать хронологию и основные понятия

Методы и методические приемы: фронтальный и индивидуальный опрос, компьютерное (или обычное) тестирование

Используемые цифровые ресурсы: компьютерное тестирование.


Инструктаж по выполнению компьютерного (или обычного) тестирования.

(Приложение 1)



Студенты проходят компьютерное (или обычное), тестирование.


Ответы с опорой на уже имеющиеся знания по истории России первой половины 19 века.


П.

Осуществлять знаково-символическую деятельность;

Умение выделять главную мысль в тексте, отбирать необходимую для усвоения информацию, обобщать, исключать лишнее.

3.

Изучение нового материала.

45 минут


Цель: Настроить на осознанное восприятие нового материала


Компетенции: умение быстро включаться в работу, слушать, выбирать главное, воспринимать цели, обобщать, делать выводы.

Методы и методические приемы: проблемное изложение, эвристическая беседа, мозговой штурм, сообщения студентов, работа с учебником, работа с дифференцированными по психологическим особенностям заданиями.

Используемые цифровые ресурсы: Презентации по теме.



Организует групповую работу

Активизация познавательной деятельности

Николаю I приписывали следующие слова: «Я не хочу умереть, не совершив двух дел: издания свода законов и уничтожения крепостного права».

Проблемный вопрос:

- Какова роль крепостного права в истории России?


Знакомство с историческими фактами:

- «Николая I называли бесстраш-ным рыцарем абсолютизма. Иные преклонялись перед ним, другие ненавидели. Что же скрывалось за этим внешним обликом силы и могущества?»

- Из воспоминаний фрейлины А.Ф. Тютчевой: «Он чистосердечно и искренне верил, что в состоянии всё видеть своими глазами, всё слышать своими ушами, всё регламентировать по своему разумению, всё преобразовывать своею волей. Он никогда не забывал, что, когда и кому приказывал, и следил за точным исполнением своих приказаний».

Что император требовал от своих подчинённых?

- «Никто, лучше как он, не был создан для роли самодержца. Он обладал для того и наружностью и необходимыми нравственными свойствами. Его внушительная и величественная красота, величественная осанка … .всё дышало в нём живым божеством, всемогущим повелителем … Никогда этот человек не испытывал тени сомнения в своей власти или в законности её». Какие качества отмечает А.Ф.Тютчева в Николае I?


Как можно составить объективное мнение о человеке?

Какие идеи появились у вас на основе этих фактов?


Внешняя политика России при Николае 1



Предлагается ответить на вопросы:

  1. Россия и революции в Европе.

  2. Русско-иранская и русско-турецкая войны, их итоги

  3. Кавказская война (1817 – 1864 гг)

  4. Обострение русско-английских противоречий

  5. Крымская война 1853-1856гг


Работают в рабочих группах по 3-5 человек.


Слушают преподавателя, совместно с преподавателем анализируют справочный материал:

На основе исторических фактов выявляют причины исторических событий

Обучающиеся отвечают устно.

Сначала отвечает один обучающееся, остальные его дополняют, если ответ не точный или не совсем корректный.


Варианты ответов:

- «В надежде славы и добра

Гляжу вперёд я без боязни:

Начало славных дней Петра

Мрачили мятежи и казни.

Семейным сходством будь же горд;

Во всём будь пращуру подобен:

Как он, неутомим и твёрд,

И памятью, как он, незлобен»

- писал А.С. Пушкин.


- «Не богу ты служил и не России,

Служил лишь суете своей,

И все дела твои, и добрые, и злые, –

Все было ложь в тебе, все призраки пустые:

Ты был не царь, а лицедей»

- писал Ф.И. Тютчев.










О человеке судят по его поступкам (оценивают по делам его…)



Читают и осмысливают схему

(Приложение 2)

Запись в тетради:


Работают в рабочих группах по 3-5 человек.

Читают и осмысливают текст

(Приложения 3)


Заполняют таблицу

«Крымская война 1853-1856гг»

(Приложения 4)

Отвечают на вопрос:

почему «Крымская война 1853-1856гг» стала причиной краха всей внешней политики Николая 1 (России)?


Обучающиеся на вопрос отвечают устно.

Сначала отвечает один обучающееся, остальные его дополняют.


К

Использование средств языка и речи для получения и передачи информации, самовыражение, монологические высказывания.

