Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кардымовская средняя школа имени
Героя Советского Союза С.Н.Решетова»
Кардымовского района Смоленской области
РАССМОТРЕНО на заседании МО начальных классов МБОУ «Кардымовская СШ» Протокол №1 От 31.08.2017 года Руководитель МО _______Пономарева О.И. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора _______ И.А.Сауткина 31.08.2017 года | УТВЕРЖДЕНО Педсоветом МБОУ «Кардымовская СШ» П.Кардымово Протокол №1 От 30.08.2017 года
|
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
предмет: Веселая грамматика
класс: 2 Б
СОСТАВЛЕНО УЧИТЕЛЕМ
начальных классов
Новиковой Т. В.
2017год
п. Кардымово
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа предмета «Веселая грамматика» составлена для 2 класса на 2017-2018 учебный год на основании:
1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009г.
3. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Кардымовская СШ».
4. Учебного плана МБОУ «Кардымовская СШ» на 2017 - 2018 учебный год.
На изучение данного предмета отводится 2 классе —34 часа(1 ч в неделю, 34 учебные недели). Так как годовой календарный учебный график образовательного учреждения и расписание уроков предполагают 32 учебных часа, в календарно-тематическом планировании предусмотрено объединение некоторых уроков курса.(урока 33и 34)
Данная программа рассчитана на 4 года обучения (134 учебных часа). Занятия проходят по одному часу в неделю. Продолжительность занятий 45 минут. Программа построена с учетом возрастных особенностей младших школьников (возраст 6,5-10 лет,1-4 классы).
Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности.
Программа «Веселая грамматика»предназначена для внеурочной деятельности с учащимися начальных классов. Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие самостоятельности, познавательной деятельности, грамотности, учитывая индивидуальные способности каждого учащегося.
Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность. Занятия по данной программе имеют четко разработанную структуру и состоят из 3-х частей:
1 часть – вводная. Цель этой части занятий настроить группу детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Эта часть занятия включает в себя приветствие, игры, направленные на создание эмоционального настроя.
2 часть – рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Дети выполняют различные занимательные упражнения, принимают участие в дидактических играх, которые способствуют развитию речи, различных видов мышления, памяти, внимания, мелкой моторики руки. Дети учатся работать в группах, парах, учитывать настроение и желание других.
3 часть – завершающая. Цель этой части занятий – создание у детей чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Это подвижные игры, ритуалы прощания, рефлексия.
В программе выделены 3 блока:
1 блок «От А до Я» рассчитан на 1 год обучения. Дети знакомятся со звуками и буквами, их различием, учатся грамоте.
2 блок «Секреты русского языка» рассчитан на 2 и 3 год обучения. Он включает в себя изучение в занимательной форме следующих разделов русского языка: фонетики, орфографии, словообразования, лексики, морфологии.
3 блок «К тайнам слова» рассчитан на 4 год обучения. Дети подробно, в занимательной форме изучают синонимы, антонимы, паронимы, архаизмы. Большое внимание уделяется изучению фразеологизмов, пословиц. Дети узнают, откуда пришли названия известных детям слов, с которыми они встречаются в повседневной жизни и на уроках.
В каждый блок включены уроки речевого творчества с целью развития активного самостоятельного творческого мышления, речи, эмоционального мира ребенка.
