СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочное занятие для обучающихся 8-9 классов по теме «Обычаи и традиции моего народа: как прошлое соединяется с настоящим?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочное мероприятие для обучающихся 8-9 классов по теме «Обычаи и традиции моего народа: как прошлое соединяется с настоящим?» - занятие, разработанное на основе федеральных материалов для проведения "Разговора о важном", дополненное  примерами из истории, литературы, науки, традиций Республики Мордовия.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие для обучающихся 8-9 классов по теме «Обычаи и традиции моего народа: как прошлое соединяется с настоящим?»»

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 8-9 классов по теме

«Обычаи и традиции моего народа: как прошлое соединяется с настоящим?»

Цель занятия: формировать традиционные семейные ценности и уважительное отношение к людям старшего поколения; воспитывать нравственные качества личности (доброту, милосердие, сострадание, благородство, готовность прийти на помощь), способствовать развитию преемственности поколений в семье, осознанию обучающимися достоинств жизненного опыта.

Формирующиеся ценности: развитие, самореализация, историческая память и преемственность поколений.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: беседа. Занятие предполагает использование видеоролика, интерактивных заданий, включает в себя анализ информации, групповую работу с текстом.

Комплект материалов:

 сценарий,

 методические рекомендации,

 видеоролик,

Содержательные блоки занятия

Часть 1. Мотивационная.

Вступительное слово учителя, беседа по предварительным вопросам, просмотр видеопрезентации.

Часть 2. Основная. Организация деятельности обучающихся.

Работа в группах. Общее обсуждение. Выполнение интерактивных заданий.

Часть 3. Заключение. Подведение итогов занятия, рефлексия.

СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная (5 минут)

Вступительное слово учителя.

1 октября отмечается Международный день пожилых людей. И сегодняшнее занятие мы посвящаем именно этому замечательному празднику. Мы побеседуем о людях преклонного возраста, о важности семейных традиций, преемственности поколений, заботы о наших бабушках и дедушках.

Беседа по предварительным вопросам.

Беседа. Учитель организует в классе разговор по предварительным вопросам, например:

 Как вы думаете, что символизирует День пожилых людей?

 Как в вашей семье отмечают этот праздник?

 За что мы можем сказать слова благодарности нашим бабушкам и дедушкам?

Учитель благодарит учеников за ответы и рассуждения, подводит итог краткой беседе и переходит к теме «День пожилых людей».

А теперь давайте посмотрим видеоролик, в котором рассказывается об этом важном дне, о его истории, символах и традициях.

Демонстрация видео (дикторский текст)

Золотая осень – прекрасное время года. И в этот период – 1 октября - мы отмечаем праздник – День пожилых людей, который был официально провозглашен в России в 1992 году. У праздника есть свой особый логотип. В нашей стране его символом является изображение открытой ладони, которая означает помощь и поддержку, и сердце в руке, которое олицетворяет любовь и добро. Почитание старших, оказание уважения и заботы пожилым людям – главная добродетель человека и неотъемлемая часть традиций России. В нашей стране уделяется особое внимание социальной поддержке людей почтенного возраста, улучшению условий их жизни, укреплению их здоровья. В День пожилых людей мы поздравляем наших бабушек и дедушек и говорим им слова искренней благодарности и любви. 4 Именно они дарят нам тепло общения и радость открытий, учат нас с уважением относиться к чужому мнению и твердо отстаивать собственную позицию, с ответственностью относиться к делу и свято верить в силу добра и справедливости. Они трудились всю свою жизнь и по настоящий день являются душой каждой семьи, являясь хранителями семейных традиций и нравственных ценностей. Жизненный опыт и зрелая мудрость, которыми бабушки и дедушки щедро делятся со своими детьми и внуками, бесценны для каждого из нас. И задача молодого поколения - беречь, уважать старших и делать все возможное, чтобы их жизнь была счастливой, интересной и достойной.

Часть 2. Основная. Организация деятельности обучающихся (20 минут)

Учитель. Уважение к старшим является одной из многовековых традиций и незыблемых ценностей российского общества. В нашей стране уделяется большое внимание социальной поддержке людей почтенного возраста, повышению качества их жизни, развитию духовного потенциала и укреплению их здоровья. В зрелом возрасте многие люди открывают в себе новые возможности и таланты, совершают открытия и создают уникальные произведения искусства и культуры. Выйдя на заслуженный отдых, наши дедушки и бабушки могут продолжить обучение, получить новые знания и умения, найти новое хобби. Могут заняться спортом и стать чемпионом, как например Евгения Степанова, инженер из Санкт-Петербурга, которая после выхода на пенсию в 60 лет решила стать профессиональной спортсменкой по прыжкам в воду с вышки. И благодаря поддержке внучки она добилась своей цели. На сегодняшний день она является многократной чемпионкой мира и Европы по прыжкам в воду. Для активных представителей старшего поколения действуют различные региональные проекты, в том числе программы по поддержанию здоровья. Пожилые люди могут посещать музеи, смотреть спектакли – часто для пенсионеров организуют бесплатное посещение.

Сегодня мы с вами поговорим о наших бабушках и дедушках, подумаем, все ли мы делаем для них, как складываются наши с ними отношения. Как прошлое соединяется с будущим? Это главный вопрос нашего сегодняшнего занятия. В каждой семье свои традиции, своя преемственность поколений. Сегодня я хочу познакомить вас с семьей Смирновых из нашего села. Это семья хлеборобов. Перед вами выступит представительница третьего поколения, выпускница нашей школы Смирнова Галина, которая учится на сельскохозяйственном факультете и мечтает вернуться работать в наше село. Вы узнаете, что она выбрала профессию агронома не только от любви к земле, но и потому, что очень любит свою бабушку!!! Ее бабушка, Смирнова Анна Александровна, долгие годы проработала агрономом.