П

Логические построение логической цепи рассуждений, подведение под понятие;

К

умение выражать свои мысли, слушать;

Р

Ведение записей в тетради по истории.

К

Умение выражать свои мысли, владение монологической формой речи;

П

Умение выделять главную мысль в тексте, отбирать необходимую для усвоения информацию, обобщать, исключать лишнее.

Р

Планирование: работа над докладом.

Р

Планирование: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий.

















П

Поиск информации: соотносить изучаемый материал с уже изученным

Смысловое чтение.

4. Закрепление знаний.

10 минут

Цель: проверить степень усвоения знаний по теме: «Внешняя политика Николая I»


Компетенции: умение быстро включаться в работу, слушать, выбирать главное, сравнивать, обобщать, делать выводы.


Используя полученную учебную информацию выполнить одно из 3-х предложенных, дифференцированных с учетом психологических особенностей студентов.





Назвать переломное, ключевое событие в ходе войны


Проблемный вопрос:

Какую роль в истории России и мира сыграла Крымская война 1853-1856гг







1. Работа с картой

- Найдите и покажите места побед русской армии.

- Найдите и покажите места поражений русской армии.

- Найдите и покажите страны, которые воевали с Россией.

2. Составьте словесные портреты (по выбору):

Николай 1

Нахимов

Корнилов

Истомин

Тотлебен

Пирогов

3. Разгадать (или составить) кроссворд по теме



Сделайте вывод по сегодняшней теме урока.



Вариант ответа:

Осада Севастополя



Крымская война показала:

- Величие и героизм русского народа

- Ущербность общественно-политического устройства Российской империи

- Необходимость глубоких реформ российского государства











Выполняют задание


П

Логические: подведение под понятие, вывод следствия.

К

Использование средств языка и речи для получения и передачи информации, самовыражение, монологические высказывания

К

Инициатива и сотрудничество в поиске и сборе информации; контроль, коррекция действий партнёра; определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

Р

Планирование: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий.


П

Поиск информации: соотносить изучаемый материал с уже изученным

Смысловое чтение.

Р

Оценка (выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и ещё что подлежит усвоению).

К

Использование средств языка и речи для получения и передачи информации, самовыражение, монологические высказывания.

10. Рефлексия. Выставление оценок.

10 минут


Составьте синквейн «О личности Николая I»

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – предложение или фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).


Ответьте на вопросы:

  1. «Сегодня я узнал (а) …»

  2. «Теперь мне понятно …»

  3. «Я не знал (а) … - теперь я знаю


Для оценки собственного участия в работе на уроке отнеси себя к одной из предложенных групп. «Сегодня на уроке я был, скорее всего, …»

А) новобранец;

Б) бывалый солдат;

В) командир

(Приложение 5)


Чтобы наметить дальнейшие цели деятельности, ребятам предлагается дать ответы на вопросы:

1. Чего мне не хватило, что бы стать бывалым солдатом/командиром?

2. Чему мне надо научиться?



Домашнее задание

1. История для СПО под ред. П.С. Самыгина, стр. 480


1-й уровень: выписать и выучить даты основных событий внешней политики Николая 1;

2-й уровень: заполнить таблицу «Русская армия и её участие в обороне Севастополя»;

3-й уровень: используя разные источники по теме «Герои Севастополя 1854-1855гг», подготовить мемуары (письменные воспоминания) от имени участников событий.


Формируемые УУД

(Приложение 6)



1. Николай I

2. Самодержавный, авторитетный, исполнительный, великий, консервативный

3. Укрепил, усилил, контролировал, создал, издал, организовал, запрещал, управлял.

4. «Россией правят столоначальники»; строгая централизация управления; сохранение и укрепление существующего строя; опора на армию и чиновников.

5. Император, самодержец, Российская империя.




Отвечают на вопросы






Заполнить оценочный лист по всем пунктам плана урока







Записывают домашнее задание в тетради, задают вопросы по необходимости.















Трёхуровневое задание.




Р

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно). Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона). Оценка (выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и ещё что подлежит усвоению).



