Департамент образования и науки города Москвы
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт среднего профессионального образования имени
К. Д. Ушинского
Технологическая карта внеурочного занятия
на тему «Натюрморт. Яблоко»
во 2 классе
студентки группы 8ПНКд31ш-20
Захаровой Софьи Сергеевны
Москва, 2024
Класс: 2
Тема: «Натюрморт. Яблоко»
Направление: Общекультурное (художественно-эстетическое)
Форма: творческая мастерская
Цель: обобщить знания о фруктовых натюрмортах, познакомить с новой техникой изобразительного искусства – рисование по координатам.
Задачи:
Дидактические: познакомить с мировым живописцем Полем Сезанном и его работами в жанре натюрморт; обобщить представления о жанре натюрморт; вспомнить сказки и рассказы, в которых фигурировало яблоко; продолжить знакомство с нетрадиционными техниками изобразительного искусства.
Развивающие: развивать аккуратность, речь, внимательность; математическую грамотность, умение работать с координатами.
Воспитательные: воспитать эстетические чувства, уважение к мировой художественной культуре и потребность в посещение культурных мест.
Планируемые результаты:
-пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования;
-выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;
-уважать и ценить искусство и художествено-творческую деятельность человека;
-воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и зарубежного искусства, изображающие природу, человека, явления;
–создавать графическими и живописными средствами выразительные образы природы, человека, животного.
- различать изученные виды изобразительного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в изобразительном искусстве.
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
-адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих.
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- понимать художественную речь других, понимать то, что хочет сказать художник своим произведением.
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
Состав участников: учащиеся 2 «Ж» класса.
Дидактические средства, интерактивное оборудование: шаблон тыквы, фломастеры/цветные карандаши, презентация, электронная доска, магниты, ментальная схема.
Ход внеурочного занятия
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля |
I Эмоционально-установочный (эмоциональное включение) | -Здравствуйте, я рада всех вас сегодня видеть. Сегодня на занятии нас ждет плодотворная работа, поэтому мне не терпится начать. -Но для начала вспомним, в каком городе мы все находимся. Какому жанру живописи он посвящен? Что мы уже изображали на наших натюрмортах? | -Город Натюрморт. -Мороженое и тыкву. | К.: - понимать художественную речь других, понимать то, что хочет сказать художник своим произведением. | Карта страны Живопись. | Устный опрос. |
II Пропедевтический (подготовительный) | - Сегодня мы с вами изобразим ещё один фрукт. Его очень часто на своих натюрмортах изображал великий живописец Поль Сезанн. - Внимательно рассмотрите эти натюрморты и найдите фрукт, который присутствует на всех трёх. -Кажется, изобразить яблоко не составит ни для кого из вас труда, ведь мы все с раннего детства умеем рисовать этот фрукт. Но сегодня наша задача не просто нарисовать яблоко, а при этом использовать одну технику изобразительного искусства, которая называется рисование по координатам. - Координатами называется определенное расположение точки в пространстве или на плоскости. Кажется, это сложное занятие - рисовать по координатам, но сегодня вы удостоверитесь на практике в том, что это очень легко и интересно. | -На них всех присутствует яблоко. | П.: - приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве; - осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в изобразительном искусстве. | Иллюстрации натюрмортов с яблоками Поля Сезанна. | Проверка готовности к практической деятельности. |
III Деятельностный (Игровая, исследовательская, проектная, изобразительная, конструкторская...) | - Для того, чтобы рисовать по координатам нужны какие-то обозначения. -У каждого из вас на столе лежит лист, на котором на квадратном поле сверху подписан каждый столбик, а с левой стороны подписаны строки. Каким образом подписаны столбики? А как строки? -Вам нужна определенным цветом закрасить определенные клеточки. Какой первый цвет упомянут на листе? -Значит, сейчас все взяли в руки черный карандаш или фломастер. Еще нам потребуется линейка, чтобы не запутаться в клеточках. После названия цвета у вас идут координаты в виде буквы с числом. Это координаты чёрных клеточек. Назовите координаты первой клеточки, которую нужно закрасить чёрным. Значит, это клеточка, в которой пересекаются столбик Е со строчкой 9 (очень похоже на таблицу умножения). -Найдите 9 строчку и приложите линейку так, чтобы она была вровень с этой строкой. Теперь карандашом находим столбик Е и спускаемся вниз до линейки, Клетка, которая пересекается со столбиком Е на 9 строке должна быть закрашена чёрным. -Таким образом, закрашиваем черным цветом все перечисленные ниже клетки. -Убираем черный карандаш/фломастер и достаём коричневый. Здесь координаты написано немного по-другому. между двумя координатами стоит “тире”. Значит, автор хочет сказать, что нужно будет закрасить все клетки, которые будут между теми двумя, написанными на листе. -Например, Ж3-Ж5. Для начала находим клетку с координатами Ж3 и закрашиваем коричневым. После находим клетку с координатами Ж5 и тоже ее закрашиваем. Но, как я сказала ранее, если между этими двумя координатами стоит “-”, значит, автор просит нас закрасить все клетки, которые находятся между ними тем же цветом. Какая клеточка расположена между Ж3 и Ж5? Каким цветом следует закрасить? -Теперь самостоятельно раскрашивайте остальные клетки нужными цветами, а для этого находите их координаты. Используйте линейку, чтобы не совершить ошибок. | - От буквы А до Л. - От числа 1 до 15. – Чёрный. -Е9 -Е10, Ж9, Ж10, Ё14. -Ж4. Коричневым. | К.: -задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; Р.: - учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия; П.: - художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира. | Рабочий лист с координатным полем и перечнем координатных точек разных цветов. | Наблюдение за учениками во время работы. Коррекция учителем действий учащихся во время данного этапа. |
IV Эмоционально-рефлексивный (оценочный) | - Время занятия подходит к концу. Сейчас, чтобы вы могли оценить свою работу, я представляю, как должна была выглядеть ваша работа, если вы всё сделали верно. Внимательно рассмотрите мой образец и свою работу и по десятибалльной шкале оцените, насколько у вас получилось верно выполнить задание. -Сбоку от своей работы напишите количество баллов. Если вы выполнили половину работы, то напишите 5 или 6, есть ли выполнена вся работа, но допущены ошибки - то от 7 до 9, в зависимости от количества ошибок, если все правильно, вы напишите 10. Постарайтесь оценивать себя максимально честным образом, эти оценки никуда не будут выставлены, они лично ваша оценка. | По установленному учителем критериям оценивает выполненную работу на занятие. | Р.: - осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности; | Слайд презентации с образцом готовой работы. | Взаимоконтроль |