Основной целью педагога является через игру, занимательные упражнения прививать любовь к русскому языку, сформировать коммуникативные компетенции учащихся, навык грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
ЗАДАЧИ КУРСА
- овладение знаниями и умениями для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования;
- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;
- овладение умениями правильно писать и читать, находить «ошибкоопасные» места; составлять логические высказывания разной степени сложности;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
- воспитание эмоционально-целостного отношения к родному языку, побуждение познавательного интереса к родному слову, стремлениесовершенствовать свою речь;
I ступень (1 год обучения)
научить анализировать и кратко характеризовать звуки речи;
дать понятие «буквы», научить соотносить звуки и буквы;
научить отличать гласные и согласные звуки;
научить детей делить слова на слоги, определять место ударения;
научить детей работать над проектом «Мой алфавит»;
упражнять в сочинении сказочных историй про буквы;
воспитывать умение сопереживать, прийти на помощь;
II ступень (2 год обучения)
дать представления об основных разделах русского языка: фонетике,орфографии, словообразовании, лексике;
научить пользоваться словарями русского языка;
научить писать сочинения-миниатюры;
воспитывать уважение к товарищам, умение слушать друг друга;
III ступень (3 год обучения)
углубить представления детей об основных разделах русского языка:фонетике, орфографии, словообразовании, лексике;
дать представление о морфологии;
использовать словари русского языка;
научить составлять рассказы с использованием пиктограмм, сочинять загадки;
воспитывать аккуратность, трудолюбие, взаимопомощь;
IV ступень (4 год обучения)
развить интерес к изучению тайн русского языка;
воспитать умение видеть в самом обычном явлении русского языка удивительное и необычное;
углубить уже имеющиеся знания о лексике;
изучить и исследовать конкретные лексические понятия;
способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у обучающихся;
научить овладеть нормами речевого этикета в ситуациях повседневного общения;
создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
научить обобщать, делать выводы;
стимулировать стремление уч-ся к самостоятельной деятельности;
воспитывать ответственность, самостоятельность.
Ожидаемые результатыобучения по программе:
учащиеся должны
1 год обучения
научиться анализировать и кратко характеризовать звуки речи;
усвоить понятие «буквы», научиться соотносить звуки и буквы;
научиться отличать гласные и согласные звуки;
научиться делить слова на слоги, определять место ударения;
научиться работать над проектом «Мой алфавит»;
научиться сочинять сказочные истории про буквы;
научиться понимать значимость коллектива и свою ответственность перед ним.
2 год обучения
должны получить представления об основных разделах русского языка: фонетике, орфографии, словообразовании, лексике;
научиться пользоваться словарями русского языка;
научиться писать сочинения-миниатюры;
научиться понимать значимость коллектива и свою ответственность перед ним
3 год обучения
углубить знания об основных разделах русского языка:фонетике, орфографии, словообразовании, лексике;
получить представление о морфологии;
научиться пользоваться словарями русского языка;
научиться составлять рассказы с использованием пиктограмм, сочинять загадки;
научиться уважительному отношению к товарищам, умению слушать друг друга
4 год обучения
знать об основных терминах, связанных с лексикой;
знать откуда пришли к нам некоторые слова и выражения, пословицы, поговорки, загадки;
уметь правильно употреблять изученные слова в речи;
уметь подбирать синонимы и антонимы;
уметь различать слова- паронимы, омоформы, архаизмы и неологизмы.
Формы и методы работы.
Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями обучаемых. Основной принцип моей программы: «От игры к знаниям». Обучение реализуется через игровые приемы работы – как известные, так и малоизвестные. Например: интеллектуальные (логические) игры на поиск связей, закономерностей, задания на кодирование и декодирование информации, сказки, конкурсы, игры на движение с использованием терминологии предмета.
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.
Виды игр:
на развитие внимания и закрепления терминологии;
игры-тренинги;
игры-конкурсы (с делением на команды);
сюжетные игры на закрепление пройденного материала;
интеллектуально-познавательные игры;
интеллектуально-творческие игры.
Дети быстро утомляются, необходимо переключать их внимание. Поэтому на уроке должны сменяться виды деятельности: игра, гимнастика ума, логика и многое другое.
Использование сказки всегда обогащает урок и делает его понятнее это:
сказочные сюжеты уроков;
сочинение своих сказок
Учебно-тематический план.