Приложение 1


Входной контроль


Тестовые задания по теме: «Внешняя политика Александра I»


1. Осенью 1812 г. план М.Кутузова состоял в том, чтобы вынудить Наполеона отступать из Москвы по разорённой Смоленской дороге. Каковы были планы Наполеона:

а) отступать по Владимирской дороге

б) отступать через Ярославль

в) совершить отход войск через Тулу и Калугу

2. Кому принадлежат эти слова: “Через 5 лет я буду господином мира; остаётся одна Россия, но я раздавлю её”:

а) Наполеону I

б) Наполеону II

в) Наполеону III

3. Кто был главнокомандующим русской армии в первые дни войны:

а) Павел I

б) Александр I

в) П.Багратион

4. Наполеон, при разработке плана нападения на Россию, предполагал захватить в первую очередь:

а) Петербург

б) Киев

в) Москву

5. Наполеон предполагал в ходе войны с Россией

а) завоевать всю страну

б) не хотел завоёвывать всю страну, а предполагал сделать её зависимой от Франции

в) хотел завоевать столицы – Петербург и Москву

6. Цели Наполеона после окончания войны с Россией были:

а) завоевать Китай

б) завоевать Индию

в) завоевать Японию

7. Александр I предполагал, что в начале войны с Россией Наполеон будет наступать на город:

а) Петербург

б) Москву

в) Киев

8. Какой план сражений был у Александра I в начале войны:

а) дать генеральное сражение у границы

б) дать генеральное сражение вдали от границы

в) не давать генерального сражения, а заманивать врага вглубь России

9. В каком из перечисленных родов войск российской армии существовало звание “корнет”:

а) артиллерия

б) флот

в) кавалерия

10. Какие войска в XIX веке в России назывались “инфантерия”:

а) пехота

б) кавалерия

в) флот

11. В какой из басен И.Крылова великий русский полководец М.Кутузов узнал себя:

а) “Волк на псарне”

б) “Стрекоза и муравей”

в) “Ворона и лисица”

12. Смоленское сражение в ходе войны 1812 г.:

а) завершило разгром наполеоновских войск на территории России

б) позволило соединиться 1-й и 2-й русским армиям

в) заставило Наполеона отступать по старой Смоленской дороге

13. В XIX веке в высшем обществе в России довольно часто встречались двойные фамилии. У Михаила Илларионовича Кутузова тоже была двойная фамилия. Какая:

а) Кутузов-Таврический

б) Кутузов-Голенищев

в) Кутузов-Рымникский

14. Название какого русского города, в котором проходило сражение в ходе Отечественной войны 1812 г., звучит в почётном княжеском титуле фельдмаршала М.И.Кутузова:

а) князь Бородинский

б) князь Смоленский

в) князь Тарутинский

15. Кого сменил князь М.И.Кутузов на посту главнокомандующего русской армией в августе 1812г.:

а) Ермолова

б) Тормасова

в) Барклая-де-Толли

16. В фильмах о войне 1812 года М.И.Кутузова изображают с чёрной повязкой на глазу. Но если мы посмотрим на портреты маршала, написанные его современниками, мы этой повязки там не увидим. Почему?

а) Второй глаз не был полностью слепым.

б) У Кутузова был искусственный глаз.

в) Кутузов не разрешал художникам рисовать повязку.

17. Назовите героя Отечественной войны 1812 г., военного губернатора Санкт-Петербурга, смертельно раненого на Сенатской площади декабристом Каховским:

а) Милорадович

б) Ермолов

в) Коновницын

18. Какого полководца А.В.Суворов назвал “своей правой рукой”:

а) Багратиона

б) Барклая-де-Толли

в) Кутузова

19. Какой русский генерал принадлежал к династии, представители которой занимали грузинский престол с IX по XIX век:

а) Багратион

б) Барклай-де-Толли

в) Кутузов

20. Кто из этих российских военачальников был кавалером ордена Святого Георгия всех четырёх степеней:

а) Багратион

б) Барклай-де-Толли

в) Милорадович

21. Кутузов был в немилости у Александра I, однако император назначил его главнокомандующим русской армией в 1812 году. В связи с чем было принято такое решение:

а) разногласия в командовании русской армии

б) больше никто не мог возглавить русскую армию

в) по требованию народа и армии

22. Кто из русских генералов командовал казачьими частями во время войны 1812 г.:

а) Платов

б) Уваров

в) Ермолов

23. О каком русском историке поэт В.Жуковский сказал, что он спас Россию от забвения, как Кутузов в 1812 году спас Россию от нашествия французов:

а) о В.Татищеве

б) о Н.Карамзине

в) о М.Погодине

24. Кто руководил партизанским отрядом во время Отечественной войны 1812 года:

а) Михаил Сперанский

б) Герасим Курин

в) Пётр Багратион

25. Какое сражение произошло позже:

а) Бородинское сражение

б) Куликовская битва

в) Полтавская битва

26. Какую битву противник России в Отечественной войне назвал Московской:

а) Бородинское сражение

б) Куликовская битва

в) Полтавская битва

27. На Совете в каком подмосковном селе в 1812 году Кутузов решил сдать Москву французам с целью сохранения армии:

а) Измайлово

б) Сокольники

в) Фили

28. Чего “напрасно ждал Наполеон” от “Москвы коленопреклоненной”:

а) замков

б) ключей

в) золота

29. Какое явление природы в 1812 г. помешало Наполеону взорвать Кремль:

а) ливень

б) снегопад

в) наводнение

30. Мировая историография и зарубежные историки говорят “Битва под Можайском”, а что говорим мы:

а) Бородинская битва

б) Московская битва

в) Смоленское сражение

31. О чём эта старая русская загадка: “Глазами не увидишь, руками не возьмёшь, а без него в атаку не пойдёшь”:

а) “Вперёд!”

б) “Ура!”

в) “За царя!”

32. Главные памятники на этом поле были установлены на народные деньги к 100-летию разгрома Великой армии:

а) на Куликовом поле

б) на Бородинском поле

в) под Полтавой

33. Назовите приток Днепра, сыгравший в ноябре 1812 г. роковую роль в судьбе армии Наполеона:

а) Днестр

б) Березина

в) Неман

34. Какую фразу произнёс Наполеон после поражения в России:

а) “От великого до смешного один шаг”

б) “Рубикон пройден, жребий брошен”

в) “Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир”

35. В каком году возникла поговорка “Пуганый француз и от козы бежит”:

а) 1807 г.

б) 1813 г.

в) 1812 г.

36. По какой дороге отступала наполеоновская армия в 1812 г.:

а) по Рязанской

б) по Смоленской

в) по Калужской

37. После какого сражения наполеоновской армии пришлось отступать из Москвы по старой Смоленской дороге:

а) под Малоярославцем

б) под Смоленском

в) под Тарутином

38. Где произошло крупное сражение русской и наполеоновской армий в октябре 1812 г.:

а) под Смоленском

б) под Малоярославцем

в) под Можайском

39. В Отечественной войне 1812 г. участвовали 30 полков башкирских воинов. Как называли французы башкирского воина, если он был вооружён луком и стрелами:

а) Аполлон

б) Зевс

в) Амур

40. Изображение какого сказочного существа присутствовало на знамёнах драгунских полков:

а) Кикимора

б) Дракон

в) Лев

41. Это слово первоначально существовало в военном лексиконе как обозначение участника “партии”, то есть отдельного отряда. В Отечественной войне 1812 года оно приобрело принципиально новый смысл и сохранило его до наших дней в значении “народный мститель”:

а) партизан

б) ополченец

в) дружинник

42. Что было в руках у народа, вооружённого против врагов дрекольем:

а) мечи, копья

б) дубины, палки, колья

в) пищали, аркебузы

43. Укажите одного из руководителей крестьянского партизанского отряда во время Отечественной войны 1812 г.:

а) Герасим Курин

б) Денис Давыдов

в) Пётр Багратион

44. Как звали первую русскую женщину-офицера, участвовавшую в Отечественной войне 1812 г. и написавшую книгу “Записки кавалерист-девицы”:

а) Надежда Дурова

б) Василиса Кожина

в) Екатерина Дашкова

45. Название одной из государственных служб впервые появилось как название народного ополчения в войне с Наполеоном. Что это за служба:

а) Спасатели

б) Милиция

в) Полиция

46. В 1813 году Александр I дозволил жителям Подольской и Волынской губерний вместо рекрутов направлять в армию именно их. Во время войны их стало намного меньше. Кто же они:

а) быки

б) козы

в) лошади

47. В комплект для гусарского мундира их входило: 30 круглых и 60 полукруглых. Комплект выдавался на 20 лет. Их приходилось беречь. О чём идёт речь:

а) о застёжках

б) о пуговицах

в) о запонках

48. Роман Джона Голсуорси “Сага о Форсайтах” для англичан то же, что для русских:

а) “Евгений Онегин” А.С.Пушкина

б) “Преступление и наказание” Ф.М.Достоевского

в) “Война и мир” Л.Н.Толстого

49. На каких Триумфальных воротах Петербурга были золотом нанесены названия гвардейских полков, отличившихся в сражениях 1812 года:

а) на Царскосельских

б) на Петропавловских

в) на Нарвских

50. Какой характер имела война 1812 года со стороны России:

а) Отечественная, освободительная

б) захватническая

в) империалистическая




Приложение 2


Главные направления внешней политики России при Николае 1




Крымская война 1853 – 1856гг




Приложение 3



Внешняя политика России при Николае 1


1. Россия и революции в Европе. При Николае I Россия играла ведущую роль в жизни Европы. Двумя основными направлениями ее внешней политики были борьба с революциями и попытки решения восточного вопроса.

Пост министра иностранных дел России с 1822 г. занимал К. В. Нессельроде, считавший главной целью своей деятельности противодействие европейскому революционному движению.

В июле 1830 г. во Франции произошла революция. Был свергнут король Карл X и на трон вступил Луи-Филипп, его власть была еще больше ограничена конституцией. Следом вспыхнула революция в Бельгии, эта страна получила независимость от Нидерландов. Эти события нарушали международный порядок, установленный решениями Венского конгресса 1815 г.

Николай I планировал военный поход во Францию для подавления революции, но в ноябре 1830 г. вспыхнуло восстание вПольше. Повстанцы захватили власть в Варшаве и провозгласили создание национального правительства. Во главе его встал бывший член «Негласного комитета» князь А. А. Чарторыйский. Началась русско-польская война. Вскоре польская армия была наго лову разбита. В сентябре 1831 г. русские войска под командованием графа И. Ф. Паскевича после ожесточенного штурма взяли Варшаву. Результатом восстания стала отмена польской конституции 1815 г., автономия Польши была значительно урезана.

В феврале 1848 г. во Франции началась новая революция. Король Луи-Филипп был свергнут и провозглашена республика. Началась полоса революционных выступлений в других европейских странах, носивших во многих случаях национально-освободительный характер (итальянцев, чехов, поляков и венгров против австрийского господства, румын и сербов против турецкого владычества, ирландцев против английского гнета). Во Франкфурте-на-Майне открылся учредительный парламент для разработки конституции воссоединяемой Германии.

Николай I с большой тревогой воспринял эти события. 25 февраля 1848 г. он прервал дипломатические отношения с Францией, а 14 марта выступил с собственноручно написанным манифестом, в котором объявил о необходимости решительной борьбы «со смутой». В Западной Европе этот документ был воспринят как вызов «международного жандарма».

Для борьбы с возможной революционной «заразой» Николай двинул к западным границам империи армию. С началом освобо­дительного движения в дунайских княжествах он ввел туда свои войска и взял на себя управление Молдавией и Валахией. В 1849 г. по просьбе Австрии Николай I направил в Венгрию 140-тысячную армию, в течение нескольких недель разгромившую вооруженные силы повстанцев, которые до того побеждали австрийские войска, и покончила с восстанием в этой части Австрийской империи.

После того как в 1849 г. 15 немецких государств заключили соглашение о создании Унии (союза) под главенством Пруссии, Николай I приложил все усилия к тому, чтобы не допустить появ­ления в Центральной Европе крупного государства, так как это угрожало подорвать влияние России на континенте.

Одновременно в стремлении ослабить Османскую империю Николай I поддерживал освободительное движение балканских народов.

Все это не могло не затрагивать интересов других европейских держав, обеспокоенных значительным усилением России


2. Русско-иранская и русско-турецкая войны. , их итоги

Русско-иранская война 1826—1828 гг. Получив известия о собы­тиях в Петербурге в декабре 1825 г., иранский шах решил вернуть территории, отошедшие к России по договору 1813 г. Ъ этом стремлении его активно поддержала Англия.

Наступление иранской армии в 1826 г. было неожиданным для Росрии. Прежде чем главноуправляющий на Кавказе генерал A. Ермолов успел принять меры, противник захватил южную часть Закавказья и двинулся в Восточную Грузию. Однако уже через месяц войска Ермолова сумели полностью освободить захваченные районы и перенести войну на территорию Ирана.

