Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Безопасная среда»
для 3 -4 классов общеобразовательных учреждений
Пояснительная записка
При составлении рабочей программы по курсу внеурочной деятельности «Безопасная среда» для 3 -4 классов использованы следующие нормативные документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» с последующими дополнениями и изменениями;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ №373 от 6 октября 2009 года с последующими дополнениями и изменениями;
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 1;
Цели и задачи курса
Курс внеурочной деятельности «Безопасная среда» направлен на достижение следующих целей:· формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих; приобретение учащимися навыков сохранения жизни и здоровья в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях
Задачи курса:
- развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
- выработка необходимых умений и навыков безопасного поведения в повседневной жизни и в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций;
- стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни;
- формирование у детей потребности предвидеть возможные жизненные экстремальные ситуации.
Место курса внеурочной деятельности «Безопасная среда» в учебном плане
Программа реализуется в рамках внеурочной деятельности в соответствии с образовательным планом, рассчитана на детей 9 -10 лет. Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках социального направления.
Программа данного курса рассчитана на два года обучения. В третьем классе 34 часа (1 час в неделю), в четвёртом классе 34 часа (1 час в неделю). Всего 68 учебных часов.
Ценностные ориентиры содержания курса
Ценность жизни – признание человеческой жизни как величайшей ценности.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Безопасная среда»
Изучение курса позволит учащимся получить систематизированное представление о личной безопасности и правилах здорового образа жизни, об опасностях, прогнозировании опасных ситуаций, оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека, выработке алгоритма безопасного поведения с учётом своих возможностей.
Программа построена с учётом уровня подготовки и общего развития учащихся начальной школы и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребёнок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях.
Содержание программы курса выстроено по трём линиям:
- обеспечение личной безопасности в повседневной жизни;
- основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях;
- оказание первой медицинской помощи.
Содержание курса включает теорию здорового образа, защиты человека в различных ситуациях, первой медицинской помощи, а также практические занятия по правилам поведения в экстремальных ситуациях (через решение ситуационных задач, формирование практических навыков эвакуации, занятий в игровой форме, изучение возможных в повседневной жизни опасных ситуаций). С этой целью программой курса предусмотрено использование активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими теоретического материала и приобретение практических навыков в самостоятельной деятельности.
К дидактическим принципам, которые должны быть реализованы в образовательном процессе, относятся следующие.
Преемственность. Каждая новая ступень обучения младших школьников должна опираться на уже усвоенные ими знания, умения и навыки, полученные в дошкольных учреждениях и от родителей.
Последовательность и постепенность. Знания по основам безопасности жизнедеятельности следует давать постепенно, определенными дозами, без перегрузки, с нарастающим объемом информации.
Принцип развивающего обучения. Организация обучающих воздействий на личность и поведение ребенка позволяет управлять темпами и содержанием его развития. Школьникам начальных классов не предъявляются для усвоения сложные термины, определения, схемы, таблицы и т.д. Задачей является достижение понимания, осмысления и осознания учащимися смысла конкретных безопасных действий в традиционной обстановке. Успешность обучения определяется способностью ребенка самостоятельно объяснить, почему он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат — осознанно вести себя в реальных условиях.
Доступность. Учебный материал должен быть изложен в доступной форме. Дети не воспринимают сложную информацию с детализацией общепринятых определений и понятий, к ним необходимы комментарии.
Наглядность. Этот принцип традиционно используется в работе с учащимися, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. При обучении основам безопасности жизнедеятельности необходимы наглядные средства: учебные книжки-тетради с иллюстрированным материалом, плакаты, макеты, специальное оборудование для проведения игровых занятий, видеофильмы, компьютерные игры и т.д.
Принцип единства воспитания и обучения. На всех этапах обучения необходимо воспитывать у детей культуру поведения на улицах и дорогах, в общественных местах, в домашних условиях.