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего часов | Теория | Практика | Дата |
1 гр. | 2гр. |
| 1 год обучения. 1 блок «От А до Я» | | | | | |
| От звука к букве. | 24ч | 4ч. | 20ч | | |
1 | Игровое занятие. Зачем нужна речь? | | | | | |
2 | Поговорим о гласных и согласных звуках. | | | | | |
3 | Путешествие в мир гласных звуков. | | | | | |
4 | Путешествие в мир согласных звуков. | | | | | |
5 | Игровое занятие «Я знаю звуки речи» | | | | | |
6 | Игры с буквами Л-М и звуками, которые они обозначают. | | | | | |
7 | Встреча с буквой Н. Игра (Н) или (Н,). | | | | | |
8 | В гостях у сказки «Про букву Р». | | | | | |
9 | Подружитесь вместе с нами: а-я, о-ё, у-ю, ы-и, э-е. | | | | | |
10 | Зачем нам нужен ь? | | | | | |
11 | В гостях у парных согласных З-С, Б-П. | | | | | |
12 | В гостях у парных согласных Г-К, Д-Т. | | | | | |
13 | В гостях у парных согласных В-Ф, Ж-Ш. | | | | | |
14 | Знаем твердо жи и ши пишем только с буквой и. | | | | | |
15 | Знаем твердо ча ища пишем только с буквой а. | | | | | |
16 | Знаем твердо чуи щу пишем только с буквой у. | | | | | |
17 | Раскрываем тайны букв Ё, Е, Ю, Я в начале слова, после гласных. | | | | | |
18 | Внимание! Ъ и ь разделительные знаки. | | | | | |
19 | Занятие-конкурс «Что мы знаем о звуках и буквах» | | | | | |
20 | Отгадываем загадки о буквах. | | | | | |
21 | Сочиняем загадки о буквах. | | | | | |
22 | Встреча с буквой й. | | | | | |
23 | В гостях у шипящих. | | | | | |
24 | Город Буквоград. | | | | | |
| Мой алфавит (работа над проектом) | 4ч | 1ч | 3ч | | |
25 | Мой алфавит. Начало работы над проектом. | | | | | |
26 | Мой алфавит. Создание книжки – малышки. | | | | | |
27 | Мой алфавит. Оформление книжки – малышки. | | | | | |
28 | Мой алфавит. Презентация проектов. | | | | | |
| Уроки речевого творчества. | | | | | |
29 | «Что такое творчество?» | | | | | |
30 | «Я и мое настроение» | | | | | |
31 | «Мои летние каникулы» | | | | | |
32 | Итоговое занятие «Спасибо, азбука!» | | | | | |
| Итого: | | | | | |
| 2 год обучения. 2 блок «Секреты русского языка» | 2 класс | | | 1 группа | 2 группа |
1. | В мире фонетики | | | | | |
1 | Что изучает фонетика? | | | | 07.09 | 08.09 |
2 | Легко ли быть согласным звуком? | | | | 14.09 | 15.09 |
3 | Мягки ли мягкие согласные? | | | | 21.09 | 22.09 |
4 | Звук под «маской». | | | | 28.09 | 29.09 |
5 | Самый долгий слог. | | | | 05.10 | 06.10 |
6 | Буквы в слове переставим – много новых слов составим. | | | | 12.10 | 13.10 |
7 | Урок-игра: «Все о фонетике» | | | | 19.10 | 20.10 |
2. | Уроки речевого творчества. | | | | | |
8 | «Автопортрет» | | | | 26.10 | 27.10 |
9 | «Моя дружная семья» | | | | 09.11 | 10.11 |
3. | В мире орфографии. | | | | | |
10 | Зачем изучать графику? | | | | 16.11 | 17.11 |
11 | Писать ли, как слышится, или что такое орфография? | | | | 23.11 | 24.11 |
12 | Обиженные гласные. Мы идем по адресу: Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. | | | | 30.11 | 01.12 |
| В стране сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши. | | | | | |
| Про чк, чн, чт, нч, рщ… | | | | | |
| Ъ и Ь – помощники в словах | | | | | |
4. | В мире словообразования | | | | | |
| Корень- родоначальник, или что такое словообразование? | | | | | |
5. | В мире слов, или что такое лексика? | | | | | |
| К тайнам слова. Синонимы. | | | | | |
| К тайнам слова. Антонимы. | | | | | |
| Игры в слова и со словами. | | | | | |
6. | Итоговое занятие. Викторина «Знаешь ли ты русский язык?» | | | | | |
| Итого: | | | | | |
| 3 год обучения. 2 блок «Секреты русского языка» | | | | | |
1. | В мире фонетики | | | | | |
| Загадки согласных. | | | | | |
| Удивительные гласные. | | | | | |
| Забавные игры со слогами. | | | | | |
2. | Уроки речевого творчества. | | | | | |
| Рисование и составление рассказа на тему: «Я люблю…» | | | | | |