Назначенный новым командующим кавказскими войсками И. 0. Паскевич в 1827 г. предпринял успешное наступление Вскоре доррга на столицу Ирана Тегеран была открыта. В этих условиях Иран согласился заключить мир на предложенных Россией условиях.

По заключенному в 1828 г. в Туркманчае договору к России отошли зависимые от Ирана Ереванское и Нахичеванское ханства, признавалось исключительное право России иметь военный флот Каспии. Шах должен был заплатить России 20 млн рублей. Такие итоги войны наносили сильный удар по позициям Англии в Закавказье и развязывали руки Николаю в отношении Турции.

Русско-турецкая война 1828—1829 гг. Сразу после окончания войны с Ираном Россия объявила ввйну Турции. Боевые действия развернулись не только на Балканах, но и на Кавказе. В то время 100-тысячная армия П. X. Витгенштейна заняла дунайские княжества, на Черном море была блокирована принадлежавшая нам крепость Анапа. Тем временем 11-тысячный отряд Паскевича двинулся к Карсу. Предполагалось, что война еще до наступ­ления зимы закончится под стенами Константинополя. Однако на Балканах русские войска столкнулись с ожесточенным сопротивлением. Лишь на Кавказе им сопутствовал успех: были заняты значительные территории, крепости Анапа, Сухум-Кале (Сухуми), Поти.

30 мая 1829 г. новый русский главнокомандующий балканской армией генерал И. И. Дибич дал генеральное сражение, закончившееся разгромом и бегством остатков турецкой армии. Вскоре он был уже у ворот Константинополя. В то же время Кавказская армия, одержав ряд побед, готовилась к новому наступлению. Обеспокоенные таким ходом событий европейские державы оказали давление на султана, чтобы предотвратить захват Константинополя и полный разгром Турции. 

2 сентября 1829 г. был подписан Адрианопольский мирный договор. По нему Россия приобрела устье Дуная, восточное побережье Черного моря от устья рек Кубань До порта св. Николая и ряд других территорий. Босфор и Дарданеллы объявлялись открытыми для прохода торговых судов всех стран. Признавалась внутренняя автономия Греции, Сербии, Молдавии и Валахии.

Адрианопольский мир укрепил влияние России на Балканах. Османская империя хоть и сохранилась, но попала в дипломатическую зависимость от России.


3. Кавказская война (1817 – 1864 гг)

После присоединения к России Грузии, части Армении и Азербайджана территории обитания многочисленных народов Северного Кавказа (их называли горцами) оказались окруженными российскими владениями. Правительство предприняло попытки внедрить на этих территориях российские законы. Это вызвало сопротивление ряда северокавказских народов. Горцы особенно были возмущены запретом совершать грабительские набеги на соседей торговать захваченными пленниками, что являлось одним из их основных занятий.

С 1817 г. началась открытая война горцев и русских войск. В восточной части Северного Кавказа центром сопротивления российской власти стали Чечня и часть Дагестана. На западе Кавказа борьбу с российскими властями вели черкесы, адыги, абхазы. Главноуправляющий войсками на Кавказе в 1815—1827 гг. генерал А. П. Ермолов осуществлял многочисленные походы против горцев, уничтожал их селения, переселял их, прорубал в лесах просеки, возводил укрепленные пункты на путях горских набегов. Под страхом смерти запретили работорговлю.

Однако сопротивление горцев усиливалось, приобретая характер национально-освободительной борьбы. Обоснованием этой борьбы стало распространение среди мусульман Северного Кавказа учения о «пути к спасению» — мюридизма. Одним из положений мюридизма считалось участие в священной войне против неверных (немусульман). На территории Чечни и Дагестана на основе мюридизма возникло религиозное государство — имамат. В 1834 г. имамом (правителем имамата) стал Шамиль. Ему удалось одержать ряд побед над русскими войсками. Существенную помощь горцам оказывали Турция и Англия.

Однако постепенно русские войска начали теснить горцев. В самом имамате усилились внутренние противоречия. Рядовые горцы проявляли все большее недовольство суровой властью Шамиля, постоянными поборами с его стороны. Это обусловило поражение имамата. Территория, подвластная Шамилю, сокращается. Окончательная победа над ним, так же как и над горцами Адыгеи, произошла уже после завершения царствования Николая I.

Кавказская война была очень длительной и тяжелой для России. Она стоила больших жертв и материальных средств, замедлила экономическое развитие страны.