При обучении школьников начальных классов основам безопасности жизнедеятельности наиболее целесообразны следующие устные методы изложения знаний по основам безопасности жизнедеятельности: рассказ, рассказ-объяснение, беседа, самостоятельная работа с учебными пособиями (книжками-тетрадями).
К рассказу педагог обращается, когда нужно сообщить учащимся новые знания, факты, события, т.е. то, что они не могут наблюдать непосредственно.
Рассказ-объяснение необходимо применять, когда нужно раскрыть логическую последовательность, обнаружить зависимости между изучаемым объектом и явлениями в окружающей среде (например, между переходом дороги и зеленым сигналом светофора, между природным явлением и особенностями поведения человека при нём и т, д.). В рассказе-объяснении педагог постоянно дает установку на необходимость больше видеть вокруг, быть внимательными и осторожными.
Ребенок должен уметь отделить главное от второстепенного, общее от частного, найти связи и зависимости между предметами, объектами, изображенными на картинках, и сравнить их с реальной обстановкой, рассказом педагога и объяснением, как надо поступать в конкретном случае.
Беседа. Этот метод педагог использует, опираясь на уже имеющиеся знания и личный опыт школьников, подводит их с помощью вопросов к пониманию нового учебного материала, углубляет и развивает их знания, умения и навыки.
Если педагог умело ставит вопросы, он побуждает учащихся вспоминать известные им знания о действиях в различных условиях путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений. В основе беседы — диалог между педагогом и школьниками, он активизирует их мышление. В беседе важно продумывать вопросы. Один из них может быть направлен на факты, примеры опасного поведения, а другой — актуализирует знания и личный опыт учащихся. Вопросы необходимы и для выявления новых связей между понятиями, явлениями в окружающей среде.
В беседе педагог должен поддерживать постоянный контакт с учащимися. Правильно сформулированная задача придает мышлению детей направленность на то, что от них требуется. Существенную роль играют установки педагога на запоминание той или иной информации, неоднократное повторение в процессе занятий (по разным темам), например, значимости зеленого сигнала светофора как безопасного, красного — как опасного или правила перехода улиц и дорог (смотрим во все стороны, а затем налево, направо и контролируем обстановку со всех сторон).
Работа с иллюстративным (наглядным) материалом. Рассматривая иллюстрации и слушая рассказ педагога, дети расширяют личные наблюдения за реальными картинами жизни. Это достигается обсуждением действий водителя, пешехода, пассажира; пожарного, спасателя, медицинского работника. Педагог просит учащихся объяснить, почему они поступают именно так, а не иначе. Ставится вопрос о взаимосвязи между предметами, объектами, явлениями в рассматриваемой обстановке. Самостоятельная работа с иллюстративным материалом, сопровождаемая рассказом-объяснением и беседой, развивает произвольное внимание и мышление.
Игра. Познавательные игры с детьми проводят преимущественно по правилам. Сначала формируют задание, потом — способ выполнения.
Чаще всего используют игры-упражнения, многократно повторяемые и направленные на формирование умений и навыков безопасно вести себя дома, в школе, на улицах и дорогах, в привычных и непривычных условиях. Упражнения могут быть индивидуальными и групповыми.
Тренировочные упражнения имеют целью повторить усвоенные действия для поддержания уже сформировавшихся умений и навыков.
Таким образом, игры-упражнения нужны для развития координации движений в реальной обстановке. Постепенное усложнение сознательного многократного повторения действий помогает сформировать безопасное поведение учащихся на улицах, дорогах и в быту.
Ролевая игра. Она всегда носит эмоциональный характер, что способствует более прочному запоминанию правильных безопасных действий. При распределении ролей (водителя, пешехода, пассажира, пожарного, спасателя) у учащихся развивается воображение. Они начинают подчиняться определенным правилам, связанным с ролью.
Важно наблюдать за отношением ребенка к роли. В ней поведение ребенка существенно перестраивается. Оно становится произвольным, т.е. контролируется и сопоставляется с эталоном.