13 | Эмоции и творчество. Моя любимая игрушка. | | | | 07.12 | 08.12 |
14 | Сочинение и рисование на тему: «Мой друг» | | | | 14.12 | 15.12 |
3. | В мире орфографии | | | | 21.12 | 22.12 |
15 | Зоркий глаз. Орфограммы в словах. | | | | 28.12 | 29.12 |
4. | В мире словообразования | | | | | |
16 | Как разобрать и «собрать»слово? | | | | 18.01 | 19.01 |
17 | Как откопать древний корень, или этимологический разбор. | | | | 25.01 | 26.01 |
5. | В мире морфологии | | | | | |
18 | Колонны слов, или что такое морфология | | | | 01.02 | 02.02 |
19 | В гостях у существительного! | | | | 08.02 | 09.02 |
20 | Здравствуй, имя прилагательное! | | | | 15.02 | 16.02 |
21 | Его величество – Глагол! | | | | 22.02 | --- |
22 | Универсальные заменители: поговорим о местоимении | | | | 01.03 | 02.03 |
23 | Слова-помощники | | | | ---- | 09.03 |
24 | Урок-игра: «Части речи все нужны! Части речи все важны!» | | | | 15.03 | 16.03 |
6. | В мире слов, или что такое лексика? | | | | | |
25 | В стране синонимов. | | | | 22.03 | 23.03 |
26 | В стране антонимов. | | | | 05.04 | 06.04 |
27 | В стране омонимов. | | | | 12.04 | 13.04 |
28 | Многозначность слова. | | | | 19.04 | 20.04 |
29 | КВН «В мире слов». | | | | 03.05 | 04.05 |
30 | Игры в слова и со словами | | | | 10.05 | 11.05 |
31 32 33 34 | Урок-игра «Мой любимый русский язык» | | | | 17.05 24.05 | 18.05 25.05 |
| Итого: | | | | | |
| 4 год обучения 3 блок «К тайнам слова» | | | | | |
1. | Лексическое значение слова. | | | | | |
2. | Прямое и переносное значение слова. | | | | | |
3. | Ударение меняет значение. | | | | | |
4. | Пестрое семейство синонимов | | | | | |
5. | Великое противостояние антонимов. | | | | | |
6. | Слова-двойники. Омонимы. | | | | | |
7. | Омоформы, омофоны, омографы – виды омонимов. | | | | | |
8. | Похожи, но не одинаковы. Паронимы. | | | | | |
9. | Из глубины веков. Архаизмы. | | | | | |
10. | Устойчивые сравнения. | | | | | |
11. | Фразеологические сочетания. | | | | | |
12. | Шарада | | | | | |
13. | Поиграем в слова | | | | | |
14. | Откуда ты, имя? | | | | | |
15. | Отчество и фамилия | | | | | |
16. | Времена года | | | | | |
17. | Крутится-вертится шар голубой | | | | | |
18. | В гостях у сказки | | | | | |
19. | Что нужно школьнику | | | | | |
20. | Скатерть-самобранка | | | | | |
21. | Растения- почему их так называют? Составление словарика на тему: «Растения» | | | | | |
22. | Птицы и звери - почему их так называют? | | | | | |
23. | О том, что мы носим. | | | | | |
24. | Итоговое занятие. Игра «Счастливый случай». | | | | | |
| Итого: | | | | | |
| | | | | | |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
1 год обучения. 1 блок «От А до Я» - 32ч.
От звука к букве-24ч.
Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков, твердых и мягких согласных звуков.
Деление слова на слоги. Определение места ударения.
Различение звука и буквы. Буквы гласных как показатель твердости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного.
Мой алфавит (работа над проектом) – 4ч.
Знакомство с русским алфавитом. Правильное называние букв русского алфавита. Алфавитный порядок слов. Работа над проектом. Создание книжки-малышки «Мой алфавит».
Уроки речевого творчества – 3ч.
«Что такое творчество?»(Раскрытие сущности творчества. Сочинение рассказов, чистоговорок, фантастических историй. Словотворчество.).
«Я и мое настроение» (Разговор о разных чувствах, веселом и грустном настроении человека. Беседа по рассказу В. Драгунского «Заколдованная буква». Сочинение на тему «Весело, грустно». Рисование веселых и грустных рисунков.).
«Мои летние каникулы». Сочинение и рисование по данной теме.
Итоговое занятие «Спасибо, Азбука!» - 1ч
Праздничное представление детей, исполняющих роли букв алфавита.
2 год обучения. 2 блок «Секреты русского языка» - 34ч.