4. Причина обострения русско-английских отношений

Обострение русско-английских противоречий. Позиции России в Турции еще более усилились после подписания в 1833 г. договора, который устанавливал не просто дружественные, а союзнические отношения между двумя странами. Турция обязалась не пропускать через проливы военные суда европейских государств, а Россия гарантировала ей в случае необходимости помощь войсками. Заключение этого договора сделало отношения между Россией и Англией враждебными. Стремясь ослабить р-оль России на Кавказе, Англия попыталась использовать освободительное движение народов Кавказа, оказывая им помощь оружием и посылая туда военных советников. В ноябре 1836 г. русские сторожевые суда задержали у побережья Кавказа английский корабль, выгружавший оружие. Это поставило обе страны на грань войны.

Борьба за право торговли в Центральной Азии и Иране привела к «торговой войне» между Англией и Россией. Англичанам в ходе ее удалось ослабить позиции русских купцов.

В 1839—1841 гг. Англии удалось ослабить влияние России и в Турции: гарантировать безопасность этой страны отныне должны были все ведущие европейские державы, а Босфор и Дарданеллы были закрыты для всех военных судов, включая российские.


Чем завершилось противостояние России и Англии в Центральной Азии?

Россия и Центральная Азия. Опасаясь усиления Англии, российское правительство приняло меры к росту своего влияния и в районах казахских кочевий. В 30-е гг. XIX в. была уничтожена ханская власть в Казахстане, а его северная часть разделена на окру га во главе с русскими чиновниками. В 30—40-е гг. велось активное строительство укреплений. Русскими военными отрядами бы­ли основаны крепости Копал и Верный (Алма-Ата).

Интересы России и Англии столкнулись в Хивинском, Кокандском и Бухарском ханствах. Особенно острыми были отношения России и Хивы. Местные жители нападали на русские купеческие караваны, обращали в рабство захваченных пленников. Правители ханства стремились подчинить себе казахские земли. В этом стремлении Хиву поддерживали англичане.

В 1839 г. из Оренбурга в сторону Хивы выступил отряд во главе с оренбургским генерал-губернатором В. А. Перовским. Задача отряда состояла в том, чтобы «восстановить и укрепить значение России в Средней Азии». Однако сильные морозы и массовые заболевания, недостаток корма для верблюдов привели к тому, что через два с половиной месяца поход был прекращен. Неприятеля русские войска так и не встретили.

Завоевание Хивы и соседних с ней территорий было отсрочено на несколько десятков лет.

Активная внешняя политика России в 20—50-х гг. XIX в., с одной стороны, расширяла границы империи и способствовала росту ее влияния в различных районах мира, но, с другой — вызывала раздражение крупнейших европейских держав и их желание ограничить пределы этого влияния. В этих условиях их открытое военное столкновение с Россией становилось неизбежным.




Приложение 4


Крымская война 1853 – 1856гг


Этапы войны

Состояние армии

Главные события

Отличившиеся военные

На это стоит обратить внимание












Краткое описание Крымской войны 1853-1856 гг.


В качестве основной причины Крымской войны выступило столкновение интересов на Балканах и Ближнем Востоке таких держав как Австрия, Франция, Англия и Россия. Ведущие европейские государства стремились к раскрою турецкий владений для увеличения рынка сбыта. При этом, Турция всячески хотела взять реванш после поражений в войнах с Россией.

Пусковым механизмом войны стала проблема пересмотра правового режима корабельного хода российского флота проливов Дарданеллы и Босфора, который был зафиксирован в 1840 года в Лондонской конвенции.

А поводом к началу военных действий послужил спор между католическим и православным духовенством о верности принадлежности святынь (Гроба Господня и Вифлеемского храма), которые находились в тот момент на территории Османской империи. В 1851 году Турция, подстрекаемая Францией передаёт ключи от святынь католикам. В 1853 году император Николай Первый выдвигает ультиматум, исключающий мирное разрешение вопроса. При этом, Россия оккупирует дунайские княжества, что и приводит к войне. Вот основные её моменты:

В ноябре 1853 года Черноморская эскадра адмирала Нахимова разбила в бухте г. Синоп турецкий флот, а наземная русская операция смогла отбросить войска противника, перейдя Дунай.

Опасаясь разгрома Османской империи, Франция и Англия весной 1854 года объявляют войну России, атакуя с августа 1854 года русские порты Одессы, Адданских островов и пр. Эти попытки блокады были неуспешны.