Результаты изучения курса внеурочной деятельности «Безопасная среда»
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Личностными результатами обучения являются:
• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметными результатами обучения являются:
- умение анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;
- умение обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций, опасное и безопасное поведение в поведение в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
- освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- умение воспринимать и перерабатывать информацию, моделировать алгоритм безопасного поведения в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации;
- умение выражать свои мысли, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях;
- умение слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- умение взаимодействовать с окружающими;
- умение оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности.
Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности
К концу 3 класса учащиеся должны знать:
· общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации;
- правила безопасного поведения в школе;
· источники возможной опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома;
- правила безопасного обращения с электроприборами и газовым оборудованием;
· правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме;
- меры безопасности при пользовании в быту предметами бытовой химии и лекарствами;
· опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми;
- основные виды травм у детей;
· общие правила оказания первой медицинской помощи при ушибах, порезах, царапинах, ожогах и обморожениях;
- правила безопасного поведения на улицах;
· правила перехода проезжей части дороги;
должны уметь:
· оказать медицинскую помощь при царапине, ссадине, порезе, при небольшом ожоге или обморожении;
-безопасно общаться с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома, по телефону;
· выбрать наиболее безопасный путь в школу и домой;
- различать сигналы светофора;
- правильно переходить дорогу, перекресток;
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
- основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»;
- необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья;
- правила поведения учащихся в школе, на экскурсии, во время посещения массовых мероприятий;
- особенности поведения с незнакомыми людьми;
-правила поведения пассажиров общественного транспорта;
-правила перехода дороги при высадке из транспортного средства;
- влияние температуры окружающего воздуха и погодных условий (ветер, дождь, снег) на здоровье человека
· меры предосторожности при движении по льду водоемов;
· правила безопасного поведения в лесу, у водоёмов;
· правила поведения на пляже;
- правила поведения во время дождя, грозы, снегопада, урагана и т.д..;
· ядовитые растения, грибы, ягоды;
- правила поведения при встрече с опасными животными;
- правила безопасного поведения для защиты квартиры (дома) от воров и грабителей, при звонках незнакомцев в дверь, по телефону;
-правила пользования домашней аптечкой;
- причины и признаки отравлений;
- правила поведения при обнаружении подозрительных предметов;
- правила поведения при захвате в заложники, перестрелке;
- правила поведения в толпе.
должны уметь:
· составить распорядок дня;
- выбрать наиболее безопасный путь в школу и домой;
· правильно переходить дорогу при высадке из транспортного средства;
- принять безопасную позу при аварийной ситуации в транспорте;
· самостоятельно одеться по сезону;
- правильно перейти водоем по льду;
· правильно вести себя на пляже;
· ориентироваться в лесу;
· правильно вести себя при встрече с опасными животными, защищаться от них;
· распознать пищевое отравление и оказать первую помощь;
· оказать первую помощь при небольших кровотечениях;
- соблюдать меры предосторожности в ситуациях криминального характера.
Содержание курса внеурочной деятельности «Безопасная среда»
3 класс
I. Опасность и безопасность. Что это такое.
Город, микрорайоны города. Возможные опасности. Безопасный маршрут от дома до школы.
II. Защита человека в чрезвычайных ситуациях. Чрезвычайные ситуации. Общие понятия.
III. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни.
Правила поведения учащихся в школе, в других помещениях.
IV. Безопасное поведение дома.
Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома. Их профилактика. Электричество и газ как источники возможной опасности. Правила безопасного использования бытовых электроприборов и газовой плиты.
Лекарства и средства бытовой химии как источники опасности.
Как вести себя, когда ты дома один. Номера телефонов экстренной помощи. Последствия телефонного хулиганства.
Опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми. Правила безопасного общения с незнакомыми людьми по телефону; в случае, если незнакомый человек стучится или звонит в дверь.
V. Пожарная безопасность и поведение при пожаре.
Огонь и человек. Причина возникновения пожаров в доме. Дым и его опасность. Правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме.
VI. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
Основные виды травм у детей младшего школьного возраста.