В мире фонетики – 13ч
Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный- безударный; согласный твердый- мягкий; парный- непарный; согласный звонкий- глухой; парный- непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Уроки речевого творчества – 2ч
«Автопортрет» (Беседа о человеке, его внешности, о характере. Составление сочинения-миниатюры на тему «Какой я?». Рисование автопортрета. Игры на отгадывание имен.).
«Моя дружная семья» (Беседа о самых близких людях, дружной семье. Рисование своей семьи. Подготовка сочинения-миниатюры «Моя семья», «Мы с мамой и папой на прогулке».).
В мире орфографии – 11ч
Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря. Игры на применение правил правописания:
сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щув положении под ударением;
сочетания чк-чн, чт, щн;
перенос слов;
правописание гласных и согласных в корне слова;
разделительные Ь и Ъ
В мире словообразования – 2ч
Овладение понятием «родственные (однокоренные)» слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
В мире слов, или что такое лексика? – 5ч
Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Игры в слова и со словами.
Итоговое занятие. Викторина «Знаешь ли ты русский язык?» - 1ч
Смотр знаний по русскому языку.
3 год обучения. 2 блок «Секреты русского языка» - 34ч
В мире фонетики – 6 ч
Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласны звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный- безударный; согласный твердый- мягкий; парный- непарный; согласный звонкий- глухой; парный- непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова. Углубление знаний по фонетике, полученных в течение 2 года обучения. Забавные игры со слогами.
Уроки речевого творчества – 3ч
Рисование и составление рассказа на тему «Я люблю…» (Разговор о том, кого и что любят дети. Работа с фразеологизмами. Составление рассказа с пиктограммами на тему «Я люблю…», «Что я люблю?».
Рисование на тему «Я люблю…»). Эмоции и творчество. Моя любимая игрушка (Разговор с детьми о любимых игрушках. Игры с игрушками и загадки об игрушках. Рассказ учителя «Из истории матрешки», составление словарика, выполнение рисунков к словам. Составление рассказа и рисование любимой игрушки.).
Сочинение и рисование на тему «Мой друг» (Разговор о дружбе, о важности умения дружить, быть хорошим другом. Пословицы о дружбе, стихи. Сочинение-миниатюра на тему «Мой друг». Рисование друга, подруги).
В мире орфографии – 2ч
Углубление знаний по фонетике, полученных в течение 2 года обучения.Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря. Игры на применение правил правописания:
сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щув положении под ударением;
сочетания чк-чн, чт, щн;
перенос слов;
правописание гласных и согласных в корне слова;
разделительные Ь и Ъ
В мире словообразования- 5ч
Совершенствование умения различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу. Этимологический разбор.
В мире морфологии – 7ч
Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз, частица. Значение частей речи и употребление их в речи.
В мире слов, или что такое лексика? – 10ч
Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Знакомство с омонимами. Однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слов. Применение словарей.
Итоговое занятие. Урок-игра «Мой любимый русский язык»- 1ч
Смотр знаний по русскому языку.
4 год обучения. 3 блок «К тайнам слова» - 34ч
Лексическое значение слова.-1ч.
Углубление знаний о лексическом значении слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка.
Прямое и переносное значение слова.-1ч.
Особенности прямого и переносного значения слов.
Ударение меняет значение. -2ч.
Особенности русского ударения.
Пестрое семейство синонимов.-2ч.
Особенности синонимического ряда слов. Правильное употребление слов- синонимов в речи.
Великое противостояние антонимов.-2ч.
Особенности антонимического ряда слов. Правильное употребление слов- антонимов в речи.
Слова-двойники. Омонимы. -1ч.
Расширение знаний и представлений детей об омонимах. Правильное употребление слов- омонимов в речи.
Омоформы, омофоны, омографы – виды омонимов.-1ч.
Разновидности омонимов: омоформы, омофоны, омографы. Их употребление в речи.
Похожи, но не одинаковы. Паронимы. -1ч.
Особенности слов- паронимов. Их употребление в речи.
Из глубины веков. Архаизмы.-1ч.
Особенности устаревших слов- архаизмов. Правильное употребление и понимание архаизмов в речи.
Устойчивые сравнения.-1ч
Особенность устойчивых сравнений русского языка. Правильное употребление сравнения в речи.