Осень 1854 года – высадка шестидесятитысячного десанта в Крым для захвата Севастополя. Героическая оборона Севастополя на протяжении 11 месяцев.

Двадцать седьмого августа после ряда неудачных сражений были вынуждены покинуть город.

Восемнадцатого марта 1856 года был оформлен и подписан Парижский договор о мире между Сардинией, Пруссией, Австрией, Англией, Францией, Турцией и Россией. Последняя потеряла часть флота и некоторые базы, а Чёрное море было признано нейтральной территорией. Кроме того, Россия утратила власть на Балканах, что существенно подорвало её военное могущество.

В основе поражения в ходе Крымской войны по мнению историков лежал стратегический просчёт Николая Первого, толкнувшего феодально-крепостническую и отсталую в экономическом плане Россию на военный конфликт с мощными европейскими государствами.

Данное поражение подвигло Александра Второго на проведение кардинальных политических реформ.


Крымская война показала


Величие и героизм русского народа

Ущербность общественно-политического устройства Российской империи

Необходимость глубоких реформ российского государства


Источник: http://chtooznachaet.ru/krymskaya-vojna-kratko.html


Приложение 5


ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ



Этапы плана урока

Субъективная оценка

Вариант

  1. Причины войны;

А

Б

В


  1. Стратегические планы противников. Характеристика полководцев.

А

Б

В


  1. Почему война стала Отечественной?

А

Б

В


  1. Бородинское сражение и его значение.

А

Б

В


  1. Завершающий этап войны.

А

Б

В


  1. Значение Отечественной войны 1812 года для России

А

Б

В


  1. ИТОГ (выбор обучающегося)

А) Новобранец

Б) Бывалый солдат

В) Командир





Приложение 6



Формируемые УУД



Личностные УУД:

- вырабатывать отношение к истории как к способу понимания со­временности;

-воспитывать патриотизма;

- готовить к самообразованию и саморазвитию;

- формировать научного мировоззрения на основе современных достижений науки и техники;

-формировать уважительного и бережного отношения к истории нашего народа;

- формировать историческое мыш­ление, под которым подразумевается определенный набор мысли­тельных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истол­ковывать факты и события, выстраивать свою авторскую версию событий, отвечающую данным исторической науки;

—   определять свою личную точку зрения, уметь ее формули­ровать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;

—   осуществлять самоконтроль и самооценку.


Регулятивные УУД:

- применять условные схемы, диаграммы и карты для решения и оформления учебных и познавательных задач;

- получать информацию в результате смыслового прочтения текста;

- владеть первичными навыками учебной исследовательской и проектной деятельности;

—   определять и объяснять понятия;

—   уметь выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, докладе одноклассника, письменном тексте, документе;

—   рассматривать общественные явления в развитии, конкретно-исторических проявлениях, применяя принципы историзма;

—   анализировать исторические явления, процессы, факты, обобщать и систематизировать полученную информацию, осуществ­лять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа дейст­вительности и собственного социального опыта;

—   определять цели своей деятельности и уметь представлять ее результаты;

—   уметь выбирать и использовать нужные средства для учеб­ной деятельности;



Познавательные УУД:

-осуществлять знаково-символическую деятельность;

-помогать ставить и решать проблему;

- осуществлять общеучебные действия;

- осуществлять лоические действия;

- учатся решать проблемы, поставленные пе­ред ними жизнью и выбирать линию поведения, исходя из представления о возможных последствиях;

—   рассматривать общественные явления в развитии, кон­кретно-исторических проявлениях, применяя принципы историзма;

—   анализировать исторические явления, процессы, факты, обобщать и систематизировать полученную информацию, осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа дейст­вительности и собственного социального опыта;


Коммуникативные УУД:

- обучать навыкам коммуникативной компетентности;

- уметь аргументировать точку зрения, логически обосновывать выводы;

-работать в группе по решению общих учебных задач;

—   определять и объяснять понятия;

—   уметь выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, докладе одноклассника, письменном тексте, документе;

—   рассматривать общественные явления в развитии, конкретно-исторических проявлениях, применяя принципы историзма;

—   обладать необходимыми коммуникативными умениями: вла­деть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать во­прос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, писать рецензии, уметь участвовать в групповых формах работы, ролевых играх;