Оказание медицинской помощи при ушибах, порезах, царапинах. Ожоги. Как уберечься от ожогов. Признаки обморожения. Оказание первой медицинской помощи при ожогах и обморожениях.
VII. Безопасное поведение на улицах.
Где можно и где нельзя на улице играть.
Правила поведения в лифте. Если ты заблудился. Правила безопасного общения с незнакомыми людьми в лифте, на улице.
VIII. Правила безопасного поведения на дороге.
Правила перехода дорог. Движение пешеходов. Элементы дорог и дорожная разметка. Дорожные знаки. Сигналы светофора. Мы — пассажиры, обязанности пассажира. Ты - участник движения. Правила движения на велосипеде.
4 класс
I. Основы знаний о здоровом образе жизни.
Понятия «здоровье», «здоровый образ жизни». Польза занятий физической культурой и спортом. Режим труда и отдыха. Твой досуг – активные формы отдыха.
II. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни.
Правила поведения учащихся в школе (на перемене, на уроке физкультуры), на экскурсии, во время посещения массовых мероприятий.
Наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила безопасного общения с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома.
III. Безопасное поведение на улицах и дорогах.
О правилах дорожного движения. Перекрёстки и их виды. Переходим дорогу, перекресток. Сигналы светофора и регулировщика. Дорожные знаки. Транспорт – источник повышенной опасности. Правила посадки в транспортное средство и высадки из него. Обязанности пассажиров. Правила поведения в общественном транспорте. Правила поведения во время аварии. Безопасность пассажиров.
IV. Безопасное поведение в природе.
Температура окружающего воздуха, ее влияние на здоровье человека. Одежда по сезону. Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при движении по льду водоемов. Безопасное поведение на воде. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Правила поведения на пляже. Как ориентироваться в лесу. Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности. Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад, ураган и т. д. Правила поведения при встрече с незнакомыми животными, меры защиты от них.
V. Безопасное поведение дома.
Опасности, возникающие при нарушении правил поведения в жилище, на балконах и лестничных клетках.
Пожароопасные предметы. Соблюдение мер безопасности при пользовании электроприборами, газовыми приборами и печным отоплением. Пожар в помещении.
Защита квартиры (дома) от воров и грабителей: звонок в дверь, звонок (беседа) по телефону.
VI. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
Когда вызывают «Скорую помощь». Домашняя аптечка. Первая помощь при наружном кровотечении, травмах. Первая медицинская помощь при отравлении пищевыми продуктами.
VII. Безопасное поведение в ситуациях криминального характера.
Что такое терроризм. Правила поведения при обнаружении подозрительных предметов. Правила поведения при захвате в заложники, перестрелке. Ложные угрозы. Эвакуация. Правила поведения в толпе.
Тематическое планирование с описанием основных видов деятельности учащихся
Примерные темы разделов, примерное количество часов, отводимых на них | Основное содержание по темам | Характеристика деятельности учащихся |
3 класс (34 часа) |
I. Опасность и безопасность. Что это такое (2 ч) | Опасность и безопасность. Что это такое. Город, микрорайоны города. Возможные опасности. Безопасный маршрут от дома до школы | — ставить цель, выявлять и формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; выдвигать возможные способы их решения; — обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено. |
II. Защита человека в чрезвычайных ситуациях (1 ч) | Чрезвычайные ситуации. Общие понятия. | — ставить цель, выявлять и формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; выдвигать возможные способы их решения; — прогнозировать последствия неправильного поведения во время чрезвычайной ситуации; — планировать последовательность практических действий для реализации поставленной задачи; — обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено. |
III. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни (1 ч) | Какие опасности подстерегают нас в помещении. Правила поведения учащихся в школе, в других помещениях. | — ставить цель, выявлять и формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; выдвигать возможные способы их решения; — прогнозировать возможные опасные ситуации в помещениях; — моделировать алгоритм безопасного поведения. |