Фразеологические сочетания-3ч.
Особенность фразеологических сочетаний, правильное употребление фразеологизмов в речи. Обогащение словарного запаса образными выражениями.
Шарада -1ч.
Знакомство с особой загадкой-шарадой. Составление собственных шарад.
Поиграем в слова-1ч.
Знакомство с особыми филологическими загадками-метаграммами, логогрифами, перевертышами.
Откуда ты, имя?-1ч.
Откуда пришли названия имен. Какие имена носили люди в Древней Руси?
Отчество и фамилия-1ч.
Откуда пришли отчество и фамилия в русский язык (историческая справка).
Времена года -4ч.
Откуда пришли названия месяцев, как назывались месяцы в Древней Руси.
Крутится-вертится шар голубой-1ч.
Что означают названия материков, частей света.
В гостях у сказки.-1ч.
Откуда пришли названия, которые встречаются в русских сказках.
Что нужно школьнику.-1ч.
Откуда пришли названия некоторых ученических принадлежностей, учебных предметов.
Скатерть-самобранка.-1ч.
Откуда пришли названия блюд и продуктов, которыми пользуется человек.
Растения- почему их так называют? Составление словарика на тему: «Растения» -1ч.
Откуда пришли названия некоторых растений.
Птицы и звери - почему их так называют?-1ч.
Откуда пришли названия животных.
О том, что мы носим.-1ч.
Что означают названия некоторых предметов одежды.
Итоговое занятие. Игра «Счастливый случай».-1ч.
Обобщение знаний, полученных во время занятий в 3 блоке «К тайнам слова»
Ресурсное обеспечение.
Информационно- методические ресурсы.
Для того, чтобы дети шли в ногу со временем и овладели информационно-коммуникационными технологиями, запланированы занятия в компьютерном классе. Школа располагает достаточными техническими средствами: есть телевизор, музыкальный центр, экран, проектор, компьютер.
Научно-методические ресурсы.
Для того, чтобы качественно подготовить занятия, будут использоваться научные и методические издания, обозначенные в конце программы.
Организационные ресурсы.
Для воплощения данной программы в жизнь существует достаточно благоприятное культурно-образовательное пространство.
В школе имеется библиотека, где дети могут найти дополнительную литературу. Это поможет раскрыть их интеллект, будет способствовать познавательной и творческой активности.
Наглядность.
В процессе реализации программы будут использоваться картинки, фотографии, презентации, словари.
Литература для учителя.
Аржакаева Т. Психологическая азбука для первоклашек. Развивающие уроки./Школьный психолог № 13,2000
Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997
Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка.- СПБ: «Речь»,2002
Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка . Т 1-4 – М: Русский язык,1981
Ожегов С. И., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М, 2000
Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. М: Рус. Язык, 1986
Львов М. Р. Школьный словарь антонимов рус. Языка. – М, 1987
Лапатухина М. С., Школьный толковый словарь рус. Языка. – М: Просвещение,1981
Иванова В. А. Занимательно о русском языке. Л: Просвещение,1990
Люстрова З. Н. Друзьям русского языка. – Ш: Знание,1982
Винокурова Н. К. Подумаем вместе. М.: Рост,1998
Ломакин П. И. В мире слов. Ч. 3. М.:Издат-школа,1998
Львова С. И. Люби и знай родной язык. М. : Русское слово,2000
Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учеба, и отдых: русский язык. Ярославль: Академия развития, 1997
Елизарова Е. М. К тайнам слова: занимательная лексика. Кружковая работа по русскому языку, занятия в группе продленного дня. – Волгоград: Учитель, 2008
Каландарова Н. Н. Уроки речевого творчества: 2 класс. – М.:ВАКО,2009
Ладыженская Т. А.Речевые уроки: книга для учителя нач. классов. – М.:Просвещение,1995
Литература для детей.
Сказки, загадки.Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка . Т 1-4 – М: Русский язык,1981
Ожегов С. И., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М, 2000
Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. М: Рус. Язык, 1986
Львов М. Р. Школьный словарь антонимов рус. Языка. – М, 1987
Лапатухина М. С., Школьный толковый словарь рус. Языка. – М: Просвещение,1981
Полякова А. В. Превращения слов: книга для уч-ся нач. классов. – М.: Просвещение ,1991