Выступление гостя, Смирновой Галины.

На свете много профессий, и все они важны для общества. Но существует единственная профессия, без которой не проживет ни один человек на свете. Это профессия хлебороба. Каждый день человек нуждается в хлебе: за завтраком, обедом и ужином человек употребляет в пищу мучные продукты. Они очень разнообразны: макаронные изделия, выпечка, торты, крупы и просто хлеб.

Хлебороб - древняя профессия, уходящая своими корнями в самые глубины истории Руси. Прошло много веков, прежде чем человек научился правильно возделывать землю, чтобы получить хороший урожай и при этом не причинить вреда разрабатываемым почвам. Во все времена хлеб дорого достается людям. Сегодня хлеб с полей убирают комбайны, а когда-то эту работу приходилось выполнять вручную. В давние времена уборка хлеба серпом считалась самым изнурительным занятием из всех крестьянских работ, поэтому пору жатвы и назвали страдой, от слова «страдание». Небом крытое хлебное поле бывает сурово и капризно, великого упорства требует от человека. Пришли на помощь человеку машины, но остались независимые от человека то милостивые, то жестокие, угрожающие силы природы. Они могут либо помочь земледельцу щедрым теплом, живительной влагой, либо испепелить его нивы засухой, сгноить ливнями, выбить градом. И хлебороб, вступивший в поединок со стихией, отстоявший свое хлебное поле, достоин всенародного уважения. С первого класса помню слова, которые были написаны в «Азбуке»:

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил!


В моей семье о профессии хлебороба знают не понаслышке.

Мой прадед Смирнов Алексей Иванович и дед Смирнов Владимир Алексеевич всю свою жизнь проработали «на земле»: пахали , сеяли зерно, собирали урожай. Дед является заслуженным работником сельского хозяйства Мордовии, его трудовой стаж 43года. Он и сейчас не может спокойно смотреть на проплывающие через село комбайны, любит помочь советом молодым комбайнерам. Он искренне переживает, если видит, что хлебное поле убрано с большими потерями.

Бабушка Смирнова Анна Александровна проработала 7 лет агрономом в колхозе, до сегодняшних дней вспоминает непростые времена. Когда она приехала в колхоз молодым специалистом, она оказалась самой завидной невестой. Молодая, стройная, грамотная. Она за день по нескольку раз бывала на каждом поле, благо колхоз выделил мотоцикл. В ее профессии была своя романтика и прелесть.

Мой папа пошел по стопам своих родителей, которые еще в детстве в нем воспитали любовь к земле, к труду. С 10 лет он уже работал помощником комбайнера, за хорошую работу был награжден грамотами, дипломами, памятными подарками. Сегодня он фермер, у него свои земли, на которых он трудится. Я вижу, как нелегко ему бывает: он растит хлеб от семени до буханки на столе. Мы приходим ему на помощь всей семьей.

Когда заходит вопрос о профессиях, то редко услышишь о хлеборобах. Мечтаем все о юриспруденции или о медицине. А между тем, хлебороб - это поистине мужская профессия. От этого человека веет теплом и миром. Землю человек, выращивающий хлеб, называет матушкой, а хлеб - батюшкой.

Мама моя – учитель, постоянно занята в школе или дома тетрадями и планами. Большую часть своего детства я провела со своей любимой бабушкой: с ней мы выращивали цветы, работали на огороде, с ней читали книги и мечтали о моем будущем. Именно она вселила в меня мечту стать агрономом. Я ей очень за это благодарна. Теперь я учусь на сельхозфакультете, и в каждый свой приезд домой в первую очередь бегу к бабушке, помогаю ей, рассказываю о своих успехах.

(Галина сопровождает свой рассказ видеороликами и презентацией, отражающими жизнь их семьи)

Учитель. Расскажите каждый о своих бабушках и дедушках.

-Как в вашей семье поддерживают бабушек и дедушек

?-Как вы выражаете им свою любовь?

-Какие в вашей семье есть традиции, которые объединяют разные поколения?

-Какую реальную помощь мы можем оказывать пожилым людям?

-Что мы с вами можем сделать, чтобы жизнь людей преклонного возраста была счастливой и достойной?

Рассказы детей.

Интерактивное задание. Филворд «Внутренний мир людей старшего возраста»

Учитель. Сегодня мы многое узнали о людях пожилого возраста, о наших бабушках и дедушках. Они хранители семейных традиций и нравственных ценностей. Мы уважаем их, любим, бережем. Давайте посмотрим, какие качества отражают их внутренний мир: (СЛОВА ФИЛВОРДА) мудрость, опыт, знания, зрелость, великодушие, добросердечность, искренность, мягкость, отзывчивость, бескорыстие, достоинство, доброта.

Часть 3. Заключение. Рефлексия (5 минут)

В завершении занятия учитель предлагает школьникам подвести итог разговора с использованием выражений типа: «Из услышанных / прочитанных сегодня историй наибольшее впечатление на меня произвела...»; «Я думаю, что для счастливой жизни наших бабушек и дедушек важно…»; «Наше занятие вдохновило меня на то, чтобы…»

Творческое задание. Вариант 1

Расскажите одноклассникам о ваших бабушках и дедушках и том, как вы вместе проводите время.

Творческое задание. Вариант 2

Известны ли вам люди старшего поколения, жизнь и сила духа которых вызывает у вас особое уважение?