IV. Безопасное поведение дома (7 ч) | Возможные опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома. Их профилактика. Электричество и газ как источники возможной опасности. Правила безопасного использования бытовых электроприборов и газовой плиты. Лекарства и средства бытовой химии как источники опасности. Как вести себя, когда ты дома один. Номера телефонов экстренной помощи. Последствия телефонного хулиганства. Опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми. Правила безопасного общения с незнакомыми людьми по телефону; в случае, если незнакомый человек стучится или звонит в дверь. | — ставить цель, выявлять и формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; выдвигать возможные способы их решения; — прогнозировать возможные опасные ситуации внутри квартиры; — моделировать алгоритм безопасного поведения при использовании бытовых электроприборов, возникновении утечки газа; в ситуации общения с незнакомыми людьми; — обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке. |
V. Пожарная безопасность и поведение при пожаре (5 ч) | Огонь и человек. Причина возникновения пожаров в доме. Дым и его опасность. Правила безопасного поведения при возникновении пожара в доме. | — ставить цель, выявлять и формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; — моделировать алгоритм безопасного поведения при возникновении пожара. |
VI. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (2 ч) | Основные виды травм у детей младшего школьного возраста. Оказание медицинской помощи при ушибах, порезах, царапинах. Ожоги. Как уберечься от ожогов. Признаки обморожения. Оказание первой медицинской помощи при ожогах и обморожениях. | — анализировать доступные задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного; — прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий, находить и использовать в соответствии с этим оптимальные формы поведения; — моделировать ситуации с необходимостью оказать первую медицинскую помощь; — обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке. |
VII. Безопасное поведение на улицах (7 ч) | Где можно и где нельзя на улице играть. Правила поведения в лифте. Если ты заблудился. Правила безопасного общения с незнакомыми людьми в лифте, на улице. | — анализировать доступные задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного; — моделировать различные ситуации, которые могут возникнуть на улице, в незнакомом месте; — моделировать алгоритм безопасного поведения в опасной ситуации, при общении с незнакомыми людьми; — обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке. |
VIII. Правила безопасного поведения на дороге (8 ч) | Правила перехода дорог. Движение пешеходов. Элементы дорог и дорожная разметка. Дорожные знаки. Сигналы светофора. Мы — пассажиры, обязанности пассажира. Ты - участник движения. Правила движения на велосипеде. | — учиться ориентироваться на улицах и дорогах с помощью дорожных знаков; — анализировать и моделировать ситуации, возникающие на дороге; — прогнозировать своё поведение на дороге; — моделировать алгоритм безопасного поведения при переходе проезжей части дороги; — обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено. |
Обобщение изученного материала (1 ч) | Урок – игра «Уроки безопасности от сказочных героев» | — обобщать усвоенные знания; — анализировать поведение сказочных героев с точки зрения обеспечения личной безопасности; — учиться применять их в нестандартной ситуации. |
4 класс (34 часа) |
I. Основы знаний о здоровом образе жизни (2 ч) | Понятия «здоровье», «здоровый образ жизни». Польза занятий физической культурой и спортом. Режим труда и отдыха. Твой досуг – активные формы отдыха. | — систематизировать имеющиеся знания о здоровом образе жизни; — формулировать правила здорового образа жизни; — анализировать свой образ жизни и степень его соответствия правилам ЗОЖ — обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено. |
II. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни (3 ч) | Правила поведения учащихся в школе (на перемене, на уроке физкультуры), на экскурсии, во время посещения массовых мероприятий. Наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила безопасного общения с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома. | — прогнозировать возможные опасные ситуации в школе, во время экскурсий и массовых мероприятий; — моделировать различные ситуации, которые могут возникнуть на улице, при общении с незнакомыми людьми; — моделировать алгоритм безопасного поведения при возникновении опасных ситуаций в школе, во время экскурсий и массовых мероприятий; на улице, в подъезде дома. |
III. Безопасное поведение на улицах и дорогах (6 ч) | О правилах дорожного движения. Перекрёстки и их виды. Переходим дорогу, перекресток. Сигналы светофора и регулировщика. Дорожные знаки. Транспорт – источник повышенной опасности. Правила посадки в транспортное средство и высадки из него. Обязанности пассажиров. Правила поведения в общественном транспорте. Правила поведения во время аварии. Безопасность пассажиров. | — учиться ориентироваться на улицах и дорогах с помощью дорожных знаков; — анализировать и моделировать ситуации, возникающие на дороге; — прогнозировать своё поведение на дороге; — моделировать алгоритм безопасного поведения при переходе проезжей части дороги, перекрёстка; при поездке в общественном транспорте; при возникновении аварийной ситуации, ДТП; — обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено. |
IV. Безопасное поведение в природе (7 ч) | Температура окружающего воздуха, ее влияние на здоровье человека. Одежда по сезону. Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при движении по льду водоемов. Безопасное поведение на воде. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Правила поведения на пляже. Как ориентироваться в лесу. Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности. Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад, ураган и т. д. Правила поведения при встрече с незнакомыми животными, меры защиты от них. | — ставить цель, выявлять и формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; — планировать последовательность практических действий для реализации замысла; — при планировании отбирать оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами; — прогнозировать возможные опасные ситуации в лесу, у водоёмов; при встрече с незнакомыми животными; — искать, отбирать и использовать необходимую информацию (из учебника и других справочных и дидактических материалов); — организовывать свою деятельность, работать в малых группах, осуществлять сотрудничество; |
V. Безопасное поведение дома (6 ч) | Опасности, возникающие при нарушении правил поведения в жилище, на балконах и лестничных клетках. Пожароопасные предметы. Соблюдение мер безопасности при пользовании электроприборами, газовыми приборами и печным отоплением. Пожар в помещении. Эвакуация. Защита квартиры (дома) от воров и грабителей: звонок в дверь, звонок (беседа) по телефону. | — прогнозировать возможные опасные ситуации на лестничной клетке, балконе; при использовании бытовых электроприборов, возникновении утечки газа; в ситуации общения с незнакомыми людьми; — моделировать алгоритм безопасного поведения при возникновении опасной ситуации внутри квартиры; — обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено. |
VI. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (4 ч) | Когда вызывают «Скорую помощь». Домашняя аптечка. Первая помощь при наружном кровотечении, травмах. Первая медицинская помощь при отравлении пищевыми продуктами. | — анализировать доступные задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного; — моделировать ситуации с необходимостью оказать первую медицинскую помощь; — обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено. |
VII. Безопасное поведение в ситуациях криминального характера (5 ч) | Что такое терроризм. Правила поведения при обнаружении подозрительных предметов. Правила поведения при захвате в заложники, перестрелке. Ложные угрозы. Эвакуация. Правила поведения в толпе. | — ставить цель, выявлять и формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; — моделировать алгоритм безопасного поведения при возникновении опасной ситуации; — обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено. |
Обобщение изученного материала (1 ч) | | — обобщать изученный материал; — организовывать свою деятельность, работать в малых группах, осуществлять сотрудничество; |
Календарно – тематическое планирование «Безопасная среда» в 3 классе
1 час в неделю, год – 34 недели, 34 часа
№ | Тема | Коли чество часов | Дата проведения | Основные виды учебной деятельности (УУД) |
план | факт |
| I. Основы знаний о здоровом образе жизни | 2 | | | — систематизировать имеющиеся знания о здоровом образе жизни; — формулировать правила здорового образа жизни; — анализировать свой образ жизни и степень его соответствия правилам ЗОЖ — обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено. |
1. 2. | Понятия «здоровье», «здоровый образ жизни». Польза занятий физической культурой и спортом. Режим труда и отдыха. Твой досуг – активные формы отдыха. | | | |
| II. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни | 3 | | | — прогнозировать возможные опасные ситуации в школе, во время экскурсий и массовых мероприятий; — моделировать различные ситуации, которые могут возникнуть на улице, при общении с незнакомыми людьми; — моделировать алгоритм безопасного поведения при возникновении опасных ситуаций в школе, во время экскурсий и массовых мероприятий; на улице, в подъезде дома. |
3. 4. 5. | Правила поведения учащихся в школе (на перемене, на уроке физкультуры), на экскурсии, во время посещения массовых мероприятий. Наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила безопасного общения с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома. | | | |
| III. Безопасное поведение на улицах и дорогах | 6 | | . | — учиться ориентироваться на улицах и дорогах с помощью дорожных знаков; — анализировать и моделировать ситуации, возникающие на дороге; — прогнозировать своё поведение на дороге; — моделировать алгоритм безопасного поведения при переходе проезжей части дороги, перекрёстка; при поездке в общественном транспорте; при возникновении аварийной ситуации, ДТП; — обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено. |
6. 7. 8. 9. 10. 11. | О правилах дорожного движения. Перекрёстки и их виды. Переходим дорогу, перекресток. Сигналы светофора и регулировщика. Дорожные знаки. Транспорт – источник повышенной опасности. Правила посадки в транспортное средство и высадки из него. Обязанности пассажиров. Правила поведения в общественном транспорте. Правила поведения во время аварии. Безопасность пассажиров | | | |
12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. | IV. Безопасное поведение в природе Температура окружающего воздуха, ее влияние на здоровье человека. Одежда по сезону. Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при движении по льду водоемов. Безопасное поведение на воде. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Правила поведения на пляже. Как ориентироваться в лесу. Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности. Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад, ураган и т. д. Правила поведения при встрече с незнакомыми животными, меры защиты от них. | 7 | | | — ставить цель, выявлять и формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; — планировать последовательность практических действий для реализации замысла; — при планировании отбирать оптимальные способы выполнения предстоящей практической работы в соответствии с её целью и задачами; — прогнозировать возможные опасные ситуации в лесу, у водоёмов; при встрече с незнакомыми животными; — искать, отбирать и использовать необходимую информацию (из учебника и других справочных и дидактических материалов); — организовывать свою деятельность, работать в малых группах, осуществлять сотрудничество; |
| V. Безопасное поведение дома | 6 | | | — прогнозировать возможные опасные ситуации на лестничной клетке, балконе; при использовании бытовых электроприборов, возникновении утечки газа; в ситуации общения с незнакомыми людьми; — моделировать алгоритм безопасного поведения при возникновении опасной ситуации внутри квартиры; — обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено. |
19. 20. 21. 22. 23. 24. | Опасности, возникающие при нарушении правил поведения в жилище, на балконах и лестничных клетках. Пожароопасные предметы. Соблюдение мер безопасности при пользовании электроприборами, газовыми приборами и печным отоплением. Пожар в помещении. Эвакуация. Защита квартиры (дома) от воров и грабителей: звонок в дверь, звонок (беседа) по телефону. | | | |
| VI. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 4 | | | — анализировать доступные задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного; — моделировать ситуации с необходимостью оказать первую медицинскую помощь; — обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено. |
25. 26. 27. 28. | Когда вызывают «Скорую помощь». Домашняя аптечка. Первая помощь при наружном кровотечении, травмах. Первая медицинская помощь при отравлении пищевыми продуктами. | | | |
| VII. Безопасное поведение в ситуациях криминального характера | 5 | | | — ставить цель, выявлять и формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; — моделировать алгоритм безопасного поведения при возникновении опасной ситуации; — обобщать (осознавать и формулировать) то новое, что усвоено. |
29. 30. 31. 32. 33. | Что такое терроризм. Правила поведения при обнаружении подозрительных предметов. Правила поведения при захвате в заложники, перестрелке. Ложные угрозы. Эвакуация. Правила поведения в толпе. | | | |
34. | Обобщение изученного материала | 1 | | | — обобщать изученный материал; — организовывать свою деятельность, работать в малых группах, осуществлять сотрудничество; |